Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)
Оценка 4.9

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
17.02.2017
Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)
Презентация к уроку - практикуму по определению изобразительно-выразительных средств языка" (11 класс)
Юферева Н. Л., урок 11 кл.doc
Урок­практикум по определению изобразительно­выразительных средств языка Класс: 11 Цели урока: вспомнить основные признаки художественного стиля; совершенствовать навыки работы с текстом; тренировать в определении средств выразительности; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; развивать общий кругозор; воспитывать любовь к русскому языку, интерес к художественным произведениям,  к родной природе. Речевая тема: весна Оборудование: компьютерная презентация,  «Времена года» П. И. Чайковского Ход урока 1. Оргмомент. Слайд 1 Объявление целей урока. Обращение к эпиграфу. Определение вида тропа Утро года   (перифраз) Слайд 2 2. Повторение. Работа с отрывком из художественного текста (А. Куприн «Олеся»)   Слайд 3   Побежали   по   деревенским   улицам   бурливые, Весна   наступила   в   этом   году   ра…яя,   дружная   и   ­   как   всегда   на   Полесье   ­   коричневые, неожида…ая.   сердито   пенясь   вокруг   встречных   каменьев   и   быстро сверкающие   ручейки, вертя   щепки   и   гуси…ый   пух;   в   огромных   лужах   воды   отразилось   голубое   небо   с плывущими   по   нему   круглыми,   точно   крутящимися,   белыми   облаками;   с   крыш посыпались   частые   звонкие   капли.  Воробьи,   стаями   обсыпавшие   пр…дорожные ветлы,   кричали   так   громко   и   возбужденно,   что   н…чего   нельзя   было   ра…лышать за   их   криком.    торопливая   тревога   жизни. Снег   сошел,   оставшись   еще   кое­где   грязными   рыхлыми   клочками   в   лощинах   и тенистых   перелесках.   теплая земля,   полная   жажды нового   материнства.   наполнявший воздух   запахом   оттаявшей   земли,   ­   тем   свежим,   вкрадчивым   и   могучим   пьяным запахом   весны,   который   даже   и   в   городе   узнаешь   среди   сотен   других   запахов. Мне   казалось,   что   вместе   с   этим   ароматом   вливалась   в   мою   душу   весе…яя   исполне…ая   беспокойных   ожиданий   и   смутных грусть, предчувствий,   делающая   в   ваших   глазах   всех   женщин хорошенькими   и   всегда   приправленная   неопределенными   сожалениями   о   прошлых   отдохнувшая   за   зиму   и   теперь   полная   свежих   соков,   Из­под   него   выглянула   обнаже…ая,   мокрая,   сладкая   и   нежная,   ­   поэтическая   грусть, Везде   чувствовалась   радостная,   Над   черными   нивами   вился   легкий   парок, Ночи   стали   теплее; веснах. незримая спешная творческая работа природы...   в   их   густом   влажном   мраке   чувствовалась Задания: 1. Назовите автора этого отрывка 2. Объясните орфограммы 3. Объясните  постановку тире в первом предложении 4. Выполните пунктуационный разбор предложения   Воробьи …  5. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов «Полесье», «побежал» 6. Определите тип и стиль отрывка 7. Назовите основные признаки художественного стиля  Слайд 4 8. Вспомните изобразительно­выразительные средства языка, найдите их в данном тексте Слайд 5 3. Работа по теме урока Итак, мы сегодня на уроке будем говорить о средствах выразительности, тренироваться в их нахождении в текстах о весне.  А знаете ли вы, что весна бывает календарная, астрономическая, фенологическая?  Календарная весна Состоит из трёх месяцев: в северном полушарии — марта, апреля и мая, в Южном — сентября,  октября и ноября. Весна — переходный сезон, когда заметно увеличение светового дня, повышается температура  окружающей среды и активизируется природная деятельность живых существ и растений. Астрономическая весна аа В отличие от календ рной, астрономическая весна наступает позже равноденствия 20, 21 или 22 марта (в северном полушарии) и 22, 23 сентября (в южном  полушарии) и продолжается до солнечнего солнцестояния (20 или 21 июня в северном  полушарии и 21 или 22 декабря в южном полушарии).  — во время весеннего  В старинных пасхалиях весна описывалась следующим образом: Весна наричется яко дева украшена красотою и добротою, сияюще чудно и преславне, яко  дивитися всем зрящим доброты её, любима бо и сладка всем, родится бо ся всяко животно в ней  радости и веселия исполнено. Сицева есть весна. Фенологическая весна Фенологически весна считается наступившей, когда среднесуточная температура начинает  превышать 0 градусов по Цельсию. В южных районах России весна сливается с осенью (субтропический климат, климатической  зимы нет). В средней полосе России весна наступает климатически в среднем в конце марта. На  большей части России март климатически является зимним месяцем. В районах с холодным  климатом весна тоже сливается с осенью (нет климатического лета, субарктический климат). Почему мы говорим о весне? Потому что это – удивительное время года, не оставляющее  никого равнодушным: ни художника, ни поэта, ни писателя, ни композитора, ни простого  созерцателя. Мы знаем, что художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт  пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение  человека, его восхищение красотой природы звуками.  Вспомните и назовите произведения искусства, посвященные весне. (Ребята отвечают. Демонстрируются слайды)  Слайды 6,7 Хотелось бы сказать несколько слов о «Временах года» Чайковского. Слайд 8 (если есть возможность, включается запись) "Времена года" Чайковского ­ это своеобразный музыкальный дневник композитора,  запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее  вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый  день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего  пережитого не останется никакого следа".  Этим лирическим чувством композитора, любовью к  жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского,  фортепианного цикла "Времена года".   Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века,  петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин  для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и  деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего  музыкального быта русских людей того времени. А сейчас переходим к основной части урока.  1. Нахождение и определение средств выразительности в стихотворных отрывках   Слайды 9 ­ 19 2. Работа с текстом о картине Левитана «Весна – большая вода» ­ Слово о художнике (сообщение учащегося – см. приложение)  Слайды 20 ­ 29 ­ А теперь поработаем с прозаическим текстом  искусствоведа В. Прыткова, в котором он  описывает картину «Весна – большая вода».  Слайд 30  1. Расположите части текста в определенной последовательности.  Б. Левитан обращался к любимому времени года не раз («Март», «Первая зелень. Май», «Весна»  и др.). В конце 90­х годов была создана одна из самых трогательных картин художника — «Весна. Большая вода». Он пишет весну, уже вступившую в свои права, когда только что стаял  снег и разлились реки, однако деревья стоят ещё голые, уже успевшие покрыться пушистой  зеленью. В. Гибкие стволы и ветки молодых деревьев образуют прозрачное кружево, лёгкую пелену,  наброшенную на пейзаж, который благодаря этому лишается определённости своих очертаний,  кажется почти невесомым. При этом он не становится призрачным, не лишается реальности. Вся  картина построена на холодных светло­голубых тонах воды и неба и теплых рыжевато­песочных  тонах деревьев и полосы. Отсюда рождается ощущение распространяющегося в свежем весеннем воздухе тепла.  А.Картина наполнена воздухом, в сущности и сама «большая вода»­ выглядит, как опрокинутое  небо. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение: они  растворяются в воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются с голубизной неба. Полное  безлюдье помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, и погрузиться в созерцание  внутренней жизни природы. Г. Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в  отдалении) и делает её ещё более задушевной. Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы  говорит художник.  2. Прочитайте получившийся  текст. 3.   Объяснение слов «созерцание», «задушевная» 4.  Соответствует ли содержание текста картине? 5.   Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? (эпитеты,  олицетворения, метафора, сравнение) 6.   Тест по тексту. 1. Какое из предложений более точно передает основную мысль текста? 1) Картина наполнена воздухом, в сущности и сама «большая вода»­ выглядит, как опрокинутое  небо. 2) В конце 90­х годов была создана одна из самых трогательных картин художника — «Весна ­  большая вода». 3) Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в  отдалении) и делает её ещё более задушевной. 4) Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник.  2. Определите стиль и тип речи текста. 1) публицистический, повествование; 2) публицистический, описание 3) художественный, повествование 4) разговорный, описание 3. Укажите правильное толкование слова «созерцание» 1) красота 2) наблюдение, рассматривание 3) настроение 4) созвучие 4. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение, объясните постановку двоеточия: 1) вторая часть имеет значение пояснения 2) вторая часть имеет значение следствия 3) вторая часть имеет значение причины 4) вторая часть имеет значение изъяснения 4. Дома: выписать из художественных текстов     восемь  примеров с разными видами    изобразительно­выразительных средств 5. Подведение итогов урока.  Слайды 32 Приложение  Исаак Ильич Левитан (1860 ­ 1900) – российский художник­пейзажист. Родился Исаак Левитан 18 августа 1860 года в Ковенской губернии селе Кибарты в весьма образованной семье.   Его   отец   владел   несколькими   языками,   был   преподавателем.   В   1970­х   годах   в   биографии Левитана состоялся переезд в Москву вместе с семьей. Исаак с детства увлекался рисованием, так что, начиная с 1873, стал обучаться в училище живописи, ваяния, зодчества в Москве. После смерти отца и матери,   в   биографии   Исаака   Левитана   наступило   тяжелый   период.   Видя   талант   ученика   и   его невозможность платить за обучение, в училище его освободили от оплаты и даже оказывали помощь. После  выставки  картин  еще во время  учебы,  художник получил  серебряную  медаль.  А образование окончил   в   1885   году.   Позже   в   биографии   художника   Левитана   прошло   несколько   путешествий   по Франции,   Италии.   Также   свои   работы   Левитан   представлял   среди   Товарищества   передвижных художественных выставок. На некоторое время художник был вынужден покинуть Москву, но позже вернулся.  Если рассматривать краткую биографию Левитана, нужно отметить, что с 1898 года он преподавал в родном училище.  Среди известнейших  картин  Левитана  – «Над вечным покоем», «Вечер на Волге», «Березовая роща», «Сумерки. Стога», «Весна – большая вода» и многие другие.

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)

Урок-практикум по определению изобразительно-выразительных средств языка (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017