Урок «Православие о защите Отечества» по учебному модулю «Основы православной культуры»
Оценка 4.9

Урок «Православие о защите Отечества» по учебному модулю «Основы православной культуры»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
06.01.2017
Урок «Православие о защите Отечества»  по учебному модулю «Основы православной культуры»
Настоящий урок предлагается для включения в модуль «Основы православной культуры», преподаваемый в общеобразовательной школе с использованием учебных пособий «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений» А. В. Кураева (Кураев А. В. – М.: Просвещение, 2014) и «Основы православной культуры Южного Урала». С. Б. Владовой и др. (Челябинск: Край-Ра, 2013). Урок представляет собой органичную часть тематического раздела «Жизнь христианина» и занимает место между темой «Христианская семья» и «Христианин в труде».Файл содержит технологическую карту урока и пояснительную записку
урок.doc

Урок «Православие о защите Отечества»

 по учебному модулю «Основы православной культуры»

 

 

Пояснительная записка

 

Настоящий урок предлагается для включения в модуль «Основы православной культуры», преподаваемый в общеобразовательной школе с использованием учебных пособий «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений» А. В. Кураева (Кураев А. В. – М.: Просвещение, 2014)  и  «Основы православной культуры Южного Урала». С. Б. Владовой и др. (Челябинск: Край-Ра, 2013).

Урок представляет собой органичную часть тематического раздела «Жизнь христианина» и занимает место между темой «Христианская семья» и «Христианин в труде».

Данная тема  представляет собой важный фактор формирования гражданской идентичности; представлений о роли православия в жизни России. Также она содержит существенный потенциал по реализации межпредметных связей с курсами истории, обществознания, ОБЖ.

Заявленная задача представляется очень актуальной, так как современные школьники всю свою жизнь с момента рождения живут в агрессивном потоке информации. Появляется новый человек, совершенно по-другому воспринимающий информацию и оперирующий ею. Существование текста, видео и голоса в одном объекте воспринимается как данность, как несомненный источник истины. Общеизвестно, что в наше время на телевидении, в Интернете, в книготорговой сети осуществляется навязчивое распространение недобросовестных псевдоисследований, авторы которых стремятся подорвать научную картину миру, деформировать представления об историческом пути человечества и нашей Родины, а то и в угоду правящим кругам наших геополитических конкурентов очернить российский национальный характер, принизить достижения и победы нашего народа. 

Для разработки урока выбран учебник А. В. Кураева. Данная тема в нем представлена достаточно развернуто. В учебнике Л. Л. Шевченко (Шевченко Л. Л. Православная культура. – М.: Центр поддержки историко-культурных традиций Отечества, 2012) тема под названием «Праздник Дня Победы» содержит недостаточный охват конкретно-исторического материала. В учебнике Дорофеев В., Янушкявичене О. Л. (Дорофеев В., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. – М.: ПРО-пресс, 2012) заявленная тема отсутствует.  Учебники А. В. Бородиной и Н. Ф. Виноградовой и др. остались для автора настоящего материала недоступными.

 

Список литературы.

 

1.            Основы православной культуры Южного Урала. / Владова С. Б. и др. – Челябинск: Край-Ра, 2013. – С. 48-51.

2.            Русские Герои. Выпуск 1. Полковой священник Стефан Щербаковский. Видеофильм. / Русская народная Линия, 2012. Электронный ресурс: https://youtu.be/oFe69m2gam0.

3.            Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений. / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014.

4.            Дорофеев В., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. / В. Дорофеев, О. Л. Янушкявичене. – М.: ПРО-пресс, 2012.

5.            Шевченко Л. Л. Православная культура. / Л. Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки историко-культурных традиций Отечества, 2012.


Технологическая карта урока «Православие о защите Отечества»

 по учебному модулю «Основы православной культуры»

 

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы православной культуры

Класс

4

Тема урока

Православие о защите Отечества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание значения православия в формировании российской государственности, политической культуры и воинской традиции

П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.

Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.

К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности

Цель урока

Раскрыть существующее в Русской православной церкви понимание важности защиты Отечества

Основные понятия, изучаемые на уроке

Отечество, Куликовская битва, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, электронная презентация, видеопроектор

Ресурсы (информационные, литературные,

музыка, искусство), используемые на уроке

1.      Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений. / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014.

2.      Основы православной культуры Южного Урала. / Владова С. Б. и др. – Челябинск: Край-Ра, 2013. – С. 48-51.

3.      Русские Герои. Выпуск 1. Полковой священник Стефан Щербаковский. Видеофильм. / Русская народная Линия, 2012. Электронный ресурс: https://youtu.be/oFe69m2gam0

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут

Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.

Просмотр видеофильма Русские Герои. Выпуск 1. Полковой священник Стефан Щербаковский. Видеофильм. / Русская народная Линия, 2012. Электронный ресурс: https://youtu.be/oFe69m2gam0

 

Перед просмотром видеофильма обучающимся предлагаются следующие вопросы:

- Кем был герой фильма?

- Как вы думаете, чем руководствовался герой фильма в своих поступках?

 

После просмотра фильма и обсуждения вопросов учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

Личностные:

Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование цели

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

17 минут

После объявления темы урока учитель предлагается ознакомиться с историческими примерами, когда православная церковь сыграла видную роль в защите Отечества. Одним из первых таких событий была Куликовская битва.

Учебник с. 89-90. Рассказ о Куликовской битве. Чтение вслух. Вопросы к чтению.

-Почему важно было остановить Мамая?

-Какую позицию занял прп. Сергий Радонежский? Что он сделал?

 

Пособие с.48.

Прочитать текст, найти ответы на следующие вопросы.

-В каких еще войнах проявилась помощь Православной церкви русскому народу?

-В чем состоял церковный взгляд на Великую Отечественную войну, как Церковь помогала тылу и фронту?

 

Учебник с. 88. Чтение вслух.

Вопрос к чтению вслух: какую войну православная церковь считает справедливой?

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу,

осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: осуществляют поиск

необходимой информации.

Личностные: проявляют самостоятельность

в поиске решения задачи

Коммуникативные: умеют слушать и

слышать, отвечать на поставленные вопросы.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

17 минут

Пособие с. 50

Задание № 1. Как вы понимаете фразу, сказанную святым благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в правде Бог»? Выполняется устно.

 

Задание № 2. Найдите соответствие между полководцем и битвой. Выполняется в тетради.

 

 

Дмитрий Донской

Керченское сражение

Георгий Жуков

Бородинская битва

Александр Невский

Куликовская битва

Михаил Кутузов

Московская битва

Федор Ушаков

Ледовое побоище

Александр Суворов

Взятие Измаила

 

Задание для групповой работы.

Каждой группе предлагается небольшой фрагмент исторического материала, содержащего описание сражения. По итогам чтения материала группа должна заполнить карточку и разместить ее на доске, а остальные ученики внести результаты работы других групп в таблицу в тетради.

 

Вопросы на подведение итогов групповой работы:

Что объединяет те битвы, о которых мы поговорили? Можно ли сказать, что вера в божественную помощь во все века была важной частью боевого духа русской армии?

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов

учебника и рассказа учителя, электронных ресурсов; выделяют

необходимую информацию, извлекая ее из

услышанного стихотворения, в результате

анализа делают вывод.

Коммуникативные: способность

работать в паре; готовность слушать

собеседника и вести диалог; эффективно

сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные: оценивают свои знания,

выделяют то, что уже известно, и то, что

предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют желание выполнить

работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.

Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3 минуты

Вопросы для рефлексии:

1.                 Что вам запомнилось из сегодняшнего урока?

2.                 Что мы узнали нового?

3.                 Что бы вы хотели еще узнать?

 

Домашнее задание:

Подготовьте рассказ о своем герое Отечества.

Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли.

Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний.

Познавательные:

оценивают процесс и результаты своей

деятельности.

Личностные: осознают

важность полученных знаний.


Приложение № 1. Групповое задание.

 

Карточка для размещения на доске (должны быть распечатаны и заполнены в масштабе, позволяющем видеть их всему классу).

 

Надпись: Кто полководец?________________________________________

С кем воевала Россия?___________________________________

Какие святые угодники или чудотворные иконы упоминаются в связи с событиями?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Таблица для заполнения в тетради.

Битва

 

 

 

 

 

Кто полководец?

 

 

 

 

 

С кем воевала Россия?

 

 

 

 

 

Какие святые угодники или чудотворные иконы упоминаются в связи с событиями?

 

 

 

 

 


 

Группа № 1

 

В 1812 году, во время нашествия французов Смоленская икона Божией Матери была вынесена перед Бородинской битвой из Смоленска и доставлена в Москву.

 

25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии.

 

В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

 

Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богоматерьскую церковь, где находилась до 1941 года.


Группа № 2

 

О том, как приезжал к старцу Жуков, бывший тогда командиром кавалерийского полка, рассказала дочь хозяина дома, где жил преподобный Нектарий Оптинский, Екатерина Андреевна Денежкина (ныне покойная).

 

Это было примерно в 1925 году. Подробности этих встреч (по некоторым свидетельствам встреча была не одна, будущий маршал приезжал несколько раз, оставался даже ночевать) для нас пока тайна. Может быть, мы когда-нибудь узнаем их, если Господу будет угодно. А пока что, по милости Божией, стало известно, что прославленный в лике святых последний оптинский старец Нектарий благословил Жукова, сказав, как вспоминает Екатерина Андреевна, что везде ему будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».

 

А как объяснить, если не помощью Божией, недюжинные способности маршала, проявившиеся во время битвы под Москвой, когда фашисты рвались к Москве, а маршал Жуков не спал одиннадцать (!) суток, но оставался бодр и решителен? Кстати, в канун этой легендарной битвы Георгий Константинович присылал в Наро-Фоминский район на армейской машине священника, окрестившего местных детей.


Группа № 3

 

И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

 

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел одну лодку, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его.

 

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».

 

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая со шведами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего.


Группа № 4

 

За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот одержал решительную победу. 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом.

 

Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок. Потемкин докладывал Екатерине: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».

 

По возвращении в Севастополь командующим Черноморским флотом Федором Ушаковым был отдан приказ: «Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу. Всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи, и по окончании благодарственного молебна выпалить с корабля “Рождество Христово” из 51 пушки».


Группа № 5.

 

Главное внимание Суворов  уделял религиозному воспитанию, повторяя, что «безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы» и что «неверующее войско учить – что ржавое железо точить». Он построил с солдатами деревянный храм Петра и Павла, вырезав собственноручно купольный крест для него. Полководец учил быть врагом зависти, ненависти и мщения, гнушаться лжи, прощать погрешности ближнего и не прощать их себе, не унывать и не отчаиваться, выручать товарищей, быть милосердным к низложенному врагу и никого не убивать напрасно – «победителю прилично великодушие».

 

Ни одной битвы Суворов не начинал без молитвы. Однажды в опасный момент боя он на глазах у всех спрыгнул с лошади и несколько минут молился, распростершись ниц, а потом дал такие распоряжения, что победа была одержана.

 

Измаил пал. У русских было убито около 2200 человек. Турки потеряли убитыми 26 тысяч человек. Русскими войсками были захвачены 265 орудий, до 3 тысяч пудов пороху, 20 тысяч ядер и множество других боевых припасов, до 400 знамен, большие запасы провианта, а также драгоценности стоимостью в несколько миллионов.


Скачано с www.znanio.ru

Урок «Православие о защите Отечества» по учебному модулю «Основы православной культуры»

Урок «Православие о защите Отечества» по учебному модулю «Основы православной культуры»

Для разработки урока выбран учебник

Для разработки урока выбран учебник

Технологическая карта урока «Православие о защите

Технологическая карта урока «Православие о защите

Просмотр видеофильма Русские

Просмотр видеофильма Русские

Этап 3. Практикум Длительность этапаОсновные формы работы учителя и учащихсяФормируемые

Этап 3. Практикум Длительность этапаОсновные формы работы учителя и учащихсяФормируемые

Вопросы для рефлексии: 1.

Вопросы для рефлексии: 1.

Приложение № 1. Групповое задание

Приложение № 1. Групповое задание

Группа № 1 В 1812 году, во время нашествия французов

Группа № 1 В 1812 году, во время нашествия французов

Группа № 2 О том, как приезжал к старцу

Группа № 2 О том, как приезжал к старцу

Группа № 3 И был один муж, старейшина земли

Группа № 3 И был один муж, старейшина земли

Группа № 4 За первый год русско-турецкой войны молодой

Группа № 4 За первый год русско-турецкой войны молодой

Группа № 5. Главное внимание

Группа № 5. Главное внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017