Урок-презентация в 7 классе «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (с использованием интерактивной доски)
Оценка 4.6

Урок-презентация в 7 классе «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (с использованием интерактивной доски)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
24.04.2019
Урок-презентация в 7 классе «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (с использованием интерактивной доски)
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», «Ещё и холоден и сыр…». Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий). Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина. Ход урока Милая моя земля, Реки сладкие, поля, Березняк и чернотал, В небо вздыбленный Урал, - Я одну мечту таю: Родину воспеть мою. Салават Юлаев I. Вступительное слово. Такие замечательные слова написал башкирский поэт Салават Юлаев. Он любил свою родину, природу Башкортостана. А вы, ребята, любите природу родного края? Мы так привыкли к нашей природе, поэтому не каждый может разглядеть ее красоту. В этом и заключается талант настоящего художника: видеть в привычном новое, прекрасное, удивительное. Я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию под музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского « Времена года» II. Просмотр слайдов презентации. - Наверное, вы уже догадалось, сегодня на уроке мы будем говорить О природе, о родном крае, о Родине. А теперь давайте запишем в тетрадях дату и тему урока: «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28) - Чтобы изобразить природу художники и живописцы что используют? Правильно, краски и кисти. Изображение природы на картинах называется пейзажем. Пейзаж – это жанр искусства, в котором предметом изображения является природа. От слова пейзаж произошло название лирического жанра –пейзажная лирика. Поэты вдохновенно описывают природу, используя средства художественной выразительности. Однако осень, зима, весна, лето в поэзии не просто времена года. Каждое время года ассоциируется с какими-то настроениями, этапами жизни человека. обратимся к примерам из поэзии19 века. 3.ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ. Но для ответов на вопросы и выполнения заданий вам необходимо повторить термины средств художественной выразительности. Закончите мои предложения: – эпитет – это….(образное определение предмета, выраженное прилагательным). – метафора – это…(переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета (явления) с другим). – гипербола – это…(чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета ( явления). – сравнение – сопоставление двух предметов посредством сравнительных союзов (изображение одного явления с помощью сопоставления с другим). – олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления. III. 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал Василий Андреевич Жуковский. Часто, чтобы понять лучше человека, нужно окунуться в его мир, пройтись по тропинкам, которыми он ходил, заглянуть в кабинет, в тишине которого он творил, полистать, если повезет, книги на его столе, подержать в руках перо, из-под которого выливались «созвучья слов живых». Прослушаем выступление о Жуковском. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны».(СЛАЙД №29). Появление текста. Чтение стихотворения учителем. 1. Какое настроение передаёт это стихотворение? Передаёт лёгкое, радостное настроение. Его поэтическая тема – приход весны – выражена в заголовке. 2. На основании каких образов развивается эта тема? В качестве ключевых для выражения прихода весны В. Жуковский выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды. 3. Названа ли в стихотворении сама весна? Не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора: «Весны приход», - не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо (в заглавии – «Приход весны») 4. В чём же своеобразие этого стихотворения? В. Жуковскому удалось очень лаконично, но выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека. 2. – А следующее стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока написал Алексей Толстой. • Чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой…» • Это стихотворение о…(родном крае) • Когда я читаю его, то вижу…(дремучий бор, степь, тучи…) • Я слышу… (конский бег, волчий голос, крик орлиных стай) • Чувствую…(ветер, дующий в лицо) • Оно напоминает мне о… (о родной деревне) • Стихотворение необычно, оно состоит из… предложений. • Чувства льются …(через край, взволнованно, будоражат душу) • Славя родную землю («Гой ты, родина моя!» , Толстой восхищается её простором, силой, могуществом. Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь лавное – чувства, наполняющие душу любовью к тому, что хорошо знакомо с детства. 1.Какое чувство стремится выразить автор в этом стихотворении и с помощью какого слова? (Восхищения, гордости.) 2.Какой образ становиться главным? 3.С чем он ассоциируется? 4.Какая картина складывается в вашем воображении? 5.Как поэт передал чувство любви к родному краю? 5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина» (СЛАЙД № 37). Чтение стихотворения учителем. - Какое настроение создаёт стихотворение? - О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.) - Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».) - Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты (СЛАЙДЫ № 41, 42). Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок. 2. Рассмотрите пейзажи, представленные в учебнике на форзацах и стр. 315. Какой из них соответствует какому-либо прочитанному сегодн стихотворению? По содержванию? По настроению IV. Подведение итогов урока. - Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку? - Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней. ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением …».
konspekt_uroka.doc

 

Урок-презентация в 7 классе

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

(с использованием интерактивной доски)

 

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.

Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», «Ещё и холоден и сыр…».

Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).

Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

 

Ход урока

                       Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал, -
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.

Салават  Юлаев

 

 

 

I. Вступительное слово.

     Такие замечательные слова  написал башкирский поэт  Салават Юлаев.  Он любил свою родину, природу Башкортостана.   А    вы, ребята, любите природу родного края?  Мы так привыкли  к нашей природе, поэтому не каждый может разглядеть ее красоту. В этом и заключается талант настоящего художника: видеть в привычном новое, прекрасное, удивительное.    Я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию под музыку  русского композитора Петра Ильича Чайковского « Времена года»

II. Просмотр слайдов презентации.

 -   Наверное, вы уже догадалось, сегодня на уроке мы будем  говорить О природе, о родном крае, о Родине.

А теперь давайте  запишем в тетрадях дату и тему урока:

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28)

-   Чтобы изобразить природу художники и живописцы что  используют? Правильно, краски и кисти. Изображение природы на картинах называется пейзажем.  Пейзаж  – это жанр искусства, в котором предметом  изображения является природа.

  От слова пейзаж произошло название лирического жанра –пейзажная лирика.

 Поэты вдохновенно описывают природу, используя средства художественной выразительности.  Однако осень, зима, весна, лето в поэзии не просто времена года.  Каждое время года ассоциируется с какими-то настроениями, этапами жизни человека.

 обратимся к примерам из  поэзии19 века.   3.ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

 Но для ответов на вопросы и выполнения заданий вам необходимо повторить термины средств художественной выразительности. Закончите мои предложения:

– эпитет – это….(образное определение предмета, выраженное прилагательным).

– метафора – это…(переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета (явления) с другим).

– гипербола – это…(чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета ( явления).

– сравнение – сопоставление двух предметов посредством сравнительных союзов (изображение одного явления с помощью сопоставления с другим).

– олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.

 

 

 

III. 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал Василий Андреевич Жуковский. Часто, чтобы понять лучше человека, нужно окунуться в его мир, пройтись по тропинкам, которыми он ходил, заглянуть в кабинет, в тишине которого он творил, полистать, если повезет, книги на его столе, подержать в руках перо, из-под которого выливались «созвучья слов живых».  Прослушаем выступление о Жуковском.

 

  Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны».(СЛАЙД №29).

Появление текста. Чтение стихотворения учителем.

1. Какое настроение передаёт это стихотворение? Передаёт лёгкое, радостное настроение. Его поэтическая тема – приход весны – выражена в заголовке.

2. На основании каких образов развивается эта тема? В качестве ключевых для выражения прихода весны В. Жуковский выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды.

3. Названа ли в стихотворении сама весна? Не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора: «Весны приход», - не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо (в заглавии – «Приход весны»)

4. В чём же своеобразие этого стихотворения?  В. Жуковскому удалось

очень лаконично, но выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека.

2.

– А  следующее стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока написал Алексей Толстой. 

·        Чтение учителем стихотворения  А.К.Толстого «Край ты мой…»

·         Это стихотворение о…(родном крае)

·        Когда я читаю его, то вижу…(дремучий бор, степь, тучи…)

·        Я слышу… (конский бег, волчий голос, крик орлиных стай)

·        Чувствую…(ветер, дующий в лицо)

·        Оно напоминает мне о… (о родной деревне)

·        Стихотворение необычно, оно состоит из… предложений.

·        Чувства льются …(через край, взволнованно, будоражат душу)

·        Славя родную землю («Гой ты, родина моя!» , Толстой восхищается её простором, силой, могуществом. Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь лавное – чувства, наполняющие душу любовью к тому, что хорошо знакомо с детства.

 

1.Какое чувство стремится выразить автор в этом стихотворении и с помощью какого слова? (Восхищения, гордости.)

2.Какой образ становиться главным?

3.С чем он ассоциируется?

4.Какая картина складывается в вашем воображении?

5.Как поэт передал чувство любви к родному краю?

 

 

5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина» (СЛАЙД № 37).

   Чтение стихотворения учителем.

- Какое настроение создаёт стихотворение?

- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)

- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)

   - Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты (СЛАЙДЫ № 41, 42).

Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.

2.     Рассмотрите пейзажи, представленные в учебнике на форзацах и стр. 315. Какой из них соответствует какому-либо прочитанному сегодн стихотворению? По содержванию? По настроению

IV. Подведение итогов урока.

 - Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?

- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.

 

ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию  написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением …».


Урок-презентация в 7 классе «Край ты мой, родимый край!»

Урок-презентация в 7 классе «Край ты мой, родимый край!»

III . 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал

III . 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал

Какое чувство стремится выразить автор в этом стихотворении и с помощью какого слова? (Восхищения, гордости

Какое чувство стремится выразить автор в этом стихотворении и с помощью какого слова? (Восхищения, гордости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2019