Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»
Оценка 5

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
18.02.2017
Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»
Цель урока: знакомство с естественными и искусственными водоёмами Вологодской области, со значением водоёмов и их охраной. Задачи: научить анализировать, рассуждать, делать выводы; формировать умение работать со справочной литературой; развивать познавательный интерес, сотрудничество в группе. Данный урок проводится по технологии проектной деятельности. обучающиеся работают в группах и выполняют свои обязанности «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».
Окружающий мир водоёмы.doc
МОУ Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2 Урок­ проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»                                                                                                    Составила Киселёва О.В., учитель начальных классов 2011 г. Раздел: « Родной край ­ часть большой страны». Тема: «Водоёмы нашего края». Технология: урок­проект.  Тип урока: изучение нового материала.  План урока: 1. Организационный момент. 2. Формулирование темы. 3. Подготовительный этап. Обдумывание проекта. 4. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование. 5. Самоанализ проектной деятельности. 6. Итог урока. 7. Вывод. 8. Домашнее задание. Цель: знакомство с естественными и искусственными водоёмами Вологодской  области, со значением водоёмов и их охраной. Задачи: научить анализировать, рассуждать, делать выводы;                формировать умение работать со справочной литературой;                     развивать познавательный интерес, сотрудничество в группе.  Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; справочная литература; карта Вологодской области; клей, фломастеры. Ход урока. I. Организационный момент. ­ Распределение обучающихся в группах: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи». ­ Знакомство с планом работы в группах (1 слайд): 1. Обсуждение задания (коллективно). 2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»). 3. Оформление задания («иллюстраторы»). 4. Формирование выводов («аналитики»).  5. Применение результатов («исследователи»). II. Формулирование темы и целей урока. ­ Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку (2 слайд):    Много рек, озёр, морей    Он в себя вобрал.    Ты подумай и ответь,    Что за великан?          (океан) ­ Каким словом можно объединить слова река, озеро, море, океан? (Всё это водоёмы). ­ Я предлагаю вам принять участие в проекте «Водоёмы нашего края» (3 слайд). Обсудим цели урока: узнать новые сведения о водоёмах; сформулировать правила поведения у водоёма; узнать, что делает человек для охраны водоёмов в нашем крае. III. Подготовительный этап. Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма». ­ Какие разделы проекта мы выделим? (Предложения детей).   Основные разделы проекта появляются на 3 слайде: 1. Виды водоёмов. 2. Значение водоёмов и их охрана. 3. Экологические проблемы водоёмов. IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.  Задания первой группе по разделу «Виды водоёмов». ­   Вологодская   область   многоводна.   Среди   лесов,   полей,   лугов   голубеют многочисленные   блюдца   озёр.   Сверкает   на   солнце   спокойная   гладь   рек.   Среди кустарников   петляют   звонкие   ручейки.   Пробиваются   из   земных   недр   родники. Много воды скапливается и в болотах. ­   Задание   «Экспериментаторам»:  разделить   водоёмы   на   две   группы   по   их происхождению.  Составление таблицы Водоёмы Естественные Река Озеро Море Океан Искусственные Канал Водохранилища Пруд Ручеёк ­ Задание «Аналитикам». Эта группа работает с картой Вологодской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов. ­ Задание «Иллюстраторам».  На схеме реки подписать  её части. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найти объяснения слов: исток, устье.  ­ Задание «Исследователям». Пользуясь   планом   описания   реки,   составить   рассказ­описание   одной   из   рек Вологодской области. Можно пользоваться справочной литературой «Сказания о Земле Вологодской» С. 59.   План описания реки: 1. Название. 2. К какому виду водоёмов относится (естественному или искусственному). 3. Где находится исток реки. 4. какое течение: быстрое или медленное. 5. Притоки. 6. Куда впадает река. 7. Растения и животные реки.  8. Использование реки человеком. 9. Как люди влияют на реку. 10. Что люди делают для охраны реки. Задания второй группе по разделу «Значение водоёмов и их охрана». ­   Задание   «Экспериментаторам».  Собрать   «рассыпавшееся»   стихотворение   о воде. ­ Задание «Аналитикам».  ­  Прочитать   текст   учебника   С.   155   (1,   2,   3   абзацы)   и   составить   модель, показывающую значение водоёмов в природе и жизни людей. ­   Задание   «Иллюстраторам».  Дать   название   каждой   картинке,   на   которой изображена роль водоёма в природе и жизни людей. ­   Задание   «Исследователям». используя текст учебника С.155­156 (4­7 абзац). Задания третьей группе по разделу «Экологические проблемы водоёмов». ­   Задание   «Экспериментаторам».   загрязнения воды.   Составить   памятку   поведения   у   водоёмов,  Изучить   текст   и   указать   источники 1   литр   сточных   вод   приводит   в   негодность   100литров   чистой   воды.   Завод   за минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефти затягивает плёнкой  50 м² поверхности воды. ­ Задание «Аналитикам».  Прочитать текст на С. 158 и сделать вывод. ­ Задание «Иллюстраторам».  Составить  экологические  знаки, которые можно установить на берегу реки. ­ Задание «Исследователям». Записать экологические проблемы водоёмов.    На выполнение заданий в группах даётся 10­15 мин. 1 раздел «Виды водоёмов» ­   Испытание   первого   раздела   проекта.   Первая   группа   представляет   результаты работы (4­7 слайды). Один ученик рассказывает о реке Вологодской области.  2 раздел «Значение водоёмов и их охрана». ­   Испытание   второго   раздела   проекта.   Вторая   группа   представляет   результаты работы (8, 9 слайды). ­ Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдётся.   За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Столько же ему надо её выпить или съесть, так как вода есть в мясе, овощах, хлебе.   Без воды не растёт урожай на полях, не смогут работать заводы. Знаете ли вы, что для того, чтобы изготовить 1 тонну кирпича, надо израсходовать 2 т воды, а чтобы выплавить 1 т металла, нужно 300т воды? ­  Мы привыкли, что вода ­   Наша спутница всегда!   Без неё нам не умыться,   Не наесться, не напиться.   Смею вам я доложить:   Без неё нам не прожить! Модель, показывающая значение водоёмов в природе и жизни людей. Источник и хранилище  пресной воды Дом для животных и растений Водные дороги для перевозки грузов Украшение Земли Значение водоёмов заводами и фабриками Использование Место отдыха Название картинок: ­ Дом для животных и растений. ­ Место отдыха. ­ Водный путь. ­ Источник электроэнергии. Памятка поведения у водоёмов: 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах. 4. Никогда не ныряй в незнакомом месте! 5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки. 3 раздел «Экологические проблемы водоёмов». Инсценировка «Разноцветная река». Действующие лица: Ведущий, жёлтая рыбка, красная рыбка, фиолетовая рыбка, чёрная рыбка.    Ведущий:  Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка ­ чистая и прозрачная со студёной водой.    К реке спешили животные, чтобы напиться; дети ­ чтобы искупаться; рыбаки ­ наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.   Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.    (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки). Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная? Красная рыбка:  На  берегу  нашей  речки  построили  завод  и провели  к   воде  2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот и стала от сточных вод красной. А ты, почему жёлтая, как лимон? Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот пришёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая? Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса.   От   такой   натуги   я   и   краснела,   и   зеленела,   и   синела…   Вот   и   стала фиолетовой ­ еле­еле выбралась из­под мусора. Красная рыбка: Ой, смотрите­ка, кто это?  Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких  не видела. Чёрная рыбка:  Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают. Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить? Ведущий:  Ребята,   вы   внимательно   послушали   рыбок.   Как   же   сохранить   воду чистой в реке?  Источники загрязнения реки: 1. Сточные воды заводов. 2. Разлив нефти. 3. Мусор с кораблей. Экологические знаки прикрепляются к доске. Другой ученик объясняет, что эти знаки обозначают.  V. Самоанализ проектной деятельности. ­ Что понравилось, с какими трудностями встретились? VI. Итог урока.  ­   Какое   значение   имеет   проект?   (Охрана   водоёмов,   правильное   поведение   у водоёмов, экономия водных ресурсов). VII    . Вывод (10 слайд). Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остаётся в них на веки Студёная и чистая вода. VI   . Домашнее задание (11 слайд).

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»

Урок- проект  Окружающий мир. 4 класс «Водоёмы нашего края»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017