Урок-размышление по повести В.Астафьева (6 класс)
Оценка 4.6

Урок-размышление по повести В.Астафьева (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
16.01.2017
Урок-размышление  по повести В.Астафьева (6 класс)
Разработка "Все мы немножко лошади?" поможет учителю провести урок литературы в 6 классе по повести В.Астафьева "Хорошее отношение к лошадям". Урок комбинированный, так как включает использование лепки, рисунков, живописи. Помимо повторения (стихотворение Маяковского), анализа текста непосредственно рассказа Астафьева, работы по развитию речи, включает элемент опережающего обучения: обращение к стихотворению Н.Заболоцкого "Лицо коня"Урок-размышление, В.Астафьев, литература 6 класс
Урок Абрамов.doc
Урок – размышление (6 класс, литература) «Все мы немножко лошади…»? (По рассказу Ф.Абрамова «О чем плачут лошади») Оформление урока: 1) портрет Ф.Абрамова;                                      2) выставка книг писателя;                                      3)выставка рисунков учащихся (задание дается заранее), картин (на усмотрение учителя, главное, чтобы на картинах были изображены лошади), скульптурных изображений (можно дать заранее задание учащимся поработать дома с пластилином или глиной), детских игрушек (лошадки). 1.Беседа с учащимися о Ф.Абрамове:            ­ Что узнали о писателе?            ­ Какова главная тема его произведений? 2.Ассоциативная работа:             ­ Записать слово «лошадь», написать свои ассоциации: что представляется в первую очередь, когда слышите это слово?            ­ Проверка написанного (по желанию учащихся). 3. Вступительная беседа.            ­ В каких произведениях мы с вами уже встречались с изображением лошадей? («Детство» М.Горького, «Песнь о вещем Олеге» А.Пушкина, былины  и т.д.)            ­ Какое запомнилось, удивило больше всего? Чем? (Задача учителя: вывести ребят на стихотворение В.Маяковского, если оно не было упомянуто учащимися раньше).            ­ Какие слова из стихотворения В.Маяковского особенно запомнились? 4.Открывается запись на доске:            1. Тема и название урока.            2.Эпиграфы:                                                            Мы с тобой одной крови – ты и я!  Р.Киплинг. Книга джунглей.                                     Поистине достоин иметь язык волшебный конь! Н.Заболоцкий (Учащиеся оформляют записи в тетрадях). 5.Беседа по восприятию прочитанного:            ­ Что особенно запомнилось в прочитанном рассказе Астафьева?            ­ Что удивило?            ­ Что было непонятно? Какие вопросы хотелось бы задать? 6.Словарная работа (запись непонятных слов и их значений). Например:                      «угор» ­ место, идущее в гору, крутой берег реки; «истово» ­ очень усердно; «заулок» ­ переулок, глухая улица; «бесшабашность» ­ беспечность, отчаянность и т. д. 7.Аналитическая беседа:                      ­         Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа   (зачитать   его)?   Как   ощущает   себя   рассказчик   в   мире   природы?  (Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Уважительное отношение. Единство с природой – норма жизни.)            ­ Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их. («Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».            ­ Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит? (Красота лошадей в описании, и вдруг: они «томились, умирали от жажды». Это отношение людей   к   лошадям.   «Особо­лошадиная   красота   луга»   ­   резкий   контраст   с   состоянием лошадей. Автор подчеркивает отношение людей к животным. 1 ­ Почему автору не нравятся новые клички лошадей? А вам? Почему появляется слово «имена», а не «клички»?  ( Люди стремятся в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне. Разрушая этот мир, человек страдает и сам, и заставляет страдать все живое вокруг.)           ­ Какие чувства испытывает автор, говоря о лошадях? Почему именно такие?  (Вина и жалость).            ­ Чем Рыжуха отличалась от других лошадей? (Характер!)             ­ О чем рассказала Рыжуха? Каковы ее глаза? Почему автор говорит о ней: «сокровище», «как солнце»?           ­ Перескажите историю гибели Карька «на лесном фронте». О чем говорит эта история?  (Судьба   человека   и   судьба   окружающей   его   природы   неразрывно   связаны. Природа помогает человеку, поддерживает его в трудную минуту.)              ­ Почему судьба, «лошадиная жизнь», Карька и Рыжухи вызывает у автора чувство   тоски?   Почему   автор   считает,   «что   совершил   что­то   непоправимое, страшное»?   Почему   автор   «казался   сам   себе   каким­то   нелепым,   отжившим существом из той же лошадиной породы»? Как вы поняли эти слова?  (Насилие над природой приводит к озверению одних (например, конюх Миколка) и к умению многое понимать   других   (автор).   Очеловечивая   страдающих   животных,   писатель   показывает потерявших в себе человеческое людей).                      ­Зачем нужны были людям кони?  (Работа, праздники: езда, гонки, игрушки, украшения на доме, подкова как символ удачи, счастья, «ковали победу»: донорство).            ­Какую метафору использует в конце рассказа автор, говоря о себе? Как вы ее поняли? («Отрезанный ломоть»).            ­Почему в рассказе возникает пушкинский вещий Олег? Зачем он нужен автору? (Память).             ­Как объяснить поведение и речь героя? Чем обманул? Чем  стал похож на лошадей?            ­ О чем же плачут лошади?  сейчас   вы   услышите   стихотворение 8.Сопоставительная   работа. Н.Заболоцкого, которое называется  «Лицо коня». Вы пока не знаете содержание  этого стихотворения, но, судя по названию, как вы думаете, согласен поэт в своем отношении к лошадям с Маяковским и Абрамовым или будет опровергать их? (Метафора «Лицо коня» ­ доказательство того, что Заболоцкий солидарен с авторами). В исполнении учащихся звучит стихотворение Н.Заболоцкого «Лицо коня»: Животные не спят. Они во тьме ночной                  И если б человек увидел Стоят над миром каменной стеной.                          Лицо волшебное коня,                                                                                       Он вырвал бы язык бессильный свой Рогами гладкими шумит в соломе                            И отдал бы коню. Поистине достоин Покатая коровы голова.                                              Иметь язык волшебный конь. Раздвинув скулы вековые, Ее притиснул каменистый лоб.                                  Мы услыхали бы слова. И вот косноязычные глаза                                          Слова большие, словно яблоки. Густые, С трудом вращаются по кругу.                                   Как мед или крутое молоко.                                                                                        Слова, которые вонзаются, как пламя, Лицо коня прекрасней и умней.                                 И, в душу залетев, как в хижину огонь, Он слышит говор листьев и камней.                          Убогое убранство освещают. Внимательный! Он знает крик звериный                  Слова, которые не умирают И в ветхой роще рокот соловьиный.                          И о которых песни мы поем.   Учитель: И зная все, кому расскажет он                                    Но вот конюшня опустела, 2 Свои чудесные виденья?                                             Деревья тоже разошлись, Ночь глубока. На темный небосклон                         Скупое утро горы спеленало, Восходят звезды соединенья.                                     Поля открыло для работ. И конь стоит, как рыцарь на часах,                            И лошадь в клетке из оглобель, Играет ветер в легких волосах,                                   Повозку крытую влача, Глаза горят, как два огромных мира,                         Глядит покорными глазами И грива стелется, как царская порфира.                    В таинственный и неподвижный мир. (ПРИМЕЧАНИЕ:  стихотворение довольно сложно по содержанию. И все же, думается, если   заранее   подготовить   хорошее   выразительное   чтение   наизусть,   оно   не   оставит равнодушными учащихся. Во всяком случае, у меня на уроке именно так и было: ребята запомнили   выражения   из   стихотворения,   говорили   о   необычном,   трепетном   отношении поэта к лошадям, об «очеловечивании» коня и т. д. Можно распечатать стихотворение на парты ребятам, это существенно облегчит работу.) 9.Работа с картинами, рисунками, скульптурами:            ­ Чья работа больше понравилась и почему? 10. Подведение итога урока:             ­ Согласны ли вы с Маяковским (см. название урока)? Как вы понимаете эти слова?   Как вы понимаете слова эпиграфов? Какой из них вам больше понравился и почему?(Все   мы   –   живые,   «одной   крови».   Значит,   знаем,   что   такое   боль.   Значит, необходимо   ощущать   чужую   боль,   как   свою.   Беречь   все   живое,   ценить   красоту   и   не причинять никому боль!)            ­ Нужны ли нам лошади сегодня (не пашем, не ездим, играем на компьютерах)? Если нужны, то зачем?            ­ Почему, как пишет жена Ф.Абрамова, многие люди говорят, что сегодня не хватает Абрамова, наступило его время? 11.Заключительное слово учителя. Звучат слова из книги Бориса Алмазова «Прощайте и здравствуйте, кони!»: «Нет, кони не покинут нас! Просто сейчас, в наше сложное время, происходит переоценка отношения к этому удивительному созданию природы. Лошадь в жизни людей будущего обязательно будет играть важную роль… Хотя человеку не нужна будет ее сила, химия и биология найдут замену коню в медицине, но конь всегда помогал человеку становиться добрее, спасал его от эгоизма, одиночества, развивал в человеке не только физические качества, но и духовные, нравственные. И тут коня ничего заменить не может.             ­ Прощайте! – говорим мы кавалерийским, армейским коням, коням­транспорту, коням­донорам.            ­ Здравствуйте! – говорим мы лошади­другу.»                                                                          Автор разработки Гун Л.И.,                                                                           учитель русского языка и литературы,                                                                           Заслуженный учитель РФ 3 4

Урок-размышление по повести В.Астафьева (6 класс)

Урок-размышление  по повести В.Астафьева (6 класс)

Урок-размышление по повести В.Астафьева (6 класс)

Урок-размышление  по повести В.Астафьева (6 класс)

Урок-размышление по повести В.Астафьева (6 класс)

Урок-размышление  по повести В.Астафьева (6 класс)

Урок-размышление по повести В.Астафьева (6 класс)

Урок-размышление  по повести В.Астафьева (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017