Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Оценка 5

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
16.02.2017
Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание произведения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.
РУБЦОВ .doc
Урок­размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова». Учитель русского языка и литературы  Жаринова Татьяна Викторовна МОУ СОШ №17 г. Архангельска Архангельск, 2011 Урок­размышление по творчеству Н.Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова». Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Рубцова Задачи: ­   Помочь   учащимся   проникнуть   в   секреты   «обманчивой   простоты   рубцовской лирики», особенности изображения природы.  ­Показать, как связана поэзия с другими видами искусства: музыкой и живописью. ­Вызвать интерес к личности поэта и его творчеству для последующего анализа произведений поэта.   ­Способствовать   нравственному   и   эстетическому   воспитанию   учащихся   на примере жизни и творчества поэта. Оборудование:  1. Выставка книг Н.Рубцова, 2. Портрет поэта 3.   Компьютер,   проектор,   экран,   презентация         по   биографии   автора, подготовленная  учениками (использование на уроке ИКТ, формирование навыков и умений информационно­поисковой деятельности) 4. Репродукции картин Левитана: «Тихая обитель», «Золотая осень», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода», «Весна. Последний снег», «Тишина»              5. Музыкальная композиция на стихи Н. Рубцова «В горнице».   6. Рисунки учеников. Эпиграф к уроку:  В поэзии Н.Рубцова природа неразделима с жизнью и историей народа. В каком­то смысле это же можно  сказать о творчестве многих поэтов. Но у Рубцова – и в этом один из главных источников силы и своеобразия его поэзии ­ природа   и   история   народа   нередко   словно     даже отождествляются, и их единство предстаёт для поэта как своего рода идеал.   сливаются,                                                                                                             Вадим Кожинов                                                                                     «И буду жить в своём народе».                                                                                                                          Н.Рубцов Ход урока: 1. Чтение стихотворения Станислава Куняева «Памяти поэта» Он точно знал,                                           И каждого из нас Что счастье – это дым                           Терзает всё, И что не породнишь его со Словом,       Что и его терзало, Вот почему он умер молодым                 И потому, И крепко спит                                           Пока не пробил час, В своём краю суровом,                              Покамест время нас не обтесало, На вологодском кладбище своём              Давай поймём, В кругу теней                                             Что наша жизнь – завет, Любимых и печальных…                            Что только смерть развяжет эти узы – А мы еще ликуем и живём                         Ну, словом, всё, В предчувствии потерь                             Что понимал поэт Уже недальних.                                           И кровный сын жестокой русской музы. А мы живём, 2.Слово учителя Это стихотворение   посвящено Н.Рубцову. Сегодняшний   урок и мы тоже посвятим   творчеству   Николая   Михайловича   Рубцова.   Проследим   жизнь   его стихотворений в других видах искусства: музыке, живописи. Скажите ребята, что вы ждёте от этого урока? Какие цели и задачи вы поставили бы сегодня  для себя? (Учащиеся пытаются самостоятельно определить цели и задачи к уроку) ­ Обратимся к эпиграфу урока: «И буду жить в своём народе»,­ предрёк Н.Рубцов. Стихи поэта­это его жизнь, его биография. Давайте познакомимся с непростой судьбой Н.Рубцова. 3.Сообщение ученика Н.Рубцов   родился   5   января   1936года   в   п.   Емецк   на   Северной   Двине, недалеко   от   Архангельска.   Родители   его   Александра   Михайловна,   Михаил Андриянович были уроженцами Тотемского края, куда и переехала семья в начале Отечественной войны. Детей было шестеро: Алик, Коля, Боря, Надя, Тамара и Галя.   Война   разрушила   всё:   в   1942   году   уходит   на   фронт   отец,   через   месяц умирает  мать, Александра  Михайловна,    главная  опора  своих  детей.  Уже  став взрослым, Рубцов вспоминал в одном из своих рассказов: мать лежала в больнице. Старшая сестра целыми днями стояла  в очередях за хлебом. «Я часто уходил в безлюдную тишину сада, там мне полюбился  удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал. Об этом занятии знал только брат, на несколько лет старше меня.  Однажды брат пришёл в сад и сказал: «Пойдём в кино «Золотой ключик».   Мы   посмотрели   кино,   в   котором   было   так   много   интересного,   и счастливые возвращались домой, возле калитки нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». Я ничего не понял тогда, что случилось. Но сердце моё содрогнулось и теперь часто вспоминаю я то кино «Золотой ключик», тот аленький цветок и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла…».  Чтение стихотворения «Аленький цветок» (страница 119). Шестилетнего   Колю   отправляют   в   Никольский   детский   дом   Тотемского района. Село Никольское среди диких лесов и болот стало его малой родиной. Чтение стихотворения «Детство» (страница 156). Позднее,   после   долгих   скитаний   по   миру,   Николай   Рубцов   часто возвращался   сюда   и   подолгу   жил   в   Никольском.   Во   множестве   стихов   поэта нарисован образ глухого уголка Северной Руси. Окончив   семилетку,   отправился   в   город   Тотьму   в   лесотехнический техникум, который готовил мастеров лесовозных дорог. Учёба в техникуме мало увлекала Рубцова, окончив первый курс техникума, получив паспорт, Рубцов с бесшабашной    решительностью уехал в Архангельск. Мечтал  о море,  поступил мореходное училище. Однако проучился недолго, 16 летним попал кочегаром на рыболовецкое   судно, потом 4 года служил на флоте, где начал печататься во флотских газетах.  Чтение стихотворения «Первый поход» (страница 314). 4.Презентация. ­Давайте посмотрим на фотографии. Это самая известная фотография, на которой мы видим Н.М.Рубцова в шарфе. Поэт Сергей Викулов вспоминал, что в редакциях вологодских газет Рубцова зачастую называли шарфиком.  ­Город   Тотьма,   где   прошло   детство   поэта.   Тихий   и   красивый   город   Тотьма расположен на высоком живописном берегу реки Сухоны, маленькие деревянные старинные домики. «Может быть, кто впервые побывал здесь, будет с сожалением покидать этот прекрасный и в то же время скромный уголок природы, стараясь запечатлеть в памяти неширокие стройные улицы» (Н.Рубцов «О родном уголке».) ­   Жизнь   поэта   была   не   устроенной,   в   целом   ряде   стихотворений   звучит предчувствие близкой смерти. Чтение стихотворения «Я умру в крещенские морозы» (стр.437) ­В   морозную   крещенскую   ночь,   19   января   1971   года   Рубцов   был   убит.   Ему исполнилось 35 лет. Именем Рубцова названа улица в Вологде. В родном городе Тотьме на берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник. На   его   надгробии   начертана   знаменитая   строка   из   стихотворения   «Видения   на холме» «Россия, Русь, храни себя, храни!» И звучит она как завещание потомкам любить и беречь свою Родину ­Мне бы хотелось ещё добавить то, что в Емецке у меня живут бабушка и дедушка. Каждое   лето   мы   ездим   семьёй   туда   на   каникулы   отдыхать.   Мой   дедушка рассказывал мне о том, что в Емецке школа носит имя Н.Рубцова, а ещё там тоже есть памятник Николаю Михайловичу, улица его имени и дом с мемориальной доской.   Жители   этого   маленького   городка   очень   гордятся   своим   знаменитым земляком. Когда дедушка рассказывал мне про Н.Рубцова, то в его глазах был неподдельный блеск. Летом мы обязательно с родителями и маленькой сестренкой прогуливаемся по рубцовским местам и, хотя моя сестра ещё маленькая, я уже тоже   рассказала   ей   про   Николая   Рубцова,   стихи   которого   я   с   удовольствием читаю. (Белозёрова Таня) 5.Слово учителя. Поэты   и   критики,   хорошо   знавшие   Рубцова,   написали   воспоминания,   которые рисуют живой облик, передают характер, в котором отразилась непростая судьба. На что обращают внимание близко знавшие Рубцова люди? Что интересно нам в этих воспоминаниях? 6. Ученики читают воспоминания о Рубцове. ­Поэт Станислав Куняев вспоминает, как в один из жарких летних дней 1962 года в редакцию журнала «Знамя» зашел молодой человек с худым лицом, на котором выделялись   большой   лоб   и   глубоко   запавшие   глаза…Обут   он   был   в   дешевые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно, и что, конечно, он держит в руках смятый рулончик стихов.  ­ Здравствуйте! ­ сказал он со стеснением. ­ Я хочу стихи вам показать.  ­ Давайте ваши стихи. Куняев начал читать:                                       Я запомнил, как диво,      Тот лесной хуторок,      Задремавший счастливо      Меж звериных дорог. Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный кабинет.      С каждой избою и тучею,      С громом, готовым упасть,                  Чувствую самую жгучую,       Самую тесную связь. ­Как вас зовут? ­Николай Михайлович Рубцов. Глазами   Сергея   Викулова   мы   видим   Рубцова,   студента   Литинститута,   на творческом семинаре в Вологде: на нем дешевый и уже не новый костюм, валенки и что на нем привлекало внимание­шарф на шее, серенький не новый, который он не снимал в помещении… И щеки и лоб бледны, глаза глядели сосредоточенно и одновременно застенчиво. Он говорил, но не громко, отрывисто, как это бывает с нервно организованными натурами. Вадим   Кожинов   вспоминал:   «Он   был   стойким   и   мужественным,   но   мог опустить   руки   из­за   неудачи.   Он   часто   мечтал   о   семейном   уюте,   о   спокойной творческой работе и в то же время оставался «скитальцем» по самой своей сути.  7. Слово учителя. Вместе с тем Рубцов был далеко не простым человеком. В нем уживались несовместимые черты: кротость, доброта, острая тревога и угрюмость. Станислав Куняев обнажил эту сторону его натуры в стихотворении «Памяти поэта», которое мы слышали в начале урока. Рубцов жил трудно, даже мучительно. Слишком долго не   имел   собственного   угла,   где   можно   было   бы   просто   жить,   поэтому   мало черновиков   осталось   в   его   архиве.   Стихи   создавались   на   ходу   и   на   бумагу заносились   только   готовые   варианты.   Великими   учителями   для   Рубцова   были классики. Любимейший писатель­Гоголь, поэт­Тютчев. Рубцов не расставался  с тютчевским томиком и, ложась спать, клал его под подушку. Чтение стихотворения «Приезд Тютчева»(стр.56) ­Как вы думаете, почему Тютчев – любимый поэт Рубцова?  (в стихотворения поэтов много общего: любовь к природе, интерес к жизни человеческой души, любовь к родине) ­Кому   из   поэтов   и   писателей   посвящал   свои   стихотворения?  (стихотворение «Дуэль»   ­посвящено   Лермонтову,   «Однажды»­Гоголю,   «Последняя   осень»­ Есенину, «О Пушкине»­  Пушкину) ­Живая   традиция   Рубцова   не   во   внешнем   подражании   этим   поэтам,   а   во внутреннем   их   родстве.   Свою   задачу   поэт   видит   в   продолжении   их   дела   ­в постижении родины. Рубцов – наследник русской классической традиции, которой он остался верен до конца. Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета Продолжить книгою Рубцова. ­Николай Рубцов за свою жизнь испытал немало обид, тягот и оскорблений. Но в стихах   этого   не   ощущается.   М.   Пришвин   сказал:   «Поэзия   рождается   в неоскорбляемой части человеческой души, о существовании которой множество людей даже и не подозревают». В этом и заключается тайна поэтического дара Рубцова. Чтение стихотворения «До конца» (стр.202) ­Как вы понимаете выражение «душа останется чиста»? В чем клянется поэт в этом стихотворении? (в любви к родному краю, в том, что его душа останется чиста не только перед людьми, но и перед теми местами, где родился) ­Творчество   Н.Рубцова   по   своему   мироощущению   близко   творениям   Исаака Левитана, о котором известный художник Юон сказал: «Мало нот, много музыки. Великий поэт природы Левитан умел слушать и слышать говор трав,   понимал трепет  цветов, шепот листьев». То же самое можно сказать и о творчестве  Н. Рубцова.   Давайте   посмотрим   на   некоторые   из   картин   художника  (показ репродукций картин Левитана: «Тихая обитель», «Золотая осень», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода», «Весна. Последний снег», «Тишина»). ­ Картины Левитана просты, понятны, поражают красотой природы, и под каждой можно   было   бы   подписать   строки   из   стихотворений   Рубцова.  Почему   картины Левитана и стихотворения Рубцова созвучны?(оба художника любят природу и родину, тематика произведений похожа). ­У Рубцова есть стихотворение, которое называется «Левитан», послушаем это стихотворение. Чтение стихотворения «Левитан» (стр. 53) ­Как вы думаете, с какой из картин созвучно это стихотворение? Стихотворение было написано по мотивам картины «Вечерний звон». В природе художники, поэты находят источник вдохновения, а она дарует жизнь, надежду, свет. ­Стихотворения Рубцова сами просятся на музыку, на стихи поэта написано более 130 песен. Многие стихотворения поэт сам исполнял под гитару. Давайте и мы послушаем известную песню на стихи Н. Рубцова «В горнице». ­Я думаю, вы убедились сегодня в том, что лирика Рубцова истинно народная, она продолжает традиции русской классики. ­Как вы считаете, обоснована ли уверенность поэта, сказавшего о себе: «И буду жить в своем народе!»? ­Ребята,   скажите,   пожалуйста,   достигли   ли   вы   сегодня   тех   целей   и   задач, поставленных вами в начале урока?  Стихи его живут в нас, очищают душу, наполняют добрым светом. Пусть и в ваших сердцах останутся навсегда искренность и трепет поэзии Н. Рубцова.     Домашнее  задание:  Нарисовать   рисунок   к   понравившемуся   стихотворению   Н. Рубцова.

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»

Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему: «Открывая Николая Рубцова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017