Урок развитие речи: Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Оценка 4.8

Урок развитие речи: Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
русский язык
3 кл
16.01.2017
Урок развитие речи:  Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Шишкина, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями. 2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного. 3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Русский язык Сочин Шишкин.doc

Русский язык – 3 класс            Урок развития речи

                                                                                  

<Тема урока:  <><Сочинение ><по ><картине ><И.И. ><Шишкина >«<Утро ><в ><сосновом ><лесу»><><>

Цели урока:

1. <>Познакомить учащихся с творчеством И.И.Шишкина, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки Э.Грига, карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами.

                                                                       <ХОД ><УРОКА>

    I.   Организационный момент

   II. Подготовительная работа    

- Кто из вас бывал  ранним  утром в  сосновом лесу?

- Что особенно интересного вы там заметили?

- Опишите ваше настроение.

     III. Сообщение темы и цели урока.  (Слайд 1)

- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Ивана Ивановича Шишкина, которая так и называется «Утро в сосновом лесу». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

   IV. Работа по теме уроке.

     1. Библиографические сведения о художнике. (Слайд 2)

     <Иван ><Иванович ><Шишкин (1832 – 1898)><-< ><родился >< ><в ><купеческой ><семье, >в 12 лет он  был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.> Позже продолжал свое образование в академии художеств. За свою жизнь стал обладателем нескольких медалей за картины, которые писал с натуры в окрестностях разных городов.

     Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели оказывались у него без всяких прикрас и убавок, изображал ли он дубы или березы, они принимали у него правдивые формы в листве, в стволах, в кореньях.

     Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен известного русского художника И.И.Шишкина. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. <Его ><кисти ><принадлежали ><такие ><картины, ><как ><><"Рожь" (Слайд 3), «Сосновый бор» (Слайд 4), «Туманное утро» (Слайд 5), «Тропинка в лесу» (Слайд 6).><><><> (Слайд 7)                 

      <><В своих произведениях художник выразил огромную любовь к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам всю красоту, своеобразие, прелесть русского леса. ><>< >И это можно увидеть в одной из его картин «Утро в сосновом лесу».

    <2.>Рассматривание репродукции картины. (Слайд 8)

- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов. Ученики рассматривают картину на слайде под музыку Э.Грига.<>

    3. Словарная работа.

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?>

<- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)

пейзаж

 
Словарное слово                              вывешивается  на доску

- А художника, который изображает пейзаж на картине,  называют художник-пейзажист.

                              художник-пейзажист              вывешивается на доску

      4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и  живописи. Беседа  по содержанию картины.

- Что вас привлекло, что заинтересовало в этой картине? (Медвежата, семья медведей)

- В рассказах В.Бианки «Медвежонок» и  Г.Скребицкого «Неожиданное знакомство» встречается описание медвежат. Послушайте небольшие отрывки:  «Медвежата веселые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые» (В.Бианки);  а после встречи медвежонка с  лягушкой Г.Скребицкий писал: «<><Я ><не ><могу ><оторвать ><глаз ><- ><до ><чего ><же ><хорош. ><Такой ><с ><виду ><мягонький, ><толстый, ><неповоротливый. ><Хочется  ><взять ><его ><и ><потискать, ><побороться ><с ><ним, ><как ><с ><котёнком. ><Не ><верится, ><что ><это ><дикий ><зверь".>

<- >Какими вы себе представляете медвежат после чтения этих отрывков? (Веселые, неугомонные, наблюдательные, мохнатые, косолапые, неповоротливые…)

-  А <какими ><их ><изображает ><художник? ><Где ><они ><играют? ><Что ><делают?> (<Ранним ><летним ><утром ><медвежата ><вылезли ><из-под ><поваленного ><дерева. ><Двое ><играют ><на
><дереве. ><Третий ><медвежонок ><встал ><на ><задние ><лапы ><и ><смотрит ><куда-то ><вдаль).>

-    <Что ><вы ><можете ><сказать, ><про ><третьего ><медвежонка, ><не ><играющего ><с ><братьями? ><Какой
><он? (Он самый >< ><неуклюжий и косолапый. Самый толстый, но, видно, ловкий: смог взобраться на ствол поваленного дерева. Он как будто бы наблюдает за игрой своих братьев.)>

-    <Можно ><ли ><сказать ><однозначно, ><что ><эти ><медвежата ><неуклюжие, ><неповоротливые? >(<Нет. ><Они ><только ><с ><виду ><такие, ><на ><самом ><деле ><не ><так-то ><легко ><вскарабкаться ><на ><поваленное ><дерево. ><Они ><ещё ><и ><любознательные, ><им ><всё ><интересно: ><и ><веточки, ><и ><букашки)>

<- >Что можете сказать про < ><медвежат ><из ><рассказов ><Скребицкого ><и ><Бианки и про>< ><медвежат ><на ><картине ><Шишкина? ( Они похожи. Писатели и художник очень наблюдательны. Один словами, другой с помощью изобразительных средств живописи показал и характеры, и повадки зверей.)>

-<Как ><вы ><думаете, ><что ><за ><медведь ><смотрит ><на ><них, ><как ><будто ><наблюдает, ><охраняет? (><Это, ><наверное, ><их ><мать, ><медведица. ><У ><неё ><буро-коричневая ><шкура, ><она ><оскаливает ><зубы, ><рычит, ><медвежата ><не ><слушаются, ><она ><за ><них ><беспокоится.)>

- В карточке №1 выберите слова, характеризующие медвежат, подчеркните их. (Слайд 9,10)

- А какие слова больше подходят для описания матери-медведицы?

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

 

 
 

 

 

 

 

 

<>>



<     

   - Давайте посмотрим, где играют медвежата. <Каким ><художник ><показывает ><нам ><лес? (><Медвежата ><играют ><на ><старой ><сосне, ><сломанной ><бурей, ><ствол ><расщеплён, ><корни ><вывернуты. ><Кругом ><непроходимая ><чаща. ><Это ><сосновый ><бор.)>

-    <Прочитайте описание соснового леса у  ><><Соколова-Микитова на карточке №2.>

 

 

 

КАРТОЧКА № 2

<"Очень ><хорош ><и ><красив ><чистый ><сосновый ><бор. ><Идёшь ><или ><едешь ><по ><старому ><сосновому ><бору ><- ><точно высокие ><чистые ><огромные ><свечи, ><возвышаются ><над ><головой ><стволы ><старых ><деревьев.>

<Через ><высокие ><зелёные ><вершины ><пробиваются ><лучи ><солнца. ><Светлые ><золотистые ><зайчики ><играют ><на ><стволах ><деревьев, ><покрытых ><потрескавшейся ><толстой ><корою. ><Пахнет ><смолою ><и ><землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком  небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)>

-    Давайте сравним сосновый бор у Соколова-Микитова и сосновый бор у И.Шишкина. <Что ><общего ><в ><рассказе ><и ><картине?> (Через высокие зеленые вершины пробиваются лучи солнца, деревья покрыты потрескавшейся толстой корой)

-А  в чем различие?

  В рассказе дети подчеркивают, а отличительные черты картины поочередно появляются на слайде. (Слайд 11)

               Рассказ                                                                                 Картина

 

1. Идешь или едешь по бору.                                    1. Непроходимый дремучий лес.

2. Светлые зайчики играют на стволах деревьев.   2. Темный сумрачный лес, вековые

                                                                                           сосны не пропускают свет в чащу.

3. Деревья, точно чистые огромные свечи.              3. На переднем плане  картины поваленное

                                                                                             дерево, вывороченное  бурей.

                                                                                 

- А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? (Только здесь медвежата могут играть беззаботно: их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)       >

   - В какое время дня художник изобразил медвежат? (В раннее солнечное утро)

    - Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине? (Небо покрыто нежными розовыми облаками.. Солнце освещает только верхушки сосен. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага. Воздух чист и свеж. Бодрит утренняя прохлада.)  

   - Какие цвета преобладают в картине? ( Мы видим все оттенки теплых цветов.)

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?  (Чувство бодрости, радости и в то же время спокойствия, прилив творческих сил).

 

          5. Коллективное составление плана сочинения. (Слайд 12)

 - Составим план, который поможет вам описать картину.

    1) Художник и его картина.  

 - Итак, о чем будем писать в первой части?

 - Как ее назовем?

 - Вам помогут опорные слова: Замечательный ру.?кий                                                      

                                                      Великолепные образы р.дной природы

                                                     Показал жизнь

Учащиеся  зачитывает опорные слова, помещенные на доске.

- Составим по опорным словам предложения.

       Замечательный русский художник-пейзажист И.И.Шишкин создавал великолепные образы родной природы. В своей картине «Утро в сосновом лесу» показал нам жизнь русского леса.

- Решите орфографические задачи.

2) Лесная глушь.

 - О чем будем писать во второй части сочинения?

 - Давайте составим предложения по опорным словам о том, что мы видим на картине.

     Ранн.. летн.. утро. Оно еще только начинается. Солнечные лучи з.л.тят верхушки могучих сосен. Раскидистые ветки (не)пропускают свет в ч.щу. Поднимается б.ловатый туман. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Со.нце еще не взошло, но уже все пр.будилось.

- Назовите пропущенные орфограммы.

 

3) Мохнатая семейка.

- Кто же внес оживление в картину, наполнил ее звуками?

- О ком будет третья часть сочинения?

                                            Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так,  (Круговые движения головой вправо-влево)

Головой своей крутили.

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так, (Пружинистые сгибания и разгибания рук)

Дружно дерево качали.

А потом они плясали, (Присядка, прыжки на одной ноге)

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так,  (Руки вперед, вверх, в стороны, вниз)

К солнцу лапы поднимали.

 

- Прочитайте опорные слова:  В центре картины

                                                    Кувыркаются

                                                    Два неугомонных, косолапых

                                                    Всматривается вдаль

                                                    Мать-медведица

                                                    Оскалила зубы

                                                    Предупреждает детей

                                                    Рычит

- Составьте предложения.

    В центре картины видим медвежат. На поваленном дереве кувыркаются два неугомонных, косолапых медвежонка. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается вдаль. Мать-медведица  внимательно  следит за своими шалунами, оскалила зубы и рычит, предупреждая детей, чтоб не шалили зря.    

- Чем интересно выделенное слово? ( Оно сложное, состоит из двух корней).

4) Мое отношение к картине.

- О чем напишем в заключительной части? (О моем отношении к картине)

Опорные слова: Ощущаю аромат  со/асновой  коры и хвои

                            Го/алоса  птиц

                            Рев/ф  медвежат

                            Прелесть лес?ного утра

   Смотрю на картину и ощущаю аромат сосновой коры и хвои, слышу голоса птиц и рев медвежат. Художник показал  прелесть лесного утра.    

- Объясните выбор букв.

    V. Написание сочинений учащимися

- Итак, план и рабочий материал помогут вам описать картину.

Индивидуальная помощь учителя.

    VI. Итог урока

Чтение сочинений учащимися.

- С творчеством какого художника познакомились на уроке?

- Какую картину учились описывать?

- Какое впечатление она на вас произвела?

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к своему сочинению.(Слайд 13)

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: КАРТОЧКА№ 1
косолапые
мохнатые
неугомонные
игривые
шаловливые
заботливые
строгие
любознательные
внимательные
беззаботные

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

 

 
 

 


                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

 

 

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

 

 

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

 

 

КАРТОЧКА№ 1

косолапые

мохнатые

неугомонные

игривые

шаловливые

заботливые

строгие

любознательные

внимательные

беззаботные

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КАРТОЧКА № 2

<   «Очень ><хорош ><и ><красив ><чистый ><сосновый ><бор. ><Идёшь ><или ><едешь ><по ><старому ><сосновому ><бору ><- ><точно высокие ><чистые ><огромные ><свечи, ><возвышаются ><над ><головой ><стволы ><старых ><деревьев.> <Через ><высокие ><зелёные ><вершины ><пробиваются ><лучи ><солнца. ><Светлые ><золотистые ><зайчики ><играют ><на ><стволах ><деревьев, ><покрытых ><потрескавшейся ><толстой ><корою. ><Пахнет ><смолою ><и ><землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком  небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)>

 

 

 

 

 


КАРТОЧКА № 2

<   «Очень ><хорош ><и ><красив ><чистый ><сосновый ><бор. ><Идёшь ><или ><едешь ><по ><старому ><сосновому ><бору ><- ><точно высокие ><чистые ><огромные ><свечи, ><возвышаются ><над ><головой ><стволы ><старых ><деревьев.> <Через ><высокие ><зелёные ><вершины ><пробиваются ><лучи ><солнца. ><Светлые ><золотистые ><зайчики ><играют ><на ><стволах ><деревьев, ><покрытых ><потрескавшейся ><толстой ><корою. ><Пахнет ><смолою ><и ><землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком  небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)>

 

 

 

 

 


КАРТОЧКА № 2

<   «Очень ><хорош ><и ><красив ><чистый ><сосновый ><бор. ><Идёшь ><или ><едешь ><по ><старому ><сосновому ><бору ><- ><точно высокие ><чистые ><огромные ><свечи, ><возвышаются ><над ><головой ><стволы ><старых ><деревьев.> <Через ><высокие ><зелёные ><вершины ><пробиваются ><лучи ><солнца. ><Светлые ><золотистые ><зайчики ><играют ><на ><стволах ><деревьев, ><покрытых ><потрескавшейся ><толстой ><корою. ><Пахнет ><смолою ><и ><землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком  небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)>

 

 

 

 

 

 

 


КАРТОЧКА № 2

<   «Очень ><хорош ><и ><красив ><чистый ><сосновый ><бор. ><Идёшь ><или ><едешь ><по ><старому ><сосновому ><бору ><- ><точно высокие ><чистые ><огромные ><свечи, ><возвышаются ><над ><головой ><стволы ><старых ><деревьев.> <Через ><высокие ><зелёные ><вершины ><пробиваются ><лучи ><солнца. ><Светлые ><золотистые ><зайчики ><играют ><на ><стволах ><деревьев, ><покрытых ><потрескавшейся ><толстой ><корою. ><Пахнет ><смолою ><и ><землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком  небе купаются зеленые кедровые вершины» (Соколов-Микитов)>

 

 


замечательный ру. ? ий                                             

 великолепные                                                образы р.дной природы                                                   показал  жизнь

ранн. .   летн. .

начинается

лучи  з.л.тят  верхушки

(не)пропускают свет  в  ч.щу

б.ловатый туман

прохладно    свежо

со.нце

все пр.будилось

ощущаю аромат

с   сновой коры и  хвои

г   лоса птиц

ре       медвежат

прелесть лес?ного  утра

 

 

в   центре картины

кувыркаются

два неугомонных, КОСОЛАПЫХ

всматривается вдаль

мать-медведица

оскалила зубы

предупреждает детей

рычит

 

ПЕЙЗАЖ
ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ

 

 

 


Русский язык – 3 класс

Русский язык – 3 класс

Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж) пейзаж

Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж) пейзаж

КАРТОЧКА № 2 < "Очень >< хорош >< и >< красив >< чистый >< сосновый >< бор

КАРТОЧКА № 2 < "Очень >< хорош >< и >< красив >< чистый >< сосновый >< бор

Физкультминутка Медвежата в чаще жили,

Физкультминутка Медвежата в чаще жили,

КАРТОЧКА№ 1 косолапые мохнатые неугомонные игривые шаловливые заботливые строгие любознательные внимательные беззаботные

КАРТОЧКА№ 1 косолапые мохнатые неугомонные игривые шаловливые заботливые строгие любознательные внимательные беззаботные

КАРТОЧКА № 2 < «Очень >< хорош >< и >< красив >< чистый >< сосновый >< бор

КАРТОЧКА № 2 < «Очень >< хорош >< и >< красив >< чистый >< сосновый >< бор

замечательный ру. ? ий великоле

замечательный ру. ? ий великоле

пные образы р.дной природы

пные образы р.дной природы

показал жизнь ранн. . летн. .

показал жизнь ранн. . летн. .

начинается лучи з.л.тят

начинается лучи з.л.тят

верхушки (не)пропускают

верхушки (не)пропускают

свет в ч.щу б.ловатый туман

свет в ч.щу б.ловатый туман

прохладно свежо со.нце

прохладно свежо со.нце

все пр.будилось ощущаю аромат

все пр.будилось ощущаю аромат

с сновой коры и хвои

с сновой коры и хвои

г лоса птиц ре медвежат

г лоса птиц ре медвежат

прелесть лес?ного утра

прелесть лес?ного утра

в центре картины кувыркаются

в центре картины кувыркаются

два неугомонных , КОСОЛАПЫХ

два неугомонных , КОСОЛАПЫХ

всматривается вдаль

всматривается вдаль

мать-медведица оскалила зубы

мать-медведица оскалила зубы

предупреждает детей рычит

предупреждает детей рычит

ПЕЙЗАЖ ХУДОЖНИК-

ПЕЙЗАЖ ХУДОЖНИК-

ПЕЙЗАЖИСТ

ПЕЙЗАЖИСТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017