ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Ольга Шефер Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Урок развития речи по русскому языку Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Урок развития речи по русскому языку Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Цель: 1. Обучать учащихся сочинению-описанию с элементами рассуждения по картине. 2.Формировать коммуникативные умения и развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся. 3. Воспитывать нравственное и эстетическое начало Тип урока: комплексное применение ЗУН Ход урока: Содержание урока Работа в тетради I. Слайд №1: Подготовка к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». II. Психологическая установка 1. Определение установки на урок - Вам знакомо выражение «окрыленный человек» (да); - Хотите почувствовать себя на уроке окрыленным? Установка дана – Быть окрыленным. - Чтобы установка сработала, надо понять ее. 2. Объяснение лексического значения слова «окрыленный»: - Что значит слово «окрыленный»? (воодушевленный); - Что значит слово «воодушевленный»? (вдохновленный, увлеченный); Слайд №2 Окрыленный, воодушевленный, увлеченный. - Что это за лексическая группа слов? (синонимы); - Что для них характерно? (это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга смысловыми оттенками); - Что придают синонимы нашей речи? (красоту, выразительность, образность, разнообразие, смысловые оттенки); - Можно ли в сочинении употребить все три слова, не будет ли это речевой ошибкой? (нет, потому что эти синонимы отличаются смысловыми оттенками); - ОРФОГРАФИЯ! - Запись в тетрадь. 2. Определение учебных целей. Слайд №3 1. Закрепить знания о типах речи. 2. Формировать умения всматриваться в картину художника, строить текст; развивать умения соединять в высказывании описание и рассуждение. 3. Реализовать знания на практике. - Что непонятно? - Что значит реализовать знания? (применять); III. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности 1. Работа по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» Слайд №4 (изображение репродукции) А) Первое впечатление о художнике (на основе восприятия репродукции) Слово учителя о Подмосковье: Прежде, хочу сказать несколько слов о Подмосковье. Центр – Москва, а близлежащая территория – Подмосковье. Это Центральная Россия, но не потому, что находится в центре. Центральная, потому что именно здесь зародилось и возникло наше русское государство – Киевская Русь и Московское княжество. Сегодня – это центр культуры, науки, экономики. Здесь столица нашей Родины – Москва. Подмосковье – красивийший край, не лвосхищаться им невозможно. Это лесная природная зона, леса смешанные. - А теперь посмотрите на картину. - Какие качества характера помогут вам понять и художника и его картину? (сосредоточенность, внимательность); - Можно ли сказать, что художник был чем-то окрылен, что и подтолкнуло его написать картину (да); Что именно – на картине. Итак, что? 1. Пейзаж: красота русской природы - Сосредоточьтесь; - Распределите предметы природы по масштабности, то есть по размеру изображения; Небо (какое?): огромное, высокое, розовое, со свинцово-серыми облаками, красивое, хочется дотянуться рукой; - Можно ли его обхватить, объять руками? (оно необхватное, необъятное); - Возможно ли увидеть, где оно заканчивается, где его край? (оно бескрайнее); - Можно ли его полностью обозреть? (оно необозримое); Снег (какой?): белый, с холодными сиреневыми тенями от деревьев, занимает большое пространство; - Можно ли сказать не снег, а снега? (да); - Почему? (его очень много, он везде); - Зачем художник так многозначительно изобразил снег? Неужели хотел показать, насколько снежны зимы в России? (он показал просторы нашей Родины, ее огромные пространства); - Назовите синонимы слова простор (ширь, раздолье, даль, приволье); Слева ели (какие?): высокие, темно-зеленые, упираются в небо; Вдали, на заднем плане,- хвойный лес (какой?): сплошной, густой, на фоне розового неба кажется тоже розовым и привлекает наш взгляд; Итак: 1. Небо, снега, ели – как сказать одним словом? (пейзаж, русская природа, природа Подмосковья); 2. Подмосковье – это только часть нашей страны Тогда какая наша страна? (огромная). Вывод: художник был окрылен красотой русской природы, необъятными просторами Родины. ОРФОГРАФИЯ следует одновременно. Слайд №5 (достали карточку №1 из конверта) 1. Красота русской природы и необъятные просторы нашей Родины. Небо: огромное, высокое, со свинцово-серыми облаками, красивое, необъятное, бескрайнее, необозримое, хочется дотянуться до него рукой; Снег: белый, с холодными сиреневыми тенями от деревьев, занимает большое пространство; Ели: высокие, темно-зеленые, упираются в небо; хвойный лес: сплошной, густой, на фоне розового неба кажется тоже розовым и привлекает наш взгляд; Вывод: художник был окрылен красотой русской природы, необъятными просторами Родины. - Вы согласны, что природой, красотой, просторами страны можно быть окрыленными?! Какое-то чувство гордости появляется. - Что еще вызвало духовный подъем? - В помощь себе возьмите фразу одного литературного героя о природе: «Природа не храм… 2. Преобразования природы трудом человека. - Что изображено на переднем плане? (асфальтированная шоссейная дорога, ускользающая вдаль); - Что изображено справа от дороги? (железнодорожная насыпь, поезд); - Что тянется вдоль шоссе? (линия электропередач); - Разумны ли эти преобразования? (да); Вывод: он был воодушевлен разумными преобразованиями человека, которые делают жизнь современной и интересной. Можно поверить художнику, что новый образ жизни, действительно воодушевляет? Слайд №6 (достали карточку №2) 2. Преобразования природы трудом человека: На переднем плане – асфальтированная шоссейная дорога, ускользающая к горизонту; Справа от дороги – железнодорожная насыпь; Вдоль шоссе – линия электропередач. Вывод: художник был воодушевлен разумными преобразованиями трудом человека, которые делают жизнь современной и интересной. 3. Быстрый темп жизни. - О каких объектах на картине не сказали? (лыжница, машины, поезд); - У вас есть ощущение, что они в движении? (да); - Каким образом это ощущается? (поезд мчится и оставляет клубы дыма; убегает вдаль легковая машина; торопится к финишу лыжница в красном костюме); Мчится, убегает, торопится, спешит, ускользает… - Что передают эти глаголы (движение); - Кого? (человека и его жизни); - Какое движение? (быстрое, ритмичное, в темпе); - Так что еще воодушевляет Г.Нисского? Вывод: художник увлечен быстрым темпом жизни. Слайд №7 (карточка №3) 3. Быстрый темп жизни. Поезд мчится и оставляет клубы дыма; убегает вдаль легковая машина; торопится к финишу лыжница. Вывод: художник увлечен быстрым темпом нашей жизни. Слайд №8 Б) Слово учителя о художнике 1. Это живописец России, народный художник, лауреат Государственной премии. 2. Содержание картины «Февраль. Подмосковье» - красота русской природы и необозримые просторы Родины; - преобразования природы трудом человека; -стремительный темп жизни; - Каков общий колорит картины? (много розового и голубого); - Соответствует ли колорит картины ее содержанию? (да); - Почему? (цвет мира, цвет заката, значит будет завтра, и жизнь продолжается); В) Типы речи - Какой тип речи вы использовали в работе по картине? (описание); - Назовите особенности данного типа (требует вопроса какой?, определения признаков предметов); - Во время описания картины возникали вопросы по ее содержанию. К какому типу речи вы прикоснулись? (к рассуждению); - Что для него характерно? (тезис, доказательства, вывод); Г) Составление плана сочинения на тему «Чем мне нравится картина Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»». - Какое сочинение по картине от вас требуется? (Сочинение-описание с элементами рассуждения); - Конкретизируем тему: «Чем мне нравится картина Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»» (запишите). - Назовите тезис, который уже содержится в названии темы (мне нравится картина Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»; - Тезис требует доказательств; - Эти доказательства и будут отвечать на вопрос чем? - Действительно, чем? - Тем, что на ней изображено: взгляните в карточки, чтобы не нарушилась логика - Чем? (назовите уже не детали, которые описывали, а основные направления в картине) Красотой русской природы и необъятными просторами нашей Родины; Преобразованиями природы трудом человека; Быстрым темпом жизни. - Не звучит; - Какой из синонимов подходит к каждому доказательству? Красота и …- окрыляют; Преобразования…- воодушевляют; Стремительный темп…- увлекает 1. Окрыляют красота русской природы и необозримые просторы Родины. 2. Воодушевляют преобразования природы трудом человека. 3. Увлекает стремительный темп жизни - А где будет описание? (рядом с доказательствами); - Вам не кажется, что художник окрылен, воодушевлен и увлечен тем же, что и вы? - Сегодня вы молодцы, вы поняли замысел художника - Нужен ли вывод в заключении сочинения? (да); Вывод по уроку: (мысленно) - Вернитесь к учебным целям (Слайд №3) - Оформите формулировку учебных целей образно с помощью глаголов: удержать, достать, овладеть и объясните суть. Удержать синицу в руке – закрепить имеющиеся знания по предмету; Достать журавля в небе – узнать новое на уроке. Овладеть птицей счастья – получить достойный результат и удовлетворение от удачной работы. Домашнее задание: сочинение. Шестое марта Строка для темы Словарь: окрыленный, воодушевленный, увлеченный 1. Красота русской природы и необъятные просторы нашей Родины (записать после описания объектов природы). Небо (какое?): огромное, высокое, розовое, со свинцово-серыми облаками, красивое, хочется дотянуться рукой; необъятное, бескрайнее, бесконечное, необозримое. Снег (какой?): белый, с холодными сиреневыми тенями от деревьев, занимает большое пространство; образует снежные дали. Слева ели (какие?): высокие, темно-зеленые, упираются в небо; Вдали, на заднем плане,- хвойный лес (какой?): сплошной, густой, на фоне розового неба кажется тоже розовым и привлекает наш взгляд; Получена карточка №1 как обобщение сказанному. 1. Красота русской природы и необъятные просторы нашей Родины. Небо: огромное, высокое, со свинцово-серыми облаками, красивое, необъятное, бескрайнее, необозримое, хочется дотянуться до него рукой; Снег: белый, с холодными сиреневыми тенями от деревьев, занимает большое пространство; Ели: высокие, темно-зеленые, упираются в небо; хвойный лес: сплошной, густой, на фоне розового неба кажется тоже розовым и привлекает наш взгляд; Вывод: художник был окрылен красотой русской природы, необъятными просторами Родины. 2. Преобразования природы трудом человека. Асфальтированная шоссейная дорога, ускользающая вдаль; Железнодорожная насыпь; Линия электропередач; Получена карточка №2 как обобщение сказанному. 2. Преобразования природы трудом человека: На переднем плане – асфальтированная шоссейная дорога, ускользающая к горизонту; Справа от дороги – железнодорожная насыпь; Вдоль шоссе – линия электропередач. Вывод: художник был воодушевлен разумными преобразованиями трудом человека, которые делают жизнь современной и интересной. 3. Быстрый темп жизни. Лыжница торопится к финишу Машины убегают вдаль Поезд мчится и оставляет клубы дыма; Получена карточка №3 как обобщение сказанному 3. Быстрый темп жизни. Поезд мчится и оставляет клубы дыма; убегает вдаль легковая машина; торопится к финишу лыжница. Вывод: художник увлечен быстрым темпом нашей жизни. Колорит картины: розовый, голубой цвета. Чем мне нравится картина Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»» План 1. Тезис: «Мне нравится картина Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»» 2. Доказательства: А) Окрыляют красота русской природы и необозримые просторы Родины. Б) Воодушевляют преобразования природы трудом человека. В) Увлекает стремительный темп жизни 3. Вывод

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 5 кл.

Все файлы материала:
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ