Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»
Оценка 4.9

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Оценка 4.9
Видеоуроки +1
doc
русский язык
Детсад—6 кл
29.04.2018
Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»
урок развития речи.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ «ЮКТАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ СОЧИНЕНИЕ­МИНИАТЮРА       «АМУРСКИЙ ПЕЙЗАЖ. ЗИМА» На бока Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Юкталинская СОШ»                                                                        п. Юктали Цели:  Образовательная  –   познакомить   учащихся   с   предметом   описания   в   сочинении­ миниатюре; организовать словарную работу на «зимнюю» тему; познакомить с картиной Тындинского   художника   Е.Рябова;   описать   изображенный   на   картине   зимний   пейзаж   в форме сочинения­миниатюры; Развивающая  – развитие логического мышления, памяти; нацелить учащихся на поиски описания природы в художественных произведениях; развитие умений видеть и сопоставлять   художественные   образы   музыкальных   и   поэтических   произведений; подготовить учащихся к самостоятельной работе. Воспитательная  –   воспитание   внимания   к   изобразительным   возможностям русского языка; на учебном материале урока воспитывать патриотические и эстетические качества в личности. Оборудование:   картина Е.Рябова «Амурский пейзаж», видеозапись П.И.Чайковского «Времена года», фотографии зимних этюдов.  Дидактический   и   раздаточный   материал:   карточки­памятки   для   обучения описания, словарная работа (миниатюра, пейзаж), карточки с опорными словами по теме урока, четверостишия о природе или прозаические тексты (в том числе и приамурских поэтов и писателей).  Эпиграф урока: В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна…       Н. Заболоцкий.  Оргмомент.  Приветствие; определение задач урока (особое внимание обращается на создание необходимого настроения). – Мы, ребята,   вместе с вами сегодня рассмотрим картину и попробуем написать сочинение­миниатюру на зимнюю тематику. А для начала познакомимся со стихотворением нашей юкталинской поэтессы Третьяковой О.А. (Приложение 1). – Как, по­вашему, ребята, о чем это стихотворение? – А теперь посмотрите на картину и попробуйте сопоставить ее с прослушанным стихотворением.  Прослушивание видеозаписи П.И.Чайковского «Времена года. Февраль». – Скажите, отражает ли содержание картины прослушанная вами музыка? Можно ли в ней увидеть то, что мы увидели в стихотворении и на картине? – Каждый человек в определенный момент жизни испытывает различные чувства. Он может печалиться или радоваться, изумляться или огорчаться. Точно так же искусство (живопись, поэзия, музыка) может вызывать определенные чувства, волновать.  Беседа по картине Е.Рябова «Амурский пейзаж». –   А   если   мы   с   вами   обратимся   к   нашей   картине.   Какое   настроение   она   у   вас вызывает? Глядя на картину, хочется грустить или радоваться?   – Не только поэты и композиторы, но и художники часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. –   Вот   и   наш   художник   Е.Рябов   во   всех   своих   картинах   с   любовью   изображает амурскую природу. – Евгений Рябов родился в Крыму. На БАМе живет уже семнадцать лет. Работая водителем,   проехал   всю   трассу   от  г.Тынды   до  г.Северобайкальска,   поэтому  изучил   до мелочей природу нашего края. Рисованием увлекался с детства, но художественного образования не имеет. Его картины выставляются в Тындинском краеведческом музее, в зале кинотеатра «Гилюй». Также пишет стихи, которые печатаются в «Амурском альманахе» и районных газетах. – Скажите, ребята, к какому жанру живописи можно отнести эту картину?  – Что такое пейзаж? (Если затрудняются, на столах – подсказки). (Приложение 2). – Какое время года изображено на картине? – По каким приметам это можно увидеть? – Какие тона, цвета, краски применил художник? Теплые или холодные? – Какое время суток изобразил художник? – Какими красками и оттенками художник изображает снег? – Приглядитесь к снегу в солнечный день: то золотисто­розовый, то голубой, то густо­синий в тени, звездами переливается. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце снег лежит. – Какое у вас чувство возникает после такого описания? Радостное или грустное? –   Да,   в   картине   передано   радостное   чувство,   чистота   воздуха,   прелесть   снега, освещенного солнцем. – Как обычно рассматривается картина? (передний план, задний план­фон). – Что изображено на переднем плане? (Застывшая  река, снег, покрытый  коркой наста, глубокие сугробы, покрытые инеем коричневые деревья). Цепями льдистыми покорный пруд окован. И синим зеркалом сравнялся в берегах. – А на заднем плане? (Покрытая снегом сопка). Белым кружевом сопки покрыты, Синь небес безупречно чиста. Сплошная коричневая масса деревьев, которые уже едва различимы. Или.  Прозрачный лес один чернеет И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна.  Организация словарной работы. Составление словаря. День –  Небо – Снег –  Воздух ­  – Итак, ребята, наша с вами задача – написать сочинение­миниатюру. А кто­нибудь знает, чем отличается обычное сочинение от сочинения­миниатюры? – У вас есть подсказки. (Приложение 2). – Раз мы с вами будем писать сочинение, хотя и в малой форме, мы должны вспомнить, из скольких частей оно состоит?  – Вид нашего сочинения – описание. – Напомните мне, какой текст называется описанием? В случае затруднения у вас есть подсказки­памятки. (Приложение 4). 2.   И   вот   мы   с   вами   подошли   к   следующему   этапу   нашей   работы   –   написанию сочинения­миниатюры. (4­6 предложений).  – Возможно, кто­то из вас сочинит стихотворение. – Кто затрудняется, пользуется карточками с опорными словами. (Приложение 3). 3. Подведение итогов. Заслушивание работ 1­2 учащихся. Редактирование. Учащиеся зачитывают свои сочинения­миниатюры. 4. Домашнее задание: 1 группа – творческое задание, для тех, кто справился с работой: составить свой словарь на зимнюю   тему,   можно   пользоваться   строками   из   стихотворений   (или   написать   этюд   в газету). 2 группа  – дописать и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на зимнюю тему (5­6 предложений записать в тетрадь). 3 группа – пишут дома сочинения, воспользовавшись опорными словами. Приложение 2  Пейзаж – (с франц. – местность) – вид, изображение какой­либо местности; в живописи – жанр, в котором основной предмет изображения – природа. Миниатюра – жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение. Описание  – это текст, который указывает признаки (объекта речи) предмета. Описание отвечает на вопрос: «какой?» День: ясный, пасмурный, теплый, холодный. Небо: ярко­синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное, серое, низкое, синее, темное, туманное.  Воздух: прозрачный, туманный, легкий, морозный. Снег:   глубокий,   хрупкий,   темный,   пушистый,   покрытый   коркой   наста   и   чуть розовый в лучах солнца.  Приложение 3 Приложение 4 Памятка 1. Охарактеризуйте общий вид предмета (тему описания). 2. Определите цель описания. 3. Назовите наиболее характерные признаки (объем, цвет, форму, размер, назначение, запах, вкус, впечатление, необходимость, полезность, сущность предмета и др.). 4. Найдите наиболее точные слова для обозначения признаков. 5. Отберите из найденных признаков необходимые для сочинения. 6. Расположите описание признаков, как того требует тема и идея. 7. Подумайте над итогом описания и его оформлением. 8. Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите лучшее. 9. Подберите начало текста в соответствии с избранной темой, идеей, стилем, жанром. 10. Работайте над окончанием текста. 11.  Подумайте над идеей. 12. Отметьте излишества и недостатки в тексте.

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»

Урок развития речи. Сочинение-миниатюра «Амурский пейзаж. Зима»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018