Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.
Оценка 4.7

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
05.01.2017
Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.
Тема урока: Развитие речи. Что такое речь. Тип урока: открытие нового знания Цели урока обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; развивающие: выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа. воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения). Технологии обучения - здоровьесбережение; - проблемного обучения; - развивающего обучения; - поэтапного формирования умственных действий Метапредметные связи: литература. Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать. Оборудование:учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики». План проведения урока: 1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний. 3. Проблемное объяснение нового знания. 4. Первичное закрепление. 5. Итог урока (рефлексия). 6. Домашнее задание. Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Улыбнулись друг другу Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Личностные УУД:формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. 1. Проверка дом. задания. Роль языка Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией; Делают вывод Личностные: принимают и осваивают социаль¬ные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо¬собы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаи¬вают свою точку. III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения. Сообщение учителя. – Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи. знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске): – главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией; – общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.); – общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы: ОБЩЕНИЕ ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ (говорит или пишет) ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ ИНФОРМАЦИЮ (слушает или читает) – человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь; – с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками; – существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время; – особенность русского языка заключается в том, что он служит: средством общения между людьми русской национальности между людьми разных национальностей между народами разных государств А как вы общаетесь? Физминутка. Слушают Учащиеся дают ответы Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения. Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза. Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ¬ляют ошибки. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: владеют грамотной письмен¬ной речью. IV.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию V. Работа по учебнику. 2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8. Вопросы для обсуждения: – При каких условиях речевое общение состоится? – В каком случае речевое общение становится невозможным? – Что такое речевое общение? 3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи. 1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти: – смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы ( , , ; , ) и т. д.; – орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец); – морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов); – орфоэпические средства (метр [м'э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»); – интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…). 2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа: от смысла к поискам средств его выражения в устной речи в письменной речи 3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа. Задания: – Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок. – Как вы понимаете значение слова смысл? Какие синонимы можете подобрать к нему? Составьте словосочетания с этим словом. – Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод. – Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку. – Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи. – Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод. – Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл. Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно». Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?» Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!» Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!» Нина увидела окно!!! Нина: «Увидела – окно». Нина, увидела окно? Нина увидела – окно. Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др. Объясняют значение слова. Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения. Проверяют и оценивают. Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят - смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства орфоэпические средства орфоэпические средства Оценивают свою работу. Объясняют, как меняется смысл сообщения Объясняют значение слова Высказывают своё мнение Разыгрывают диалог Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения. Дают ответы на вопросы Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф.. Анализируют работу на уроке через самооценку. Познавательные УУД:самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД:действие смыслообразования; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. VI. Комментирование домашнего задания. Дома: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно). Записывают домашнее задание. Личностные УУД:адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД:понимать и принимать учебную цель и задачу.
3.doc
Технологическая карта урока русского языка Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013. Класс:  5 Тема урока: Развитие речи. Что такое речь. Тип урока: открытие нового знания Цели урока обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; развивающие:  выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.  воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи  Методы и приемы: объяснительно­иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения). Технологии обучения ­ здоровьесбережение; ­ проблемного обучения; ­ развивающего обучения; ­ поэтапного формирования умственных действий Метапредметные связи: литература. Метапредметные  умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом;  умение сопоставлять и сравнивать. Оборудование:учебник. рисунок­схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».  План проведения урока: 1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний. 3. Проблемное объяснение нового знания. 4. Первичное закрепление. 5. Итог урока (рефлексия). 6. Домашнее задание. Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. ­Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует  вашему настроению. Приветствуют учителя,  проверяют свою готовность к  уроку. Личностные УУД:формирование  эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД:   1 ­ Как много улыбок засветилось. Спасибо! ­ А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Улыбнулись друг другу Выбирают смайлик и  демонстрируют своё  настроение. взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД:  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения  материала. II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого  ученика. 1. Проверка дом. задания. Роль языка Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией; Делают вывод Личностные: принимают и  осваивают социальные роли  обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают  личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с  учителем определяют степень  успешности выполнения своей  работы и работы класса, исходя из  имеющихся критериев; понимают  причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.  Познавательные: самостоятельно  предполагают, какая информация  нужна для решения предметной  учебной задачи в несколько шагов.  Коммуникативные: при  необходимости отстаивают свою  точку. III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения. С о о б щ е н и е   у ч и т е л я . –   Суть   человеческого   общения   сводится   к   передаче   и   восприятию   смысла.   Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского   языка   занимает   изучение   возможностей     языка     наиболее     точно     и     выразительно Личностные: оценивают важность  исполнения роли «хорошего  ученика», осознают важность учебы и познания нового. 2 передавать смысл речи. знакомит   с   основными   положениями,   касающимися   характеристики   речевого   общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске): Слушают – главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией; –   общение   –   это   не   только   беседа,   разговор,   а   любое   взаимодействие   между   людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.); – общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того,  кто  воспринимает  чужую  речь,  слушая или   читая   ее   (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка­схемы: Регулятивные: работая по плану,  сверяют свои действия с целью и,  при необходимости, исправляют  ошибки. Познавательные: самостоятельно  предполагают, какая информация  нужна для решения предметной  учебной задачи в несколько шагов.  Коммуникативные: владеют  грамотной письменной речью. ОБЩЕНИЕ ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ (говорит или пишет) ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ ИНФОРМАЦИЮ (слушает или читает) – человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь; – с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками; – существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время; – особенность русского языка заключается в том, что он служит: Учащиеся дают ответы средством общения А как вы общаетесь? между людьми русской национальности между людьми разных национальностей между народами разных государств 3 Физминутка.   размышляют   высказывают   свои Учащиеся вслух, предположения. Выполняют несложные  физические упражнения на  снятие усталости в мышцах  спины, рук и ног, а также  упражнения на снятие  напряжения в мышцах глаза. IV.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;  провести коррекцию V. Работа по учебнику. 2. К о м м е н т и р о в а н н о е   ч т е н и е  лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. Объясняют значение слова. Учащиеся   теоретически осмысливают   ту   речевую деятельность,   в   которую   они были   вовлечены   на   уроках родного   языка,   формулируют основную   мысль   о   значении речи   и   основные   условия, необходимые   для   речевого общения. Проверяют и оценивают. Учащиеся   переписывают слова без ошибок, находят  ­ смыслоразличительную роль  з в у к а ,       орфографические  средства морфологические  средства  Личностные УУД:действие  смыслообразования; оценивание  усвояемого содержания Познавательные  УУД:применение методов  информационного поиска. Анализ  объектов с целью выделения  признаков и синтез как  составления целого из частей;  Коммуникативные   УУД  :умение   выражать   свои   мысли   в соответствии с задачами  Регулятивные УУД:оценка ­  выделение и осознание учащимся  того, что уже усвоено и что еще  подлежит усвоению, осознание  качества и уровня усвоения. 4 7–8. В о п р о с ы  для обсуждения: – При каких условиях речевое общение состоится? – В каком случае речевое общение становится невозможным? – Что такое речевое общение? 3. О б ъ я с н е н и е  смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи. 1) Работа по таблице; учитель помогает  учащимися найти: – смыслоразличительную роль  з в у к а   (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол;   точка;   бочка;  м о р ф е м ы   дочка);   мочка,   почка,     ночка,     кочка,   ( ,  ,  ;  ) и т. д.; – орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец); – морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов); – орфоэпические   средства   (метр    [м'э]   –   «единица   длины»   –   метр  [мэ] – «учитель, наставник»); – интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…). 2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:   , от смысла к поискам средств его выражения в устной речи в письменной речи 3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа. З а д а н и я : – Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок. –  Как  вы понимаете  значение  слова  смысл?  Какие  синонимы  можете  подобрать  к  нему? Составьте словосочетания с этим словом. – Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод. – Чем вызвана смысловая нелепость фраз:  Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку. –  Попробуйте привести примеры,  когда орфографические  ошибки приводят к  искажению смысла речи. – Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод. – Объясните,  как изменяется  смысл высказывания  и языковые формы его   выражения     в каждом  случае.  (Предложения  записаны  на  доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл. Нина увидела окно. Нина увидела окно? Нина увидела окно! Нина увидела окно?!      Нина увидела окно!!! Нина, увидела окно? Нина! Увидела окно? Нина: «Увидела окно». Нина: «Увидела окно?» Нина: «Увидела окно!» Нина: «Увидела! Окно!» Нина: «Увидела – окно». Нина увидела – окно. Нина увидела … окно. И др. орфоэпические  средства   орфоэпические  средства   Оценивают свою работу. Объясняют, как меняется  смысл сообщения Объясняют значение слова Высказывают своё мнение Разыгрывают диалог V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч­ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Дают ответы на вопросы У ч и т е л ь . Найдите на рисунке­схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения. Не забывать о значимости  Познавательные  УУД:самостоятельное  формулирование познавательной  цели; процесса и результатов  деятельности.рефлексия  способов и условий действия;  5 VI. Комментирование домашнего задания. Дома: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно). языка, выучить эпиграф.. Анализируют работу на уроке  через самооценку.  :планирование учебного  контроль и оценка Коммуникативные  УУД  сотрудничества с учителем и  сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения,  учет разных мнений. Личностные УУД:действие  смыслообразования; самооценка;  адекватное понимание причин  успеха и неуспеха в УД;  следование в поведении  моральным нормам и этическим  требованиям. Записывают домашнее задание. Личностные УУД:адекватная  мотивация учебной  деятельности. Регулятивные УУД  :понимать и    принимать учебную цель и задачу. 6

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.

Урок развития речи в 5 классе. Что такое речь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017