Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"
Оценка 4.6

Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
07.05.2017
Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"
Урок рассчитан на 2 часа. Используемый материал на уроке поможет учителю развить творческую самостоятельность обучающихся, умение излагать мысль сжато, ясно, устанавливать связь между предложениями в тексте и между частями текста, а практическая направленность урока научит правильно оформлять прямой и обратный адреса, а также, надеюсь, вызовет интерес к художественной литературе и изобразительному искусству.Данный файл представляет собой разработку урока развития речи по теме "Составление письма и оформление конверта", рассчитанную на 2 часа.
Урок развития речи в 5 классе.doc
Урок развития речи в 5 классе. (2 часа) Тема: « Составление письма и оформление конверта» Цель: дать представление о ведении переписки, выработать умение составлять письма; развивать творческую самостоятельность учащихся; умения излагать мысли сжато,     ясно, устанавливать связь между предложениями в тексте и между частями текста;  научить правильно оформлять прямой и обратный адреса; воспитывать  внимательное, чуткое отношение к другим людям. Материал к уроку:  выставка книг: К.Симонов «Живые и мертвые» (кн.1, гл. IV),                               Л.Кассиль    «Черемыш – брат героя»,                           А.П.Чехов «Ванька»,                            А.П.Гайдар «Чук и Гек»;  репродукции картин: А.Лактионова «Письмо с фронта»,                                      И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,                                      Неменского «Последнее письмо»,                                      Бута «Боевые подруги»,                                       Богданова­Бельского «Письмо»; чистые конверты, конверты­треугольники;  плакат «Основные правила переписки»; образцы писем  М.А.Ульяновой – детям,                             Н.Островского – матери,                              Сухомлинского – сыну. Ход урока. Вступительное слово учителя.  ­ Сегодня на уроке мы узнаем, как пишутся письма, чтобы наши письма интересны,  и поучимся оформлять конверты, чтобы они всегда доходили до тех, кому мы их пишем.    Письмо – это серьёзный документ. Порой оно перестаёт быть личным делом, когда, например, ребята пишут в газету о своём вкладе в борьбе за мир, рассказывают о трудовых делах, о школе, о туристических походах, о переписке с зарубежными друзьями. Вовремя полученное письмо способно иногда возвратить другому человеку веру в добро, в жизнь.     Писать письма – большое искусство, которому нужно учиться с детства.      Давайте рассмотрим несколько картин и по выражению лиц людей, запечатлённых на них, догадаемся, какие письма бывают.  На доске появляется запись:   письмо – радость,                                                       письмо – послание,                                                      письмо – надежда,                                                       письмо – отчаяние,                                                       письмо – скорбь.    Слово «письмо» образовано от греческого ЭПИСТОЛА – послание (запись в тетрадь). Это написанный   текст, посылаемый  для  сообщения  чего­нибудь  кому­нибудь. Следовательно,  это ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР.      Как вы думаете, всегда ли были письма?      Нет, не было, когда люди не умели писать. Вернее сказать, когда не умели говорить. Ведь до возникновения   письменности   существовали   наскальные   рисунки   –   своеобразные   послания.   У людей всегда была потребность общаться друг с другом, делиться своими мыслями, чувствами. Хорошо, когда рядом друг, а если далеко? Тогда мы пишем письма. Давайте подберём однокоренные слова к слову «письмо»                      (писать, письменность, письмена, писатель, писание, переписчик,                       письмоносец, письмоводитель, писец, писарь, писулька, писака, писаный,                         писанина) Есть   ещё   одно   не   известное   вам   слово   –   ПИСЬМОВНИК.   Так   в   старину   называли   сборник образцов для составления писем: подбери нужный для составления письма текст, перепиши и можешь отсылать.    Как вы думаете, нужны ли нам сейчас письмовники? Конечно,   нет.   Письма,   написанные   по   шаблону,   неинтересны.   Каждое   письмо   должно   быть неповторимым, отражающим чувства и мысли автора.    Значит, умение писать письма – это творчество, без которого трудно обойтись. Кому пишут письма?      Родителям, друзьям, знакомым и  даже незнакомым людям, а случается, и врагам. (смотрим картину И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») Кто пишет письма?       Один человек другому. Это личные письма.       Группа людей.               Это коллективные письма. Так какие же бывают письма ?           Дружеские, родственные, деловые, поздравительные, призывные.  Прослушайте, пожалуйста, небольшие отрывки из писем, взятые из художественной литературы, и определите, какие это письма. 1. «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался….» (А.П.Чехов «Ванька»)                         ЛИЧНОЕ 2. «Синцов писал о подбитых немецких танках, о лежащих во ржи мёртвых немцах… и … о самом главном – о том, что, оказывается,   можно жечь немецкие танки и не отступать перед ними, когда они идут на тебя» (К.Симонов «Живые и мёртвые»)   ДЕЛОВОЕ 3. «Несколько дней вьетнамские ребята писали и переводили на английский, французский и русский   языки   послание   мира.   Кто­то   вложил   свои   рисунки,   фотографии   друзей, родственников.   Пусть   знает   неизвестный   адресат,   что   нет   во   Вьетнаме   семьи,   которая   не изведала бы ужасов войны и не мечтала бы о мире. О мире не только для своих родных – для всех людей планеты.                        Плыви,  письмо, плыви,                                  Пусть миру люди скажут: «Да!»,                         А войнам скажут: «Нет!»                                                 ПРИЗЫВНОЕ И принеси ответ. А могут ли письма плавать?  Да, «бутылочная почта»                      Почту в дальние районы доставляют почтальоны.                      И заходят в каждый дом то с газетой, то с письмом.                      Возят почту корабли, самолёты, поезда,                      Мчат во все концы Земли, на заставы, в города.                 У каждого автора письма свой почерк, свой стиль, своя манера. Сколько людей, столько и писем. Но все они должны быть грамотно написанными и аккуратно оформлены на чистом  листе бумаги. Знакомимся с «Основными правилами переписки». (Показ плаката через проектор) Мысли выражай сжато, точно, ясно. Добивайся живости и выразительности речи. Тон письма должен быть вежливым. Сначала изложи то, что прямо относится к лицу, которому пишешь, а затем сообщи то,   что касается тебя самого или другого лица. Старайся писать о себе мало и кратко, о других больше и подробней. Стремись писать об интересных фактах и событиях. Обязательно отвечай на полученное письмо своевременно.  Необходимо помнить ещё одвух  основных   общечеловеческих  правилах: Никогда не читай чужих писем и всегда подписывай свои А теперь давайте рассмотрим образцы написания писем. На доске и в тетрадях учащиеся оформляют  записи:                                                                                                                     ДАТА                                         ОБРАЩЕНИЕ к адресату (варианты: Добрый день; Здравствуйте; уважаемый, дорогой, любимый и др.)    НАЧАЛЬНЫЕ фразы (варианты:   письмо   Ваше   получил(а);   Бесконено   благодарны;   С   волнением прочитал(а,и) Ваше письмо и др.)      СОДЕРЖАНИЕ письма (варианты: изложение событий, логическое развитие мыслей и т.д.)                                            КОНЦОВКА  (варианты: пожелания, просьбы, приглашение, поздравление и т.д.        До свидания; До скорой встречи; Непременно напиши; Очень скучаю по тебе; Крепко обнимаю; Пиши, жду и др.)                                                                     ИМЯ автора письма (адресата) ДАТА (можно в начале письма или в конце) Возможна приписка P.S. (постскриптум – после написанного)                                                                                  Дату должны обязательно ставить. Многие предвоенные и военные письма именно потому так  ценны для нас, что в них поставлена дата.    Но вот письмо закончено, поставлена подпись. Его запечатывают в конверт. Теперь нужно  написать адрес. Как это сделать? Вспомним Ваньку Жукова, который ограничился фразой «На  деревню дедушке» Конечно же, письмо не могло дойти до адресата. А все ли умеют правильно  оформлять конверты? Рассмотрим образец. ­ Что вы видите на конверте? ( марки, штемпель, адрес адресата и адрес отправителя, индекс) ­ Об индексе забывать не следует, чтобы не усложнять работу автомата­сортировщика на почте.  Обратите внимание на сокращения. Какие слова на конверте следует сокращать? (город – г., село –с., область – обл., район – р­н, посёлок – пос., улица – ул., дом – д., квартира – кв.) В какой форме принято писать на конверте фамилии и имена? Адресат – полностью ф.и.о. в дательном падеже (кому?) Марии, Зое и т.д. Адресант – фамилию в форме именительного падежа и инициалы. Кулешов А.М. На партах чистые конверты, на которых учащиеся напишут свой собственный адрес.  (Учитель обращает внимание учащихся на знаки препинания и сокращения слов, проделывая  аналогичную работу на классной доске) Интересный случай. Письмо британского солдата, отправленное матери, дошло до адресата  через 64 года, а в Германии письмо пришло по назначению спустя 280 лет. А во Франции  открытка была доставлена спустя 73 года.   ­ Неряшливо, неграмотно оформленный конверт невыгодно характеризует личность писавшего и не гарантирует, что письмо дойдёт до адресата. Также не следует на конверте делать лишние  надписи, наподобие «Лети с приветом, вернись с ответом и др.)  Итак, письмо запечатано и опущено в почтовый ящик. Кто доставит его адресату?  ПОЧТАЛЬОН. ­ А какие почтовые отправления вам ещё известны? (ТЕЛЕГРАММА, БАНДЕРОЛЬ,  ОТКРЫТКА, ПЕРЕВОД, ПОСЫЛКА, ГАЗЕТА, ЖУРНАЛ, ИЗВЕЩЕНИЕ. ­ Летом 1957 года на Конгрессе Всемирного почтового Союза был учреждён праздник – Неделя  письма – международный праздник почтальонов и других работников связи. А международную  организацию работники связи создали ещё в 1874 году. Уже тогда понимали, что обмен письмами способствует углублению международного общения, помогает укреплять мир на Земле. Домашнее задание:  написать письмо другу о своей жизни, оформить правильно конверт. Рефлексия:   Что мы сегодня узнали? Чему научились?

Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"

Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"

Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"

Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"

Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"

Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"

Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"

Урок развития речи в 5 классе на тему "Составление письма и оформление конверта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017