Урок развития речи в 5 классе. Основная мысль текста. Подготовка к сочинению.
Оценка 4.8

Урок развития речи в 5 классе. Основная мысль текста. Подготовка к сочинению.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
05.01.2017
Урок развития речи в 5 классе. Основная мысль текста. Подготовка к сочинению.
Тема урока: Развитие речи. Основная мысль текста. Подготовка к сочинению. Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода Метод: частично-поисковый. Цель урока: Дать понятие основной мысли текста (идеи). Сформировать умение определять основную мысль (идею) текста и отражать ее в заголовке. Научить учащихся писать сочинение-описание по картине. Сформировать умение составлять простой план сочинения. Задачи урока: 1. Образовательные:  развить умение формулировать определение понятий;  ввести понятие основная мысль текста  развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;  обогащать словарный запас учащихся;  совершенствовать орфографические и умения. 2. Развивающие:  осуществление системно-деятельностного подхода;  развитие критического мышления;  развитие внимания;  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;  развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;  развивать умение применять новые знания;  развитие творческих, речевых способностей учащихся;  формирование логических умений;  развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;  развитие умения формулировать проблему;  развитие умения работы в группах. 3. Воспитательные:  воспитание интереса и уважения к родному языку;  воспитание ценностного отношения к слову;  развитие коммуникативных УУД:  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;  взаимодействие учащихся в паре: развитие уважения друг к другу. Оборудование: мультимедийная презентация к уроку; Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Приветственное слово учителя: -Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Улыбнемся друг другу Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. 2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. 1. Проверка д/з Чтобы знания были впрок, Следует повторить урок -Текст -Тема текста. - Микротема 1. Выполнение заданий в рубрике «Понаблюдайте!» на с. 18–19. 2. Сопоставление темы (о чем текст?) и основной мысли, идеи (что хочет автор утвердить, выразить?) текста (с. 19, упражнения 43, 44). 3. Отражение основной мысли в заголовке (упражнения 46, 47, 48, 49). О чем будет идти сегодня речь? Попробовать сформулировать цель урока Отвечают на вопросы, приводят примеры Запись учащимися числа, «Классная работа» Записывают тему урока Формулируют цель. Личностные: осознают себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ¬ляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач 4. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) 1.Работа с текстом. II; тема, основная мысль; делимость на части: I — начало; - Определите основную мысль текста. Прочитаем определение в учебнике. - Выполнение заданий. 1. Выпишите заглавия текстов, в которых: 1) выражена тема, 2) выражена основная мысль. «Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно». 2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея). 1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы. 2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций. - Найдите в стихотворении реплику, которая не сопровождается словами автора Почему? Итог беседы. что такое основная мысль текста Читают правило выписывают заглавия текстов, в которых: выражена тема, выражена основная мысль Отвечают на вопросы Работа с учебником Подводят итог. Физкультминутка для глаз и рук Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). Закрепление изученного материала Учитель. Какие компоненты составляют понятие «текст»? Сформулируйте полное представление о тексте с учетом материала, изученного по этой теме. Работа в парах Отвечают на вопросы Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Рефлексия деятельности. Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке? Итог урока. Выставление оценок. Вот закончился урок. Подвести нужно итог. Пришло время оценки выставлять. Вам желаю только «пять»! Отвечают на вопрос УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Домашнее задание. параграф 10, упражнение 50. Запись учащимися задания в дневники.
11 урок 5 кл рус.doc

Тема урока: Развитие речи. Основная мысль текста. Подготовка к сочинению.

Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода

Метод: частично-поисковый.

Цель урока: Дать понятие основной мысли текста (идеи). Сформировать умение определять основную мысль (идею) текста и отражать ее в заголовке. Научить учащихся писать сочинение-описание по картине. Сформировать умение составлять простой план сочинения.

Задачи урока:

1.      Образовательные:

ü  развить умение формулировать определение понятий;

ü  ввести понятие основная мысль текста

ü  развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

ü  обогащать словарный запас учащихся;

ü  совершенствовать орфографические и  умения.

2.      Развивающие:

ü  осуществление системно-деятельностного подхода;

ü  развитие критического мышления;

ü  развитие внимания;

ü  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

ü  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

ü  развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ü  развивать умение применять новые знания;

ü  развитие творческих, речевых способностей учащихся;

ü  формирование логических умений;

ü  развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

ü  развитие умения формулировать проблему;

ü  развитие умения  работы в группах.

3.      Воспитательные:

ü  воспитание интереса и уважения к родному языку;

ü  воспитание ценностного отношения к слову;

ü  развитие коммуникативных УУД:

ü  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

ü  взаимодействие учащихся в  паре: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку;

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Приветственное слово учителя:

-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

Улыбнемся друг другу

 

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной цели.

1. Проверка д/з

Чтобы знания были впрок,  

Следует повторить урок

-Текст

-Тема текста.

- Микротема

1. Выполнение заданий в рубрике «Понаблюдайте!» на с. 18–19.

2. Сопоставление темы  (о чем текст?)  и  основной  мысли,  идеи
(что хочет автор утвердить, выразить?) текста (с. 19, упражнения 43, 44).

3. Отражение основной мысли в заголовке (упражнения 46, 47, 48, 49).

О чем будет идти сегодня речь?

 

 

 

 

 

Попробовать сформулировать цель урока

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, приводят примеры

 

 

 

Запись учащимися числа, «Классная работа»

 

 

Записывают тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель.

Личностные: осознают себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ­ляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач

 

4.    Усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний.

 

Физ. минутка (пауза релаксации)

1.Работа с текстом.  

II; тема, основная мысль; делимость на части: I — начало;

- Определите основную мысль  текста.
Прочитаем определение в учебнике.
-
Выполнение заданий.

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.
- Найдите в стихотворении реплику, которая не сопровождается словами автора Почему?
Итог беседы. 
что такое основная мысль текста

 

 

 

 

 

 

 

Читают правило

 

 

выписывают заглавия текстов, в которых:

выражена тема,  выражена основная мысль

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

Подводят итог.

 

 

Физкультминутка для глаз и рук

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

 

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

 

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Учитель. Какие компоненты составляют понятие «текст»? Сформулируйте полное представление о тексте с учетом материала, изученного по этой теме.

 

Работа в парах

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

 

 

 

Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

Итог урока. Выставление оценок.

Вот закончился урок.  Подвести нужно итог.

Пришло время оценки выставлять.

Вам желаю только «пять»!

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

 

параграф 10, упражнение 50.

 

Запись учащимися задания в дневники.

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Развитие речи. Основная мысль текста

Тема урока: Развитие речи. Основная мысль текста

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Постановка учебной цели. 1. Проверка д/з

Постановка учебной цели. 1. Проверка д/з

Усвоение новых знаний.

Усвоение новых знаний.

Урок развития речи в 5 классе. Основная мысль текста. Подготовка к сочинению.

Урок развития речи в 5 классе. Основная мысль текста. Подготовка к сочинению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017