Урок развития речи в 5 классе.Тема текста.
Оценка 4.8

Урок развития речи в 5 классе.Тема текста.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
05.01.2017
Урок развития речи в 5 классе.Тема текста.
Тема урока: Развитие речи. Тема текста. Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода Метод: частично-поисковый. Цель урока: развивать умения определять тему текста, сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы Задачи урока: 1. Образовательные:  развить умение формулировать определение понятий;  ввести понятия идея, микротема, развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;  обогащать словарный запас учащихся;  совершенствовать орфографические и умения. 2. Развивающие:  осуществление системно-деятельностного подхода;  развитие критического мышления;  развитие внимания;  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;  развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;  развивать умение применять новые знания;  развитие творческих, речевых способностей учащихся;  формирование логических умений;  развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;  развитие умения формулировать проблему;  развитие умения работы в группах. 3. Воспитательные:  воспитание интереса и уважения к родному языку;  воспитание ценностного отношения к слову;  развитие коммуникативных УУД:  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;  взаимодействие учащихся в паре: развитие уважения друг к другу. Оборудование: мультимедийная презентация к уроку; Структура урока: 1) Организационный этап. 2) Актуализация знаний. 3) Постановка учебной задачи. 4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление. 5) Физ. минутка. 6) Закрепление изученного материала. 7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД. 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Приветственное слово учителя: Минутка приятных воспоминаний. Учитель предлагает закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться. - Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало. (мордашка) Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. 2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. 1. Проверка д/з Индивидуальная работа по карточкам Работа с классом. Что такое текст Что такое абзац Проверка у доски 2.Запишите число, классная работа 3.Постановка проблемного вопроса? Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают? -Какова же цель нашего урока? I. Словарно-орфографическая работа. (14) Эколо́гия. Э́кос — ‘дом’, ‘родина’ (греч.), Эко́лог. ло́гос — ‘слово’, ‘наука’ Экология — наука о том, как охранять природу; эколог — специалист по экологии; факультет, на котором учатся будущие экологи,— экологический; наречие, образованное от прилагательного экологический, — экологически; например, экологически чистые продукты. 3 ученика работают у доски, остальные на местах ( карточки с различной мотивацией учащихся) Запись учащимися числа, «Классная работа» Записывают в тетрадь тему урока Формулируют цель. Учащиеся высказывают предположения к слову Экология Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. 4. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) 1.Работа с текстом. II. Выразительное чтение текста. Тропинка Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года. Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка. (И. Соколов-Микитов.) III. Беседа о важнейших признаках текста. 1. У текста есть заглавие. В нашем примере — «Тропинка». 2. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то, о чем говорится в тексте) и основная мысль (то, в чем убеждает нас автор). Тема нашего текста — лесная тропинка; основная мысль — лесная тропинка интересна, любима. 3. В тексте всегда есть начало. Начало нашего текста — первое предложение. В нем говорится о том, что тропинка вьется, т. е. тропинка есть; если бы ее не было, то не гулял бы по ней автор (с внуком Сашей) и не было бы этого текста. 4. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части: I. Начало — первое предложение. II. Основная часть — второе и третье предложения (что мы видим и слышим, гуляя по тропинке). III. Заключение — последнее предложение. Оно же конец текста. 5. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль) и структурно, т. е. по строению; отметим, например, слова, повторяющиеся в соседних предложениях и сцепляющие их: тропинка — по тропинке; мы, гулять — гуляя, мы; мы — перед нами. 6. Последнее предложение текста заканчивается словами «… любимая тропинка». Эти слова возвращают нас к заглавию текста «Тропинка», и текст получает композиционную завершенность, т. е. в нем все есть, все сказано; его тема и основная мысль раскрыты; ни убавлять, ни прибавлять ничего не надо. Итак, основные признаки текста: заглавие; тема, основная мысль; делимость на части: I — начало; II —основная часть; III — заключение; связность; композиционная завершенность. IV. Чтение отрывка из повести Л. Воронковой «Девочка из города»; запись его под диктовку (с пропуском строки для будущего заглавия). На самом краю оврага среди ольховых кустов стояла молодая верба. Ее темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое веселое, самое нарядное деревце во всем пере леске. V. Беседа о признаках текста в этом фрагменте. — Можно ли отрывок из книги назвать текстом? Да, если его озаглавить, например, «Цветущая верба». Все остальные признаки текста в этом отрывке есть, и он понятен без каких-либо дополнительных пояснений. К нашему главному выводу об основных признаках текста сделаем еще два дополнения: 1. Первый признак текста заглавие или возможность его. 2. Отрывок из книги может быть текстом, если: 1) он понятен без специальных дополнительных пояснений; 2) его можно озаглавить и он обладает всеми другими признаками текста. - Определите основную тему текста. Читают выразительно стихотворение Отвечают на вопросы Работа с учебником Подводят итог. Участвуют в диалоге с учителем Записывают его под диктовку Отвечают на вопросы, озаглавливают текст, определяют темы Физкультминутка Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). Закрепление изученного материала VI. Устное упражнение на материале приводимого ниже фрагмента из рассказа Ю. Яковлева «У человека должна быть собака». З а д а н и е: послушайте отрывок из одного рассказа. Подумайте: 1) понятен ли он вам без дополнительных пояснений; 2) какие признаки текста в нем есть, а каких не хватает; можно ли их найти. В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка — хвостик. Из каждого клубочка смотрели серые глаза, у каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки все время двигались, залезали друг на дружку, попискивали. — В этом отрывке не хватает двух признаков текста: 1) заглавия; 2) конца, последнего предложения. Найти их можно. Например: заглавие — «Живые комочки», «Комочки-щеночки»; конец текста — «Смотреть на них было очень интересно!». Работа в парах Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь Ролевая игра.. Учащиеся говорят, каких частей не хватает в тексте Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Рефлексия деятельности. Ответ на проблемный вопрос в начале урока Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают? Повторяя новое трудное слово экология, замечаем, что все тексты, над которыми мы сегодня работали на уроке, учат доброму отношению к природе, ко всему живому. Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке? - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок Отвечают на вопрос УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Домашнее задание. § 13; упр. 63. Запись учащимися задания в дневники.
10 урок 5 кл.doc

Тема урока: Развитие речи. Тема текста.

Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода

Метод: частично-поисковый.

Цель урока: развивать умения определять тему текста, сформировать  умение  определять  тему  текста,  широкую  и  узкую темы

Задачи урока:

1.      Образовательные:

ü  развить умение формулировать определение понятий;

ü  ввести понятия идея, микротема, развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

ü  обогащать словарный запас учащихся;

ü  совершенствовать орфографические и  умения.

2.      Развивающие:

ü  осуществление системно-деятельностного подхода;

ü  развитие критического мышления;

ü  развитие внимания;

ü  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

ü  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

ü  развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ü  развивать умение применять новые знания;

ü  развитие творческих, речевых способностей учащихся;

ü  формирование логических умений;

ü  развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

ü  развитие умения формулировать проблему;

ü  развитие умения  работы в группах.

3.      Воспитательные:

ü  воспитание интереса и уважения к родному языку;

ü  воспитание ценностного отношения к слову;

ü  развитие коммуникативных УУД:

ü  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

ü  взаимодействие учащихся в  паре: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

1)     Организационный этап.

2)     Актуализация знаний.

3)     Постановка учебной задачи.

4)     Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5)     Физ. минутка.

6)     Закрепление изученного материала.

7)     Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8)     Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

   УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Приветственное слово учителя:

Минутка приятных воспоминаний.
Учитель предлагает закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.
- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
(мордашка)

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной цели.

1. Проверка д/з

Индивидуальная работа по карточкам
Работа с классом.

Что такое текст

Что такое абзац

Проверка у доски                                                                                  2.Запишите число, классная работа           

 

3.Постановка проблемного вопроса?

 

Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?

-Какова же цель нашего урока?

I. Словарно-орфографическая работа.

(14) Эколо́гия.                      Э́кос — ‘дом’, ‘родина’ (греч.),

Эко́лог.                ло́гос — ‘слово’, ‘наука’

 

Экология — наука о том, как охранять природу; эколог — специалист по экологии; факультет, на котором учатся будущие экологи,— экологический; наречие, образованное от прилагательного экологический, — экологически; например, экологически чистые продукты.

3 ученика работают у доски, остальные на местах

( карточки с различной мотивацией учащихся)

 

 

Запись учащимися числа, «Классная работа»

 

Записывают в тетрадь

тему урока

 

 

Формулируют цель.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают предположения к слову Экология  

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.    Усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка (пауза релаксации)

 

1.Работа с текстом.

II. Выразительное чтение текста.

 

Тропинка

Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.   (И. Соколов-Микитов.)

 

III. Беседа о важнейших признаках текста.

1. У текста есть заглавие. В нашем примере — «Тропинка».

2. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то, о чем говорится в тексте) и основная мысль (то, в чем убеждает нас автор). Тема нашего текста — лесная тропинка; основная мысль — лесная тропинка интересна, любима.

3. В тексте всегда есть начало. Начало нашего текста — первое предложение. В нем говорится о том, что тропинка вьется, т. е. тропинка есть; если бы ее не было, то не гулял бы по ней автор (с внуком Сашей) и не было бы этого текста.

4. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части: I. Начало — первое предложение. II. Основная часть — второе и третье предложения (что мы видим и слышим, гуляя по тропинке). III. Заключение — последнее предложение. Оно же конец текста.

5. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль) и структурно, т. е. по строению; отметим, например, слова, повторяющиеся в соседних предложениях и сцепляющие их: тропинка — по тропинке; мы, гулять — гуляя, мы; мы — перед нами.

6. Последнее предложение текста заканчивается словами «… любимая тропинка». Эти слова возвращают нас к заглавию текста «Тропинка», и текст получает композиционную завершенность, т. е. в нем все есть, все сказано; его тема и основная мысль раскрыты; ни убавлять, ни прибавлять ничего не надо.

Итак, основные признаки текста: заглавие; тема, основная мысль; делимость на части: I — начало; II —основная часть; III — заключение; связность; композиционная завершенность.

 

IV. Чтение отрывка из повести Л. Воронковой «Девочка из города»; запись его под диктовку (с пропуском строки для будущего заглавия).

 

На самом краю оврага среди ольховых кустов стояла молодая верба. Ее темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое веселое, самое нарядное деревце во всем пере леске.

 

V. Беседа о признаках текста в этом фрагменте.

— Можно ли отрывок из книги назвать текстом? Да, если его озаглавить, например, «Цветущая верба». Все остальные признаки текста в этом отрывке есть, и он понятен без каких-либо дополнительных пояснений. К нашему главному выводу об основных признаках текста сделаем еще два дополнения: 1. Первый признак текста заглавие или возможность его. 2. Отрывок из книги может быть текстом, если: 1) он понятен без специальных дополнительных пояснений; 2) его можно озаглавить и он обладает всеми другими признаками текста.

- Определите основную тему текста.

                                                                         

 

 

Читают выразительно  стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

Подводят итог.

 

Участвуют в диалоге с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают его под диктовку

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, озаглавливают текст,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определяют темы

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

 

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 


 VI. Устное упражнение на материале приводимого ниже фрагмента из рассказа Ю. Яковлева «У человека должна быть собака».

З а д а н и е: послушайте отрывок из одного рассказа. Подумайте: 1) понятен ли он вам без дополнительных пояснений; 2) какие признаки текста в нем есть, а каких не хватает; можно ли их найти.

       В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка — хвостик. Из каждого клубочка смотрели серые глаза, у каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки все время двигались, залезали друг на дружку, попискивали.

 

— В этом отрывке не хватает двух признаков текста: 1) заглавия; 2) конца, последнего предложения. Найти их можно. Например: заглавие — «Живые комочки», «Комочки-щеночки»; конец текста — «Смотреть на них было очень интересно!».

 

 

Работа в парах

 

Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ролевая игра.. Учащиеся говорят, каких частей не хватает в тексте

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

 

 

 

Ответ на проблемный вопрос в начале урока Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?  

Повторяя новое трудное слово экология, замечаем, что все тексты, над которыми мы сегодня работали на уроке, учат доброму отношению к природе, ко всему живому.

Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. 

Выставление оценок

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

 

§ 13; упр. 63.

 

Запись учащимися задания в дневники.

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока : Развитие речи. Тема текста

Тема урока : Развитие речи. Тема текста

Актуализация знаний. 2)

Актуализация знаний. 2)

Эко́лог. л о ́гос — ‘слово’, ‘наука’

Эко́лог. л о ́гос — ‘слово’, ‘наука’

Физ. минутка (пауза релаксации) 1

Физ. минутка (пауза релаксации) 1

Физ. минутка (пауза релаксации) 1

Физ. минутка (пауза релаксации) 1

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Урок развития речи в 5 классе.Тема текста.

Урок развития речи в 5 классе.Тема текста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017