Урок развития речи в 9 классе «Подготовка к сжатому изложению»
Оценка 5

Урок развития речи в 9 классе «Подготовка к сжатому изложению»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
16.01.2017
Урок  развития речи в 9 классе  «Подготовка к сжатому изложению»
Урок развития речи в 9 классе. Тема "Подготовка к сжатому изложению" Цели урока: 1)Обучающие: - научить выделять главное ( существенное) в информации, понимание текста. -показать различные приёмы сжатия текста. 2)Развивающие: -Формировать умение правильно, точно излагать свои мысли; - Развивать мышление и речь учащихся. 3)Воспитательные: -Формировать коммуникативные умения План урока 1. Повторение сведений: тема, микротема текста; 2. Приемы сжатия 3. Коллективная работа с текстом. Сокращение текста. Речевое оформление текста В течение урока применяется самооценка, коллективная, групповая формы работы учащихся.Разработка урока на тему "Подготовка к сжатому изложению"
Урок развития речи в 9 классе.docx

Урок  развития речи в 9 классе

«Подготовка к сжатому изложению»

 

Слайд I

Цели урока:

- Обучающие:

- научить выделять главное ( существенное) в информации, понимание текста.

-показать различные приёмы сжатия текста.

-Развивающие:

-Формировать умение правильно, точно излагать свои мысли;

- Развивать мышление и речь учащихся.

-Воспитательные:

-Формировать коммуникативные умения

Оборудование: раздаточный материал, презентация урока, смайлики.

Ход урока:

Организационный 1 мин

Ι. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок – урок подготовки к сжатому изложению.

Вспомним, что называется темой и  микротемой текста?  (Слайд II – определение данных терминов)

Из каких частей может состоять текст? Что такое опорные слова?  Одной из задач сегодняшнего урока будет и проблема языка, его развития.

Ребята! Сегодня на уроке мы говорим о сжатом изложении.

-Что значит сжать текст?

(Необходимо кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждой микротеме, т. е убрать всё лишнее и оставить главное.)

Работа с теоретическим материалом. 3 мин

Ребята! Давайте проверим знание теории компрессии. Напишите на листах приёмы сжатия текста.

(Исключение, обобщение, упрощение)

Ребята кратко теорию записывают на листах.

Самопроверка 1 мин Слайд 3.

Проверьте себя и выставите себе оценку за знание теоретического материала.

Ребята сравнивают свои записи в таблицу 1, а затем выставляют свои оценки в листы самооценки.(На экране таблица1 и лист самооценки.)

Работа над текстом 15 мин

- Перед вами, ребята, важная задача: внимательно прослушать текст, определить его тему.

ΙΙ. Чтение текста учителем. 2мин.

В современном мире при постоянно ускоряющемся ритме жизни не остается времени на продолжительные разговоры или обстоятельные письма. На смену классическим средствам общения приходят более емкие – электронная почта, форумы и чаты в Интернете, популярная программа ΙCQ – обмен короткими текстовыми сообщениями в режиме on-line. С помощью этих средств люди высказывают свои мысли, делятся впечатлениями, радостями и горестями. И для этого им потребовался новый лаконичный язык общения – язык символов.

Универсальным инструментом выражения эмоций в Интернете стали рисованные рожицы, которые в русскоязычной сети обычно называют смайликами. С их помощью можно выразить состояние души: радость, грусть, усталость, негодование. Существующими сегодня смайликами можно заменить десятки слов и выражений, можно развеселить, поднять настроение. Смайлики вносят в переписку шутливость, делают ее более теплой, дружеской. Но не все пользователи Сети признают графическую интерпретацию смайликов.

Несмотря на очарование, которое смайлики придают переписке друзей, горячему диспуту на форуме, непринужденной беседе, злоупотреблять ими не стоит. Смайлики не всегда бывают к месту. Многие серьезные люди умышленно уходят в своих электронных сообщениях от смайликов, считая их подростковыми забавами. Не должны и не могут содержать в себе смайлики важный документ или деловая переписка, хотя бы для того, чтобы не допустить двусмысленности. Человека, настроившегося на серьезное восприятие информации, смайлики будут просто отвлекать и сбивать с толку.

( По материалам журнала «Наука и жизнь»)

ΙV. Ученики получают распечатанный в нужном количестве текст и выполняют задания к нему.

- Сколько в тексте микротем? (  3 части) Чем характеризуется микротема?

(Определенной мыслью)

Задание 1

- Итак, мы поработаем с каждой микротемой. Вам необходимо выбрать ключевые слова, а затем озаглавить микротему( составить тезис)

Слайд 4.

1.  Ключевыми словами в l абзаце являются:(выделите эти слова в тексте)

А) современный мир

Б ) продолжительные разговоры

В ) классические средства общения

Г) форумы и чаты

Д) язык символов

- Ваши предложения, как можно озаглавить 1микротему.

( Язык символов – лаконичный язык общения)

- объясните, какую информацию можно исключить из текста? ( Сократите текст, карандашом подчеркните ту часть текста, которую нельзя исключить.)

Сокращенный вариант:

В современном мире при постоянно ускоряющемся ритме жизни нет времени на продолжительные разговоры или длинные письма. На смену классическим средствам общения приходит интернет с электронной почтой, форумами и чатами в режиме on-line. Для выражения мыслей, эмоций и впечатлений пользователям Интернета понадобился лаконичный язык – язык символов.

Слайд 5. 3. Ключевыми словами во ΙΙ абзаце являются:

А) Интернет

Д) универсальный инструмент

В) смайлики

Г) состояние души

Е) дружеская, шутливая переписка

- Как вы озаглавите 2 микротему?

(Смайлики – инструмент выражения эмоций)

- объясните, какую информацию можно исключить из текста? ( Сократите текст, карандашом подчеркните ту часть текста, которую нельзя исключить.)

- Предложите название 3 микротемы

(Смайлы не используют в деловой сфере)

- объясните, какую информацию можно исключить из текста? ( Сократите текст, карандашом подчеркните ту часть текста, которую нельзя исключить.)

В важных документах или деловой переписке не должно быть смайликов, чтобы не допустить двусмысленности, не отвлекать и не сбивать с толку.

Обсуждение результатов работы 5 мин Слайд 7.

- А теперь посмотрим, что у нас получилось. Соединим все микротемы.

(Учащиеся по парам зачитывают получившийся текст микротемы, остальные вносят дополнения, исправления)

А теперь подведем итоги нашей работы:

1. Можем ли мы говорить о точной, правильной, логичной передачи текста?

2. Проверим, передана ли основная мысль текста?

3. Поставьте себе оценку за работу с текстом.

Вариант сжатого изложения:

В современном мире при постоянно ускоряющемся ритме жизни нет времени на продолжительные разговоры или длинные письма. На смену классическим средствам общения приходит интернет с электронной почтой, форумами и чатами в режиме on-line. Для выражения мыслей, эмоций и впечатлений пользователям Интернета понадобился лаконичный язык – язык символов.

Универсальным инструментом выражения эмоций стали рисованные рожицы, или смайлики, с помощью которых можно выразить различные чувства, состояние души, заменить ими десятки слов и выражений, сделать переписку более дружеской, шутливой. Но не все пользователи Сети признают этот язык.

В важных документах или деловой переписке не должно быть смайликов, чтобы не допустить двусмысленности, не отвлекать и не сбивать с толку.

Слайд 8. Рефлексия 1,5 мин

- Что на уроке вы отработали?

( повторили способы сжатия текста, выбирали ключевые слова, исключали несущественную информацию, оценивали свою работу)

- Над чем предстоит ещё работать?

- Выразите свое мнение. Смайлики – за или против? Употреблять или нет?

Подведение итогов

Сегодня на уроке мы говорили о смайликах, поэтому я хочу оценить вашу работу с помощью симпатичных смайликов.

Сдайте листы самооценки, а настоящую оценку вы получите на экзамене. У вас есть время отработать умения писать изложение. Я думаю, что у вас всё получится.

А этот большой смайл я оставлю для вашего класса. Он выражает мое настроение, состояние от сегодняшней встречи, от плодотворной работы на уроке. Спасибо за урок!

 

 

Лист самооценки уч – ся 9 класса

Вид работы

самооценка

Оценка учителя

1

Теория вопроса

2

Тренировочные задания по компрессии

3

Работа с текстом

4

Итоговая оценка

 


 

Урок развития речи в 9 классе «Подготовка к сжатому изложению»

Урок развития речи в 9 классе «Подготовка к сжатому изложению»

Ребята сравнивают свои записи в таблицу 1, а затем выставляют свои оценки в листы самооценки

Ребята сравнивают свои записи в таблицу 1, а затем выставляют свои оценки в листы самооценки

Ключевыми словами в l абзаце являются:(выделите эти слова в тексте)

Ключевыми словами в l абзаце являются:(выделите эти слова в тексте)

Учащиеся по парам зачитывают получившийся текст микротемы, остальные вносят дополнения, исправления)

Учащиеся по парам зачитывают получившийся текст микротемы, остальные вносят дополнения, исправления)

Лист самооценки уч – ся 9 класса №

Лист самооценки уч – ся 9 класса №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017