Урок русского языка 5 класс. Что изучает фонетика?
Оценка 4.6

Урок русского языка 5 класс. Что изучает фонетика?

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
05.01.2017
Урок русского языка 5 класс. Что изучает фонетика?
Что изучает фонетика? Цель урока: - обучающие: научить распознавать гласные( ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с орфоэпическим и орфографическим , фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения;развивать и обогащать словарный запас учащихся; -развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над формированием навыков грамотного письма. -воспитательные : воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная Метод: комбинированный Методическое обоснование: отрабатывается умение определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Учащиеся должны знать, как они изменяются. Большое внимание уделяется тренировке в опознавании слова как части речи в условиях контекста. Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Улыбнись! Даже если на сердце темно, пожелайте друг другу удачи на уроке, здоровья Приветствие учащихся.Готовят к уроку рабочее место Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. 1 Обобщение ранее изученного. 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и от¬тенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого ысказывания Н.В. Гоголя о языке? Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить? -Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика Ориентирует на формулировку цели урока: Давайте сформулируем цели нашего урока. 1.Что мы должны знать? 2.Что должны уметь различать? Слушают и отвечают на вопрос учителя Ученики отвечают на вопросы Предполагаемые ответы : о звуках --- фонетика Запись темы урока в тетрадях. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. - Предмет изучения фонетики - Различать звук и букву, гласные и согласные звуки Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. 1. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) Учитель: Я приглашаю вас в королевство «Фонетика». Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. Объясняет новый материал. Не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете. Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема. Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит:Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем недрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер Учитель ставит вопрос: -Какие буквы здесь перепутались ? -Назовите буквы в слове КИТ, КОТ, а теперь звуки Ученики играют со словами: Дом-том, Дом-дым, Кот-кит, Мир-мор Работа учащихся с толковым словарем Учащиеся записывают слова, а затем вслух проговаривают несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н] Дети движениями изображают содержание стихотворения. Личностные: ищут свою позицию в многообра¬зии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Коммуникативные: при необходимости отстаи¬вают свою точку зрения, аргументируя ее. Закрепление изученного материала Учитель предлагает поиграть с фонемами Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фо-нему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка полученные пары слов ученики записывают в тетради: Всласть-власть, Краска-каска, Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад,оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус ногти-когти, булка-будка, лапка-лавка, зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел-осел, норка-корка, клин-блин, тоска-доска, полено-колено, рамочка- дамочка УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения, формулировать ответ ). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Рефлексия деятельности. Итоги урока Подводит итог урока. -Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: • Ь и Ъ – звуков не обозначают; • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. - А для чего нам все это нужно знать? Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? - У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. - Спасибо за урок! Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания Оценивают свою работу и работу одноклассников УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Домашнее задание. параграф 22. Запись учащимися задания в дневники.
41.doc

Урок 41. Дата:                  Тема урока: Что изучает фонетика? Практикум.

Цель урока:

- обучающие: научить распознавать гласные( ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с  орфоэпическим и орфографическим , фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения;развивать и обогащать словарный запас учащихся;

  -развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных   звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над  формированием навыков грамотного письма.

-воспитательные : воспитывать любовь к  художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания

 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная

Метод: комбинированный

Методическое обоснование: отрабатывается умение определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Учащиеся должны знать, как они изменяются. Большое внимание уделяется тренировке в опознавании слова как части речи в условиях контекста.

 

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Улыбнись! Даже если на сердце темно, пожелайте друг другу удачи на уроке, здоровья

 

Приветствие учащихся.Готовят  к уроку рабочее место

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

 

1 Обобщение ранее изученного.

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной цели.

 

Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и от­тенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...»

Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого ысказывания Н.В. Гоголя о языке?

Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?

-Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика

Ориентирует на формулировку цели урока:

Давайте сформулируем цели нашего урока.

1.Что мы должны знать?

2.Что должны уметь различать?

 

 

 

Слушают и  отвечают на вопрос учителя

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы : 

  о звуках  --- фонетика

Запись темы урока в тетрадях.

 

 

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

- Предмет изучения фонетики

- Различать звук и букву, гласные и согласные звуки

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

1.     Усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний.

 

 

  

 

 

 

Физ. минутка (пауза релаксации)

Учитель:

Я приглашаю вас  в королевство «Фонетика». 

Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты.

 Объясняет новый материал.

Не для всех звуков нужно было  создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете.

Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема.

Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.

Вот что сказка говорит:Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит.

 КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану. Ловит

КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем недрался...

КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз...

 Разбирались целый год, Кто тут КИТ

И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил,

 В сказке буквы переставил.

 Переправил «КИТ» на «КОТ»,

 «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер

Учитель ставит вопрос:

-Какие буквы здесь  перепутались ?

-Назовите буквы в слове КИТ, КОТ, а теперь звуки

 

 

 

Ученики играют  со словами:

Дом-том,

Дом-дым,

Кот-кит,

Мир-мор

 

Работа  учащихся с толковым словарем

Учащиеся записывают    слова, а затем вслух проговаривают  несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н]

 

 

Дети движениями изображают содержание стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: ищут свою позицию в многообра­зии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Коммуникативные: при необходимости отстаи­вают свою точку зрения, аргументируя ее.

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает поиграть с фонемами

Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фо­нему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус

 Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска,  галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка

 

 

полученные пары  слов ученики записывают в тетради:

Всласть-власть,

Краска-каска, Склон-слон,

Полк-пол, Тепло-тело,

Беда-еда, Экран-кран

рубка-трубка, дар-удар,

стол-столб,

клад- склад, уклад,оклад,

лапа- лампа, шар-шарф,

усы-бусы, укус-уксус

ногти-когти, булка-будка,

лапка-лавка, зубы-дубы,

киска-миска, галка-палка,

орел-осел, норка-корка,

клин-блин, тоска-доска,

полено-колено, рамочка-

дамочка

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения,   формулировать ответ ).

 

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Итоги урока

 

Подводит итог урока.

-Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

• Ь и Ъ – звуков не обозначают;

• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

• Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать?

Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке.

- Спасибо за урок!

 

 

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу и работу одноклассников

 

 

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

 

параграф 22.

 

Запись учащимися задания в дневники.

 



Скачано с www.znanio.ru

Урок 41. Дата:

Урок 41. Дата:

Усвоение новых знаний.

Усвоение новых знаний.

Усвоение новых знаний.

Усвоение новых знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017