Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ
Оценка 4.6

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
05.01.2017
Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ
Урок 74 . МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ Цели деятельности педагога Познакомить учеников с правилом употребления мягкого знака на конце наречий; формировать умение находить данную ор¬фограмму; повторить правописание ь после шипящих в именах существительных, прилагательных, глаголах Тип урока Комбинированный урок Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова; уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора пра¬вильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм. 4 Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для вы¬ражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова¬нию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст¬никами, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка Методы и формы обучения Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная Образовательные ресурсы http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.lseptember.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=l 0000192 Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся Основные понятия Орфограмма, орфографический разбор Организационная структура урока Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятель-ность учащихся Формы орга-низации совзаимо-действия на уроке Универсальные учебные действия Проме-жуточ-ный кон-троль 1 2 3 4 5 6 7 1. Мотива¬ция (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча-щихся к усво¬ению изучаемо¬го материала Вступительное слово составляется учителем Слушают учителя, участвуют в диалоге с учите¬лем. Де¬монстри-руют го-товность к уроку Фронталь-ная Познаватель¬ные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необ-ходимые дей¬ствия, операции. Коммуникатив-ные: работают в парах Листы обрат-ной связи 2. Актуализа-ция и пробное учебное дей-ствие Воспроизведение ранее изученно¬го, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситу¬ациях. Просмотр мультимедийной презентации,со-провождающей ход урока Приём «Реклама» Описание. Учитель предлагает прорекламировать мягкий знак (ь), на подготовку даётся 5-10 мин. Работа организуется в группе. Организует и сопровождает деятельность учащихся, допол¬няет ответы на вопросы Отвечают на вопро¬сы. Смот¬рят пре-зентацию, воспри-нимают на слух информа-цию, осва-ивают лингви-стические термины Индивиду-альная, фронталь¬ная Личностные: имеют мотива¬цию к учебной деятельности. Познаватель¬ные: выполняют учебно-познава¬тельные действия в материализо¬ванной и ум¬ственной форме. Регулятивные: принимают и со-храняют учебную задачу. Коммуникатив¬ные: строят мо-нологические высказывания, задают вопросы Устные ответы Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 3. Выявление Эвристическая Выполнение упражнения _________ (выполняется на доске и в тет- Формули- Индивиду- Личностные: Устные места и при- беседа, ответы радях). руют соб- альная, проявляют спо- ответы, чины за- на вопросы - Какие виды орфограмм, связанных с правописанием мягко- ственные групповая собность к само- листы труднения го знака после шипящих на конце слова, встретились вам мысли, оценке своих обрат- в этом тексте? высказы- действий, по- ной Самостоятельная работа, взаимопроверка по ключу на слай¬де. Учитель выборочно проверяет работы нескольких обуча¬ющихся. Организует и сопровождает деятельность учащихся, допол¬няет ответы на вопросы вают и обосно-вывают свою точ-ку зрения. Делают выводы ступков. Познавательные: извлекают необ-ходимую инфор-мацию из про-слушанного объ-яснения учителя, систематизируют связи Физкультми- Одолела вас дремота, (Зеваем.) Выпол- Фронталь- Выпол- нутка Шевельнуться неохота? няют эле- ная собственные зна- нение Ну-ка, делайте со мною Ф ментар- ния, делают вы- физи- Упражнение такое: ные физи- воды. ческих Вверх, вниз потянись, (Руки вверх, потянулись.) ческие Регулятивные: упраж- Окончательно проснись. Руки вытянуть пошире. (Руки в стороны.) Раз, два, три, четыре. Наклониться - три, четыре. (Наклоны туловища.) И на месте поскакать. (Прыжки на месте.) На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку упраж-нения планируют необ-ходимые опера-ции, действуют по плану. Коммуникатив-ные: строят мо-нологические вы-сказывания, за- нений 4. Целепола- Организация ра- Выполнение упражнения 288 (устно). Форму- Индивиду- Вопро- гание и по- бочего места. Дополняет ответы на вопросы в задании упражнения. Фор- лируют альная, дают вопросы сы, вы- строение Подбор своих мулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, цель групповая с целью получе- полне- проекта вы- примеров, иллю- принимающими ее на себя учебной ния необходимой ние хода из за- стрирующих при- деятель- для решения про- упраж- труднения роду изучаемого ности. блемы информа- нений языкового явле-ния, составление связных рассказов об изученных нормах. Письмен¬ная работа Отвечают на вопро-сы, вы-полняют упражне-ния ции в тет-радях, устные ответы Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 5. Творче-ская практи-ческая дея-тельность по реализа¬ции постро¬енного про¬екта Усвоение новых способов учеб-ной и умствен-ной деятельно-сти учащихся. Подбор своих примеров, иллю-стрирующих природу изуча-емого языкового явления, состав-ление связных рассказов об изу-ченных нормах. Письменная ра-бота Задание. Составьте таблицу «Правописание ь после шипя¬щих на конце слов самостоятельных частей речи» (упр. 290). 6 после шипящих на конце слов самостоятельных частей речи Выделяют главное, устанав-ливают причин¬но-след-ственные связи между от-дельными языковы-ми явле-ниями. Отвечают на вопро-сы, под руковод-ством пе-дагога со-ставляют план ра-боты над заданиями Фронталь-ная, инди-видуальная Личностные: желают приобре-тать новые зна-ния, умения, со-вершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слу-шают, извлекая нужную инфор-мацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допу-щенные ошибки. Коммуникатив-ные: осуществля-ют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учеб-но-познаватель-ных задач Устные ответы, выпол-нение упраж-нений в тет-радях пишется не пишется 1. Имена существительные ж. р., ед. ч., 3-го скл. (дочь); 2. Глаголы: 1) в неопределённой форме (стеречь); 2) во 2-м лице ед. числа наст, или буд. времени (пишешь); 3)в повелительном наклоне¬ нии (отрежьте). 3. Наречие: вскачь, настежь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж; 1. Имена существитель¬ ные: 1) м. р., ед. ч., 2-го скл. (грач); 2) р. п., мн. ч. (училищ). 2. Имена прилагатель¬ ные в краткой форме (могуч) - Какой вывод о правописании ь в наречиях вы можете сде¬лать, глядя на таблицу*? Самостоятельная работа, взаимопроверка по ключу на слай де. Учитель выборочно проверяет работы нескольких обуча¬ющихся. Организует и сопровождает деятельность учащихся, допол няет ответы на вопросы - 6. Первичное закрепление с комменти¬ рованием во внешней речи. 7. Самостоя¬ тельная ра¬ бота с само- Обобщение и си-стематизация зна¬ний и формирова¬ние рациональ¬ных способов применения их на практике. Эв-ристическая бесе¬да, ответы на во- Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке, с применением «Конструктора ситуа¬ционных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение на с. 268). Организует и сопровождает деятельность учащихся, кон¬тролирует правильность выполнения заданий. Создает усло¬вия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым Формули-руют соб-ственные мысли, выска-зывают и обосно-вывают свою точ- Индивиду-альная, групповая Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятель-ности. Познавательные: устанавливают причинно-след-ственные связи, Вопро-сы для уточ-нения инфор-мации, выпол-нение упраж- * Горашова Н. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М. Т. Баранова [и др.] «Русский язык. 7 класс». Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 проверкой по эталону просы. Выполне-ние разноуровне-вых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклас¬сного чтения. Письменная ра-бота. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изуча-емого языкового явления, состав-ление связных рассказов об изу-ченных нормах учебным материалом непосредственно на уроке. Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уров¬нем подготовки класса т ку зрения. Выделяют главное, устанав-ливают причин¬но-след-ственные связи между от-дельными языковы-ми явле-ниями. Делают выводы делают обобще-ния, выводы. Регулятивные: адекватно оцени-вают свои дости-жения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пу-ти преодоления. Коммуникатив-ные: высказыва-ют и обосновы-вают свою точку зрения нений в тет-радях, устные ответы 8. Включение в систему знаний и по-вторение Обобщение полу¬ченных на уроке сведений, оцени¬вание А1. Какое наречие пишется раздельно с приставкой? 1)(В)верху; 2) (на)чисто; 3)(на)миг; 4) (в)пустую. А2. Какое наречие пишется через дефис? 1) Точь(в)точь; 2) (на)ходу; 3) (под)силу; 4) (по)двое. A3. В каком наречии не пишется на конце ь! 1) Навзнич..; 2) вскач..; 3) сплош..; 4) замуж.. . А4. В каком наречии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)НимАло; 2) некогдА; 3) Испокон (веков); 4) издАвна. В1. Укажите, каким членом данного предложения является наречие. Кончил дело - гуляй смело. С1. Напишите небольшое рассуждение о сходстве и различии наречий и имен прилагательных*. Проверка и обсуждение работ учащихся Слушают ответы, отвечают на вопро-сы. Выде-ляют главное, устанав-ливают причин¬но-след-ственные связи между от-дельны¬ми языко- Индивиду-альная, групповая Личностные: понимают значе-ние знаний для человека. Познавательные: приобретают уме¬ния использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Вопро-сы для уточ-нения инфор-мации, оцени-вание рабо¬ты уча-щихся 1 2 3 4 5 6 7 выми яв-лениями Коммуникатив¬ные: высказыва¬ют и обосновы-вают свою точку зрения 9. Рефлексия учебной дея-тельности на уроке (итог урока) Заключительная беседа по вопро¬сам Приём «Телеграмма» Вариант I. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте (обме¬няться). Вариант П. Напишите пожелание себе с точки зрения изу-ченного на уроке т « Опреде-ляют свое эмоцио-нальное состояние на уроке. Заполня-ют днев-ники до-стижений Индивиду-альная, групповая Познаватель-ные: приобрета¬ют умения моти-вированно орга-низовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникатив¬ные: строят небольшие мо-нологические высказывания Оцени¬вание уча-щихся за ра¬боту на уро¬ке. Ли¬сты обрат-ной связи
74.doc
УРОК 74. ДАТА:                                          5 КЛАСС Контрольная работа № 5 (диктант с языковым заданием по теме «Правописание . Чередование гласных и согласных в корне» Цель: проверить усвоение правил написания корней, а также приставок. Летняя гроза. Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча.4 Затих старый бор,  приготовился к бою. Сильный2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался. Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась  стена воды. Сверкает молния. Гремит гром. Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная2 даль.4 Над полем, над  лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь  ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. II. По теме «Синтаксис и пунктуация». № 1.  (Озаглавить.) Погода стала меняться. Из­за далекого2 горизонта неслись и приближались низкие  облака. Солнце выглянуло из­за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по  реке. «Дождь пойдёт»,­ проговорила2 Нина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал  камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим,  ребята!» Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на  землю.4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву) _____________________________________________ Погода  стала  меня(т, ть)ся. Из (за)  д…лекого2  г…ризонта  н…слись  и прибл… жались  ни…кие  обл…ка. Со…нце выгл…нуло  из (за)  туч  м…лькнуло  в голубом пр… свете2  и  и…чезло. Пот…мнело. Нал…тел  ре…кий  ветер. Он  бросил  в  воду  сухие  лист…я  и  погнал их по  р…ке.   Дождь  пойдёт    прогов…рила2  Нина. Ветер  нал…тает с нов…й  силой  морщит  гладь  р…ки  а потом  ст…хает.  Зашуршал к…мыш   и  на  воде  по…вились  кру….ки  от  первых  капель. Валерка громко  закр…чал    Бежим  ребята   Но вот ветер утих  снова  пок…залось  со…нце. Ре…кие  капли  д…ждя  падали  на землю.4 Они  пов…сали  в траве  и  в  кажд…й   капле  отр…жалось  со…нце.                                                                                                   (По В.П.Астафьеву) Задания. 1. Озаглавь текст.  2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. 3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2. 4. Сделай синтаксический разбор предложения  под цифрой 4 . 5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему. 6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти  схему. 7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему. № 2. В ожидании зимы. Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из­за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а  лежат на мокрой земле.4 Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к  долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами.  Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в  зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2  на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и  чуткие уши. Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами.  «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» ­ кричат им вслед ребята. Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень. III. По теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». (Озаглавить.) Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило2 дальний лес  и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать1 медовый2 урожай. На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова2. К обеду в  моём ведерке уже плескалась живая рыба. Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась  из­за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников.4 Слегка повеяло  сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали  листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки. IV. По теме «Морфемика». №1. (Озаглавить.)      Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до  того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.      (За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы  (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и  (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.       Шумит з..л..той дождь.                                                 Грамматическое задание. 1.Озаглавьте текст. 2.Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.  3.Найдите и выпишите из текста 2­3 слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами,  выделите их. 4.Найдите и выпишите 2­3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к  ним  слова с вариантами морфем. №2. (Озаглавить.)      Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись (к) г..ризонту. (В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я  пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала  см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по  сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к)  лесу.  В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.  № 3. В горах Памира. Мы на Памире. Над розоватыми2 облаками возвышаются скалистые хребты. В  долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу. По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и  бойницы заросли2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней. Приближаемся к подножию и располагаемся здесь1 на отдых. С наслаждением  вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник  много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная2 живопись  рассказывает о древнем Памире.4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.    Словарный диктант для подготовки.  Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах,  вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем  аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать. В горах Памира. Мы на  Памире. Над  роз..ватыми2  обл..ками  в..звышают(?)ся   ск..листые хре..ты.  В д..линах  ра..пол..жились  сёла  где  р..стут  сады  люди сеют яч(?)мень пшеницу. По  б..регам  рек  встр..чают(?)ся  ра..валины  ст..ринных  крепостей. Сейчас их  стены и бойниц(ы,и)  зар..сли2  густой  р..стительност..ю. В глубок..х  трещинах  в..ют гнёзда ч..рные  галки  в  щ..лках  к..мней  ютят(?)ся  змеи. Вот одна из них  св..ркнула  на со..нце  и и..чезла  среди  к..мней.                Прибл..жаемся  к  п..днож..ю  и  ра..пол..гаемся  (з,с)десь  на  о..дых. С  насл..ждением  вдыхаем ар..мат  цв..тущих  р..стений. (В)друг  зам..чаем  на  скалах р..сунки. Это  художник  много  в..ков  н..зад  нар..совал  ж..вотных   людей  нап..сал  ц..фры. Н..скальная2  ж..вопись  ра..сказывает  о  древн..м  Памире.4 Мы  долго  ра..сматривали  эти  уд..вительные  р..сунки. V. По теме «Имя существительное». № 1. Глухарята. Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это  первые вестники2 близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.  В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового2 бора.  Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От  куста бежит глухарка и беспомощно размахивает крыльями. Маленькие глухарята ещё не  умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут  головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей. № 2. В самолете во время грозы. Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного  ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться  над тучей и там переждать грозу. Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной  тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта  страшная чернота, над которой они летят. Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает  машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по  твердой бетонной дорожке. Словарный диктант для подготовки. Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в  воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все  пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно  несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт  катится, по бетонной дорожке. № 3. (Озаглавить.) После путешествия по Карелии мы  с  мамой  отправились отдыхать  до  осени  к   дедушке  в  среднюю  полосу  России.  Мой дедушка  ­  известный 2  лесник. С карандашом  и  записной 2  книжкой 2 побывал  он  на Урале 3 и  в Сибири. Он  открыл в природе много тайн. От станции  мы шли по просеке 2,  потом  свернули 2 по тропинке к  речке, перешли  мостик и направились к лесу. На  опушке нам попались заросли  малины 4. В её густой  зелени   легко   поцарапаться,   но  через  минуту   в   ладони лежит  кучка вкусных ягод.  Какой  от  них  запах!  С  ветки на  ветку перепархивают  птицы. Такая  тишь ! За сто шагов слышно, как  убегает мышь по сухим листьям.  Из ­под  куста  вылез ёж 1. Пошуршал 2  в  траве  и  исчез.  Доходим  до рощи, а  за  ней на  полянке 3 стоит избушка  дедушки. Нас  радостно  встречают дедушка  и  пёс 1  Дружок . 4 (Озаглавить.) После путешествия по (К, к)арели… мы  с  мамой  отправились о…дыхать  до  осен… к  дедушк…  в  средн…  полосу  (Р, р)осси… .  Мой дедушка    извес…ный2  лесник. С карандаш…м  и  зап…сной  кни…кой п… бывал он  на (У, у)рал… и  в (С, с)ибир… . Он  …ткрыл в природ… много тайн. От станци…  мы шли по просек…  потом  свернули по тропинк… к  речк… перешли  мостик и направились к лесу. На  опушк… нам попались зар…сли  малины 4. В её густой  зелен…   ле…ко   поцарапат…ся   но  через  м…нуту   в   ладон… л…жит  куч(?)ка  красных ягод. Какой  от  них  зап…х!  С  ветк… на  ветку перепархивают  птиц… . Такая  тиш(?) ! За сто шагов слышно, как  уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям.  Из (под)  куста  вылез ёж(?). Пошуршал2  в  траве  и   и…чез.  Доходим  до рощ… а  за  ней на  полянк… избушка  дедушк… . Нас  радос…но  встр…чают дедушка2  и  пёс  (Д, д)ружок 3. VI. По теме «Имя прилагательное». (Озаглавить.) Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого  летнего2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу. Дорога вьётся мимо берёзовой2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной  развесистой2 берёзой лежит седая роса.4 Ветер по­утреннему свеж. С лугов пахнет  сладкой3 земляникой и ароматным настоем разнотравья. Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась  звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы  принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким  молоком, сохранившим чудесную силу солнца. Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица. VII. По теме «Глагол». Дуб. Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но  весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.  Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в  чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит  мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь. Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься!  Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о  них, а они проросли.  (По Г.Снегирёву) Словарный диктант для подготовки. Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные  листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато  дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся  желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди,  проросли весной. VIII. Итоговые контрольные диктанты.  № 1. Оленёнок. Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец  Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно  вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла  ему жизнь.4 Мальчик лежал больной, простудился. Однажды дед собрался на охоту3. Гришутка попросил его принести жёлтенького  оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал  целиться, но олениха металась2 из стороны в сторону. Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник  снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул.4  Оленёнок скрылся в кустах3. Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал2 о том, как убежал оленёнок. № 2. О Михаиле Пришвине. Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в  усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с  чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов  слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из­за туч и сразу пропадёт  луч солнца. Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его  чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и  травинку. С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в  Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята,  читали его книги?  О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине. Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси... Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн... (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая  тиш(?)  За сто шагов слышно  как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся  из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца. Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в)  природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра  а зоркий гла(з, с) видел  каждый р..сточек и тр..винку. (С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..  в (С, с)ибир..  в (К, к)арели... Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им  читателям. А вы ребята  читали его книги  № 3. Кто сеет  в лесу. Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли,  распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил  кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?  Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и  полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны  унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь  ёлочки. Они торчат зелёными свечками.4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках  свободного2 места. Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают2 деревьями. № 4. Зоркий взгляд Пришвина. Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах4. Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул3 на них своим особым зорким взглядом4.  Вот он нашёл3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая  трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал2 песню совсем незаметной маленькой  птички на самом верхнем пальчике ёлки. Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в  нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Урок русского языка 7 класс.МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017