Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)
Оценка 4.6

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
17.01.2017
Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе на тему "Фразеологизмы".Урок построен по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». На уроке формируются понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”; обогащается пассивный и активный словарь у учащихся.
Фразеологизмы.doc
Учитель  Место работы Должность  Предмет  Тема урока Класс  Предметная программа и ее автор Тип урока Цель Задачи  урока: Оборудование: Перечень  УУД (универсальных учебных действий), выполняемых  обучающимися на данном уроке: Технологическая карта урока   Путилина Светлана Владимировна МБОУ Первомайская СОШ Учитель начальных классов Русский язык Фразеологизмы. 4   УМК «Система Л.В.Занкова».  Полякова А. В. Русский язык, 4 класс;  учебник для общеобразовательных учреждений .2 часть / – М.:  Просвещение, 2013г. Комбинированный. Сформировать у обучающихся представление о фразеологизме – как  единицы языка. ­ Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”,  “крылатые слова и выражения”;  ­Обогащать пассивный и активный словарь у учащихся фразеологизмами;  ­Развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;  ­Закрепить знания обучающихся о словах, как  частях речи; ­Воспитывать интерес к  занятиям по развитию речи через использование  нестандартных заданий и приёмов.  ­ Совершенствовать орфографические   умения. Русский язык: 4 класс ­  учебник, тетради, мультимедийный проектор,  компьютер регулятивные­ принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую  этапу обучения; познавательные­ используют различные способы поиска, сбора, обработки,  анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с  коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и  аргументировать свою  точку зрения, допускать существование различных точек зрения,  принимать  позицию партнера (оппонента); личностные  ­ осознают свои возможности в учении, способны адекватно  судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с Методы обучения:  Формы работы:  Этап урока Деятельность учителя 1.Мотивация  учебной  деятельности 2.Актуализация  знаний.    Долгожданный дан звонок Начинается урок. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти. Садитесь.  Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой при луне. Все ваши строчки хороши, Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером Ожили  враз, и в каждый дом Вошёл прекрасный наш поэт Он гений, в этом спору нет. усилиями, трудолюбием. наглядный, практический, частично­поисковый. фронтальная, индивидуальная. Деятельность  обучающихся УУД,   формирующиеся  на данном этапе             Личностные:  действие самоопределения.   Коммуникативные:   планирование  учебного сотрудничества с учителем и со  сверстниками. Регулятивные: принимают и сохраняют  учебную задачу, соответствующую этапу  обучения  Определяют, кому  посвящены строки. Познавательные: Общеучебные:  анализ высказывания. ­ Кому посвящены эти строки? Замечательному поэту А.С.Пушкину. Его волшебные сказки знают люди всего мира и любят их. Вы тоже  знакомились с ними с раннего детства. ­ Какие сказки Пушкина вы знаете? Рассматривают на доске  портрет А.С.Пушкина. Личностные: дополняют и расширяют  имеющиеся знания о творчестве поэта. Регулятивные: действуют с учётом  выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые  высказывания; формулируют и  аргументируют собственное мнение. 3. Введение в  тему занятия. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне  Лебеди»).     Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по  сказке А.С.Пушкина  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и  могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной  царевне Лебеди»,  станем её непосредственными участниками. По пути будем останавливаться, и выполнять различные задания героев.  Минутка чистописания. До сказочного острова необходимо добраться. Наш путь пролегает по  морю. А вот на каком виде транспорта мы доберемся, вы сейчас  отгадаете сами. Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль – По волнам плывет… корабль. Вот на этом кораблике мы и отправимся до сказочного острова. Но для  начала откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная  работа.  Начнём урок с минутки чистописания.   Сегодня мы будем писать букву Кк. Но прежде, чем начнём писать,  давайте дадим характеристику этой букве. (Буква К – обозначает звук [к], он: согласный, глухой, парный,  может быть мягким и твёрдым). Запишите букву К. Посмотрите на кораблик. Какие строчки из сказки вы вспомнили, когда  увидели эту иллюстрацию. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Чтобы наш кораблик благополучно добрался, вам необходимо  выполнить 1 задание. Запишите в тетрадях предложение.  Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Вам необходимо найти главные и второстепенные члены предложения,  Познавательные:  ­ выдвижение гипотез, их обсуждение,  доказательства;  ­выявлять сущность, особенности  объектов на основе анализа объектов  делать выводы.  ­обобщать и классифицировать по  признакам. Регулятивные:  ­ составление плана и последовательности действий;  ­оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей.  ­прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). Коммуникативные: ­ умение ясно и четко излагать свое  мнение, выстраивать речевые  конструкции.   Перечисляют сказки  А.С.Пушкина.   Записывают. Записывают красиво и  аккуратно. Дети рассматривают  иллюстрацию. Записывают предложение в  тетрадь, выполняют разбор  по членам предложения и указать какими частями речи они выражены и устно дать  характеристику предложению. (Простое, осложнено однородными сказуемыми, соединен. союзом и, невоскл., повеств., распр.)  Итак, с первым заданием справились. частям речи. Устно  характеризуют данное  предложение. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица Плачет, бьётся в ней царица. Нам нужно помочь царице и её ребенку выбраться из бочки. А для этого мы должны выполнить словарную работу. 4. Словарная  работа. Перед вами кроссворд и это второе ваше задание. В этом кроссворде  зашифровано слово и мы должны его найти. Отгадывают кроссворд со  словарными словами.  Находят зашифрованное  слово. Познавательные:  использование  различных способов поиска, сбора,  обработки, анализа, передачи и  интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  и познавательными задачами.   Тут же на берег волна Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она. Вот и помогли мы царевне с сыном выбраться на сушу.  Где же стали жить царица с царевичем? В городе. Вот открыл царевич очи; Отрясая грёзы ночи 5. Работа над  Познавательные:  использование  различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и  интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  и познавательными задачами. Разбор имени  существительного как части речи. Коммуникативные:   планирование  учебного сотрудничества с учителем и со  сверстниками. Личностные: дополняют и расширяют  имеющиеся знания и представления о  значении обучения. Знакомство с  фразеологическими  оборотами. Объяснение  значений фразеологизмов. новым  материалом. И дивясь, перед собой Видит город он большой. Чтобы царевич с матерью добрались до города, нам необходимо  выполнить 3 задание. Выделенное слово город нужно разобрать как  часть речи. (I. (II. (III. Город – сущ. (что?). Н.ф. город. Неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., В.п. Видит (что?) город.) Работа над новым материалом. 1.А город действительно чудесный. Он расположен на крутом, как пишет поэт, т.е. обрывистом острове, который весь в зелени. Город обнесен каменной стеной и башнями. И были в этом городе чудеса! Вот первое чудо. Ель растёт перед дворцом,  А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница такая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт,  А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут. Белочка приготовила для вас задание и прислала со сказочного города  послание. Сейчас я вам его прочту. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив  рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите  себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счете, вас ждет успех!  ­ Скажите, все ли вам понятно в этом послании? ­ А из чего состоит наша  речь?  (Из предложений). ­ А предложения? (Из слов). ­ не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в  предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых  складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания.  И сегодня мы узнаем, как называются такие сочетания. А сейчас нам все – таки нужно понять, что же хотела сообщить нам  белка. Объясните, когда так говорят: 6.Постановка  учебной задачи. «Зарубите себе на носу» ­ нужно запоминать; «Работать, засучив рукава» ­ усердно работать; «Возьмите себя в руки» ­ работать сосредоточенно; «В конечном счете» ­ в целом, подводя итог.  ­ Ребята, а может кто – нибудь знает из вас, что это за необычные  выражения? Как они называются?   Вот мы добрались до темы сегодняшнего урока.  Скажите, какие цели и задачи поставим к сегодняшнему уроку.  ­ Что такое фразеологизмы? ­ Как они пришли в нашу речь?  ­ Познакомиться с новыми фразеологизмами. ­ Научиться находить их в тексте и объяснять значение. Фразеологизмы иначе можно назвать фразеологическим оборотом. Это устойчивые выражения. Их нельзя придумать самому, а можно только  запомнить и употреблять в своей речи. Справились с заданием белочки. Запишите эти фразеологизмы в тетрадь. Послушайте о втором чуде.  …Да на свете, Говорят царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает,  Ночью землю освещает­ Месяц под косой блестит А во лбу звезда горит. ­ Царевна – лебедь предлагаем нам отдохнуть немножко и сделать  физминутку. ФИЗМИНУТКА. …Хочешь в море полететь за кораблём? Будь же князь ты комаром. И крылами замахала, Воду с шумом расплескала, И обрызгала его С головы до ног – всего. Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Определяют тему урока.  Ставят перед собой цели и  задачи данного урока.     Познавательные:  использование  различных способов поиска, сбора,  обработки, анализа, передачи и  интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  и познавательными задачами. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, строят высказывания,  формулируют и аргументируют  собственное мнение.    Личностные: развитие познавательных  интересов учебных мотивов. Полетел и запищал,  Судно на море догнал,  Потихоньку опустился На корабль ­  в щель забился. 6. Закрепление  материала. Царевна – лебедь предлагает вам следующее задание. Откройте учебник на стр. 109 и найдите упр.199. прочитайте текст и найдите в тексте  фразеологизмы. Давайте попробуем объяснить их значение. 1. Как об стенку горох.  (Это значит, что кому – то бесполезно что – то объяснять). 2. Русским языком сказано. (Излагать свои требования совершенно ясно, понятно и четко). 3. Хватит воду в ступе толочь. (Говорить много и о разном, да всё не по делу; заниматься бесполезным  делом, которое не приносит пользы).   Вот мы и познакомились с фразеологизмами. Они существовали на  протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях. Появились они в русском  языке благодаря истории и культуре России, обычаям, традициям,  творчеству русского народа, русских писателей и т.д. Для понимания значения фразеологизмов целесообразно обращаться к  фразеологическим словарям. А также в интернете на сайте:  www.gramma.ru. Возвращаемся в сказку. Каждый день идёт там диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге­ И останутся на бреге 33 богатыря.  Это 3 чудо в городе князя Гвидона. 33 богатыря приготовили для вас  следующее задание.­ Найдите ошибки в предложениях, в каких  фразеологизмах неправильно заменены слова. Выполняют упражнение  из учебника. Находят  фразеологические  обороты и объясняют их  значение. Познавательные: Обще­учебные:  умение структурировать  знания; оценка процесса и результатов  деятельности. Коммуникативные: умение выражать  свои мысли. Регулятивные: принимают и сохраняют  учебную задачу. Знакомство с  фразеологическими  словарями. Исправление ошибок в  тексте. 1) Народу в театре было много – груше (яблоку) некуда было упасть. 2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий  (волчий) аппетит. 3) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу (грязь) лицом. 4) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём  (огнём) не найти. Молодцы, справились с заданием богатырей.  ­ Скажите, о ком идёт речь в сказке? «Они были жестокими, коварными, хотели властвовать, совершали  поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались  подлогом». 7.  Самостоятельная работа. А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят,  Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого Вот с чем от слова до слова… Вот гонец принес письмо от ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи.  Они составили для вас тест и предлагают вам самостоятельно  поработать и выполнить задания теста. Выполняют задания теста. Проверка. Познавательные:  использование  различных способов поиска, сбора,  обработки, анализа информации. Коммуникативные: умеют излагать  свое мнение. 7 Итог урока. ­ А зачем нужны фразеологизмы в нашей речи? (Обогащают нашу речь, делают её более образной, яркой). ­ А где мы употребляем фразеологизмы? (В разных жизненных ситуациях, в споре, в разговорах, в выступлениях,  в написании сочинений). Но, чтобы не попасть впросак т.е. оказаться в  неловком положении, необходимо точно знать, что означает тот или  иной фразеологизм.  ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ Что вам особенно запомнилось и понравилось? Вот и закончилось наше путешествие, и закончилась сказка. Я там был, мёд, пиво пил­ И усы лишь обмочил. Действительно, мы лишь «обмочили усы», т.е. совсем немного  прикоснулись к творчеству великого поэта. ­ Сказки А.С.Пушкина не оставляют равнодушными никого. Овеянный  светлыми образами героев, добротой сказки, певучим языком Пушкина  русский композитор Римский – Корсаков пишет оперу «Сказка о царе  Салтане». Послушайте отрывок из этой оперы. Откиньтесь на спинку  стула, закройте глаза и представьте себе картины, которые навеет вам  музыка. Славно, дети, потрудились, Вижу многого добились. Знаю, будете вы рады Обобщают полученные  знания на уроке. Регулятивные: принимают и сохраняют  учебную задачу при выполнении заданий,  действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Прослушивание музыки. Получить свои награды. За работу на уроке учащиеся получают золотые и серебряные орешки со славного города князя Гвидона. (Выставление отметок). Д.з. подготовить дома 5 фразеологических оборотов и объяснить их  значение.

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)

Урок русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017