Урок русского языка "Глагол как часть речи"
Оценка 4.9

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.01.2017
Урок русского языка "Глагол как часть речи"
Урок объяснения нового материала по теме "Глагол". Ребята самостоятельно должны назвать тему урока, определить цели и выполнить различные задания: составление предложений с глаголами из учебника, выборочно-распределительный диктант, когда ученики должны все слова записать в три столбика: имя прилагательное, имя существительное, глагол. В конце урока детям предлагается игра "Лишнее слово", когда они должны хлопнуть в ладоши, если прозвучало слово другой части речи
Урок русского языка по теме Глагол.doc
Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи" в 5­м классе Планируемые образовательные результаты 1. Предметные: В результате занятия обучающиеся смогут:     обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи; отличать глаголы от слов других частей речи; работать с различными источниками информации; использовать знания о глаголе. 2. Метапредметные: В результате занятия обучающиеся смогут:      сформулировать цели своей учебной деятельности; планировать и регулировать свои действия; совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки; продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение; продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе  причинно­следственных связей. 3. Личностный результат: В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету. I. Огранизационная часть Основное содержание урока II. Слово учителя – Ребята, сегодня мы начинаем изучение новой части речи. А вот какой, вы, я думаю, догадаетесь сами, прочитав стихотворение    Я страшное дело какой деловой: В любые дела….с головой. Задачи…, на скрипке ..., Сынишку соседки в коляске…  – Все ли вам понятно в этом отрывке? – Что необходимо сделать, чтобы понять содержание стихотворения? (вставить пропущенные слова) – Что у нас получилось? – Как изменилось стихотворение? – Теперь посмотрите на картинку « Рисунок1» Кого вы видите? (человека, у которого много рук и ног, и он что­то делает) – Как вы думаете, можно ли совсем не совершать действия? – Представьте мир без действий. Какой он? (застывший, мертвый, неживой) – Что нужно сделать? Как оживить мир? (нужны действия и слова, которые их называют) – Кто догадался, какую часть речи мы будем изучать на уроке?  (глагол) – Почему эта часть речи получила такое название? (Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Наши предки рассматривали его как  слово из слов­важнейший вид слова. Ведь глагол­одна из 2­частей речи, без которых не построить  предложения, не передать собеседнику никаких сообщений) – Как отличить глаголы от других частей речи?  (обозначают действия, отвечают на вопросы что  делать? что сделать?) – Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Глагол как часть речи». Сегодня мы вспомним глагол как  часть речи, углубим и расширим знания о нем. III. Практическая часть 1. Чтение первой части правила в учебнике. – Правильно мы сформулировали правило? (да) – Найдите в учебнике упражнение 606, выполним его устно – К какой части речи относятся вставленные вами слова? (к глаголу) – Докажите это. – Кто помнит, как изменяется глагол? Найдите в учебнике подтверждение и зачитайте. Знание этого  правила поможет вам при выполнении упражнения 607. – В чем согласуется сказуемое с подлежащим? (в настоящем и будущем времени – в лице и числе, в  прошедшем – в роде, числе) 2.Составление предложений с глаголами из упражнения 608 Проверка работы. – Ребята, русский язык очень богат, гибок и живописен. В нем бывают однокоренными слова, которые  являются разными частями речи. В умении их различать поможет игра «Лишнее слово». Задание: – Если произносится глагол, обучающиеся хлопают в ладоши, если существительное – хлопать нельзя.  Вытирал, подметал, самосвал, косил, лепил, заплатил, крокодил, зажёг, обжёг, флажок,  подмёл, навёл, осёл, колол, привел, укол, мукомол, протер, затер, шатёр, бобёр, ковёр, костёр,  утёр – Глаголы вы знаете, а так ли хорошо  знаете имена существительные и имена прилагательные? 3. Выборочно­распределительный диктант. Задание: Записать слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол Краснота, краснеть, красный, домовой, домовничать, дом, голубеть, голубизна, , голубой,  удивительный, удивление, удивлять, отзываться, отзыв, отзывчивый, ясность, ясный, яснеть,  темнеть, темнота, темный, черный, чернеть Проверка работы IV. Итог урока – В домашнем упражнении №610 вы будете выписывать однокоренные глаголы и имена  существительные в две колонки, выделяя в них корень. – Итак, какую часть речи мы вспомнили на сегодняшнем уроке? – Что называется глаголом? – Как изменяется глагол? – Каким членом предложения обычно бывает глагол? Рефлексия Я научился… Теперь я могу… Я смог… Мне захотелось… Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                    Средняя общеобразовательная школа №3 города Бирска                                               Муниципального района Бирский район                                                            Республики Башкортостан                                                        УРОК ПО ТЕМЕ Проведен в 5 классе                                                                                    учителем русского языка и литературы                                                                                    Александровой И.Ф.                                                                Бирск 2011 Урок русского языка  по теме «Деепричастие» в 7 классе                                                                           Александрова Ирина Феликсовна, учитель                                                                                 русского языка и литературы 262­673­478 Разделы: Преподавание русского языка Цели урока:  Дать понятие о деепричастии;  Познакомить с грамматическим значением деепричастия; с глагольными и наречными признаками деепричастия;  Вырабатывать умение находить деепричастие в тексте и определять его постоянные и  непостоянные признаки                                                                         I. Организационная часть II. Слово учителя: Ход урока Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Причастие» и сегодня начинаем  знакомство  с  новой темой «Деепричастие». Обратите внимание на доску. Вы видите, на ней написаны два  предложения. Откройте тетради, запишите число, тему урока и перепишите предложения  к себе в  тетрадь. Разберем эти предложения: Котенок лежит и отогревается на солнце. Котенок лежит, отогреваясь на солнце. ­ В первом предложении два однородных сказуемых: лежит и отогревается   Вопрос к ним будем задавать от от существительного котенок ­ Посмотрите на второе предложение. Сможем мы задать вопрос к слову отогреваясь от  существительного котенок? ­ Нет, не сможем. ­ От какой части речи зададим вопрос к слову отогреваясь? ­ От глагола лежит. ­ Является оно глаголом или нет? ­ Не является. ­ Чем оно схоже с глаголом? ­ Обозначает действие. ­ Какое слово обозначает основное действие? ­ Лежит ­ А слово отогреваясь какое действие обозначает? ­ Добавочное действие при основном, выраженном глаголом. ­ Можно ли употребить его без глагола и почему? ­ Нельзя, оно поясняет основное действие, раскрывает его. ­ Кто догадался, какую часть речи мы начинаем изучать? ­ Деепричастие. ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с грамматическими особенностями деепричастий, научимся  находить их в тексте, выделять основное и добавочное действие. ­ Ребята, как вы думаете, что обозначает частица «дее»? ­ Причастность к действию. ­ Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср.  причастность) ­ Обратите внимание на слово отогреваясь во втором предложении. Чем оно отличается от глагола? ­ Вопросом, нет привычных окончаний.. Раз в слове нет привычных окончаний, значит это какая часть речи? ­ Неизменяемая. ­ На какой вопрос отвечает слово отогреваясь? ­ Что делая? Как? ­ Какого вида глагол отвечает на вопросы что делать? ­ Несовершенного вида. ­ А деепричастие отогреваясь какого вида? ­ Несовершенного вида. ­ Попробуйте образовать совершенный вид. ­ Отогревшись. ­ Какой вывод мы можем сделать? ­ Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого образованы.( Слайд 1) ­ Каким членом предложения является деепричастие отогреваясь? ­ Обстоятельством. (Слайд 2) ­Ребята, вы правильно задали два вопроса: 1.Как? 2.Что делая? К какой еще части речи мы зададим такой же вопрос? ­ К наречию. ­ В чем сходство деепричастия и наречия? ­ Они не изменяются, и у деепричастия, и у наречия нет окончаний, отвечают на вопрос как? в  предложении являются обстоятельствами. (Слайд 3) ­ Мы уже многое узнали о деепричастии. Кто попробует обобщить изученное? (обобщение обучающимся изученного о деепричастии) III. Практическая часть 1. Чтение правила в учебнике ­Сейчас откройте учебник на странице 77, прочитайте правило и скажите, правильно был сделан  вывод? (да) ­Знание этого правила пригодится вам для выполнения упражнения 159 ­Ребята, мы с вами знаем, что деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида. 2. Образовать от данных глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида (устно) Играть                                                                                       Посмотреть Поиграть                                                                                   Прыгать Смотреть                                                                                   Расставить Проверка работы ­ Обратите внимание на доску. Вы видите написанные на ней словосочетания 3. Выписать в тетрадь словосочетания только с деепричастиями. Выкрашенный краской, выкрасив краской, открыв окно, укрепил болт, прощаясь с друзьями,  сверкая на солнце, взмахнуть крыльями, слыша звуки, растаявший снег, читая книгу Проверка работы. IV. Итог урока ­ С какой частью речи мы начали знакомство на уроке? ­ Что сегодня на уроке мы узнали о деепричастии? Рефлексия Я научился… Теперь я могу… Я смог… V. Домашнее задание: выписать из I части «Песни про купца Калашникова» деепричастия вместе с  глаголами, обозначающими основное действие и указать их вид. Тезисы Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие,  объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда  совершается действие, вызванное глаголом­сказуемым. Работа по изучению этой темы направлена на  обогащение языка школьников деепричастиями, а также на предупреждение ошибок, связанных с  образованием и употреблением их в речи На данном уроке реализуются  следующие цели и задачи: 1. Дать понятие о деепричастии; 2 .Познакомить с грамматическим значением деепричастия; с глагольными и наречными признаками деепричастия; 3. Уметь находить деепричастия в тексте 4 .Самостоятельно определять свои знания­незнания по изучаемой теме 5. Умение анализировать 6. Воспитывать учебную активность, желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме.

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"

Урок русского языка "Глагол как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017