Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 ст.Александровской»
Майского района Кабардино-Балкарской Республики
Урок русского языка по ФГОС.
Буквы «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных
«-чик, – щик»
Учитель русского языка и литературы Диденко О.Б.
«-чик, – щик».
Цели урока:
Образовательная:
- Изучить правило написания суффиксов чик – щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса , применять изученное правило на практике;
- научить определять значение суффиксов чик – щик.
Воспитательная:
- Привить уважение к различным профессиям;
- вызвать интерес к сказкам как к литературному произведению.
Развивающая:
- Развивать творческое мышление учащихся;
- совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся.
Тип-урока: урок-исследование
Оборудование: учебник, карточки, компьютер, доска интерактивная. Предметные результаты: изучить правило написания суффиксов чик – щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса, применять изученное правило на практике; научить определять значение суффиксов чик – щик. уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик – щик.
Метапредметные результат:
- Уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, группах, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Личностные результаты: развитие интереса к русскому языку; пособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Эпиграф:
Для своих писательских надобностей давно уже назвал суффикс словотвором. ( С.Югов)
1. Вступительное слово учителя.
– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром морфем. Морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа. Они образовывают новые слова, обогащают наш язык. - Давайте вспомним, что такое морфема? (значимая неделимая часть слова) - Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание) - Сегодня мы будем говорить об одной из перечисленных морфем. О какой? Вы узнаете, разгадав загадку.
(слайд1)
За Корнем суффикс Обогрел местечко.
Не словом угодил, А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес - в лесника,
А печь - всего лишь в печку.
-Что за морфема суффикс?
(Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов)
- Как называется способ образования слова с помощью суффикса?
(Суффиксальный)
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку:
Для своих писательских надобностей я давно уже назвал суффикс словотвором.
С. Югов.
- Почему писатель дал такое наименование суффиксу?
- Сам же он объясняет это таким образом: «Так мне явственнее, зримее становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова». -Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
2. Исследование.
- Проведем небольшое исследование. На доске запись: грузчик, каменщик.
- Каким способом образованы данные слова? Докажите. (Один у доски выделяет корень, суффикс, нулевое окончание) - Какое значение имеют эти суффиксы?
(Образует существительные со значением профессии)
-Что общего у этих слов?
( Словообразовательная модель: корень, суффикс и нулевое окончание; Части речи - имена существительные мужского рода, 2 склонение, одушевлённые, нарицательные; значение суффикса- профессия) -Чем отличаются друг от друга?
(различаются буквой в суффиксах - ч и щ)
- Запишем в транскрипции слова: грузчик, сварщик. (один пишет на доске)
[грущ'ик] [кам'инщ'ик]
- Как видите, и в том, и в другом слове произносится суффикс [щ'ик], а пишется в первом случае - чик, а во втором - щик.
- Почему?
– Произношение не соответствует написанию.
- Какие буквы в суффиксах вызывают сомнение при написании этих слов?
(Ч и Щ)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Запись на доске)
Буквы «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных «- чик, – щик». - Откройте тетради, учебник на странице 153, параграф 52, запишите число и тему урока.
- Какой проблемный вопрос возникает после проведённого нами небольшого исследования?
( когда в суффиксе писать букву ч, а когда щ?)
– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать.
- Наша основная цель – научиться грамотно писать слова с суффиксами «чикщик» 3. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.
(Слайд 1).
- Прочитайте слова и скажите, что в них обозначают суффиксы - Чик и – Щик:
Объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик, обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съемщик.
(Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).
- Что различает эти группы слов?
(суффикс -чик-, -щик-)
– Давайте попробуем ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?
– А буква щ?
– Итак, делаем вывод:
В суффиксах существительных –чик-,-щик- после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ.
- Проверим вывод с теоретическим материалом учебника. Страница 153.
Чтение правила.
- Наш вывод оказался правильным.
4. Закрепление изученного материала.
– Проверим то, как мы поняли новую тему.
Для этого выполним упражнение 292. Спишите, обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Комментированное письмо.
5.Физкультминутка.
- Ребята, обратите внимание на слайд. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных?
(Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик - летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик).
- Это суффикс один и тот же, только с уменьшительным значением.) – Эти примеры доказывают, что суффикс - чик имеет еще одно значение: уменьшительное.
5. Работа с тестами.
- Следующее задание мы выполняем в парах. Работаем с тестами.
Вопрос № 1
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ? развед...ик перебеж...ик груз...ик фонар...ик
Вопрос № 2
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч? груз...ик фасов...ик часов....ик
танцов...ик
Вопрос № 3
Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:
камен...ик, уклад...ик сортиров...ик, пулемёт...ик барабан...ик, газет...ик перебеж...ик, уклад...ик
Вопрос № 4
Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква щ:
забастов...ик, набор...ик застрель...ик, воз...ик буриль...ик, разнос...ик болель...ик, прокат...ик
6.Творческая работа (групповая работа) - Работаем в группах.
- Ребята, представьте, что вы корреспонденты и должны написать статью о новостройке в нашем станице – строительстве новой школы.
Составьте статью в газету, состоящую из 4-5 предложений, используя слова: Каменщики, кровельщики, грузчики, облицовщики. Начало статьи у вас есть, вам нужно продолжить. Не забывайте, что в вашей статье должно быть вступление, основная часть и заключение, то есть три абзаца, три красных строки.
В нашей станице скоро откроется новая школа. Немало усилий приложили строители, чтобы возвести прекрасное здание. На строительстве работали каменщики, кровельщики, грузчики, облицовщики. Они вложили в свою работу не только мастерство, но и частичку своей души.
7. Рефлексия. Выводы по уроку.
Итак, подведем итог нашему исследованию.
- Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
(правописание суффиксов –чик, - щик)
- Как мы ее решали? (провели исследование, познакомились с правилом, выполняли упражнение, опираясь на правило, работали с тестами, делали творческую работу)
- Для чего надо знать правописание суффиксов?
- Какую роль играют в языке суффиксы?
(Служат для образования новых слов)
8. Подведение итогов: выставление и обоснование оценок.
(на основе карточек самооценки - лист достижений)
Лист достижений ученика 6 класса |
- Сегодня на уроке я узнал…. |
- Сегодня на уроке я повторил…. |
Моя оценка работы - |
- Перед вами на столе градусники. Отметьте фломастером на них свою температуру, которая определяется значением урока.
Шкала оценки следующая:
36,6 – интересно, полезно, необходимо
38 – сложно, неинтересно 34 – бесполезно, безразлично
9.Домашнее задание.
И не забудьте записать домашнее задание: Выучить правило, выполнить упражнение №
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.