Урок русского языка по теме « Правописание мягкого знака в именах существительных с основой на шипящий»
Оценка 4.6

Урок русского языка по теме « Правописание мягкого знака в именах существительных с основой на шипящий»

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
23.01.2017
Урок русского языка по теме  « Правописание мягкого знака в именах  существительных с основой на шипящий»
Урок русского языка по теме « Правописание мягкого знака в именах существительных с основой на шипящий» предназначена для работы учителей начальных классов. Конспект урока открытия нового знания составлен на системно-технологическом уровне и содержит не только основные и развивающие цели всего урока, но и отдельно цели каждого из девяти этапов урока. Кроме того подробно прописаны универсальные учебные действия, которые формируются на каждом этапе урока.
технологическая карта урока Плотникова С.В..docx
Тема урока: «Правописание мягкого знака в именах  существительных с основой на шипящий». Тип урока: ОНЗ Основные цели: 1) сформировать умение о способе выбора написания Ь  на конце имён существительных с основой на шипящий; 2) сформировать умение применять изученные  правила; 3) развивать интерес к исследовательской деятельности; 4) тренировать мыслительные операции: анализ сравнение, обобщение; 5) тренировать умение работать в группах и парах. Технологическая карта урока: Этапы урока Деятельность учителя 1.Самоопредел ение к  деятельности. 2.Актуализация знаний и  фиксация  затруднений в  деятельности. Как же будет построена работа на уроке?  Прочитайте девиз урока. Как вы его понимаете? Надо ли бояться ошибок? Что надо делать для того, чтобы не было ошибок?  Настрой на работу.      ­ Трудностей не боитесь? ­ Как надо относиться к трудностям? (К трудностям надо относиться  спокойно.)   Пожелайте друг другу удачи.  С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.) Минутка чистописания. На доске слова: чучело, шишка. ­ Что интересного в написании слов вы увидели? (В словах есть  повторяющиеся буквы.) ­ Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.  ­ Дайте им характеристику.  ­ Какая характеристика для них общая. (Шипящий звук.) ­ Какие еще шипящие звуки вы знаете?  ­ Посмотрите, пожалуйста, на экран. Расшифруйте слова. (Петелька, лень,  зверь.) На слайде ребус:  Отгадки­ петелька, лень, зверь Деятельность  учащихся Подготовка класса  к работе. Настрой на  дальнейшую  работу. Универсальные учебные  действия Личностные:  самоопределение; Регулятивные:  целеполагание; Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками; Познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели Анализ слов,  работа на доске Характеристика звуков Работа с ребусами ­ Какой знак спрятался в этих словах? (Ответы детей.) ­ Какую функцию выполняет Ь? (Ответы детей.)  ­ Какое из этих слов может быть лишним?  ­ Какую работу может еще выполнять Ь?  Карточка на доске: Ь – показатель мягкости Разделительный Ь знак ­ Приведите примеры.  ­ Определите, где, какое правило Ь спряталось: Вьюга воробьи тетрадь  коньки ­ Молодцы! Что вы повторили?  ­ А сейчас настало время пробного действия. А для чего оно нужно? (Чтобы  выяснить чего пока мы не знаем.) ­ Перед вами  слова. Определите, какое правило Ь спряталось? МЫШЬ   ДОЧЬ ­ Итак, давайте посмотрим ваши результаты. Кто пока не смог выполнить  задание? ­ Что вы пока не смогли сделать? (Я пока не смог определить, какое  правило спряталось на этой карточке.) ­ Кто считает, что смог выполнить задание, какое правило вы использовали  при ответе на вопрос? ­ Какое у вас пока затруднение? (Мы пока не можем обосновать вывод,  который мы сделали.) ­ Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо остановиться и  подумать ­Какое задание вы выполняли? (Надо было определить, какое правило Ь  спряталось в словах.) ­ Чем эти слова отличаются от предыдущих слов? (У этих слов на конце  шипящий.) ­ Почему вы пока не смогли выполнить задание? (Мы не знаем правила Ь в  словах с шипящим на конце.) Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать правило  написания Ь в словах, называющих предмет, после шипящих.) Сформулируйте тему урока. (Ь после шипящих в словах, называющих  предметы.) 3. Выявление  места и  причины  затруднения Анализируют дают ответы   и Ставят цели,  формулируют тему урока. Регулятивные:  целеполагание,  прогнозирование; Логические –  формулирование проблемы. 4.Построение  проекта  выхода из  затруднения. Реализация  построенного  проекта ­ Строить новое правило будете в группах. На основе сравнения и  наблюдения. Вам в помощь я приготовила слова, и в вашей работе поможет  план.  Каждая группа получает карточку со словами, лист с незаполненной  схемой и чистый лист для выполнения 2 пункта плана: Меч, душ, хвощ, нож, речь, роскошь, мощь, рожь. [___________жшщч] Ь       [____________жшщч] Ь ­ Приступайте. ­ А сейчас самый трудный вопрос, какую функцию выполняет Ь у  существительных оканчивающихся  на шипящий? На что указывает Ь?  (Мягкий знак указывает на род существительных, оканчивающихся на  шипящие ш, ж, ч, щ.) ­ Это правило “нефонемное”, т.к. в данном случае “ь” не обозначает  мягкость предыдущего согласного. Он выполняет совсем другую функцию. На доске ­карточка:    Ь – показатель рода ­ Это третий случай использования “ь” в русском языке. Правописание  мягкого знака после шипящих на конце существительных – это орфограмма. ­ Теперь вы сможете ответить на вопрос, который был поставлен в пробном действии? (Дочь, мышь − слова оканчиваются на шипящий, ж.р.) 5.Первичное  закрепление.  Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Какой   следующий   шаг   в   нашей   работе?   (Закрепить   эталон   порядка действий.)  ­Что теперь необходимо сделать? (Научиться пользоваться новыми  знаниями.) ­ Работать вы будете в парах. Вы должны проговорить друг другу по два  слова и придумать свой пример. Учащиеся работают в парах, после окончания работы проводится  самопроверка по образцу. ­ У каких пар возникли затруднения? Работа в группе  Учащиеся  работают в  тетрадях. После  выполнения  задания на доску  вывешиваются  листы с  результатом  работы. Одна из  групп  рассказывает, как  они работали,  и  какое правило  получили,  остальные группы  работают на  дополнение и  уточнение. В  результате на  доске фиксируется опорная схема и  эталон Работа в паре Регулятивные: планирование,  прогнозирование, Познавательные:  моделирование, логические –  решение проблемы,  Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации Регулятивные: контроль,  оценка, коррекция; Познавательные:  общеучебные – умение  структурировать знания,  умение осознанно и  произвольно строить речевое высказывание, рефлексия  способов и условий действия;  Коммуникативные:  управление поведением 6.Самостоятель ная работа с  самопроверкой по эталону. 7.Включение в  систему знаний 8.Рефлексия  деятельности. ­ В каких словах? ­ Почему возникли затруднения? ­ У каких пар не было затруднения?  Организует деятельность по применению новых знаний. ­ Как вы можете узнать, усвоили ли вы новое правило? (Надо  выполнить  самостоятельную работу.) задание: ­ Подберите к данным словам однокоренные слова с шипящим на конце.  Запиши слова с новой орфограммой.  Прочитайте слова, и запишите их в три столбика: Ь – показатель мягкости                     разделительный Ь                         Ь­  показатель рода. Скатерть, вьюга, глушь, ложь, муравьи, пень, тишь, пью, тушь, степь,  птичьи, конь, медаль. Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке? ­ Какую цель вы ставили перед собой? ­ Как вы открывали новое знание? ­ Какие знания вы использовали при открытии нового? ­ Что особенно каждому из вас больше всего запомнилось, понравилось на  уроке? партнёра – контроль,  коррекция, оценка действий  партнёра. Регулятивные: контроль,  коррекция и осознание того,  что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению,  Личностные:  самоопределение. Коммуникативные: умение с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли; Познавательные: рефлексия;  Личностные: смысло  образование. Самостоятельная  работа.  После выполнения  работы учащиеся  проводят  самопроверку по  образцу Работа  выполняется  фронтально. Осуществляет  самооценку  собственной  учебной  деятельности,  соотносят цель и  результаты,  степень их  соответствия. Намечают  перспективу  последующей  работы.

Урок русского языка по теме « Правописание мягкого знака в именах существительных с основой на шипящий»

Урок русского языка по теме  « Правописание мягкого знака в именах  существительных с основой на шипящий»

Урок русского языка по теме « Правописание мягкого знака в именах существительных с основой на шипящий»

Урок русского языка по теме  « Правописание мягкого знака в именах  существительных с основой на шипящий»

Урок русского языка по теме « Правописание мягкого знака в именах существительных с основой на шипящий»

Урок русского языка по теме  « Правописание мягкого знака в именах  существительных с основой на шипящий»

Урок русского языка по теме « Правописание мягкого знака в именах существительных с основой на шипящий»

Урок русского языка по теме  « Правописание мягкого знака в именах  существительных с основой на шипящий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017