Урок русского языка по теме "Повторение по теме "Имя существительное" (6 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Урок русского языка по теме "Повторение по теме "Имя существительное" (6 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
08.01.2017
Урок русского языка по теме "Повторение по теме "Имя существительное" (6 класс, русский язык)
Урок повторения и обобщения материала по разделу "Имя существительное", разработанный для 6 класса. На уроке осуществляется повторение практически всех тем, изученных в данном разделе. Урок построен в форме игры-путешествия по станциям, в ходе которой учащиеся повторяют теоретические и практические сведения об имени существительном.
Имя существительное 6 класс.docx

Повторение и обобщение по теме "Имя существительное". 6-й класс

Тип урока: рефлексия.

Педагогические задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся  по изученным темам; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка - в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают  информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы  с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения  школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное  отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию,  испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного  выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

познавательные - владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию
сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала
деленную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•регулятивные - принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные - владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе
речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 

ХОД УРОКА

«Существительное – дирижёр грамматического  оркестра»

В. Ветвицкий (слайд 1)

1. Работа с эпиграфом

Сегодняшний урок я хочу начать словами известного лингвиста Ветвицкого Владимира Георгиевича: «Существительное – дирижёр грамматического  оркестра»  Имя существительное играет главную роль в грамматике русского языка, а все остальные части реши лишь дополняют его и разнообразят его смысловую нагрузку.

Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

 

2. Вступительное слово учителя

- Какая тема сегодняшнего урока? О чём мы сегодня будем говорить на уроке?( Имя существительное).

- Сегодня мы отправимся в путешествие по городу «Имя существительное». (слайд 2)

- Как вы думаете, зачем мы отправимся в путешествие по этому городу? (повторить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»)

Нам предстоит побывать на разных станциях. А чтобы вовремя мы отправились в путь, необходимо выполнить различные задания. Сели ровно, открыли тетради, приготовились к путешествию. Доброго пути!

 

3. Станция Историческая (слайд 3)

 «Грамматика владеет даже королями». Мольер (Грамматика - это раздел языкознания, который изучает строй языка и языковых конструкций. Все ее закономерности четко сформулированы в грамматических правилах.)

Сообщение. Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma – «буква».

Первым российским пособием по грамоте был букварь, изданный во Львове в 1574 году Иваном Фёдоровым.
Первую научную грамматику русского языка создал Михаил Ломоносов в 1755 году.(Рассказывает подготовленный ученик)

 

4. Станция Теоретическая (слайд 4)

Блиц-опрос.

·         Дайте определение имени существительного.

·         Назовите грамматические признаки имени существительного. (Грамматические признаки имени существительного: склонение, род, число, падеж, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)

·         Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Учитель. Теоретическую часть вы знаете отлично. Продолжаем путешествие.

 

5. Станция Практическая (слайд 5)

1) Что нового вы узнали о роде существительных в 6 классе? (Слайд 6)

• Запишите правильно окончания глаголов в предложениях.

Доктор Иванова выписал… рецепт больному. Архитектор Петрова защитил… новый проект. Профессор Смирнова приступил… к занятиям в университете.

2) Игра «Составь предложение».( Слайд 7)

Составьте с данными словами предложения, употребив их:

I вариант – в мужском роде: бригадир, биолог
II вариант – женском роде: жадина, обжора.

 

3)  Распределить имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний род (учитель диктует, потом провека).

Город,  ощущение, рельс,  молодёжь, впечатление, картофель, мышь, тётя, парта, солнце, путь, полотенце, движение, вещь, рюкзак, цветок, столица, площадь, умывание.

 

4)  Это задание не вызвало особых затруднений. Но есть такие имена существительные, род которых определить трудно. Составить словосочетания 
сущ. + прилаг. (слайд 8)

Рояль, вестибюль, фойе, кофе, простыня, тюль.

 

5). Что нового вы узнали о склонении имён существительных в 6 классе?

• Найдите среди данных существительных разносклоняемые. Поставьте их в Р., Д., Т., П. падежах. (Слайд 9)

Долина, знамя, вестибюль, свобода, стремя, история, время, экспедиция, аллея, имя, опасность, пламя, урожай.

 

6) Определить склонение имен существительных.

Игра «Хлопушка».

1 скл. – 1 хлопок
2 скл. – 2 хлопка
3 скл. – 3 хлопка

Капитан, машина, сердце, ровесник, лестница, герой, скатерть, мастер, фонарь, долина, горизонт, юноша, сарай, гавань, конь, кровать, кроватка, здание, лекция, змея, облако. торт, спорт, окно, дерево, мать, дочь, печь, дядя, конь, парта, весло, конфета, мысль, кружка, поселение, веселье.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА   Я вижу, что вы уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

     1.- Встанем, как аршин проглотили.

  1. - Проголосуем обеими руками.
  2. - Согнемся в три погибели.
  3. - Попрыгаем как заяц.
  4. - Дадим задний ход.
  5. - Посмотрим друг другу в глаза.
  6. - Разведем руками.
  7. - А теперь - руки в брюки.
  8. - Подержим нос по ветру.
  9. - Намылим друг другу голову.

     - Ребята, в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжим наш урок.

Ребята, что за устойчивые словосочетания использовала, озвучивая разминку? Как они называются?

 

7) В каких случаях не с существительными пишется слитно, а в каких – раздельно?

• Запишите правильно, объясните написание. (Слайд 10, задание в карточке)

Остановиться в (не)решительности (сомнение), (не)брежность в одежде (не употр. без не), упрёк в (не)серьёзности(беспечность), ошибки из-за (не)внимательности (рассеянность), оказаться (не)веждой, большие (не)взгоды, это не осторожность, а трусость.

 

8) Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксе – ЧИК (-ЩИК)

 Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов -чик-, -щик-.(Слайд 11 на карточке, ответы по вариантам на слайде)

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

 

9) Синтаксическая пятиминутка

Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные  члены предложения.(слайд 12)
1.  Дети весело играют.    (Обстоятельство)
2.  Дуб шелестит листвой.  (Сказуемое)
3.  Ветерок резвится в небе.   (Подлежащее)
4.  Береза покрылась листочками.  (Дополнение)

 

11) Выпишите только те слова, которые являются существительными (слайд 13)

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

 

12) Из предложенных слов выпишите существительные (слайд 14)

а) разносклоняемые
б) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, непоседа

13) Как различаются на письме суффиксы –ик, -ек? (слайд 15, под диктовку учителя у доски)

• Запишите правильно, объясните написание.
Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларёч…к.

14) Когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?

• Вставьте нужную гласную.(слайд 16)
Друж…к, жуч…к, петуш…к, врач…м, полотенц…м, замоч…к, человеч…к, шапч…нка, кулач…к, ореш…к.

6. Станция Рефлексия(слайд 17)

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания. Поднимите карточку со смайликом, отражающим ваше настроение во время урока. 

- Ответьте на вопросы:

 - Чем полезен для вас оказался сегодняшний урок?

n  1. Доволен ли тем, как прошел урок?

n  2. Было ли тебе интересно?

n  3. Ты был активен на уроке?

n  4. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

n  5. Какую отметку поставишь себе за урок?

СПАСИБО
Итоги урока, выставление оценок.

7. Станция Домашнее задание (слайд 18)

№1. Решите кроссворд

http://festival.1september.ru/articles/612654/img1.jpg

По горизонтали:

1. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

По вертикали:

2. Имена существительные могут изменяться по … (парта – парты, лист – листья).

3. Назовите род имен существительных: сирота, обжора, забияка, непоседа.

4. Что обозначает имя существительное?

5. Как называются имена существительные, обозначающие имена, клички животных, различные названия?

6. Как называются имена существительные, обозначающие обобщённое название группы предметов?

7. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

8. Как называются имена существительные, которые не изменяются по падежам?

9. Как называется изменение существительных по падежам?

10.Имена существительные относятся к …(парта – стол – окно).

11. Имена существительные могут изменяться по …(зима – зимы – зиме – зиму – зимой – о зиме).

№2. Вставьте буквы и пропущенные запятые. Произведите синтаксический разбор предложения, дайте характеристику, выполните задания.Бл..стят на со..нце3 глубок… сугробы скрылись подо льдом больш… реки3 и маленьк… реч..нки. ( _____________).

№1. Решите кроссворд

http://festival.1september.ru/articles/612654/img1.jpg

По горизонтали:

1. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

По вертикали:

2. Имена существительные могут изменяться по … (парта – парты, лист – листья).

3. Назовите род имен существительных: сирота, обжора, забияка, непоседа.

4. Что обозначает имя существительное?

5. Как называются имена существительные, обозначающие имена, клички животных, различные названия?

6. Как называются имена существительные, обозначающие обобщённое название группы предметов?

7. Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

8. Как называются имена существительные, которые не изменяются по падежам?

9. Как называется изменение существительных по падежам?

10.Имена существительные относятся к …(парта – стол – окно).

11. Имена существительные могут изменяться по …(зима – зимы – зиме – зиму – зимой – о зиме).

 

 

№2. Вставьте буквы и пропущенные запятые. Произведите синтаксический разбор предложения, дайте характеристику, выполните задания.

Бл..стят на со..нце3 глубок… сугробы скрылись подо льдом больш… реки3 и маленьк… реч..нки. ( _____________).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение. Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma – «буква».

Первым российским пособием по грамоте был букварь, изданный во Львове в 1574 году Иваном Фёдоровым.
Первую научную грамматику русского языка создал Михаил Ломоносов в 1755 году.(Рассказывает подготовленный ученик)

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА   Я вижу, что вы уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

     1.- Встанем, как аршин проглотили.

  1. - Проголосуем обеими руками.
  2. - Согнемся в три погибели.
  3. - Попрыгаем как заяц.
  4. - Дадим задний ход.
  5. - Посмотрим друг другу в глаза.
  6. - Разведем руками.
  7. - А теперь - руки в брюки.
  8. - Подержим нос по ветру.
  9. - Намылим друг другу голову.

     - Ребята, в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжим наш урок.

Ребята, что за устойчивые словосочетания использовала, озвучивая разминку? Как они называются?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания.

1.Запишите правильно, объясните написание.

Остановиться в (не)решительности , (не)брежность в одежде, упрёк в (не)серьёзности, ошибки из-за (не)внимательности , оказаться (не)веждой, большие (не)взгоды, это не осторожность, а трусость.

 

2.Прочитайте рассказ. Выпишите в один столбик слова с суффиксом –чик-, в другой с суффиксом –щик-.

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

 

 

Задания.

1.Запишите правильно, объясните написание.

Остановиться в (не)решительности , (не)брежность в одежде, упрёк в (не)серьёзности, ошибки из-за (не)внимательности , оказаться (не)веждой, большие (не)взгоды, это не осторожность, а трусость.

 

2.Прочитайте рассказ. Выпишите в один столбик слова с суффиксом –чик-, в другой с суффиксом –щик-.

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

 

 

Задания.

1.Запишите правильно, объясните написание.

Остановиться в (не)решительности , (не)брежность в одежде, упрёк в (не)серьёзности, ошибки из-за (не)внимательности , оказаться (не)веждой, большие (не)взгоды, это не осторожность, а трусость.

 

2.Прочитайте рассказ. Выпишите в один столбик слова с суффиксом –чик-, в другой с суффиксом –щик-.

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

 

 

Задания.

1.Запишите правильно, объясните написание.

Остановиться в (не)решительности , (не)брежность в одежде, упрёк в (не)серьёзности, ошибки из-за (не)внимательности , оказаться (не)веждой, большие (не)взгоды, это не осторожность, а трусость.

 

2.Прочитайте рассказ. Выпишите в один столбик слова с суффиксом –чик-, в другой с суффиксом –щик-.

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

 

 

Самостоятельная работа.

1.Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные  члены предложения.
1.  Дети весело играют.    (Обстоятельство)
2.  Дуб шелестит листвой.  (Сказуемое)
3.  Ветерок резвится в небе.   (Подлежащее)
4.  Береза покрылась листочками.  (Дополнение)

2.Выпишите только те слова, которые являются существительными.

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

3.Из предложенных слов выпишите существительные.

а) разносклоняемые
б) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, непоседа

 

Самостоятельная работа.

1.Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные  члены предложения.
1.  Дети весело играют.    (Обстоятельство)
2.  Дуб шелестит листвой.  (Сказуемое)
3.  Ветерок резвится в небе.   (Подлежащее)
4.  Береза покрылась листочками.  (Дополнение)

2.Выпишите только те слова, которые являются существительными.

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

3.Из предложенных слов выпишите существительные.

а) разносклоняемые
б) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, непоседа

 

Самостоятельная работа.

1.Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные  члены предложения.
1.  Дети весело играют.    (Обстоятельство)
2.  Дуб шелестит листвой.  (Сказуемое)
3.  Ветерок резвится в небе.   (Подлежащее)
4.  Береза покрылась листочками.  (Дополнение)

2.Выпишите только те слова, которые являются существительными.

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

3.Из предложенных слов выпишите существительные.

а) разносклоняемые
б) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, непоседа

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Повторение и обобщение по теме "Имя существительное"

Повторение и обобщение по теме "Имя существительное"

Вступительное слово учителя -

Вступительное слово учителя -

Определить склонение имен существительных

Определить склонение имен существительных

Запишите правильно, объясните написание

Запишите правильно, объясните написание

Решите кроссворд По горизонтали: 1

Решите кроссворд По горизонтали: 1

Сообщение. Грамматика – наука о строе языка

Сообщение. Грамматика – наука о строе языка

Задания. 1.Запишите правильно, объясните написание

Задания. 1.Запишите правильно, объясните написание

Самостоятельная работа. 1. Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные члены предложения

Самостоятельная работа. 1. Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные члены предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017