Урок русского языка по теме "Повторение по теме "Лексика" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Урок русского языка по теме "Повторение по теме "Лексика" (5 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
08.01.2017
Урок русского языка по теме "Повторение по теме "Лексика" (5 класс, русский язык)
Урок обобщения и повторения материала по теме "Лексика", изученного в 5 классе. В ходе рока учащиеся повторяют материал по данной теме, выполняя разные виды работ. Учащимся предлагаются разные практические задания, которые помогают закрепить их знания по данному разделу. Особое внимание уделяется развитию речи. Школьники выполняют творческое задание.
Урок русского языка в 5 классе.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 2 г.Грязи

 

 

 

Разработка урока

по русскому языку

в 5 классе

на тему «Повторение

изученного по теме

«Лексика»

 

 

 

 

 

учителя русского языка МБОУ СОШ № 2 г.Грязи

Малековской

Елены

Викторовны

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения урока:

 

  1. Предмет – русский язык.
  2. Класс – 5.
  3. Тема урока – «Повторение по теме «Лексика». (Слайд № 1)
  4. Используемый УМК – программа «Изучение русского языка по стабильным учебникам» под редакцией Т.Я. Ладыженской (5-9 классы), Москва, Просвещение, 2001 г.; учебник Т.Я. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 5 класс», Москва, Просвещение, 2002 г.

 

ЦЕЛИ  УРОКА: (Слайд № 2)

  1. Обучающая: обобщить и повторить материал, изученный в разделе «Лексика»; повторить основные орфограммы, знаки препинания при диалоге и в предложениях с прямой речью.
  2. Развивающая: развивать речь учащихся при написании сочинения-миниатюры.
  3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку.

 

ЗАДАЧИ:

    • Систематизировать изученный материал по теме «Лексика».
    • Выполнить практические задания по закреплению знаний, полученных при изучении темы «Лексика».
    • Провести творческую работу.
    • Провести взаимосвязь изученного материала с другими учебными предметами.

 

Х О Д      У Р О К А:

 

I.                 Организационный момент.

 

II.             Ход занятия.

 

1.      Словарно-орфографическая работа. (Слайд № 3)

Лексика

Лексический                                 Лексис – «слов» (греч.)

Лексикон

 

УЧИТЕЛЬ. Лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словарь, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть представлен весь лексический состав языка, не т и быть не может. А почему? Подумайте сами. В конце урока мы к этому разговору вернемся.

Знаете ли вы, что…? (Слайд № 4)

 

17-томный Словарь современного русского литературного языка

 

С

О

Д

Е

Р

Ж

И

Т

 

20 480 слов

 

 

Словарь произведений Пушкина

21 000 слов

 

 

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование

12 000 слов

 

 

Словарь младшего школьника (10-11 лет)

3 600 слов

 

УЧИТЕЛЬ. Какую задачу мы должны перед собой поставить? (Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас).

 

2.      Фронтальный опрос «Закончи предложение». (Слайд № 5)

1)            Словарный состав языка образуется из … (слов)

2)            Лексика – это … (словарный состав языка)

3)            Лексическое значение слова разъясняется в … (толковых словарях)

4)            Слово имеет не только …, но и грамматическое значение. (лексическое)

5)            Однозначными называют слова, имеющие … (одно и то лексическое значение)

6)            Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными)

7)            Многозначные слова называют … (разные предметы, признаки, в чем-либо сходные между собой)

8)            Перенос названия происходит, если у предметов есть… (какое-либо сходство)

9)            Слово с переносным значением в художественном произведении используется как … (выразительное средство)

10)        Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению - … (синонимы)

11)        Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие …, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. (одно и то же)

12)        Антонимы – это слова одной и той же части речи с … (противоположенным лексическим значением)

 

3.Составление словарной статьи толкового словаря (слово берёза). (Слайд № 6)

Нередко толкование лексического значения слова дается через указание не только рода, но и класса определяемого понятия. Составляя толкование лексического значения слова берёза, ученики записывают:

1.      Берёза – дерево.

2.      Берёза – лиственное дерево.

3.      Берёза – лиственное дерево с белым стволом.

Составление статьи о слове берёза.

Пример употребления этого слова в речи подбирается следующим образом:

·       На доске до урока оформлена схема сложного предложения

·       Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина, а класс выбирает сложное предложение, которое соответствует схеме, написанной на доске.

·       Текст составленной статьи записывается в тетради.

Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом. И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. (С. Есенин) (Слайд № 7)

 

3.      Работа в группах  с толковыми словарями.(Слайд № 8 и № 9)

УЧИТЕЛЬ. Определите с помощью словарей лексическое значение каких слов указано неверно.

1)      Айсберг – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.

2)      Лекторий – запас слов и выражений человека.

3)      Невзгода – плохая, ненастная погода.

4)      Партер – ярус, расположенный выше бельэтажа и амфитеатра в зрительном зале.

5)      Пороша – протоптанная в снегу тропинка.

6)      Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.

7)      Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.

УЧИТЕЛЬ. В тетрадях запишите с помощью словаря значения слов: лекторий, пороша.

 

4.      Найди соответствия. (Слайд № 10)

а) брошюра

б) жокей

в) лексикон

г) изморозь

А) очень мелкий дождь

Б) запас слов и выражений

В) профессиональный наездник на скачках

Г) небольшая книжка

Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах

 

5.      Индивидуальная работа с тестом. (Слайд № 11 и № 12)

УЧИТЕЛЬ. Выбери многозначные слова и впиши соответствующие буквы в прямоугольник.

А) инженер

Б) заговорить

В) кипеть

Г) равнина

Д) идти

Е) сеять

Ж) вечер

З) загладить

И) жирный

К) иней

Л) пышный

М) пуговица

И) работа

Ответ: Б), В), Д), Е), З), Л)

 

6.      Физкультурная  минутка (2 мин.)

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

(Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч)

Раз – наклон,

Два – наклон,

Зашумел листвою клён.

(Кружатся, руки вверх)

 

7.      Устно составьте словосочетания со словами, данными в скобках. Запишите те, в которых выделенные слова будут иметь переносное значение. (Слайд № 13)

1)      Горячий (молоко, печь, время)         Горячее время

2)      Разбить (чашка, надежда, жизнь)Разбить жизнь

3)      Легкий (пальто, характер, ноша)Легкий характер

 

8.      Творческая работа. (Слайд № 14 и № 15)

УЧИТЕЛЬ. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Самопроверка:

1)      Идет человек

2)      Идет поезд

3)      Идет время

4)      Идут письма

5)      Идет наряд

6)      Идет дым из трубы

7)      Идут учиться

8)      Идет дождь

9)      Идет урок

 

9.      Рассмотрите рисунок и на его основе объясните различие в значении слов. (Слайд № 16)

Проводник – подводник

Паводок – поводок

УЧИТЕЛЬ. Являются ли они однокоренными? Почему?

10.  Запишите синонимы к словам: (Слайд № 17)

торопиться – ( спешить )

учить – ( изучать )

бежать – ( нестись )

осилить – ( одолеть )

известие – ( новость )

удивить – ( изумить )

фантазировать – ( мечтать )

 

На доске получается следующая запись:

 

С

п

е

ш

и

т

ь

И

з

у

ч

а

т

ь

Н

е

с

т

и

с

ь

О

д

о

л

е

т

ь

Н

о

в

о

с

т

ь

И

з

у

м

и

т

ь

М

е

ч

т

а

т

ь

 

 

11. Составление синонимических рядов. (Слайд № 18 - № 21)(

-Посмотрите внимательно на картинку, перед вами луг…

- Какого он цвета? (зелёного)

- Подберите синоним к слову ЗЕЛЁНЫЙ.

Зелёный, травяной, изумрудный, малахитовый.

 

-Посмотрите внимательно на картинку, перед вами небо…

-Какого оно цвета? (голубого)

-Подберите синоним  к слову ГОЛУБОЕ.

Голубое, лазурное, небесное, бирюзовое

                                                                                                                                                                                                           

 

12. Зрительный диктант с лексическим заданием. (Слайд № 22,23)

Загадка-шутка.

Шли двое. Остановились.

Один другого спрашивает:

– Это черная?

– нет, это красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

УЧИТЕЛЬ. Расставьте знаки препинания.

О чем они вели разговор? (Смородина)

Подобрать синонимы к слову зеленый в тексте.

Зеленый – неспелый, незрелый.

  1. Работа в парах по карточкам. (Слайд № 24-25)

1)      Запишите пары слов-антонимов, значения которых изображены на карточке.

2)      Составьте предложения так, чтобы в каждом из них были прилагательные-антонимы. Каким членом предложения являются антонимы?

3)      Взаимопроверка на доске.

 

  1.  Разгадай загадки. (Слайд №26-29)

1)            Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня… (прохлада)

2)            Я – антоним слова лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я… (зима)

3)            Я – антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… (плач)

4)            Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … (тишина)

 

  1.  Найди антонимы и синонимы (устно). (Слайд № 30-31)

УЧИТЕЛЬ. Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы.

радостный

печальный

тоскливый

ликующий

невеселый

 

 

веселый

скучный

унылый

мажорный

жизнерадостный

грустный

Ответ.            Антонимы:   Печальный

                                                           Тоскливый

                        Весёлый                Невесёлый

                                                           Скучный

                                                           Унылый

                                                           Грустный

 

                        Синонимы:              Радостный

                                                           Ликующий

                        Весёлый               Мажорный

                                                           Жизнерадостный

                                                          

 

  1.  Сочинение-миниатюра. (Слайд № 32)
  • Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее.
  • Напишите сочинение-миниатюру (5-6 предложений) по картинке.
  • Образец.

Чудесный зимний день.

Чудесный зимний день. Солнце светит ярко. Снег блестит. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкают, отливая всеми цветами радуги. Небо сияет чистейшей голубизной.

 

  1. Выводы.

УЧИТЕЛЬ. Какую задачу мы ставили сегодня перед собой в начале урока?

Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас – это один из призывов школьникам и молодежи русского писателя М. Горького.

Вернемся к началу урока. Как вы думаете, почему нет такого словаря, где бы был представлен весь лексический состав языка?

 

  1. Творческое списывание. (Слайд № 33 и № 34)

ЗАДАНИЕ. Построить предложения с прямой речью, предшествующей словам автора, используя следующую запись: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон. М. Горький».

  1. Выставление оценок

 

  1. Домашнее задание. (Слайд №35)
    1. Контрольные вопросы на стр. 142.
    2. Подготовить сообщения о словаре по плану:

а) Название словаря, его автор.

б) Место и год издания.

в) Для кого предназначен словарь.

г) Прочитайте любую словарную статью, выделите в ней основные части.

 

Список использованной литературы:

 

  1. «Русский язык в 4 классе». Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1997.
  2. Евлампиева Е.А. «Занимательные задания на уроке русского языка». Чебоксары, «Клио», 1997.
  3. Львова С.И. Альбом раздаточного изобразительного материала «Русский язык в 5-7 классах». М., Центр Планетариум, 2006 .
  4. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 2004 г.
  5. Книгина М.П. «Русский язык. 5 класс». Тесты, в 2 ч. Саратов, Лицей, 2006.
  6. Русский язык. Учебник для класса общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. М., Просвещение, 2006.
  7. Никитина Е.И. «Уроки русского языка в 5 классе». Книга для учителя. М., Просвещение, 2001.
  8. http:festival.1september.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение c редняя общеобразовательная школа № 2 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение c редняя общеобразовательная школа № 2 г

ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения урока:

ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения урока:

Словарь произведений Пушкина21 000 слов

Словарь произведений Пушкина21 000 слов

А) очень мелкий дождь Б) запас слов и выражений

А) очень мелкий дождь Б) запас слов и выражений

На доске получается следующая запись:

На доске получается следующая запись:

Я бываю поневоле От несчастья и от боли,

Я бываю поневоле От несчастья и от боли,

Для кого предназначен словарь

Для кого предназначен словарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017