Урок русского языка по теме: «Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе». УМК «Школа «России»

Урок русского языка по теме: «Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе». УМК «Школа «России»

Медиа
Разработки уроков
docx
Чтение
4 кл
28.01.2017
Педагогические задачи Создать условия для ознакомления с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять их окончания; способствовать развитию навыков выписывать словосочетания с именем прилагательным, указывать число, род, падеж имени прилагательного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке Планируемые предметные результаты Познакомятся с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе; научатся склонять имена прилагательные, выделять их окончания; выписывать словосочетания с именем прилагательным, указывать число, род, падеж имени прилагательногоДанный файл содержит описание урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе". УМК "Школа России"
4 класс Русский язык Склонение и правописание падежных окончаний имен прил..docx
Лецких Л.А. учитель начальных классов,                                                                                                                                                                                                   МАОУ СОШ №21, г.Кунгур Урок русского языка по теме: «Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе». УМК «Школа «России» Тип урока Педагогически е задачи Планируемые  предметные  результаты Метапредметн ые УУД Личностные  результаты Освоение нового материала Создать условия для ознакомления с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего  рода в единственном числе; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять их окончания;  способствовать развитию навыков выписывать словосочетания с именем прилагательным, указывать число, род, падеж  имени прилагательного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке Познакомятся с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе; научатся склонять имена прилагательные, выделять их окончания; выписывать словосочетания с именем  прилагательным, указывать число, род, падеж имени прилагательного Познавательные: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;  самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;  проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные:  высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух  последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку  или предложенный алгоритм); коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и  научно­популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном  решении проблемы (задачи); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми,  придерживающимися другого мнения Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям  посредством языка; принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»,  «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание  понимать позицию другого» и т. д.; планировать дальнейший образовательный маршрут
О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) 1 II.  Актуализация  знаний. Проверка  домашнего  задания  (рабочая  тетрадь,  задание 17). Минутка  чистописания. 2 3 Проверяет домашнее задание. Проводит беседу  о проделанной работе. – Прочитайте выписанные из предложения  словосочетания. – Укажите падеж имени прилагательного. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают  о выполненной дома работе.  Выписывают словосочетания. У озерка (какого?) лесного (Р. п.). Проводит минутку чистописания. – Прочитайте и запишите пословицы и двустишие. – Какие звуки встречаются в них? – Какие звуки обозначают буквы «е» и «ё»? – Запишите соединения с буквой «е». – Прочитайте орфоэпически верно слова на бук­ву «е». Выполняют чистописание. Если в победу не веришь, врага не одолеешь. Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг. Плакали ночью желтые клёны: Вспомнили клёны, как были зелёны. (См. РМ, Приложение 2.) Работа над  словами с  непро­ веряемым  Организует работу над словами с  непроверяемым написанием. – Решите грамматическую задачу. дить, езжу, ездишь. Записывают словарное слово в индивидуальный  словарик. Ез Формируемые способы  деятельности учащегося 4 Выдвигать  гипотезу и  обосновывать  ее.  Осуществлять  актуализацию  личного  жизненного  опыта. Уметь  слушать в  соответствии с  целевой  установкой.  Принимать и  сохранять  учебную цель и задачу.  Дополнять,  уточнять  высказанные  мнения по  существу  полученного  задания
1 написанием III. Сообщение темы  урока.  Определение  целей урока 2 3 Продолжение табл. 4 Крик птицы + часть предмета, ближайшая  к основанию = выступ на стене здания. – Запишите словарное слово в индивидуальные  словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 3.) Задает вопросы. Комментирует ответы,  предлагает сформулировать цель урока. – Я прочитаю стихотворение, а вы определите,  к какой части речи относятся используемые в нем  слова.  Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,  формулируют цель урока. Под руководством  учителя определяют задачи урока. Белый, красный и зеленый, Кислый, вкусный и соленый, Плоский, мягкий и колючий, Добрый, теплый и трескучий, Ясный, солнечный, прямой, И хороший, и плохой. – Почему вы решили, что это имена прилага­ тельные?  – Как еще изменяются имена прилагательные?  – Для чего используются в речи имена  прилагательные? – Прочитайте тему урока. – Имена прилагательные обозначают признаки  предметов, явлений, отвечают на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». – Имена прилагательные изменяются по родам,  числам и падежам. – Сегодня на уроке мы познакомимся с особен­ ностями склонения прилагательных мужского  и среднего рода; научимся проверять безударные  Принимать  и сохранять  учебную цель  и задачу.  Анализировать, находить  общее и  различия,  делать  выводы.  Осознанно  и произвольно  строить  речевое вы­ сказывание  в устной  форме. Делать  выводы
1 2 3 – Определите цели урока, используя опорные  слова IV.  Объяснение  нового  материала.  Наблюдение  над языковым  материалом. Работа по  учебнику  (упражнение  23) V. Первичное  закрепление  знаний.  Работа по  учебнику  (упражнение  24). Организует работу по теме урока. Объясняет  новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте таблицу «Склонение имен  прилагательных мужского и среднего рода в  единственном числе». – В каких падежах у имен прилагательных  мужского и среднего рода одинаковые вопросы?  – Сравните окончания в вопросах и в именах  прилагательных. Различаются ли ударные и  безударные окончания имен прилагательных в  одном  и том же падеже? Задает вопросы. Комментирует и  корректирует ответы. Наблюдает за работой  учащихся. Помогает, при необходимости  проверяет ответы. Комментирует выполнение  заданий. – Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей,  имена прилагательные вместе с именами  существительными. падежные окончания прилагательных; будем  развивать речь, учиться правильно употреблять  прилагательные в речи Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.  Анализируют формулировку правила (понятия),  данную в учебнике. Проводят наблюдения на  материале связных текстов. Делают  в ы в о д :  чтобы проверить написание  безударного падежного окончания имени  прилагательного, надо подобрать имя  прилагательное  с ударным окончанием или посмотреть на  окончание вопроса к прилагательному в том же  падеже Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Склоняют словосочетания, выделяют окончания. И. п. Р. п. голуб  воздушн   тепл  летн   шар дождь голуб  воздуш­ тепл  лет­ н  шар н  дожд Д. п. голуб  воздуш­ тепл  лет­ н  шар н  дожд Продолжение табл. 4 Аргументирова ть свою  позицию.  Осуществлять  анализ  объектов с  опорой на  визуали­ зацию Осознанно  и произвольно  строить  речевое вы­ сказывание  в устной  форме,  обосновывать  свое  мнение.  Согласовывать  усилия по  решению
1 2 3 В. п. голуб  воздушн   тепл  летн   шар Т. п. голуб дождь  воздуш­ тепл  лет­ н  шар н  дожд П. п. о голуб  воздуш­ о тепл  лет­ н  шар н  дожд Выписывают словосочетания. Летит (по чему?) по небу (Д. п.). По небу (какому?) синему (ср. р., Д. п.). Держат (в чем?) в амбаре (П. п.). В амбаре (каком?) маленьком (м. р., П. п.). Голова (с чем?) с гребешком (Т. п.). С гребешком (каким?) красным (м. р., Т. п.). Льется (из чего?) из колодца (Р. п.). Из колодца (какого?) горячего (м. р., Р. п.). Выполняют синтаксический разбор предложения. Летит орлица по синему небу, крылья  распластала, солнышко застлала.  (Повествовательное, невосклицательное,  распространенное, простое предложение с  однородными сказуемыми.) Обобщают способы действия по правилу,  применяют на практике алгоритмические  предписания, инструкции.  Работа по  учебнику  (упражнение  25) – Прочитайте загадки. Объясните отгадки. – Выпишите из каждого предложения два слово­ сочетания: одно для определения падежа  выделенного имени существительного, другое для  определения падежа имени прилагательного,  которое связано по смыслу с этим именем  существительным. Выделите окончания имен  прилагательных, укажите их род и падеж VI.  Дальнейшая  работа  по закрепле­ Проводит тест по теме «Имя  прилагательное». – Выберите верный ответ. Продолжение табл. 4 учебной  задачи.  Учитывать  мнение соседа  по парте.  Осуществлять  контроль  по результату Понимать  на слух ответы  одноклас­
1 нию и  обобщению  приобретенны х знаний и  умений. Тест «Имя  прилагательное » 2 3 Выполняют аналитико­синтетические упражнения, работу со словарями. Выполняют тест.  К л ю ч : 1 – б 2 – б 3 – а 4 – б 5 – в Дополнительное  з а д а н и е : распределите  словосочетания по группам, ориентируясь на род  существительных и прилагательных; вставьте про­ пущенные буквы; выделите окончания  прилагательных.  Перед бледн.. юношей, о багрян.. закате, от  бережлив.. хозяина, о верн.. друге, от ветвист..  дерева, в добр.. сердце, перед капустн.. полем,  от кисл.. молока 1. Общее грамматическое значение прилагатель­ ного: а) действие; б) признак предмета; в) признак признака; г) признак действия. 2. Морфологические признаки прилагательного: а) род, число; б) род, число, падеж; в) род, число, лицо; г) лицо, число. 3. Синтаксические признаки прилагательного: а) определение, сказуемое; б) определение, обстоятельство; в) определение, дополнение; г) дополнение, обстоятельство. 4. Определите, какой ряд состоит только из имен  прилагательных: а) весна, скворец, теплый, тает; б) кислый, широкий, ласковый, золотой; в) сосна, они, теплый, березняк; г) кора, спелые, ягодка, любовался. 5. Как определить род имени прилагательного? а) Род прилагательных не определяется. б) Прилагательные по родам не изменяются. в) По роду имени существительного, с которым  оно связано. г) Нужно поставить ударение и выделить корень Продолжение табл. 4 сников.  Слушать  собеседника.  Строить  понятные для  собеседника  высказывания.  Аргументирова ть свою точку  зрения.  Осуществлять  анализ с целью  нахождения  соответствия  заданному  эталону.  Адекватно  использовать  речевые  средства для  решения  различных  комму­ никативных  задач
1 VII. Итог  урока.  Рефлексия Домашнее задание 2 3 Организует оценку результатов выполнения  заданий на уроке, подведение итогов урока уча­ щимися.  – Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.  – Что особенно заинтересовало вас во время  урока? – Что нового узнали на уроке? – Как определить падеж имени прилагательного? – Назовите падежные окончания имен  прилагательных мужского и среднего рода в  единственном числе. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените  свою работу на уроке, используя прилагательные:  «удовлетворительная», «неудовлетворительная»,  «хорошая», «отличная», подтверждая свою оценку фактами Проговаривает и объясняет домашнее задание.  Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 18 в рабочей тетради Оформляют знания, полученные на уроке, в виде  устных ответов. Повторяют алгоритм действия по  распознаванию понятия, по применению  правил.  Отвечают на вопросы. Определяют свое  эмоциональное состояние на уроке. Проводят  самооценку, рефлексию. Проговаривают цель  урока, определяют, достигнут результат или нет,  высказываются о трудностях, с которыми  встретились на уроке. Продолжают высказывания: •  Сегодня я узнал… •  Было интересно… •  Я понял, что… •  Теперь я могу… •  Я почувствовал, что… •  Я приобрел… Внимательно слушают, задают уточняющие  вопросы Окончание табл. 4 Осуществлять  самоконтроль  учебной  деятельности Принимать  учебную  задачу,  планировать ее выполнение
Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся. – Проверим готовность к уроку. Организация начала урока Приложение 1 Сколько правил, правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь внимательным и только, Будь старательным и только – Все запомнишь, все поймешь! Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Минутка чистописания Ежата – детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мамы держат их всегда В ежовых рукавицах. Приложение 2 Приложение 3 Работа над словами с непроверяемым написанием КАРНИЗ – 1. Продольный выступ над окном, дверью вдоль верхней части стены. Лепные карнизы. 2. Перекладина, на которую вешают шторы (над окном, дверью). 3. Нависшая часть кручи, лавины (спец.). – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «карниз».
Учащиеся  подбирают   однокоренные   слова   к  словарному   слову.   Вспоминают   пословицы,   поговорки,   крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения. О д н о к о р е н н ы е   с л о в а : карниз, карнизный. П о с л о в и ц а : Голова не карниз, не приставишь.
Заполняют кроссворд «Десять “кар”». КАР л н м к т е а а ц ь и и а а у т т у е е к з н с з а е л р р 1. Маленький человек. 2. Выступ над окном. 3. Нашивная деталь в форме мешочка для мелких вещей. 4. Остов сооружения. 5. Мужской головной убор. 6. Большой закрытый конный экипаж. 7. Спортивная борьба. 8. Охрана.   9. Помещение  для  заключения.  10. Самый  быстрый  конский бег.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)