Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (урок первый).9 класс
Оценка 5

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
19.02.2017
Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения   с придаточными определительными» (урок первый).9 класс
Урок состоит из нескольких этапов. 1 этап. Актуализация знаний (фронтальная работа) 2 этап – Целеполагание. Данный этап начинался с актуализации знаний через приём подводящего диалога. Результатом стала формулировка темы и определение целей- результатов учащихся, фиксация которых была произведена ими в листе самооценки, который их сопровождал в течение урока. 3 этап. – 1 учебная ситуация, которая направлена на достижение следующей задачи (дать понятие придаточного определительного) . Ребята отвечали на вопросы, заполняли таблицу, которая позволила им сформулировать определение, которое они проговорили вслух, тем самым произошла фиксация достижений через проговаривание данного определения вслух. 4 этап. - 2 учебная ситуация. Обучающиеся проанализировали 3 предложения и доказали, что перед ними СПП с придаточным определительным.( при этом ребята применяли правило) 5 этап. - 3 учебная ситуация Производить синонимическую замену ПО там, где это необходимо и возможно Заменять простые предложения СПП с придаточными определительными Задания даны дифференцированные с учётом возможностей учащихся. Результат – фиксация достижений была организована через групповую презентацию. 6 этап. - 4учебная ситуация. была организована в форме индивидуальной работы учащихся, которые анализировали СПП и распознавали придаточные определительные Фиксация достижений была организована с помощью приёма сравнение с эталоном. Последний этап урока 7 – итоговая рефлексия, которая была организована фронтально и результатом стало не только осознание достижений сегодняшнего урока, но и постановка последующих образовательных задач. Также было дано дифференцированное домашнее задание. В заключение хотелось бы отметить, что в заданиях использовались предложения из произведений художественной литературы с целью обогащения словарного запаса учащихся, повышения интереса к художественной литературе и осуществление метапредметных связей.
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».docx
Тема: «Сложноподчиненные предложения   с придаточными определительными» (урок первый). Цель: сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры;  Задачи урока через планируемые результаты: Личностные:  1.Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. 2.Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.       Предметные: 1.Знать особенности СПП с придаточными определительными. 2.Уметь расставлять знаки препинания в СПП.     Метапредметные: Регулятивные:  1.Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную  задачу. Коммуникативные:  1.Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. 2.Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы,  слушать и слышать. 3.Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: 1.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать  и применять с учётом решаемых задач. 2.Извлекать нужную информацию. Тип урока: открытие нового знания.  Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,  парная,   индивидуальная  работа Цели – результаты  К концу урока  обучающиеся: ­ дают определение     придаточного определительного      уровень знания ­ распознают придаточные определительные и выделяю их запятыми         ур. анализа ­заменяют простые предложения СПП с придаточными определительными     производят замену ­ заменяют придаточную часть СПП причастным оборотом там, где это необходимо и возможно  применение Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем исследовать СПП,  наш сегодняшний урок мы начнем с синтаксической разминки Сценарий урока I этап. Актуализация знаний  (фронтальная работа) Какие предложения называются сложноподчинѐнными?  1 (cid:158)  Как называется независимое предложение в составе СПП? А зависимое?  (cid:158)  С помощью чего связываются главное и зависимое предложения?  (cid:158)  В чѐм разница между союзами и союзными словами?  (cid:158)  Восстановите схему (слайд1) В результате ответов учащихся  получается такая схема.           2 А сейчас предположите тему урока  (ответы уч­ся) Чтобы уточнить тему, предлагаю вам выполнить задание.  На экране предложения (проблемная ситуация) Подберите к предложениям соответствующие схемы.  1. Служить бы рад, прислуживаться тошно. (А. С. Грибоедов «Горе  от ума») ­3 2. Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить.  (А.С.Пушкин «Евгений Онегин») 1. 3. Деревня, где скучал Евгений,  была прелестный уголок. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)   1.[ ­ = ],и [ ­ = ] 2[ ­ =,= ] 3[   ], [    ]   Какую схему вы подобрали к 1 предложению?    ко второму? К третьему?  Почему вы не подобрали схему? (это предложение союзное,  СПП. Докажите это. )   Деревня (какая?), где…….. А КАКОЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТВЕЧАЕТ НА  вопрос КАКОЙ? (определение.) значит тема нашего урока Сложноподчиненные предложения  с придаточными определительными 2 этап – Целеполагание. Для того, чтобы нам понять и осознать данную тему, какие  задачи нам следует последовательно  выполнить?    (ответы)  ФИКСАЦИЯ 1.Определяю понятие придаточного определительного 2. Опознаю придаточные определительные и выделяю их запятыми 3.Заменяю простые предложения СПП с придаточными определительными 4. Заменяю придаточную часть СПП причастным оборотом там, где это необходимо и возможно Все задачи у вас записаны, как обычно, в листе самооценки.  Какой наш предполагаемый результат? Что мы будем уметь к концу урока?   Новый материал.(работа в паре)   1 учебная ситуация  С чего мы должны начать изучение  3этап   СПП с придаточными определительными?(с определения) Цель – результат (ребёнка): даю определение     придаточного определительного       – Прочитайте предложение  и выполните  задания Вновь я посетил тот уголок земли,  где я провел изгнанником два года. – Подчеркни  грамматическую основу  предложения.  – Определите главную и придаточную части. – Определите, от какого члена предложения и от какой части речи в главной части мы задаём вопрос к придаточной части? Отметь это слово крестиком. – Задай вопрос от главной части к придаточной? – Определи  средство связи. Запиши результаты в таблицу.  Вид  придаточного  предложения  К чему  относится? На какой  вопрос  отвечает? Средства  связи.  Наличие  указательного  слова Какое место  занимают – Используя таблицу, построй определение понятия “придаточное определительное”,  заполнив пробелы: Придаточные  определительные   отвечают на вопрос……..КАКОЙ?  Относятся к…СУЩ…. или  другим словам,  употреблённых в значении  существительного  …………….в главном предложении,  средством связи являются  союзные слова  Иногда в гл.  предложении может быть указательное слово, но об этом мы поговорим позже. Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы её? Отметьте в листах достижений  (спрашиваю несколько человек) 1.Даю определение придаточного определительного.  4 этап       2 учебная ситуация Следующая наша задача­ Опознать придаточные определительные  и выделить их запятыми 2. На слайде даны предложения. Доказать, что это СПП с придаточными определительными.  Цель – результат (ребёнка):     распознаю придаточные определительные и выделяю их запятыми          Самый   лучший   человек   тот,   который   живет   преимущественно   своими   мыслями   и чужими чувствами.   (Л.Н. Толстой)  Теперь мы в сад перелетим, где встретилась Татьяна с ним.  За тополями, (куда зашло за ночь солнце}, небо цвело шиповником]. (М. Шолохов)   Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы её? Отметьте в листах достижений  Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По  вопросу от главного к придаточному – какой?) 5 этап 3 учебная ситуация  Закрепление пройденного материала. (работа в группах )  ­ Ребята, что мы называем синонимами? Как вы думаете, синонимами могут быть только отдельные слова или предложения тоже? ­ Верно. Вот и у СПП с придаточными определительными тоже есть синонимичные конструкции –  это предложения с причастными оборотами. 1группа   Цель – результат (ребёнка): определительными      Замените простые предложения СПП с придаточными определительными:    заменяю простые предложения СПП с придаточными  1.После рекламной паузы вернемся к событиям этого матча.(  После рекламной паузы вернемся к  событиям, которые происходят с этом матче.) 2.Найденный мной гриб оказался отличным боровиком.( Гриб, что я нашел, оказался отличным  боровикам.) 3.Цвета костюмов, сшитых для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального  флага.  ( Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам  национального флага.) 2 группа Из простых предложений составить сложноподчиненное с придаточным определительным 1.Мы отправились в музей. Экспозиция музея была интересно составлена. (Мы отправились в  музей, экспозиция которого была интересно составлена.) 2. Принесён был к чаю черничный пирог. От вида пирога все оживились задвигались и весело  заговорили. (Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались  и весело заговорили.) 3.Передо мной круглое болото. Из болота торчат редкие травянистые кочки. (Передо мной круглое болото,  из которого торчат редкие травянистые кочки)    заменяю придаточную часть СПП причастным оборотом там, где это  3группа   Цель – результат (ребёнка):   необходимо и возможно    Замените придаточную часть причастным оборотом. 1.  Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при  въезде.(М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») 2. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно­лиловая туча, которая  взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам. (Л. Н. Толстой. «Отрочество»)  3.Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.(А. С. Грин  «Алые паруса»)  4. Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.  Какое предложение нельзя заменить синонимичным? Почему? союзное слово стоит в косв.пад.с  предл. 4группа Замените придаточную часть причастным оборотом   1.В читальню вошел широкий, приземистый мужчина, который был одет в кучерский костюм и  шляпу с павлиньими перьями.(А.П.Чехов «Маска»)  2.Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.   3Доктор Луховицын, который считался постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться .(А.И. Куприн. « В цирке») 4. Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую  встречу с ними.  Какое предложение нельзя заменить синонимичным? Почему? Причастный   оборот   употребляется   преимущественно   в   письменной   речи,   а   придаточное определительное – в разговорной. На это указывал еще А.С. Пушкин. Он говорил: « Мы не говорим «скачущая карета или подметающий дворник», а говорим: которая скачет или который подметает». Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы её? Отметьте в листах обратной связи Заменяю простые предложения СПП с придаточными определительными Заменяю  придаточную часть причастным оборотом. (Произвожу  синонимическую замену ПО там,  где это необходимо и возможно;) ­А сейчас мы с вами поработаем самостоятельно.  6 этап 4 учебная ситуация   Индивидуальная работа  Найдите среди предложений СПП с придаточным определительным, обведите номер, расставьте   знаки препинания  1.Лес стоял тихий и молчаливый  потому что главные певцы улетели. (Мамин­Сибиряк Д.Н.) 2.Слева за мандариновыми кустами начинался сад, в котором росли груши инжир и  гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер).  3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце  что глазам больно. Гончаров И.А.) 4.Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом который он изображает  (А. Толстой).  5. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский) 6. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров:  (А.А.Фет) 7. Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые может быть создались на его  берегах (Максим Горький). (Фиксация достижений была организована с помощью приёма сравнение с эталоном) 2,4,6,7 7этап Подведение итогов урока. Рефлексия. Все помните, какие задачи мы  ставили? Давайте посмотрим, какие образовательные результаты у  вас сегодня. ( осознание достижений сегодняшнего урока)  (Несколько учащихся проговаривают  свои образовательные результаты)  Я знаю определение понятие придаточного определительного… Я умею  опознавать придаточные определительные и выделять их запятыми Я умею заменять простые предложения СПП с придаточными определительными Я умею заменять придаточную часть СПП причастным оборотом там, где это необходимо и  возможно Постановка последующих образовательных задач (на следующий урок) 1.Составлять схему СПП с придаточным определительным  2.  Конструировать предложения по схеме. Домашнее задание предлагаю разноуровневое 1, 2 и 3 уровня сложности, каждый выбирает 1,2 или 3 уровень (проанализируйте свои маршрутные листы и исходя из этого выберете  д/з. 1.Из текстов художественной литературы выпишите примеры сложноподчиненных предложений в  придаточными определительными (5­7 предложений). 2.Сочинение­рассуждение на лингвистическую тему  «Есть ли у придаточных определительных  свои признаки?» 3. Упр. 92

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения   с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения   с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения   с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения   с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения   с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения   с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (урок первый).9 класс

Урок русского языка по теме«Сложноподчиненные предложения   с придаточными определительными» (урок первый).9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017