Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью
Оценка 4.8

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
01.05.2017
Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью
Цели: - обобщить сведения о предложениях с прямой и косвенной речью, формировать умение различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, умение выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания при прямой и косвенной речи. Подготовка к ЕНТ. - способствовать развитию монологической речи учащихся; - способствовать приобретению опыта адекватного поведения в обществе. Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.Формы: коллективная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: устная беседа, работа с учебником, выполнение тестовых заданий Оборудование, наглядные пособия: таблицы, учебник
урок в 11кл..docx
Класс: 11 Предмет: русский язык. Тема: Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью Цели:   ­   обобщить   сведения   о   предложениях   с   прямой   и   косвенной   речью, формировать умение различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной   и   наоборот,   умение   выразительно   читать   предложения   с   прямой речью,   правильно   ставить   знаки   препинания   при   прямой   и   косвенной   речи. Подготовка к ЕНТ. ­ способствовать развитию монологической речи учащихся; ­ способствовать приобретению опыта адекватного поведения в обществе. Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности. Формы: Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: устная беседа, работа с учебником, выполнение тестовых заданий Оборудование, наглядные пособия: таблицы, учебник индивидуальная.   коллективная,   Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация ­ Укажите место ударения, характерное для данных слов в соответствии с литературными нормами.  Агентство,   вероисповедание,   откупорить,   клала,   сливовый,   торты,   диспансер, каталог, заиндеветь, процент, оптовый, творог, силос, хлопковый 1. Графический диктант. Не записывая предложений, составить их схемы. 1. «Ну, барин, ­ закричал ямщик, ­ беда: буран!» 2. «Ты бледна, Маша, ­ заметил ей отец, ­ тебя перепугали». 3. Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?» 4. Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали». ­ Чем осложнена прямая речь в этих предложениях? (обращением) III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложения с прямой речью. М.Горький писал: «Цель литературы ­ помогать человеку понимать самого себя». ­ Чем осложнено это предложение? ­ Перестройте предложение, чтобы слова автора стояли после прямой речи. «Цель   литературы   ­   помогать   человеку   понимать   самого   себя»,   ­   писал М.Горький ­ Попробуйте передать слова М.Горького не дословно, при помощи косвенной речи, при помощи вводных слов. М.Горький   писал,   что   цель   литературы   ­   помогать   человеку   понимать   самого себя. По словам М.Горького, цель литературы ­ помогать человеку понимать самого себя. Вывод: все это различные способы передачи чужой речи. 2. Повторение теоретического материала. Прямая речь ­ это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами   автора.   В   прямой   речи   высказывание   сохраняет   свои   лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана   со   словами   автора   только   по   смыслу   и   интонационно.   Например,   Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором». Косвенная речь ­ это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только   содержание   высказывания,   без   сохранения   его   лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Синтаксически косвенная речь представляет   собой   сложноподчиненное   предложение,   где   в   главном предложении передаются слова автора, а в придаточном ­ само высказывание. Например, Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утором. Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена, подойди сюда!» ­ крикнул он. ­ Он крикнул Алене, чтобы она подошла к нему.) IV. Применение. Формирование умений и навыков 1. Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений. 1)   Знаю   что   вы   небогаты   сказала   императрица   но   я   в   долгу   перед   дочерью капитана Миронова. 2) Батюшка сказал мне Прощай Петр служи верно, кому присягнешь. 3) Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами о том кто мои родители где живут и каково их состояние. 4) Бога ты не боишься разбойник отвечал ему Савельич сердитым голосом. 5) Старый комендант перекрестил ее трижды и сказал ей изменившимся голосом Ну Маша будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит потом поцеловал ее и отвернулся. 2. Запишите предложения с прямой речью, поставив слова автора в середине прямой речи 1. Уже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее (писал М Горький). 2. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью (советовал Л.Толстой) 3.   Читайте   не   торопясь,   чтобы   не   терять   ни   одной   капли   драгоценного содержания книг (говорил К. Паустовский) 3. Дополните предложения прямой речью. 1. Увидев белку, сидящую на сучке, шепчу в восторге… 2. …удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо. 3. Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил… 4. Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной 1. Летчик спросил: « Маша Климова здесь работает?» 2.   «По   правде   говоря,   ­   признался   мальчик,   ­   мне   очень   хочется   стать программистом». 3. «Не опаздывайте к обеду!»­ крикнула нам вслед Клавдия Ивановна. Передайте чужую речь разными способами. «Стих   Пушкина   благороден,   изящно   пpocт,   национально   верен   духу   языка» (В.Г.Белинский.) 1). В виде предложения с прямой речью. 2) В виде предложения с косвенной речью. 3) В виде предложения с вводной конструкцией. 4) В виде предложения с дополнением, выраженным сущ. в пpeдложном падеже с предлогом о. Культура   речи.   Исправить   ошибки,   допущенные   при   замене   прямой   речи косвенной. 1. Андрей пообещал учителю, что я не буду больше опаздывать. 2. Девочка закричала, что не надо меня перебинтовывать, мне больно. 3. Ребята спросили у директора, почему мы снова должны работать на участке. 4. Малыш попросил маму, чтобы мне купили игрушку Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью 1. Шофер хмуро спросил: «Все сели?» 2. Дед предложил гостю: «А ты выйди и погляди на зайца». 3. Женщина сказала шоферу: «Вы хороший человек». 4. Шофер продолжал рассказывать: «Оглянулся и увидел, что за мной целый поезд машин» Цифровой диктант. Не записывая, определить вид предложений, содержание которых передается косвенной речью. повествовательные­ 1,5 вопросительные ­3, 6 побудительные­ 2, 4 1. Она пообещала, что принесет им молока. 2. Алеша уговаривал старушку, чтобы она не беспокоилась. 3. Дядя Леша сомневался, согласится ли его старуха готовить им. 4. Лесник попросил, чтобы его слова передали деду. 5. Лесник уверенно сказал, что пропадет лес без него. 6. Девушка поинтересовалась, не опоздают ли они к поезду. Подготовка к ЕНТ: анализ тестовых заданий Тесты по теме «Способы передачи чужой речи» 1. Предложение с косвенной речью представляют собой: 1) простое предложение; 2) сложносочинённое предложение; 3) сложноподчинённое предложение; 4) простое осложнённое предложение. 2. В схеме предложения с прямой речью «П - а,- П» недостаёт: 1) точек; 2) запятой; 3) вопросительного знака; 4) восклицательного знака. 3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 1) Предложение с прямой речью; 2) предложение с косвенной речью; 3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения; 4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. 4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. необходимо употребить: 1) союз что; 2) союз-частицу ли; 3) союз чтобы. 5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью. 1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель. 2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу. 3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл. 6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью: Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды. 1) «П»,- а. 2) «П,- а.- П». 3) «П,- а,- п». 7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!» 2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку». 3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». - подумал Павел. 4) «Ирина, ты опять плачешь», - начал с беспокойством Литвинов. 8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!» 2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея. 3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела». 4) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением. 9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. 2) «Парю одиннадцатый год!» - сердито говорил папа. 3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», - твердила мать. 4) «Нам придется здесь ночевать. - сказал Максим Максимыч - в такую метель через горы не переедешь». 10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», - сказал Г.Я. Седов. 2) «Делайте что хотите, - отвечал им сухо Дубровский, - я здесь больше не хозяин». 3) «Недаром на нем эта кольчуга, - подумал я - уж он, верно, что-нибудь замышляет». 4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!» 11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»! 2) «В четыре руки жить захотел!» - клокотало в ней. 3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы». 4) И боец сказал: «Понятно!» 12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) «И зачем вы взяли меня с собой!» - ныл всю дорогу Костик. 2) «Подумаешь, - сказал ехидно Илька, - у меня такие тоже есть, только еще лучше.» 3) «Никогда! - закричала Катя. - Никогда не делайте так!» 4) «Ну и что же у вас получилось?» - спросила Ольга. 13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) «За все ответите!» - грозно сказала мать. 2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?» 3) «Ужасная погода, - ворчала бабушка, - хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет». 4) «Уходите!», - твердо сказал Пашка. 14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) «Ура!» - кричали люди на площади. 2) «Наконец-то весна, - подумала мама, - скоро сын вернется». 3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!» 4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.» 15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!» 2) «Это что за птица?» - спросила Зиночка. 3) «Я могу читать, - заговорил Петрусь, - и скоро выучусь писать пером». 4) «Позвольте, - заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?» 16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Ты глянь-ка, - сказал он, - вот как разнесло!» 2) Павка сказал резко: «Ты потише!» 3) «Погоди... - крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?» 4) «Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно». 17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». 2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» - спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу. 3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло». 4) «Талант! Талант! - говорил он. - Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!» 18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) «Здор?во, парень, - сказала она печально. - Как живешь?» 2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!» 3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь». 4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали. V. Этап информации о домашнем задании ­ повторить теоретический материал ­ анализ тестовых заданий по теме. VI. Подведение итогов урока VII. Этап рефлексии

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Урок русского языка в 11классе по теме:Прямая и косвенная речь, знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017