Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
11.08.2019
Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода». Тип урока- открытие новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, которая помогает включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность при подаче нового материала в течение всего занятия. Урок разработан с использованием ТРКМ.
ь на конце сущ.docx
Тема урока: «Мягкий знак на
конце у существительных
Ивановна
после шипящих»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Кулакова Наталья
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Мягкий знак на конце у существительных после шипящих.
Цель и задачи урока: Создание условий для работы с новой орфограммой:
систематизировать имеющиеся знания по теме «Мягкий знак»;
способствовать вычленению признаков, характерных для существительных с шипящей на конце;
помочь зафиксировать главное в виде модели.
формировать умение применять модель на практике.
повысить мотивационный и познавательный интерес.
прививать любовь к изучению родного языка. .
I.
Стадия «Вызов» (15 минут)
Ход урока
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Русский язык это увлекательная страна
открытий. Каждое слово в нем – загадка, а за его словами прячутся великие тайны, которые мы постепенно
открываем. Сегодня мы будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают
настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
Орфографическая разминка
Но прежде, чем делать новые открытия, давайте вспомним прошлое.
Изучением какой части речи мы занимаемся? Что узнали?
Рабочая тетрадь (с.54, упр. 10): прочитайте слова. Что общего? Определить род
существительного.
Изучение нового
Прочитайте стихотворение. Как вы думаете о чем в нем идет речь?
Этот … нам всем знаком,
Назван … он.
Буква есть, а … нет.
В этом скрыт и весь … .
Как вы думаете, в какой строке стихотворения спрятана подсказка? (в третьей)
Буква есть, а чего нет? (звука)
Кто догадался, о какой букве идет речь? (о мягком знаке)
В какую строку вставим слова «мягкий знак»? (во вторую)
На что похож мягкий знак? (на крючок)
Подберите рифму и отгадайте последнее слово. (секрет)
Этот крюк нам всем знаком,
Назван мягким знаком он.
Буква есть, а звука нет.
В этом скрыт и весь секрет.
Чьи секретытайны мы будем открывать? (мягкого знака)
Первую тайну мы отгадали. Озвучьте ее. (мягкий знак не обозначает звука)
Подумайте и запишите кратко другие секреты мягкого знака.
Обсудите в паре и составьте общий ответ на вопрос: Какие секреты есть у мягкого знака?
(Дети работают самостоятельно 12 минуты)
Что у вас получилось? Ответы не повторяйте, а добавляйте новые.
(Обсуждают 2 минуты)
(Идеи фиксируются на доске возле корзины)
Тайны мягкого знака
разделяет согласный
и гласный
не обозначает звука
ь
обозначает мягкость согласных на конце слова
обозначает мягкость согласных в середине слова
Сколько тайн мягкого знака мы уже знаем? (4) Запишите по 5 слов, относящихся к каждой тайне мягкого знака.( Дети называют слова, записывают их в
тетради.)
Устно составить предложения с любым словом( каждой группы)
Вы замечательно поработали. А как вы думаете, есть ли еще тайна у мягкого знака?
(Дети предполагают)
II. Стадия «Осмысление» (25 минут)
Чтобы развеять наши сомнения, займемся исследованием.
оявляется
Прочитайте слова:
Шалаш, мышь, гараж, молодежь, кирпич, полночь, помощь, лещ.
Что вы заметили? (во всех словах есть буква, обозначающая шипящий звук; в одних словах есть мягкий
знак, а в других нет)
Назовите буквы шипящих. (ш, ж, ч, щ)
Почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других не пишется? (дети пока затрудняются ответить)
Поработайте в паре. Разделите слова на две группы и запишите их в два столбика. (Самостоятельная
работа)
Проверка: На какие две группы разделили слова? (1 группа – шалаш, гараж, кирпич, лещ – без мягкого
знака, 2 группа – мышь, молодежь, полночь, помощь – с мягким знаком)
Чем похожи слова первой группы? (эти слова мужского рода, 2 склонения).
А второй? (эти слова женского рода, 3 склонения).
Сделайте вывод: Когда после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется. (Дети делают вывод,
сравнивают его с учебником. Проговариваются тема и цели урока).
Какой секрет открыл нам мягкий знак? Сформулируйте кратко. (пишется на конце существительных
женского рода)
(Мысль вписывается в кластер.)
Пишется на конце существительных
женского рода
не обозначает звука
Тайны мягкого знака
разделяет согласный
и гласный
ь
обозначает мягкость согласных на конце слова
обозначает мягкость согласных в середине слова
(Дети по кластеру составляют рассказ о тайнах мягкого знака. Взаимопроверка.)
Для лучшего запоминания нового правила попробуем составить схемумодель.
(Работа в группах. Анализируются разные варианты, выбирается лучший):
ж, ш, ч, щ
ь ж.р.
ь м.р.
(Дети записывают схему в тетрадь)
Выработать и записать алгоритм определения данной орфограммы.
Рассмотрение всех вариантов .Обсуждение. Выбор лучших.
Примерный алгоритм:
Это имя
существительное? Да нет
Нет
Есть ли
шипящий на
конце слова?
Этой орфограммы в
слове нет
Да
Это женский
род?
Нет
Да
Нет
В начальной
форме?
Да
Ь Ь
Как мы сможем применить модель при выполнении упражнений? (найти существительное с шипящим на
конце, определить его род и подумать, надо ли писать мягкий знак)
Потренируемся в правописании слов с новой орфограммой, используя модель.
Задание 1. (Фронтальная работа)
Добавьте существительное с шипящей на конце в словосочетание, укажите его род (учитель называет
первое слово)
Учебник с. 91, упр. 171
Задание 2. (Предупредительный диктант)
Товарищ принес мне нужную вещь. Луч солнца пробился сквозь щель сарая. В густом лесу водится разная
лесная дичь. Изза туч выглянула луна.
(Анализируется слово туч. Выясняется, что слово не подходит под правило. Это «ловушка». Слово туч
существительное мн. ч.)
Эту орфограмму мы будем исследовать на следующих уроках.
Задание 3. (Самостоятельная работа)
Детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова с шипящей на конце.
Рабочая тетрадь:( с. 56, упр.16)
Проверка: Игра «Да» и «Нет». (Озвучивается слово. Если в нем есть мягкий знак, то дети говорят «да»,
если нет – «нет». Ошибки анализируются.)
Задание на дом :
Дополнительная тетрадь ( Русский язык: 3й кл. : самостоятельные работы: пособие для учителей
общеобразоват учреждений/ И.А. Евдошенко. Минск : Жаскон,2010.): с. 49 53( в 3 задании падеж не
определяется) III. Стадия «Рефлексия» (5 минут)
Завершая урок, вернемся к корзине идей.
(Дети предлагают «положить» в нее новые знания.)
Какие трудности могут возникнуть в работе над новой орфограммой и почему?
Посоветуйте, как их преодолеть. (быть внимательным, работать по модели, алгоритму)
Помните о советах при выполнении домашнего задания.
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.