Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
11.08.2019
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"
Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода». Тип урока- открытие новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, которая помогает включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность при подаче нового материала в течение всего занятия. Урок разработан с использованием ТРКМ.
ь на конце сущ.docx
Тема урока: «Мягкий знак на конце у существительных Ивановна после шипящих» Подготовила и провела учитель начальных классов Кулакова Наталья Урок русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак на конце у существительных после шипящих. Цель и задачи урока: Создание условий для работы с новой орфограммой: ­ систематизировать имеющиеся знания по теме «Мягкий знак»; ­ способствовать вычленению признаков, характерных для существительных с шипящей на конце; ­ помочь зафиксировать главное в виде модели. ­ формировать умение применять модель на практике. ­ повысить мотивационный и познавательный интерес. ­ прививать любовь к изучению родного языка. .  I. Стадия «Вызов» (15 минут) Ход урока О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт ­ сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг. ­ Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? ­   Да,   вам   предстоит   сегодня   сделать   несколько   открытий.  Русский   язык   ­   это   увлекательная   страна открытий. Каждое слово в нем – загадка, а за его словами прячутся великие тайны, которые мы постепенно открываем.  Сегодня   мы     будем     учёными,   которые   исследуют   и   объясняют   настоящее,     связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. Орфографическая разминка  ­ Но прежде, чем делать новые открытия, давайте вспомним прошлое.  ­ Изучением какой части речи мы занимаемся? Что узнали?  Рабочая   тетрадь   (с.54,   упр.   10):   прочитайте   слова.   Что   общего?   Определить   род существительного. Изучение нового  ­ Прочитайте стихотворение. Как вы думаете о чем в нем идет речь?                                            Этот    …      нам всем знаком,                                            Назван   …       он.                                            Буква есть, а  …         нет.                                            В этом скрыт и весь …         .  Как вы думаете, в какой строке стихотворения спрятана подсказка? (в третьей) ­ Буква есть, а чего нет? (звука) ­ Кто догадался, о какой букве идет речь? (о мягком знаке) ­ В какую строку вставим слова «мягкий знак»? (во вторую)     ­ На что похож мягкий знак? (на крючок) ­ Подберите рифму и отгадайте последнее слово. (секрет)             Этот крюк нам всем знаком,             Назван мягким знаком он.             Буква есть, а звука нет.             В этом скрыт и весь секрет. ­ Чьи секреты­тайны мы будем открывать? (мягкого знака) ­ Первую тайну мы отгадали. Озвучьте ее. (мягкий знак не обозначает звука) ­ Подумайте и запишите кратко другие секреты мягкого знака. ­ Обсудите в паре и составьте общий ответ на вопрос: Какие секреты есть у мягкого знака?  (Дети работают самостоятельно 1­2 минуты) ­ Что у вас получилось? Ответы не повторяйте, а добавляйте новые. (Обсуждают 2 минуты) (Идеи фиксируются на доске возле корзины) Тайны мягкого знака разделяет согласный  и гласный не обозначает звука ь        обозначает мягкость                 согласных на конце слова       обозначает мягкость согласных в середине слова ­ Сколько тайн мягкого знака мы уже знаем? (4) ­ Запишите по 5 слов, относящихся к каждой тайне мягкого знака.( Дети называют слова, записывают их в тетради.)  Устно составить предложения с любым словом( каждой группы) ­ Вы замечательно поработали. А как вы думаете, есть ли еще тайна у мягкого знака? (Дети предполагают) II. Стадия «Осмысление» (25 минут) ­ Чтобы развеять наши сомнения, займемся исследованием.  оявляется Прочитайте слова: Шалаш, мышь, гараж, молодежь, кирпич, полночь, помощь, лещ. ­ Что вы заметили? (во всех словах есть буква, обозначающая шипящий звук; в одних словах есть мягкий знак, а в других нет) ­ Назовите буквы шипящих. (ш, ж, ч, щ) ­ Почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других не пишется? (дети пока затрудняются ответить) ­ Поработайте в паре. Разделите слова на две группы и запишите их в два столбика. (Самостоятельная работа) Проверка: На какие две группы разделили слова? (1 группа – шалаш, гараж, кирпич, лещ – без мягкого знака, 2 группа – мышь, молодежь, полночь, помощь – с мягким знаком) ­ Чем похожи слова первой группы? (эти слова мужского рода, 2 склонения).  ­ А второй? (эти слова женского рода, 3 склонения).  ­ Сделайте вывод: Когда после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется. (Дети делают вывод, сравнивают его с учебником. Проговариваются тема и цели урока). ­ Какой секрет открыл нам мягкий знак? Сформулируйте кратко. (пишется на конце существительных  женского рода) (Мысль вписывается в кластер.) Пишется на конце существительных женского рода не обозначает звука Тайны мягкого знака разделяет согласный  и гласный ь        обозначает мягкость                 согласных на конце слова       обозначает мягкость согласных в середине слова (Дети по кластеру составляют  рассказ о тайнах мягкого знака. Взаимопроверка.) ­ Для лучшего запоминания нового правила попробуем составить схему­модель.  (Работа в группах. Анализируются разные варианты, выбирается лучший): ж, ш, ч, щ ь    ж.р.  ь   м.р. (Дети записывают схему в тетрадь) Выработать и записать алгоритм определения данной орфограммы.  Рассмотрение всех вариантов .Обсуждение. Выбор лучших. Примерный алгоритм: Это имя существительное? Да                                 нет                                                              Нет Есть ли  шипящий на  конце слова? Этой орфограммы в  слове нет                   Да Это женский  род?                                                                          Нет                                            Да                                                                           Нет                                                         В начальной  форме?                                                                                      Да                                   Ь                       Ь                                                                                                ­ Как мы сможем применить модель при выполнении упражнений? (найти существительное с шипящим на  конце, определить его род и подумать, надо ли писать мягкий знак) ­ Потренируемся в правописании слов с новой орфограммой, используя модель. Задание 1. (Фронтальная работа)  Добавьте существительное с шипящей на конце в словосочетание, укажите его род (учитель называет первое слово)  Учебник с. 91, упр. 171     Задание 2. (Предупредительный  диктант)   Товарищ принес мне нужную вещь. Луч солнца пробился сквозь щель сарая. В густом лесу водится разная лесная дичь. Из­за туч выглянула луна.  (Анализируется  слово туч. Выясняется, что слово не подходит под правило. Это «ловушка». Слово туч  существительное мн. ч.)  ­ Эту орфограмму мы будем исследовать на следующих уроках. Задание 3. (Самостоятельная работа) Детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова с шипящей на конце.   Рабочая тетрадь:( с. 56, упр.16) Проверка: Игра «Да» и «Нет». (Озвучивается слово. Если в нем есть мягкий знак, то дети говорят «да», если нет – «нет». Ошибки анализируются.) Задание на дом : Дополнительная   тетрадь   (   Русский   язык:   3­й   кл.   :   самостоятельные   работы:   пособие   для   учителей общеобразоват учреждений/ И.А. Евдошенко.­ Минск : Жаскон,2010.):   с. 49 ­53( в 3 задании падеж не определяется) III. Стадия «Рефлексия» (5 минут) ­ Завершая урок, вернемся к корзине идей.  (Дети предлагают «положить» в нее новые знания.) ­ Какие трудности могут возникнуть в работе над новой орфограммой и почему? ­ Посоветуйте, как их преодолеть. (быть внимательным, работать по модели, алгоритму) ­ Помните о советах при выполнении домашнего задания.

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце у существительных после шипящих"
Скачать файл