ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Людмила Лецких свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»
Файл:

4 класс Русский язык Личные местоимения 1,2,3 лица.docx - Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»


Все файлы публикации > 4 класс Русский язык Личные местоимен....docx
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа
«России»
Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Решение частных задач
Создать условия для ознакомления с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи;
научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения в речи; совершенствовать умения
определять грамматические признаки личных местоимений и по грамматическим признакам называть местоимения;
способствовать развитию навыка изменения местоимения 3­го лица по родам; содействовать воспитанию культуры
речи, уважения к родной речи, исключающего неграмотное употребление слов
Познакомятся с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научатся изменять
местоимение 3­го лица по родам; указывать грамматические признаки личных местоимений; по грамматическим
признакам называть местоимения; записывать предложения по памяти; вставлять пропущенные местоимения в текст
Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному
признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить
языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие
явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: самостоятельно формулировать задание:
определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно
оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные:
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений
Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям
посредством языка; принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»,
«мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание
понимать позицию другого» и т. д.; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»

зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания
(учебник,
упражнение
111).
Проверка до­
машнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание 70).
Минутка
чистописания.
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте. Скажите, на кого или на что
указывает местоимение в каждом предложении.
– Когда в разговорной речи вы употребляете
личное местоимение «Вы», а когда – «ты»?
– Назовите главные члены в последнем
предложении. Какой частью речи выражено
подлежащее?
– Укажите над каждым словом часть речи.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
– Обращаясь к старшим по возрасту и по
положению, а также к незнакомым людям, принято
употреблять в речи личное местоимение «Вы».
Читают выполненное задание.
А много ль рассветов ты (мест.) встретил
в лесу?
Выполняют задание.
Я (мест.) – голубая (прил.) планета (сущ.)
Земля
(сущ.).
Проводит минутку чистописания.
– Отгадайте загадки, и вы узнаете, написание
каких букв мы повторим сегодня на уроке.
Отгадывают загадки.
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди­ка:
Куст в колючках, будто еж,
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выделять
существенную
информацию
из текста за­
гадки.
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта.
Слушать
в соответствии
с целевой
установкой.
Принимать
и сохранять
учебную цель и
задачу.
Дополнять,

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»

Вот и назван … (ежевика).
1
2
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля … (енот).
3
– С какой буквы начинаем писать эти слова? Что
вы можете сказать про букву «е» в данных словах?
– Запишите буквосочетания, продолжив
закономерность.
– Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.
Спишите, подчеркните орфограммы.
Организует работу над словами с
непроверяемым написанием.
– Прочитайте ребус.
Выполняют чистописание.
Е ее Е е Е ее Е е
Есть терпенье – будет и уменье.
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
Работа над
словами с
непро­
веряемым
написанием
уточнять
высказан­ные
мнения
Продолжение табл.
4
по существу
полученного
задания.
Делать выводы
– Запишите словарное слово в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ,
Приложение 2.)
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
Предлагает решить шараду.
Первый слог – личное местоимение,
Второй – детская болезнь.
III. Сообщение
темы
урока.
Определение
целей урока
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
Разгадывают шараду.
Принимать
и сохранять
учебную
задачу.
Анализировать,

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»

находить

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»

Продолжение табл.
4
общее и
различия,
делать
выводы
Осуществлять
анализ
объектов.
Аргументирова
ть свою
позицию
1
2
3
А целое – тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это? (Якорь.)
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Исправьте ошибки, устраните повторы.
З а д а н и е на экране.
1. В воздухе кружились первые снежинки.
Снежинки медленно опускались на землю.
2. Бутон бегонии должен был скоро распуститься.
Бутон был розового цвета. От бутона исходил
тонкий аромат.
3. Внизу ласково плескалось море. Море манило
к себе.
– Расскажите по таблице «Личные местоимения» о
грамматических признаках местоимений.
– Какие личные местоимения и в каком числе
изменяются по родам?
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа по
учебнику
(упражнение
112)
– Сегодня на уроке мы научимся находить в
тексте личные местоимения 1, 2 и 3­го лица
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на
материале связных текстов.
Исправляют ошибки.
1. В воздухе кружились первые снежинки. Они
медленно опускались на землю.
2. Бутон бегонии должен был скоро
распуститься. Он был розового цвета. От
бутона исходил тонкий аромат.
3. Внизу ласково плескалось море. Оно манило
к себе.
– Личные местоимения имеют категорию лица
и числа.
– Личные местоимения 3­го лица в единственном
числе изменяются по родам

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»

1
V. Первичное
закрепление
знаний.
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при необходимости
проверяет
ответы.
– Найдите лишнее слово в каждом ряду и объяс­
ните, почему оно лишнее.
Я, они, на, ты.
Но, оно, она, они.
Я, Яна, ты, вы.
Он, она, они, оно.
Мы, я, вы, они.
Он, она, они, мы.
– Запишите первую строчку без лишнего слова,
укажите лицо и число личных местоимений.
Работа по
учебнику
(упражнение
113).
Работа по
учебнику
(упражнение
114).
– Прочитайте стихотворение В. Лифшица «Петя
и слова».
– Выпишите из предложения местоимения и
укажите их грамматические признаки.
– Прочитайте. В скобках даны грамматические
признаки местоимений. Назовите по ним
местоимения.
– Запишите предложения, вставляя пропущенные
местоимения в соответствии с указанными грам­
2
3
Продолжение табл.
4
Осознанно
и произвольно
строить
речевое вы­
сказывание
в устной
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи.
Осуществлять
контроль по
результату
Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют
новые знания на новом языковом материале.
Выполняют аналитические упражнения.
Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
– Лишнее слово в 1­м ряду – «на», так как это
предлог; во 2­м ряду – «но», так как это союз;
в 3­м ряду – «Яна», это имя существительное;
в 4­м ряду – «они», это местоимение
множественного числа, а остальные
единственного; в 5­м
ряду – «я», так как это местоимение
единственного числа, а остальные –
множественного; в 6­м
ряду – «мы», это местоимение 1­го лица, а
остальные – 3­го лица.
Записывают первую строчку.
Я (1­е л., ед. ч.), они (3­е л., мн. ч.), ты (2­е л.,
ед. ч.).
Выписывают местоимения и указывают их грам­
матические признаки.
Он (3­е л., ед. ч., м. р.), вы (2­е л., мн. ч.), мы
(1­е л., мн. ч.), ты (2­е л., ед. ч.).
Записывают предложения, заменяя
грамматические признаки местоимений словами
(местоиме­
ниями).
Бабушка, ты тоже маленькой была. Вы со мной
знакомы близко. Я – приветливая киска.
Перемы­

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»

1
2
матическими признаками.
Работа по
учебнику
(упражнение
115)
– Прочитайте. С какой целью использованы
в предложениях местоимения? Вместо какого
имени существительного употреблено в предло­
жении местоимение «оно»?
– Запишите предложения по памяти. Проверьте
себя
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению и
обобщению
приобретенны
х знаний и
умений.
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог. Читает стихотворение.
Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они –
Все слова отличные, важные и личные.
Это, без сомнения, всё местоимения.
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
– Как вы, думаете, почему данные местоимения
называют личными?
– Личные местоимения указывают на говорящих,
собеседников, на лиц, не участвующих в беседе, на
предметы, о которых идет речь.
– Прочитайте местоимения 1­го лица, 2­го лица, 3­
го лица. Какие из них единственного числа,
множественного?
3
Продолжение табл.
4
ли мы посуду, навели порядок всюду. Злой
тоской удручена, к муравью ползет она.
Записывают предложения. Делают вывод, что
местоимение «она» употреблено с целью исклю­
чения повторов.
Я слушаю мелодию дождя.
Она (мелодия) однообразна и прекрасна.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
Я слушаю мелодию дождя.
(Повествовательное, невосклицательное,
простое, распространенное.)
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико­
синтетические упражнения, работу со словарями.
– Личные местоимения указывают на лицо
или лица.
В «Толковом словаре» С. И. Ожегова записано:
1. Личный – осуществляемый самим,
непосредственно данным лицом, данной личностью
(то есть человеком).
2. Личный – касающийся непосредственно
какого­нибудь лица, лиц, принадлежащий какому­
нибудь лицу.
Понимать
на слух ответы
одноклас­
сников.
Слушать
собеседника.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Аргументирова
ть свою точку
зрения.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответст­

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»

1
2
3
Работа по
учебнику
(упражнение
116).
Работа в
тетради
(задание 71)
– Какого рода местоимения «он», «она», «оно»?
– Можно ли определить род остальных личных
местоимений?
– Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные
местоимения 3­го лица.
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Вставьте в предложения
подходящие местоимения и пропущенные буквы.
– Подчеркните в предложениях местоимения
3­го лица единственного числа.
– Подчеркните в 4­м предложении главные члены
предложения
VII. Итог
урока.
Рефлексия
Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча­
щимися.
– Ответьте на вопросы:
• Что на уроке было для меня самым полезным?
• Что на уроке было для меня самым интересным?
• Что на уроке было трудным?
– Мужского, женского, среднего рода.
– У остальных личных местоимений род
определить нельзя.
Списывают, вставляя пропущенные местоимения
3­го лица.
Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.
Весна идет сторонкой, да где ж сама она?
Знать, солнышко утомлено, за горы прячется
оно.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Выполняют задание.
1. Висит на ветке яблоко. Оно такое сочное
и сладкое на вид. 2. Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали? 3. Щенка кормили молоком,
чтоб он здоровым рос. 4. Сидит белка на
тележке, продает она орешки. 5. Мы печем
пшеничные пироги отличные. 6. Вся земля в
снегу, я на лыжах бегу, ты бежишь за мной.
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде
устных ответов. Повторяют алгоритм действия по
распознаванию понятия, по применению правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию. Проговаривают цель
урока, определяют, достигнут результат или нет,
высказываются о трудностях, с которыми
встретились
Продолжение табл.
4
вия заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологически
е
высказывания.
Адекватно
использовать
речевые сред­
ства для
решения
различных
коммуникатив
ных
задач
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Личные местоимения первого, второго и третьего лица». УМК «Школа «России»

1
2
3
Окончание табл.
4
• На что мне надо обратить внимание в домашней
работе при подготовке к следующему уроку?
– Как называются местоимения, с которыми мы
сегодня работали? (Личные.)
– Назовите личные местоимения 1, 2 и 3­го лица.
– Назовите местоимения единственного числа.
– Назовите местоимения множественного числа.
– У каких местоимений можно определить род?
(У местоимений 3­го лица единственного числа:
«он», «она», «оно».)
– На следующем уроке мы будем учиться
правильно изменять, то есть склонять, личные
местоимения: «Я горжусь им или ним? Мы
дружим с ними или ими?».
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя
Проговаривает и объясняет домашнее задание.
Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 72 в рабочей тетради,
упражнение 117 в учебнике
Домашнее
задание
на уроке. Показывают свое настроение с помощью
карточек с изображением лиц
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы
Принимать
учебную
задачу,
планировать ее
выполнение

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл