Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Оценка 4.8

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
13.03.2017
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием ЭОР. Базовый учебник Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа,2012. Знакомит учащихся с понятием «антонимы», рассматривает место антонимов в речи, дает учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентирует внимание на терминологии, средствах выразительности речи.
Антонимы 5-Б.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА  ФИО  Лисовая Наталья Анатольевна Место работы    МБОУ "СОШ №11"  Должность     учитель русского языка и литературы Предмет         русский язык Класс    5­Б  Тема   Антонимы Базовый учебник  Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /  М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.­ М.: Дрофа,2012. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Цель  урока: сформировать понятие об антонимах 9. Задачи:          Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;          Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к  лексическим запасам языка; Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.       Тип урока:   урок открытия новых знаний 10. Формы работы учащихся:     групповые, индивидуальные, фронтальные. 11. Необходимое техническое оборудование  ПК;  мультимедийный проектор; 12. Планируемые образовательные результаты:           Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам; Метапредметные:  извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;  сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств; Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию. 13. Структура и ход  урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) 3 № Этап урока 2 Этап мотивации  Организационный  момент 1 1 Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Деятельность учителя Деятельность ученика (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) 5 - Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу. Есть у радости подруга В виде полукруга. ... Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. 6 настраиваются   на работу,  заинтересовываются Время (в мин.) 7 1 2 Обобщение ранее  изученного.Актуализация опорных знаний и  умений, формирование  познавательных мотивов. Этап  целеполагания Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели  урока, учебно­познавательной деятельности,  актуализировать опорные знания и умения. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу.  Организуют работу по подготовке учащихся к  знакомству и освоению нового учебного материала – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить  начатые мною предложения (вопросы проецируются на  интерактивную доску): Слайд 2. 1. Совокупность всех слов, входящих в словарный  состав языка, называется…  2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас  языка, называется…  3. Лексическое значение – это …  4. Лексическое значение слова можно узнать по…  5. Однозначными называются слова…  6. Слова, имеющие несколько лексических значений,  называются…  7. Наряду с прямым значением у некоторых слов  имеется … значение.  8. Перенос названия происходит, если у предметов  есть…  9. Слова одной и той же части речи, которые  пишутся и произносятся одинаково, но имеют  разное лексическое значение, называются…  10. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…  Вспоминают  определения основных  лексических понятий 5 Дети записывают только  продолжение  предложений, потом  проверяют по ответам,  появившимся на экране,  оценивая работу соседа  по парте Учащиеся продолжают  стихотворение: Что такое хорошо 3 Этап  планирования Изучение нового  материала 1.Термин «Антоним» – А теперь устно продолжите строчки из стихотворения  поэта В.В.Маяковского (СЛАЙД 3) И что такое плохо? Крошка сын  к отцу пришел. И спросила кроха: – Что вы можете сказать о лексическом значении слов,  записанных в двух столбиках? ­Такие слова называются антонимами. И сегодня на  уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их  особенность, для чего они нужны и можно ли без них  обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны.  Будем учиться находить антонимы в тексте и  употреблять их в речи. Создание условий для познавательной деятельности  учащихся.  1. Анализ терминов. Гипертекстовое определение "Антонимы" αντί ­ «против» +  όνο α μ  «имя») —  /Антонимы – (греч.  этослова одной части речи, различные по звучанию и  написанию, имеющие прямо противоположные лексические  значения./ ­В каких терминах нам встречалась вторая часть этого  слова? (Омоним, пароним, синоним). По­гречески часть «ним» означает  «имя». Греческая приставка АНТИ­  встречается во многих  словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия,  антитеза. 2.Обобщение и систематизация информации,  подготовленной к уроку самостоятельно (анализ  сообщений по теме(слайд 5, 6). Проявление  познавательной  инициативы, анализ,  сопоставление. 9 Учащихся записывают  термин и его  определения в словарик  (слайд 4). Выступают ученики,  подготовившие  индивидуальные  сообщения: 1­О видах антонимов 2­ Антонимы в частях 2. Словарь антонимов ФИЗМИНУТКА речи Работают в группах со  словарями 2 Выполняют движения за  учителем 3. Работа со словарями. Правильно подобрать антонимы к словам нам помогут словари (слайд 7­8).  Работа в группах: найти к слову антоним и составить  с данной парой предложение 1группа­работает со словарем М.Р.Львова (слово  «веселье») 2группа­ работает со словарем О.А.Михайловой (слово  «бедный») 3группа­ работает со словарем Н.М.Меркурьевой  (слово «мириться») 4группа­ работает со словом «далеко», обращаясь к  «Нашему Интернет­ помощнику». (Ссылка на сайт  http://www.gramota.ru/slovari/info/lv ). Создание условий для психоэмоциональной разгрузки Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д.  Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения  стихотворения дети называют антонимы к словам из  этого стихотворения, а также повторяют за учителем  движения. Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь  («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, Этап самоконтроля,  взаимоконтроля  Первичная проверка  новых знаний и способов  деятельности 4 тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши). Организация работы учащихся. Формирование  коммуникативных умений. Выполнение тренировочных упражнений. 1.Работа с учебником.упр.244. 2. Работа с пословицами Издавна в устном народном творчестве люди  использовали меткие, краткие фразы­пословицы и  поговорки, где в большом количестве встречаются  антонимы. Продолжи пословицу(слайд 9)  Корень учения горек, а плод …  Ласточка день начинает, а соловей …  Не бойся врага умного, а бойся друга …  Знай больше, говори …  Лучшая вещь ­ новая, лучший друг ­ …  Легко сказать, да….  По одёжке встречают – по ...   Не откладывай на завтра то, что ... 3. Восстановите пословицу, в которой встречаются  антонимы (слайд 10): 1 ряд.труд­лень. 2 ряд.свет­тьма. 3 ряд.дело­потеха. Осмысление изученного материала.  Планирование учебного  сотрудничества  9 Проверка полученных  результатов. Коррекция  полученных знаний. 5 Закрепление и  дальнейшее  осмысление изученного  материала. 9 Оценивание  успешности познавательной  деятельности учащихся.  Коррекция знаний. 1.Составление антонимичных пар согласно  стилистической принадлежности анализируемых  слов(Слайд  11) ­Проверьте результат (слайд 12). Подберите антоним к  слову «честность» 2.Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова­ антонимы. Я считаю, что автор употребил 5  антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 13) У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. ­ Кислое, зачем оно? ­Что вы? – шепчет червячок –  Сладкий у него бочок. 6 Этап рефлексии (слайд 14) Организует  обсуждение обобщающего вывода ­Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания  об антонимах и их роли Подведение итогов 7 Домашнее задание. (слайд 15) Объявление дифференцированного домашнего  заданияДифференцированное  домашнее задание (слайд  17): параграф 68,  1 группа – упражнение 248 (выписать из толкового  словаря пять слов и их лексическое значение); 2 группа – задание на индивидуальной карте (подобрать  антонимические пары); 3 группа – задание на индивидуальной карте  (составить текст по опорным словам антонимам) 8 Рефлексия по  достигнутым   образовательным  результатам. (слайд 16) Мотивирует учащихся к участию в рефлексии (на экране  настроений обучающиеся вывешивают смайлики­ настроения на конец урока) Участвуют в беседе по  обсуждению  обобщающего вывода,  оценивают свои  результаты работы на  уроке ­Антонимы –этослова  одной части речи,  различные по звучанию и написанию, имеющие  прямо противоположные лексические значения.  Они используются в  образной речи для  создания контрастов  и  противопоставлений. Участие в рефлексии ­ Я узнал… ­ ­ Особенно   Было интересно… понравилось… ­ Оказалось  неожиданным… ­ Вызвало  затруднение… ­ Было сложно… 2 2 1 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР № Название ресурса Тип, вид ресурса  1 2 Гипертекстовое "Антонимы"   определение демонстрационный Словарь «Антонимов» демонстрационный Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) текст Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР Гипертекстовое "Антонимы"   определение http://www.gramota.ru/slovari/info/lv Таблица 2.

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017