Урок русского языка в 5 классе.Фонетика. Слог. Ударение»
Оценка 4.7

Урок русского языка в 5 классе.Фонетика. Слог. Ударение»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
05.01.2017
Урок русского языка в 5 классе.Фонетика. Слог. Ударение»
Урок 44. Дата: Тема: Фонетика. Слог. Ударение» Цели: образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове; развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику; воспитательные: воспитывать любовь к русскому слову. План урока: І. Начало урока. ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной ситуации. ІІІ. Постановка цели и задач. ІV. Проверка изученного материала. V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением. VІ. Физминутка. VІІ. Итог. VІІІ. Домашнее задание. Ход урока І. Начало урока. ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание проблемной ситуации. - Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница». «Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!» - Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница? ( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2) - А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию? - Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3). ІІІ. Постановка цели и задач. - Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение. ІV. Проверка материала, изученного в начальных классах. Теория (слайд 5). 1.Что такое ударение? 2.Что такое слог? Практическое задание на повторение. Работа с карточками. 1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове. Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный. 2. Игра «Самый быстрый». Карточкой указать номер ударного слога. Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный. - Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать. V. Объяснение нового материала с параллельным закреплением. 1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса. В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ. - Попробуем показать это на примерах. (слайд 6) - Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое. - Составьте предложения с любыми из этих слов. (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.). 2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир… - Что же в русском ударении? ( слайд7) Задание. Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения. 1 ряд – осень, листья; 2 ряд – дождливо, ненастно; 3 ряд – золотой, листья. Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог. - Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ. VІ. Физминутка. 3. (слайд 8) - Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение. - Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова) - Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах? ( передвигается) - Итак, третья особенность русского ударения – подвижность. Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения 4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9) - Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф. И. Тютчев Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи не имеют его. 5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10) 6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11) - Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий. А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны. Вывод: получаются разные формы слова. Б) Следующее задание. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19) Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать. Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами. - Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20) (Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция) - Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21) VІІ. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»? VІІІ. Домашнее задание.
44.doc

Урок 44. Дата:                 Тема: Фонетика. Слог. Ударение»

Цели:

образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове;

развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику;

воспитательные:  воспитывать  любовь к русскому слову.

План урока:

І. Начало урока.

ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной

   ситуации.

ІІІ. Постановка цели и задач.

     ІV.  Проверка изученного материала.

V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением.

VІ. Физминутка.

VІІ. Итог.

VІІІ. Домашнее задание.

Ход  урока

І. Начало урока.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание  проблемной ситуации.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».

 

«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».

Петя очень удивился.

«Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»

- Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?

( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2)

- А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию?

- Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3).

ІІІ. Постановка цели и задач.

 - Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.

ІV. Проверка  материала, изученного в начальных классах.

Теория (слайд 5).

1.Что такое ударение?

 

2.Что такое слог?

 

Практическое задание на повторение. Работа с карточками.

1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове.

Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.

 

2. Игра «Самый быстрый».  Карточкой указать номер ударного слога.

Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный.

- Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать.

 

V. Объяснение нового материала с  параллельным закреплением.

1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса.  В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ.

 

- Попробуем показать это на примерах. (слайд 6)

- Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.

- Составьте предложения с любыми из этих слов.  (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.).

2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир…

- Что же в русском ударении? ( слайд7)

Задание.

Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.

1 ряд – осень, листья;

2 ряд – дождливо, ненастно;

3 ряд – золотой, листья.

Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.

- Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.

VІ. Физминутка.

3. (слайд 8)

- Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение.

- Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова)

- Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах?

( передвигается)

- Итак, третья особенность русского ударения – подвижность.

Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения

       4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9)

- Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос.

      Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

      Но далеко еще до первых зимних бурь –

      И льется чистая и теплая лазурь

      На отдыхающее поле…

                                             Ф. И. Тютчев

 

Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи  не имеют его.

 

5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10)

6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11)

- Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий.

А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится?

Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны.

Вывод: получаются разные формы слова.

Б) Следующее задание. Прочитайте  слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19)

Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать.

Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами.

- Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20)

(Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция)

- Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21)

VІІ. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»?

VІІІ. Домашнее задание.


Урок 44. Дата:

Урок 44. Дата:

Что же в русском ударении? ( слайд7)

Что же в русском ударении? ( слайд7)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017