Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
09.05.2017
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Открытый урок-блок-семинар по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" в 7 классе проводится с целью обобщения и закрепления изученного материала при подготовке к контрольному диктанту, итоговому тесту, а также углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету и выработать орфографическую зоркость.Урок-блок-семинар по русскому языку в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Урок.doc
Урок­блок­семинар по русскому языку в 7 классе по теме «Наречие как часть речи» Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;            способствовать  умению применять свои знания в практической деятельности;             правильно употреблять наречия в своей речи;            расширить знания  обучающихся  и привить интерес к предмету. Предварительная работа: 1. Подготовить ответы на данные вопросы:  Какие части речи есть в русском языке?  Какое место среди них занимает наречие?  С какими частями речи и в чём оно сходно?  Чем отличается?  Каков секрет в его названии?  Как образуются наречия?  Изменяются ли наречия?  Какие случаи правописания наречий считаются самыми трудными  и почему?  Составьте таблицу правописаний наречий. 2. Выставка учебной литературы: «Этимологический словарь» «Словарь­справочник лингвистических терминов» «Внеклассная работа по русскому языку» «Язык мой – друг мой» Григорян. «Орфографический словарь» Х О Д    УРОКА Учитель:         ­ Сегодня  у нас необычный урок – урок­семинар, на котором мы закрепим и расширим свои  знания о наречии как части речи и правилах правописания наречий. Кстати, а что обозначает слово  «семинар»? Ученик:       ­ Семинар – это групповая практическая работа под руководством преподавателя. Учитель:       ­ Вы изучили предложенные вам книги. Скажите, пожалуйста, много ли материала в этих  книгах о наречии в сравнении, например, с именем существительным? Ученик:       ­ О наречиях написано гораздо меньше, чем об имени существительном и прилагательном. Учитель:       ­ Как вы это объясните? Ученик:       ­ У наречий меньше грамматических признаков, потому что оно не изменяется. Учитель:       ­ Интересна история данной части речи. Наречия на –о и –е стали формироваться как особая  группа слов с середины 19 века. Процесс их образования не прекращается по сей день. Устаревают  или умирают одни:  доселе, дотоле, отсель, столь, отколь и другие;  происходят изменения типа: под тишком – исподтишка и т.п. Об этом узнали из  «Этимологического словаря»  А что вы знаете о спорах учёных об этой части речи? Ученик:       ­ М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» писал, что «наречия, которые принимают  уравнения, суть по большей части имена прилагательные в среднем роде и несправедливо с оной  части слова причитаются» (выше, ниже, суше) Ученик: ­ Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и работе «О преподавании отечественного языка»  о наречии отзывался так: «Наречие не есть особая часть речи; это понятие синтаксическое,  которое может быть выражено целым предложением»  (Час от часу не легче – тяжело, кот  наплакал – мало) Учитель:       ­ Так что же мы называем наречием? Ученик:        ­ Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, если  относится к глаголу или к его особым формам ( живите дружно, подняв вверх, шедший быстро), признак предмета ( кофе по­турецки, прогулка пешком)  и признак другого признака (весьма  спорный вопрос, очень высокое дерево). Учитель:       ­ Найдите в данном тексте наречия и докажите правильность своего выбора.Запись на доске:           А впереди идут то зори светлые, то грозовые облака.           И наши думы заповедные земле ясны наверняка.                                             (Правильные ответы: впереди идут, ясны  наверняка) Учитель:        ­ Как же образуются наречия, ведь способ образования влияет на правильность написания  наречий. Группа учащихся, составивших  таблицу правописания наречий  рассказывают и выполняют  задания по каждому пункту .          1. НЕ ­ НИ   Небрежно,  не хорошо, а плохо;  совсем не хорошо; нередко – часто,     нигде ,  негде мужествЕННо – мужествЕННый спокойНо ­ спокойНый Из­ До­    А С­ В­ НА­         О ЗА ­ горячО,          певУче НН – Н  суффиксы ­а / ­о суффиксы ­о / ­ е дефис 2. 3 4 5 6 7 По­ = И    по­дружески    =ОМУ,  по­новому  по­зимнемуЕМУ В­ (Во­) = ЫХ, = ИХ        в­третьих, во­вторых КОЕ – где,     где­ ТО,      куда­НИБУДЬ       зачем­ЛИБО еле­еле, далеко­далеко,  точь­в­точь Настежь, наотмашь,  кроме  УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ     Ь после  шипящих слитно/ раздельно  смотри     ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К первой орфограмме задание.  Объяснительный диктант            Дождь шёл вовсе (не)долго.           Сегодня не (по) летнему хмурое утро.            Цветы посажены (не) редко, а часто.            Это (ни, не) сколько не лучший вариант. Ко второй, третьей и четвёртой орфограммам   задание. Перфокарта             Н/НН интересНо умышлеНН о неизмеННо раНо А / О докраснА добровольн О сгорячА издалекА О / Е чищЕ горячО певучЕ вышЕ особеННо искреННе изумлёННо спокойНо сдержаНН о зановО влевО недавнО сновА сдержаннО хорошО свежО юлижЕ тоньш Е зловещ Е К пятой и седьмой  орфограммам задание.  Прослушайте миниатюру (небольшое произведение) и  выпишите наречия, при написании которых необходим дефис и не нужен.              Живут два наречия, крепко­накрепко соединенные между собой так, что их в  грамматике считают одним наречием.              Тихо – смирно живут, со стороны смотреть любо­дорого (кому­то смотреть любо, но  им,  возможно, это обходится дорого, потому что не так­то просто двум наречиям  соединиться в одно).               Живут наречия в одном – то ли волей, то ли неволей, а если сказать одним словом, то  живут они волей­неволей. Слов­то в тексте полным­полно, мало­мальски что не так – и  пойдёт всё шиворот­навыворот, лучше уж своей чёрточки держаться.                 И вдруг нежданно­негаданно появляется между ними ещё одно слово. Всего­навсего  одно слово, и  маленькое такое, а все ж своё, из песни его не выкинешь, даже если песня  давным­давно надоела.                Ну, теперь­то можно идти по жизни бок о бок, рука об руку, душа в душу жить, чтоб всё было честь по чести Хоть жить час от часу не легче, но надо жить.              И тут­то они замечают: нет черточки. Той самой, которая их раньше соединяла, и  было за что держаться. А теперь они хоть и душа в душу, но без черточки, хоть и честь по  чести. Учитель:          ­ Что значит бок о бок (рядом), рука об руку (вместе), час от часу не легче (тяжелее),  честь по чести (хорошо), душа в душу (дружно).         Правильно, это фразеологизмы, синонимичные наречиям.         Поработаем с «Фразеологическим словарем) Игра «Кто быстрее?» (работа в группах) Заменить наречия фразеологизмами 1 группа сильно краснеть (до корней волос) крепко спит (как убитый) быстро скакать ( во весь опор) быстро бежать (во весь дух, во все лопатки, сломя  голову громко кричать (во всё горло, во всю Ивановскую) хорошо знать (как свои 5 пальцев) 2 группа тесно (яблоку негде упасть) темно (хоть глаз выколи мало (кот наплакал, раз два­ и  обчёлся) рано (ни свет ни заря, чуть свет) близко (рукой подать) плохо (из рук вон, никула не годится) К шестой орфограмме задание. Сигнальные карточки  Ь ­­­­­­                 Сплошь, вскачь, уж, прочь, настежь, навзничь, замуж, наотмашь, невтерпёж. Учитель:          ­ Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении  наречий?                         Конечно нет, Многие неправильно употребляют наречия в разговоре, сочинении. Инсценировка «Рецепт» ­ В каком классе ты учишься?                            ­ В седьмом.                            ­ А дружно вы живёте в своем классе?                            ­ Нормально. Жутко дружно. Ужасно весело.                            ­ А учитесь хорошо?                            ­ Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.                            ­ Жутко дружно. Ужасно весело. В пух и прах хвалит. Да, болезнь серьёзная. У                               тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам.   А рецепт даст тебе наш врач – учебник грамматики. Учитель:               ­ Ребята, исправьте, пожалуйста, лексические ошибки, допущенные ребятами.                    Обратно проливной дождь пошёл. (Опять проливной дождь пошёл)                    Мальчик навзничь упал на землю и ткнулся лицом в ладони. (упал на спину) А кто правильно прочитает словосочетания, соблюдая правильное ударение?                    Пиши красИвее, сядь удОбнее, вытри дОчиста, сделай инАче, уехать надОлго. Учитель:    ­ Молодцы! А теперь давайте подведём итоги и посчитаем наши результаты и выставим друг  другу оценки. На карточках отметьте +. Что вам больше понравилось, ­ не очень, было трудно.     Домашнее задание:                       составить диктант из 10 слов с разными видами орфограмм по теме «Наречие»,                        просмотреть материал учебника.    Спасибо всем за работу!

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017