Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
12.07.2019
Урок изучения нового материала, 2 час по теме «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки».
Цель урока: научить образовывать новые слова при помощи сложения слов, находить сложные слова.
Задачи:
• формирование умения образовывать сложные слова; отрабатывать навык работы с Обратным словарем;
• развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, коммуникативных компетенций;
• воспитание интереса к сотрудничеству в паре, в группе, познавательного интереса к предмету, уверенность в своих силах.
Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии проблемного обучения, наблюдения.
Кочегарова Лариса Георгиевна урок русского языка 2 класс.docx
Кочегарова Лариса Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ « Горьковская СОШ №1»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Сложные слова»
Урок изучения нового материала, 2 час по теме «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки».
Цель урока: научить образовывать новые слова при помощи сложения слов, находить сложные слова.
Задачи:
развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, коммуникативных компетенций;
воспитание интереса к сотрудничеству в паре, в группе, познавательного интереса к предмету, уверенность в своих силах.
формирование умения образовывать сложные слова; отрабатывать навык работы с Обратным словарем;
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные :
Регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату;
учить адекватно оценивать своих одноклассников;
формировать умения прогнозировать.
Познавательные :
формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации;
подведение под понятие «сложное слово», «соединительная гласная».
Коммуникативные:
развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
формирование навыков сотрудничества.
Предметные:
познакомиться с понятиями : «сложное слово», «соединительная гласная»;
находить сложные слова в тексте;
записывать «сложные слов» с помощью «соединительных гласных: о и е» .
Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии проблемного обучения, наблюдения.
Оборудование: для учителя – компьютер, мультимедиапроектор, презентация, опорные слова ; для учащихся – тетрадь по « Русскому языку» №2 / Т.А. Байкаловой, О.В. Малаховской, учебник «Русский язык» ч.23 / Н.А. Чуракова
«Академкнига/ Учебник», 2011год, карточки для индивидуальной работы, карточки с заданиями для работы в группах, памятки для работы в группах,
памятка для капитанов групп, листы для самооценки.
Форма
работы
Фронтальная
Фронтальная ,
парная.
№
Название этапа,
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока
цель
1. Организационный
этап.
Цель:
мотивировать
учащихся к учебной
деятельности
2.
Актуализация
знаний
Цель:
Актуализировать
мыслительные
операции:
анализ, сравнение,
обобщение.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Так начнём урок, друзья!
Откройте тетрадь, запишите число и
классная работа.
Чистописание: (слайд 2)
Перед вами ребята сочетание букв,
запишите его в тетради:
оузоуиоумоуа
записывают в тетради число и
классная работа.
записывают соединение;
меняются тетрадями, оценивают
работу друг друга.
Оцените работу в парах.
ЗИМА
В этом сочетании букв зашифровано
слово, расшифруйте его, и узнаете кто
пришёл к нам в гости. (слайд3)
Зима приготовила для вас задания.
Прежде чем приступить к выполнению
заданий, вспомним правила поведения на
уроке.
Сиди ровно; пиши красиво, без
ошибок; слушай внимательно;
работай активно; поднимай руку; не
отвлекайся.
как работали на уроке, правильные
ответы, поведение на уроке…
Формирование УУД:
Регулятивные:
волевая
саморегуляция,
принимать и сохранять
учебную задачу.
Познавательные:
формирование
затруднений и
побуждает детей
определить свою
позицию.
Регулятивные:
самоконтроль: учатся
отличать верно
выполненное
задание от неверного;
осознание
того, что уже усвоено и
что ещё
нужно усвоить,
осознание
качества и уровня
усвоения.
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли с достаточной Что будем оценивать в конце урока.
Перед вами лежат листы самооценки, в
которых вы будете оценивать свою работу
в течении урока.
Кто готов отправиться в путь к знаниям,
покажите готовность
Кто настроен на успех?
На партах лежат конверты с заданием:
1. Возьмите рабочий лист.
2. Прочитайте слова.
3. Выделите маркером в словах: окончание,
основу, корень, суффикс.
САНКИ, СНЕГОХОД, САЛАЗКИ,
ТЕЛЕГА
(В конвертах лежат рабочие листы с
заданием для каждого ученика.)
Учитель проходит по классу и наблюдает
за выполнением заданий на рабочих местах.
Прошу, вывесить рабочие листы на доску.
Учитель вызывает учеников к доске с
разными вариантами выполнения
задания. Если задание выполнено у всех
верно, то незаметно с ними учитель
вывешивает свою заготовку с ошибкой.
Посмотрите внимательно на доску, как
ребята выполнили задание. Что вы
заметили?
Почему задание выполнили поразному?
(показывают сигнал готовности)
(показывают сигнал успеха)
выполняют задание по алгоритму.
полнотой
и точностью;
умение слушать и
понимать речь других.
В слове снегоход корни выделили по
разному.
Мы не знаем, как правильно
выделять корень в этом слове.
3.
Постановка
учебной задачи и
открытие «нового»
знания
Цель:
Задание для всех было одно? Выполнили
его поразному.
Да.
Как убедиться, кто из ребят выполнил
Нужно вспомнить правило.
Фронтальная
Познавательные:
умение ставить и
формулировать
проблему с помощью
учителя.
Регулятивные: волевая саморегуляция в
ситуации затруднения;
определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой
и точностью;
умение слушать и
понимать речь других;
учитывать разные
мнения.
выявить и
зафиксировать
причину
затруднений;
подведение к теме
и постановке задач
урока;
задание верно?
Сформулируйте правило.
Чтобы выделить корень нужно
подобрать родственные
однокоренные слова.
Какие однокоренные слова вы подобрали
к слову? (слайд
4)
– Какой корень нужно выделить?
– Что интересного заметили?
– Как же образовалось это слово?
– Как вы думаете, как можно назвать такие
слова? (Сложные слова)
Проверим своё предположение.
(На доске: Слова, у которых два корня,
называются сложными.)
Как вы думаете, почему эти слова
получили такое название? ( на доске:
Сложные слова)
Давайте попробуем сформулировать тему
нашего урока (слайд 5)
Какую цель поставим перед собой?
(слайд 6)
Какие задачи поставим перед собой? Чему
будем учиться ? (слайд
7)
снег и ходить
снег и ход
в слове 2 корня.
сложением двух основ.
Учащиеся высказывают свои
предположения
Потому что слова образовались от
сложения корней
Сложные слова
Познакомиться со сложными
словами.
Учиться писать сложные слова.
Выделять корни в сложных словах.
Отличать простые слова от
сложных.
Выяснить роль новых слов в речи.
оценивают работу в листах
самооценки 4. Проектирование и
фиксация нового
знания.
Цель:
отработка
новых способов
действий с
проговариванием
алгоритма вслух.
Оцените свою работу в листе самооценки.
Какие слова называются сложными?
(Зима приготовила определения
«сложных слов» из разных источников
информации индивидуальные листы с
определениями «сложные слова» из
разных словарей С.И. Ожегова,
Энциклопедический словарь, из
Википендии и др) .
Сравните своё правило с правилом в
учебнике. (слайд 8)
(работа по учебнику)
С. 37, № 36
Найди слова, выделенные цветом. Что вы
можете сказать о них?
Запишите эти слова, выделите корень.
Какие слова участвовали в образовании
этих слов?
Оцените свою работу на этом этапе урока
в листе самооценки.
коллективно обсуждают и находят
наиболее точное и понятное
определение сложного слова.
Фронтальна
формулируют правило
Правило сформулировали верно.
Слова белоручка и мясорубка –
сложные.
выполняют задание
Белоручка белый, рука;
мясорубка – рубить, мясо.
В этих словах два корня, поэтому они
сложные.
оценивают свою работу в листе
самооценки
5. Физминутка.
(слайд 9)
гимнастика для глаз
Фронтальная
работа
Познавательные:
умение находить и
выделять
необходимую
информацию;
умение делать
предположения и
обосновывать их;
на основе анализа
объектов делать вывод.
Регулятивные:
оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей,
развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой
и точностью; умение
слушать и
понимать речь других;
учитывать разные
мнения.
6.
Структурирование
«Зима» предлагает объединиться в
Групповая,
Познавательные: полученных
знаний
Цель:
развитие умения
распознавать и
образовывать
сложные слова.
группы. Потренироваться образовывать и
записывать сложные слова. (слайд 10)
Вы уже знаете, как работать .
(памятки на столах). (слайд 11)
Сейчас наша основная задача – не
скорость, а качество выполнения задания.
Группы покажите готовность к
обсуждению выполненных заданий.
Повторяют правила работы в группе.
В каждой группе выбираем
капитана (выдаю отличительный
знак). Капитаны групп получают
инструкцию и организовывают
работу внутри своей группы.
показывают сигнал готовности к
продолжению работы.
фронтальная
Группа №1. – Выделите корни в словах.
Самовар, рыболов, самолёт, лесоруб.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть,
ктото хочет дополнить ответ ребят?
Группа № 1.
(слайд 12) Дети выделяют корни в
словах. Объясняют.
Группа № 2
Соберите сложные слова из рассыпавшихся
корней.
нос пряд
шелк нос
утк рог
– Спасибо. Все ли согласны? Может быть,
ктото хочет дополнить ответ ребят?
Образуйте и запишите
Группа № 3
сложные слова. Листья, падать
Ходить пешком.
Лёд колоть.
Землю копать.
Книги любить.
– Спасибо. Все ли согласны? Может быть,
ктото хочет дополнить ответ ребят ?
Группа № 2.
получившие слова.
Объясняют значения слов.
Дети зачитывают
(слайд 13).
Группа № 3.
получившие слова.
Объясняют .
Дети зачитывают
(слайд 14).
умение находить и
выделять
необходимую
информацию;
умение делать
предположения и
обосновывать их.
Личностные:
умение осознавать
ответственность за
общее дело;
умение следовать в
поведении
моральным нормам и
этическим
требованиям.
Регулятивные:
проговаривание
последовательность
действий на уроке;
формирование
познавательной
инициативы.
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой
и точностью;
умение слушать и
понимать речь других;
учитывать разные
мнения. Группа № 4. Соедини по точкам числа.
Назови предметы, которые у вас
получились.
Самолёт, паровоз, пароход.
– Спасибо. Все ли согласны? Может быть,
ктото хочет дополнить ответ ребят?
Группа № 5. Подберите и запишите
сложные слова, в которых есть корень
сам (Самокат, самовар, самолёт)
– Спасибо. Все ли согласны? Может быть,
ктото хочет дополнить ответ ребят?
Оцените свою работу в группе на листе
самооценки
Ещё раз вернитесь к сложным словам.
Достаточно ли вам было только двух
основ, чтобы появилось новое слово
С помощью чего соединяли два корня в
сложных словах?
Как можно назвать эти гласные?
Сделайте вывод. (слайд 17)
Оцените свою работу на листе
самооценки
7.
Закрепление
новых знаний.
Цель:
выполнение
«Зима» приготовила для вас игру «Сложи
слово». Работа в парах, с записью слов в
тетради. (слайд 1822)
Группа № 4. Дети зачитывают
получившие слова. (слайд 15).
Объясняют.
Группа № 5. Дети зачитывают
слова. (слайд 16 + доска).
Объясняют .
оценивают работу в листах
самооценки
Нет, не достаточно.
Необходимы гласные «О» и «Е».
Так как они соединяли корни слов,
то можно предположить –
соединительные гласные.
В сложных словах пишутся
соединительные гласные «О» и «Е».
оценивают свою работу
Записывают новые слова. Проверка
выполненной работы.
Лежебока, сладкоежка, водохлёб,
конькобежец.
Работа в парах,
фронтальная типовых заданий
на новый способ
действий.
Оцените свою работу на листе
самооценки
оценивают свою работу
8. Рефлексия.
Цель:
фиксировать
новое содержание,
изученного на
уроке;
организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Нужны ли «сложные слова» в русском
языку»?
Учитель предлагает написать «Синквейн»
на тему: «Что такое «сложные слова»?»
«Синквейн»
Эти сложные слова
Так просты — как «дважды два».
Кашевар и ледоход,
Мухомор, водопровод.
Сыроежка, самолёт,
Трясогузка, вездеход.
С «е» и «о» сложи два слова —
Вот и новое готово.
Скажите, какова была цель нашего урока?
Достигли ли мы этой цели? Попробуйте
ответить на вопросы, вставляя
недостающие слова.
1. Слова, у которых два корня
называются…
2.В сложных словах есть соединительные
гласные…
Оцените свою работу на уроке.
В русском языке нужны «Сложные
слова» . Они используются для
краткости речи.
Выслушивают правило написания
«Синквейна»
Задают уточняющие вопросы
Выполняют задание
Выслушивают варианты
«Синквейна» одноклассников
Фронтальная
работа,
индивидуальная
работа
Познакомиться со сложными
словами.
Достигли.
Сложными.
«О» и «Е».
оценивают работу в листах
самооценки, обосновывая её.
9. Домашнее задание По желанию:
вы можете сочинить сказку о сложных
словах.
выслушивают и записывают
домашнее задание
задают уточняющие вопросы
Фронтальная
работа
Регулятивные:
оценка – осознание
качества и уровня
освоения и владения
теми или иными
учебными действиями;
осуществлять итоговый
контроль.
Личностные:
умение оценивать
собственную учебную
деятельность
на основе критерия
успешности:
свои достижения,
степень
самостоятельности,
инициативности,
причины неудач.
Коммуникативные:
умение строить
продуктивное
взаимодействие в
сотрудничестве со
сверстниками и
взрослыми;
проявлять активность в
деятельности. Зима приготовила для вас сюрприз
книжку «Сложных слов» с рисунками. В
этой книге есть пробелы, которые вы
будете заполнять новыми сложными
словами и рисунками к ним.
У. с. 38 № 37.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Задание для вас:
1. Возьмите рабочий лист .
2. Прочитайте слова.
3. Выделите маркером корень в словах.
Приложение 1 Рабочий лист
САНКИ, СНЕГОХОД, САЛАЗКИ, ТЕЛЕГА
_ ________________________________________________________________________
СЛОВА, У КОТОРЫХ ДВА КОРНЯ , НАЗЫВАЮТСЯ
СКОЛЬКО КОРНЕЙ В СЛОВЕ?
_____________________________________________________________________________________
СЛОЖНЫМИ
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Приложение 2
Приложение 3
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сложное слово — слово, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе
целиком слово или его часть.
Словарь С. Ожегова
СЛОЖНЫЙ, ая, ое; жен, жна, жно, жны и жны. 1. Состоящий из нескольких частей, многообразный по составу частей и связей между ними. Сложные
вещества. Механизм сложного устройства.
2. Трудный, запутанный.
Толковый словарь.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ («пароход», «углеродсодержащий»).
Инструкция для капитана группы:
Приложение 4 1. Возьми пакет с заданием.
2. Прочитай задание для группы.
3. Организуй выполнение задания.
4. Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.
5. Подними сигнал о выполнении работы в группе.
1. Взять пакет с заданием для группы.
2. Прочитать задание.
3. Выполнить задание на рабочем листе.
4. Подготовить отчёт по плану.
5. Представить отчёт группы.
6. Капитану поднять сигнал об окончании работы.
План работы в группе:
Группа №1.
Вам даны слова: Самовар, рыболов, самолёт, лесоруб.
Задание: 1. Выдели корень в сложных словах.
2. Устно приготовьте отчёт по плану.
3. Вывесите результат работы на доску.
1. Наша группа выделили в словах корни
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
3. Эти слова _________, так как имеют в составе _________.
Группа №2.
План отчёта группы №1.
Приложение 5 Вам даны карточки с корнями слов.
Задание:
1. Составьте сложные слова с данными корнями.
2. Запиши их на лист.
3. Назовите слова, которые у вас получились.
4. Устно приготовьте отчёт по плану.
5. Вывесите результат работы на доску., объясни значения слов.
Карточки с корнями слов:
нос пряд
шелк нос
утк
рог
План отчёта группы №2.
1. Наша группа составила слова с данными корнями.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
Слова:
Группа №3.
Вам даны слова: Листья, падать. Ходить пешком. Лёд колоть. Землю копать.
Книги любить.
Задание:
1. Составьте сложные слова из данных слов.
2. Запиши их на лист.
3. Назовите слова, которые у вас получились.
4. Устно приготовьте отчёт по плану.
5. Вывесите результат работы на доску., объясни значения слов.
1. Наша группа составила слова с данными корнями.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
План отчёта группы №3. Слова:
Группа №4.
Вам даны «точечные» рисунки.
Задание:
1. Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет:
o лист № 1 – синим маркером;
o лист № 2 – красным маркером;
o лист № 3 – зелёным маркером.
2. Назовите предметы, которые у вас получились.
3. Устно приготовьте отчёт по плану.
4. Вывесите результат работы на доску.
Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.
План отчёта группы №4.
1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа.
2. На картинке изображены предметы.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
№1
№ 2 № 3
Группа №5.
Подберите и запишите сложные слова, в которых есть корень сам
Задание:
1. Составьте сложные слова .
2. Запиши их на лист.
3. Назовите слова, которые у вас получились.
4. Устно приготовьте отчёт по плану.
5. Вывесите результат работы на доску., объясни значения слов.
1. Наша группа составила слова с данным корнем сам.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
План отчёта группы №5. Этапы урока
1
2
3
4
5
6
Итог урока
Лист самооценки
Приложение 6
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.