Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Оценка 4.8

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
12.07.2019
Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Урок изучения нового материала, 2 час по теме «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки». Цель урока: научить образовывать новые слова при помощи сложения слов, находить сложные слова. Задачи: • формирование умения образовывать сложные слова; отрабатывать навык работы с Обратным словарем; • развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, коммуникативных компетенций; • воспитание интереса к сотрудничеству в паре, в группе, познавательного интереса к предмету, уверенность в своих силах. Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии проблемного обучения, наблюдения.
Кочегарова Лариса Георгиевна урок русского языка 2 класс.docx
Кочегарова Лариса Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ « Горьковская СОШ №1» Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока:  «Сложные слова» Урок изучения нового материала, 2 час по теме «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки».  Цель урока: научить образовывать новые слова при помощи сложения слов, находить сложные слова.       Задачи:   развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения,  коммуникативных компетенций;  воспитание  интереса  к  сотрудничеству  в паре, в группе,  познавательного  интереса  к  предмету, уверенность в своих  силах.  формирование умения образовывать сложные слова; отрабатывать навык работы с Обратным словарем;   Планируемые результаты: Личностные:   формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;     развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные :        Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; совершенствовать  умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своих одноклассников;     формировать умения прогнозировать. Познавательные :  формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;  формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации;  подведение под понятие «сложное слово», «соединительная гласная». Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;    формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;  формирование навыков сотрудничества. Предметные:  познакомиться с понятиями : «сложное слово», «соединительная гласная»;   находить сложные слова в тексте; записывать «сложные слов»  с помощью «соединительных гласных: о и е» . Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии проблемного обучения, наблюдения. Оборудование:    для учителя – компьютер, мультимедиа­проектор,  презентация, опорные слова ; для учащихся – тетрадь по « Русскому языку» №2 / Т.А. Байкаловой, О.В. Малаховской, учебник «Русский язык» ч.2­3 / Н.А. Чуракова  «Академкнига/ Учебник», 2011год, карточки для индивидуальной работы, карточки с заданиями для работы в группах, памятки для работы в группах,  памятка для капитанов групп, листы для самооценки.  Форма работы Фронтальная Фронтальная ,  парная. № Название этапа, Деятельность     учителя Деятельность     учащихся Ход урока цель 1. Организационный  этап. Цель:  мотивировать учащихся к учебной деятельности 2. Актуализация  знаний Цель: Актуализировать мыслительные  операции: анализ, сравнение, обобщение. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Так начнём урок, друзья! ­ Откройте  тетрадь, запишите число и  классная работа. Чистописание:                     (слайд 2) ­ Перед вами ребята сочетание букв,  запишите его в тетради:                                  оузоуиоумоуа записывают в тетради число и  классная работа. ­ записывают соединение; ­ меняются тетрадями, оценивают  работу друг друга. ­ Оцените работу в парах. ­ ЗИМА ­ В этом сочетании букв зашифровано  слово,  расшифруйте его, и узнаете кто  пришёл к нам в гости.     (слайд3) ­Зима  приготовила для вас задания. ­Прежде чем приступить к выполнению  заданий, вспомним правила поведения на  уроке.  ­ Сиди ровно; пиши красиво, без  ошибок; слушай внимательно;  работай активно; поднимай руку; не  отвлекайся. ­ как работали на уроке, правильные  ответы, поведение на уроке… Формирование УУД:  Регулятивные: ­ волевая  саморегуляция, ­ принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные:  формирование затруднений и побуждает детей определить свою позицию. Регулятивные:  самоконтроль: учатся отличать верно  выполненное задание от неверного;  осознание того, что уже усвоено и  что ещё нужно усвоить,  осознание качества и уровня  усвоения. Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной ­ Что будем оценивать в конце урока. ­ Перед вами лежат листы самооценки, в  которых вы будете оценивать свою работу  в течении урока.     ­ Кто готов отправиться в путь к знаниям,  покажите готовность ­ Кто настроен на успех? ­ На партах лежат конверты с заданием:  1. Возьмите рабочий лист.                             2. Прочитайте слова. 3. Выделите маркером в словах: окончание, основу, корень, суффикс. САНКИ, СНЕГОХОД, САЛАЗКИ,  ТЕЛЕГА (В конвертах лежат рабочие листы с  заданием для каждого ученика.) Учитель проходит по классу и наблюдает  за выполнением заданий на рабочих местах. ­ Прошу, вывесить рабочие листы на доску. Учитель вызывает учеников к доске с  разными вариантами выполнения  задания. Если задание выполнено у всех  верно, то незаметно с ними учитель  вывешивает свою заготовку с ошибкой. ­ Посмотрите  внимательно на доску, как  ребята выполнили задание. Что вы  заметили? ­ Почему задание выполнили по­разному? (показывают сигнал готовности) (показывают сигнал успеха) ­ выполняют задание по алгоритму. полнотой и точностью;  умение слушать и понимать речь других. ­ В слове снегоход корни выделили по­ разному. ­ Мы не знаем, как правильно  выделять корень в этом слове. 3. Постановка  учебной задачи  и   открытие «нового» знания  Цель:  ­ Задание для всех было одно? Выполнили  его по­разному.  ­ Да. ­Как убедиться, кто из ребят выполнил  ­ Нужно вспомнить правило. Фронтальная Познавательные:  умение ставить и  формулировать  проблему с помощью  учителя. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной  полнотой и точностью;  умение слушать и понимать речь других; учитывать разные  мнения. ­выявить и зафиксировать  причину  затруднений; ­подведение к теме  и постановке задач  урока;   задание верно? ­ Сформулируйте правило. ­ Чтобы выделить корень нужно  подобрать родственные   однокоренные слова. ­ Какие однокоренные слова вы подобрали  к слову?                                           (слайд  4) – Какой корень нужно  выделить?   – Что интересного заметили? – Как же образовалось это слово? – Как вы думаете, как можно назвать такие слова?              (Сложные слова) ­ Проверим своё предположение.  (На доске: Слова, у которых два корня,  называются сложными.) ­  Как вы думаете, почему эти слова  получили такое название? ( на доске:  Сложные слова) ­ Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока                              (слайд 5) ­Какую цель поставим перед собой?             (слайд 6) ­Какие задачи поставим перед собой? Чему будем учиться ?                              (слайд  7) ­ снег и ходить ­ снег и ход ­ в слове 2 корня. ­ сложением двух основ. Учащиеся высказывают свои  предположения ­ Потому что слова образовались от  сложения корней ­ Сложные слова ­Познакомиться со сложными  словами.  ­ Учиться писать сложные слова. ­Выделять корни в сложных словах. ­ Отличать простые слова от  сложных. ­ Выяснить роль новых слов в речи. ­оценивают работу в листах  самооценки 4. Проектирование и  фиксация нового  знания. Цель: отработка новых способов  действий с  проговариванием  алгоритма вслух. ­Оцените свою работу в листе самооценки. ­ Какие слова называются сложными?  (Зима приготовила определения  «сложных слов» из разных источников  информации ­ индивидуальные листы с  определениями «сложные слова» из  разных словарей С.И. Ожегова,  Энциклопедический словарь, из  Википендии и др) . ­ Сравните своё правило  с правилом в  учебнике.                              (слайд 8) (работа по учебнику)  С. 37, № 36 ­ Найди слова, выделенные цветом. Что вы  можете сказать о них? ­ Запишите  эти слова,  выделите корень.   ­ Какие слова участвовали в образовании  этих слов? ­ Оцените свою работу на этом этапе урока в листе самооценки. коллективно обсуждают и находят  наиболее точное и понятное  определение сложного слова. Фронтальна ­ формулируют правило ­ Правило сформулировали верно. ­Слова белоручка и мясорубка –  сложные. ­ выполняют задание ­ Белоручка  ­  белый,  рука; мясорубка – рубить, мясо.  В этих словах два корня, поэтому они сложные. оценивают свою работу в листе  самооценки 5. Физминутка. (слайд 9) гимнастика для глаз Фронтальная  работа  Познавательные:  умение находить и  выделять необходимую  информацию; умение делать  предположения и обосновывать их;  на основе анализа  объектов делать вывод. Регулятивные:  оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей,  развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной  полнотой и точностью; умение  слушать и понимать речь других; учитывать разные  мнения. 6. Структурирование ­   «Зима»  предлагает     объединиться   в Групповая,  Познавательные: полученных  знаний  Цель: развитие умения  распознавать и  образовывать   сложные слова. группы.  Потренироваться образовывать и записывать сложные слова.       (слайд 10) ­Вы уже знаете, как работать . (памятки на столах).  (слайд 11) ­ Сейчас наша основная задача – не  скорость, а качество выполнения задания. ­ Группы покажите готовность к  обсуждению выполненных заданий. ­Повторяют правила работы в группе. В каждой группе выбираем  капитана (выдаю отличительный  знак). Капитаны групп получают  инструкцию и организовывают  работу внутри своей группы.      ­ показывают сигнал готовности к  продолжению работы.    фронтальная Группа №1. – Выделите корни в словах. Самовар, рыболов, самолёт, лесоруб. ­ Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто­то хочет дополнить ответ ребят?   ­ Группа № 1. (слайд   12)  Дети   выделяют   корни   в словах. Объясняют. ­Группа № 2  Соберите сложные слова из рассыпавшихся корней. ­ нос        ­пряд ­шелк      ­ нос ­утк         ­ рог  –  Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто­то хочет дополнить ответ ребят?  Образуйте   и   запишите   ­Группа   №   3   сложные слова. Листья, падать Ходить пешком.                        Лёд колоть.                        Землю копать.                        Книги любить. –  Спасибо. Все ли согласны? Может быть,  кто­то хочет дополнить ответ ребят ? ­Группа   №   2.   получившие   слова.   Объясняют значения слов.  Дети   зачитывают  (слайд   13). ­  Группа   №   3.   получившие   слова.   Объясняют .  Дети   зачитывают  (слайд   14).           умение находить и  выделять необходимую  информацию; умение делать  предположения и обосновывать их. Личностные:  умение осознавать ответственность за  общее дело; умение следовать в  поведении моральным нормам и  этическим требованиям. Регулятивные:  проговаривание последовательность  действий на уроке;  формирование познавательной  инициативы. Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной  полнотой и точностью;  умение слушать и понимать речь других; учитывать разные  мнения. ­ Группа № 4. Соедини по точкам числа.  Назови предметы, которые у вас  получились.  Самолёт, паровоз, пароход. –  Спасибо. Все ли согласны? Может быть,  кто­то хочет дополнить ответ ребят? ­ Группа № 5. Подберите и запишите  сложные слова, в которых есть корень        сам­    (Самокат, самовар, самолёт) –  Спасибо. Все ли согласны? Может быть,  кто­то хочет дополнить ответ ребят? ­ Оцените свою работу в группе на листе  самооценки ­  Ещё раз вернитесь к сложным словам.  Достаточно ли вам было только двух  основ, чтобы появилось новое слово ­ С помощью чего соединяли два корня в  сложных словах?  ­Как можно назвать эти гласные? ­  Сделайте вывод.      (слайд 17)  ­ Оцените свою работу на листе  самооценки 7. Закрепление  новых знаний. Цель: выполнение  ­ «Зима» приготовила для вас игру «Сложи слово». Работа в парах, с записью слов в тетради.                              (слайд 18­22) ­      Группа № 4.  Дети зачитывают  получившие слова.  (слайд 15).  Объясняют.       ­ Группа № 5.  Дети зачитывают  слова.  (слайд 16 + доска).  Объясняют .   ­оценивают работу в листах  самооценки        ­ Нет, не достаточно.     ­ Необходимы гласные «О» и «Е». ­ Так как они соединяли корни слов,  то можно предположить –  соединительные гласные.        ­ В сложных словах пишутся  соединительные гласные «О» и «Е». ­      оценивают свою работу                                                              ­ Записывают новые  слова. Проверка  выполненной работы. Лежебока, сладкоежка, водохлёб,  конькобежец. Работа в парах,  фронтальная типовых заданий  на новый способ  действий. ­ Оцените свою работу на листе  самооценки ­ оценивают свою работу  8.  Рефлексия. Цель:  ­фиксировать новое содержание, изученного  на  уроке; ­ организовать рефлексию и  самооценку учениками  собственной учебной  деятельности. ­ Нужны ли «сложные слова» в русском  языку»? Учитель предлагает  написать «Синквейн»  на тему: «Что такое «сложные слова»?» «Синквейн» Эти сложные слова Так просты — как «дважды два». Кашевар и ледоход,  Мухомор, водопровод. Сыроежка, самолёт, Трясогузка, вездеход. С «е» и «о» сложи два слова — Вот и новое готово. ­Скажите, какова была цель  нашего урока? ­Достигли ли мы  этой цели?  Попробуйте  ответить на вопросы, вставляя  недостающие слова. 1. Слова, у которых два корня  называются… 2.В сложных словах есть соединительные  гласные… ­­ Оцените свою работу на уроке. ­ В русском языке нужны «Сложные  слова» . Они используются для  краткости речи. ­ Выслушивают правило написания  «Синквейна» ­ Задают уточняющие вопросы ­ Выполняют задание ­ Выслушивают варианты  «Синквейна» одноклассников Фронтальная  работа,  индивидуальная  работа ­ Познакомиться со сложными  словами. ­Достигли. ­ Сложными. ­ «О» и «Е». оценивают работу в листах  самооценки, обосновывая её. 9.  Домашнее задание По желанию: ­   вы   можете   сочинить   сказку   о   сложных словах. ­ выслушивают  и записывают  домашнее задание ­ задают уточняющие вопросы Фронтальная  работа  Регулятивные:  оценка – осознание  качества и уровня  освоения и владения  теми или иными  учебными действиями; осуществлять итоговый  контроль. Личностные: умение оценивать  собственную учебную  деятельность на  основе критерия  успешности: свои достижения,  степень  самостоятельности,  инициативности,  причины неудач.  Коммуникативные: умение строить  продуктивное  взаимодействие в  сотрудничестве со  сверстниками и  взрослыми; проявлять активность в  деятельности. ­   Зима     приготовила     для   вас   сюрприз   ­ книжку   «Сложных   слов»   с   рисунками.   В этой   книге   есть   пробелы,   которые   вы будете   заполнять   новыми   сложными словами и рисунками к ним. ­ У. с. 38 № 37. ­ Урок окончен. Спасибо за работу. Задание для вас: 1. Возьмите рабочий лист . 2. Прочитайте слова. 3. Выделите маркером корень в словах. Приложение 1 Рабочий лист САНКИ,                      СНЕГОХОД,                      САЛАЗКИ,                   ТЕЛЕГА  _             ________________________________________________________________________ СЛОВА, У КОТОРЫХ   ДВА КОРНЯ , НАЗЫВАЮТСЯ СКОЛЬКО КОРНЕЙ В СЛОВЕ? _____________________________________________________________________________________      СЛОЖНЫМИ СЛОЖНЫЕ СЛОВА Приложение 2 Приложение 3 Материал из Википедии — свободной энциклопедии Сложное слово — слово, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе  целиком слово или его часть. Словарь С. Ожегова СЛОЖНЫЙ, ­ая, ­ое; ­жен, ­жна, ­жно, ­жны и ­жны. 1. Состоящий из нескольких частей, многообразный по составу частей и связей между ними. Сложные  вещества. Механизм сложного устройства.  2. Трудный, запутанный. Толковый словарь. СЛОЖНЫЕ СЛОВА  ­  слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ («пароход», «углеродсодержащий»). Инструкция для капитана группы: Приложение 4 1. Возьми пакет с заданием. 2. Прочитай задание для группы. 3. Организуй выполнение задания. 4. Определи, кто из участников группы представит отчёт классу. 5. Подними сигнал о выполнении работы в группе. 1. Взять пакет с заданием для группы. 2. Прочитать задание. 3. Выполнить задание на рабочем листе. 4. Подготовить отчёт по плану. 5. Представить отчёт группы. 6. Капитану поднять сигнал об окончании работы. План работы в группе: Группа №1. Вам даны слова: Самовар, рыболов, самолёт, лесоруб. Задание:  1. Выдели корень в сложных словах. 2. Устно приготовьте отчёт по плану. 3. Вывесите результат работы на доску. 1. Наша группа выделили  в словах корни  ­  _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 3. Эти слова _________, так как имеют в составе _________. Группа №2. План отчёта группы №1. Приложение 5 Вам даны карточки с корнями слов. Задание: 1. Составьте сложные слова с данными корнями. 2. Запиши  их на лист. 3. Назовите слова, которые у вас получились. 4. Устно приготовьте отчёт по плану. 5. Вывесите результат работы на доску., объясни значения слов. Карточки с корнями слов: ­нос­ ­пряд­ ­шелк­ ­нос­ ­утк­ ­рог­ План отчёта группы №2. 1. Наша группа составила слова с данными корнями. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. Слова:  Группа №3. Вам даны слова: Листья, падать.   Ходить пешком.   Лёд колоть.   Землю копать. Книги любить.  Задание: 1. Составьте сложные слова из данных  слов. 2. Запиши  их на лист. 3. Назовите слова, которые у вас получились. 4. Устно приготовьте отчёт по плану. 5. Вывесите результат работы на доску., объясни значения слов. 1. Наша группа составила слова с данными корнями. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. План отчёта группы №3. Слова:  Группа №4. Вам даны «точечные» рисунки. Задание: 1. Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет: o лист № 1 – синим маркером; o лист № 2 – красным маркером; o лист № 3 – зелёным маркером. 2. Назовите предметы, которые у вас получились. 3. Устно приготовьте отчёт по плану. 4. Вывесите результат работы на доску. Рисунки: самолёт, паровоз, пароход. План отчёта группы №4. 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. 2. На картинке изображены предметы. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. №1 № 2 № 3 Группа №5.  Подберите и запишите сложные слова, в которых есть корень       сам­    Задание: 1. Составьте сложные слова . 2. Запиши  их на лист. 3. Назовите слова, которые у вас получились. 4. Устно приготовьте отчёт по плану. 5. Вывесите результат работы на доску., объясни значения слов. 1. Наша группа составила слова с данным корнем ­ сам. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. План отчёта группы №5. Этапы урока 1 2 3 4 5 6 Итог урока Лист самооценки Приложение 6

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «УМК «Перспективная начальная школа» «Сложные слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2019