Пояснительная записка
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Предлагаемый на уроке материал соответствует возрасту учащихся и их жизненному опыту. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Урок русского языка был проведен во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Корень как общая часть родственных слов»
(Учебник Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 2 класс: учебник в 3 ч.(1 часть) – М.: Академкнига/Учебник, 2012.) Во 2 классе по данной программе на русский язык отводится 5 ч. в неделю, 170 ч. в год.
В классе 29 человек: 15 мальчиков и 14 девочек.
Социально неблагополучных семей нет. В классе есть неусидчивые, гиперактивные дети, дети с отсутствующим произвольным вниманием.
Темп работы класса средний. У нескольких детей плохо развита речь. Имеются логопедические проблемы у некоторых детей. Несколько детей имеют низкий уровень познавательных способностей и испытывают трудности в учебе. С ними проводится индивидуальная работа, дополнительные занятия. В классе есть группа детей с высоким уровнем развития, которые активны на уроке. Передо мной встала проблема: как активизировать интеллектуальную деятельность учащихся с разными складами ума, с разным уровнем подготовки и развития?
Учитывая данные особенности класса, считаю, оптимальным использование таких подходов как: системно – деятельностного и комплексного развития интеллектуальных особенностей учащихся младших классов на уроках русского языка (методику Бакулиной Г.А).
Это третий урок по разделу: «Родственные слова. Слово и формы этого слова». На предыдущих уроках дети познакомились с тем, что такое родственные слова и формы одного слова. На данном уроке учащиеся знакомятся с корнем родственных слов, составляют алгоритм, упражняются в нахождении корня слова. В учебнике по данной программе, по моему мнению, мало упражнений на отработку данных навыков. Поэтому при планировании урока, я взяла дополнительный материал.
На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Начинается урок с эмоционального настроя. Минутка чистописания позволяет развивать объем и распределение внимания, наблюдательность, сосредоточенность, аналитико – синтетическое мышление. Таким образом, наряду с совершенствованием графического навыка углубляются знания по изучаемым темам русского языка.
В словарно – орфографической работе дети, называя существенные признаки предмета, сами определяют его лексическое значение. Мое дополнение повышает интерес к слову, а значит, и к языку в целом, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, и, конечно, предупреждает неуспеваемость.
На этапе изучения нового материала используется частично – поисковый метод.
Мы вместе подобрали родственные слова, сравнивая их лексическое значение и написание. Дети вспомнили понятие «родственные слова». Новое понятие «корень» дети «добывали», работая самостоятельно с учебником.
Учитывая здоровьесберегающие аспекты, реализация поставленной цели и задач происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (беседа, подводящий диалог, самостоятельная работа и работа в группе) тем самым, предупреждая перегрузки обучающихся. Проводимая и созвучная с темой урока, физкультминутка, решает здоровьесберегающие задачи, и продолжает способствовать концентрации внимания у детей (слышать вопрос и отвечать действием).
Закрепление проходит в форме групповой работы с использованием ИКТ, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. На этом этапе стоит отметить умение ребят работать в группе, выполнять действия по алгоритму, выбирать главное, оценивать свою деятельность и деятельность сверстников.
Самостоятельная работа проводится дифференцированно. Учащимся предложены карточки трех уровней.
Все этапы урока подведены к раскрытию темы, в результате чего дети хорошо усвоили понятие родственные слова, научились выделять корень по основным признакам.
Рефлексия, проведенная в конце урока, позволила не только оценить достижения учеников за урок, но и показать эмоциональное настроение детей. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребенку на занятии продвинуться в своем индивидуальном развитии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.