ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Ирина Семушкина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Просмотр файла:

Заметка в газету.docx


Все файлы публикации > Заметка в газету.docx
Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по программе М.М.Разумовской.
(урок интегрированный с внеклассным чтением по литературе Кузбасса)
Тема: Публицистический стиль. Заметка в газету.
Цель: Формирование коммуникативных способностей через овладение видами речевой деятельности и
основами культуры речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях
общения.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1. Помогать формировать самооценку и искать самоопределение к видам деятельности (личностное УУД).
2. Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной
цели (личностное УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Учить работать в группе. Помощь учащихся в совместном освоении коммуникативных задач. Умение слушать и
вступать в диалог с учителем и сверстниками. (коммуникативное УУД).
2. Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим действиям (регулятивное УУД).
3. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.
(познавательное УУД).
4. Воспитывать любовь к родной природе, к литературе малой родины.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Обобщить знания о публицистическом стиле, дать понятие «заметка в газету» как одного из жанров данного
стиля. Развивать языковые, лингвистические способности для более качественного выполнения творческих
заданий.
2. Развивать устную и письменную речь, творческие способности учащихся и умение подбирать материал для
заметки. Закреплять умение создания собственного текста.
3. Знакомить с особенностями профессии журналиста.

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Результаты: сформируются умения для индивидуальной и коллективной творческой работы.
Оборудование: компьютер, проектор, записи на доске, книжная выставка «Поэзия Кузбасса», презентация
(звуковой и видео-ряды для беседы), тексты стихотворений и памятка по написанию заметки на партах
учащихся.
Время занятия: 45 мин.
На занятие приглашены: библиотекарь, заведующая сектором краеведения; школьный фотокорреспондент.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Мотивация к
учебной
деятельности.
Универсальные учебные действия
Познавательные. Эмоционально-
положительный настрой на занятие,
создание ситуации успеха, доверия.
Актуализация
знаний
2 мин.
Отвечают на
поставленные вопросы
Познавательные. Осуществлять
актуализацию полученных ранее
знаний, основываясь, в том числе, и
на жизненном опыте.
Регулятивные. Развивать умение
осмысливать полученную
Действия учащихся
Приветствуют учителя,
Знакомятся с гостями,
планом, принимают
участие в беседе.
Взаимодействуют с
учителем во время
беседы,
осуществляемой во
фронтальном режиме.
Время Действия учителя
2 мин. Приветствует
учащихся, проверяет
готовность к занятию.
Предлагает план
занятия, представляет
гостей: библиотекаря и
фотокорреспондента,
организует беседу,
которая помогает
обучающимся
сформулировать цели
и задачи занятия.
Задает вопросы:
- в чём особенности
публицистического
стиля речи?
- кто такие
журналисты?

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Работают со словарём,
рассматривают и
обсуждают памятку по
написанию заметки.
информацию и отвечать на
поставленные вопросы.
Коммуникативные. Формировать
умение грамотно строить речевые
высказывания.
Личностные. Проявлять интерес к
различным видам деятельности.
Познавательные. Использовать
специальную терминологию
публицистического стиля.
Регулятивные. Оценивать свою
деятельность, сравнивать.
Коммуникативные. Приходить к
общему решению в совместной
деятельности.
Работа по
теме урока и
повторение
пройденного
материала.
- какие жанры
публицистики вам
известны?
-какие вы знаете
языковые приметы
этого стиля?
6 мин. Проводит словарную
работу:
заметка
интервью
этика журналиста
корректность
юнкор
репортаж
Организует
обсуждение памятки
«Особенности
написания заметки»
Главная функция -
констатация факта «по
горячим следим
следам». Информация
должна
преподноситься
корректно.

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Как писать заметку?
1. Требуется ответить
на 3 основных вопроса:
«Что? Где? Когда?».
2. Нужно знать точно,
о чём пишешь и для
чего.
3.Не надо стараться в
одной заметке сказать
о многом, лучше
написать об одном
факте, но подробно.
4.Необходимо быть
логичным и
последовательным.
5.Надо называть
фамилии тех, о ком
рассказываешь,
заметка от этого
становится
достоверней.
6.Желательно
выражать своё
отношение к
происходящему.

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

25
мин.
Беседа
«Природы
милой
красота»
5 мин.
Закрепление
полученных
знаний:
7.Язык заметки
должен быть ярким и
красочным.
В роли учителя
выступает
библиотекарь. Она
знакомит ребят с
книгой «Антология
сибирской поэзии».[3]
Коротко рассказывая
об авторах,
обращается к
презентации с
фотопейзажами.
Организует
подготовленное
чтение стихотворений
под музыку.
Учитель задаёт
несколько вопросов:
Какой автор
заинтересовал?
Каких тем касаются
авторы в своих
произведениях?
Какое стихотворение
Записывают
информацию по ходу
беседы, читают сами и
слушают чтение
одноклассников.
Познавательные.Получать новые
знания. Регулятивные. Развивать
умение осмысливать полученную
информацию и конспектировать
главное. Коммуникативные.
Формировать умение
выразительного чтения лирического
произведения.
Личностные. Учиться выражать
свои чувства и настроения, при этом
понимать других.
Познавательные. Формировать
умение слушать , понимать смысл,
излагать своё мнение о
прослушанном.
Коммуникативные. Принимать

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Рефлексия,
оценивание
5 мин.
участие в коллективном деле.
Регулятивные. Учиться
анализировать, делать выводы.
Дают оценку уроку и
своей работе,
благодарят гостей.
Познавательные. Учатся излагать
свою точку зрения.
Регулятивные. Оценивать свою
деятельность и давать оценку
деятельности других.
понравилось? Чем?
Помогают ли
восприятию
фотопейзажи и
музыка?
Учитель даёт
домашнее задание –
написать заметку об
уроке, благодарит
ребят и гостей за
работу и организует
подведение итогов
урока.
Литература
1.Колесниченко, А.В. Практическая журналистика.[Электронный ресурс] http://evartist.narod.ru/text28/0037.htm
2. Р а з у м о в с к а я, М. М., Л ь в о в а, С. И., К а п и н о с, В. И., Л ь в о в, В. В. и др. Русский язык. 7 класс
[Текст] / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М.:Дрофа, 2015.
3.Русская сибирская поэзия Антология. ХХ век. [Электронный ресурс] http://www.rospisatel.ru/antologiya-sibir.htm
4.Суханова, Е. В. Викторина для юнкоров"[Электронныйресурс] http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=14286
5.Туманов, Д. Заметка - информационный жанр журналистики. [Электронный ресурс]. http://kgu-
journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/zametka_informacionnyj_zhanr_zhurnalistiki_tumanov_d/6-1-0-97
Приложение 1.
Заметка в газету «Тайгинский рабочий» от 10 декабря 2015 года

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

В современной школе многое удивляет родителей. Есть то, что вызывает неудовольствие, случаются и
радостные эмоции.
Событие, о котором хочу рассказать, рядовое, это просто урок русского языка в 7 классе. Проведён он в
параллели, где обучение ведётся по ФГОС ООО. Учителя меня поняли, а для родителей расшифрую: по
федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, то есть по
современным программам.
Новое поколение школьников – обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, какими были мы,
взрослые, в детстве. Но живём мы все в изменившемся мире, поэтому и образование не может не измениться.
Цель системно-деятельностного подхода (он является главенствующим в современной педагогике ) –
превратить школьника из пассивного слушателя в сотрудника учителя в добывании знаний на уроке.
Достижению этой цели способствует система внеурочных занятий. Мы учим детей давать оценку себе и
одноклассникам, с помощью личного портфолио фиксировать достижения. Теперь, оценивая деятельность
ученика, учителя говорят не только об отметке, но и об универсальных учебных действиях, которые он должен
освоить. Обязательной стала проектная деятельность, которая может осуществляться как на уроке, так и вне
школьных занятий.
Тема «Публицистический стиль речи» традиционно изучается в седьмом классе, но при новом подходе
завершается практикумом для всех учащихся. Хочу вас познакомить с результатами мини-проекта «Заметка в
газету» - двумя разными взглядами юных корреспондентов на один и тот же урок.
Как здорово, когда в дом приходят гости. Ещё лучше, если гость приходит в школу на урок. Полной
неожиданностью для нас стал один из уроков русского языка. Провела его Л.Ф.Кузьмина, заведующая
сектором краеведения библиотеки №4.
Любовь Фёдоровна приготовила для нас беседу о поэтах Сибири со слайдовой презентацией. Удивило то,
что я и мои одноклассники не только слушали, но и выступали. Мы читали стихи под приятную музыку, а на
экране сменялись соответствующие содержанию стихотворных строк картины сибирской природы. Я люблю
поэзию, и стихотворение Бориса Буравлёва «Осеннее» мне понравилось, и прочитал я его удачно. Ещё

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

привлекло моё внимание произведение Александра Ибрагимова « И всё-таки осень». Я сам пишу стихи, но
даже не думал, что у нас в Кузбассе так много хороших поэтов.
Когда прозвенел звонок, мы даже немного расстроились, не хотелось заканчивать разговор о поэзии.
Большое спасибо, Любовь Фёдоровна! Приходите к нам почаще.
Фролов Никита,7А класс
Двенадцатого ноября в 7 Б классе состоялся праздник поэзии под названием «Природы милой красота».
На урок к школьникам пришла Л. Ф. Кузьмина, заведующая сектором краеведения библиотеки. Семиклассники
слушали музыку, смотрели фотопейзажи, читали стихотворения известных кузбасских авторов из антологии
«Русская сибирская поэзия».
Виктор Баянов, Владимир Иванов, Анатолий Суздальцев - это лишь несколько имён поэтов, о которых
узнали дети на уроке. Много интересного услышали ребята о Геннадии Евлампиевиче Юрове, написавшем
множество стихотворений и публицистических статей о реке Томи в связи с её загрязнением.
К сожалению, урок длился всего только сорок пять минут, но он дал много знаний о наших талантливых
земляках и подарил прекрасное настроение от встречи с поэзией.
Капская Юлия,7Б класс
Присоединяюсь к мнению ребят и благодарю Л.Ф Кузьмину за плодотворное сотрудничество. Впереди у
семиклассников встреча с Н.И.Ерохиной, которая познакомит их с биографией и творчеством К.М.Симонова.

Семушкина И.В.
Приложение 2
Стихи из книги «Русская сибирская поэзия. Антология. ХХ век», прозвучавшие на уроке.
Элеонора Акопова
Горит листва, и осень на дворе,
и крыши багровеют на закате.

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Я потерялась в этом сентябре,
я заблудилась в этом листопаде.
А вы смогли бы не сойти с ума,
когда ваш город плавится в закате,
и на прохожих пялятся дома,
и жгут листву,
и ветер треплет платье,
и птицы растревоженно галдят,
и все вокруг пропахло чудесами,
когда, поджав хвосты,
на вас глядят
собаки с человечьими глазами?..
Виктор Баянов
3a рекой талиновой, за мельницей
Земляникой крашены холмы.
Ввек ничто, казалось, не изменится —
Ни деревья, ни земля, ни мы.
Буду проходить короткой улочкой,
Чтобы к речке выйти поскорей
С довоенной береженой удочкой,
Вечною грозою пескарей.
И на зорьке, легче одуванчика,

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Будет вслед смотреть мне каждый раз
Девочка в цветастом сарафанчике
С жаркими веснушками у глаз.
Ветерок займется и уляжется
В тень под тальники да тополя...
Что ж, ничто не изменилось, кажется,
И деревья те же и земля,
Только я бываю здесь наездами.
Покидая душный летний дом,
Ночи коротаю под навесами
На клубничном сене молодом.
Только приобрел другие удочки
Все на тех же вечных пескарей.
И спешу по той же самой улочке
К той же речке выйти поскорей.
И зарею утренней просвечена,
Там, где домик низок и угласт,
Мне вослед подолгу смотрит женщина
С первыми морщинками у глаз.
Евгений Буравлев
Кто вас выдумал, острова,

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

С птицей-иволгой, с ягодой кислицей,
Где Наташка-сорвиголова
Робинзоном любила числиться?
Ей, бывало, ни в чем не перечь –
Берегись языка ее острого,
Если даже заходит речь
О ее спасении с острова.
Говорила: «Мои острова!» -
Хоть, чем кончится все, знала загодя:
Расправлялись мы с нею сперва,
А потом приступали к ягоде.
Но однажды, как-то весной,
Босоногая, в ситцевом платьице,
Поделилась тайной со мной:
«Робинзону скучно без Пятницы...»
И, от счастья на волосок,
Я признал острова Робинзоньими,
И до зорьки, уткнувшись в песок,
Наши лодки лежали вверх доньями...
Ну, а нынче вы, острова,

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Неужели необитаемы?
В рост смородинник, в пояс трава,
Да черемушник с птичьими стаями.
Вот и берег. Дробинки воды
Держат ветви листами-ладонями.
Хода нет! — на песке следы,
И две лодки лежат кверху доньями.
Борис Буравлев
Осеннее
Потоки слов размытых объявлений,
Кусочки слов оборванных афиш,
С утра до ночи нудный дождь осенний
Стучит, стучит по колокольням крыш.
Не разобрать, о чем трезвонят капли,
Летящие с небесной высоты,
Но, говорят, что капли точат камни
И подмывают дамбы и мосты.
Осенний дождь стучится в перепонки,
Как будто пушки ядрами палят.
Плывут дома, киоски, остановки,
И летние автобусы стоят.

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Размыто время: ни тепла ни стужи.
Всяк норовит свой обиходить кров...
Лишь воробей, нахохлившись у лужи,
Следит за тенью серых облаков.
Александр Ибрагимов
И все-таки осень... Стрекочет косилка.
И полдень высокий, и зябко в тени.
И в небе пустынно, как будто в носилках
Уносят последние летние дни...
Но ясно в долине... На вызревшем поле
Косилкою правит незримый старик.
Как будто предсмертье... Но тихо... без боли
В коровьем логу умирает родник.
И Боже, как ясно... Как будто случилось
Страшнее чего не придумать уже.
Предзимние горы... И облако взвилось!
И кони с косилкой идут по меже...
Владимир Иванов
Колокольчик
В небе стаи курлычут прощально,
и листва облетает окрест.
В эту пору не знаю печальней
наших топких болотистых мест.

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

И когда я бродил по раздолью,
тем себя лишь порадовать смог,
что заметил на краешке поля
не по-здешнему синий цветок.
Тучи с севера зиму пророчат,
но про это ему невдомек...
Что ж так поздно расцвел, колокольчик, —
безрассудный ты мой погремок?!
****
Первый снег. И прохлада. И воля.
И равнины нетронутый лист.
И гуляет по чистому полю
звук, похожий на медленный свист.
Словно чьи-то душевные муки,
отделившись от тела давно,
ходят-бродят по нашей округе,
сочетаясь в созвучье одно.
Только звук! Нарастая. По полю.
Вот и в сердце победно проник!..
И так сладко спасительной болью
разрешился томительный миг.
Анатолий Иленко
Журавли, журавли...

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Через небо плывут журавли
В чутких всхлипах дождя
Уходящего милого лета,
Вслед за ними плывет
Теплый запах родимой земли,
Я один остаюсь
В грустном поле бродить до рассвета.
— Вы вернетесь сюда?
Вы вернетесь домой, журавли? -
Я кричу и надеюсь,
А вдруг меня птицы услышат.
Что вас ждет там, вдали?
Кто вас ждет в неизвестной дали?
Но в ответ мне они
Лишь крылами тревожно колышат.
Александр Катков
Это родина — синие ставни,
это родина — ивы внаклон,
над которыми сирыми стаями
птицы тянутся в небосклон.
Было вдоволь и песен, и хлеба,
жизнь взахлеб и беда по плечу.
Но под этим единственным небом
я от родины мало хочу.

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Я хочу, чтоб земля не скудела,
от которой и песня, и хлеб,
чтобы, делая нужное дело,
не оглох я и не ослеп.
Я хочу, чтоб река не мелела,
чтоб пьянил и дурманил чабрец,
чтобы мама моя не болела
и чтоб сильным остался отец.
Валентин Махалов
Пришла пора студеных дней
И легкого круженья снега.
Звезда молитвенная Вега
В морозной стынет тишине.
Настало время тихих чувств,
Молчанья, грусти нелюдимой.
И спит душа, как зимний куст,
Морозным опушенный дым.
Анатолий Суздальцев
Лёт лебединый
Снова колышутся, радуя взгляд,
На быстротоке тяжелые льдины.
Лебеди в небе привольном летят

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Красносмотрителен лёт лебединый.
Тают снега, истончается лед,
А в синеве васильковой, сверкая,
Белая, над красноталом, плывет,
С криком протяжным колышется стая.
Красносмотрителен — мне неспроста
Слух услаждает старинное слово.
Все-таки дивная их красота
Неотделима от края родного.
Птицы пролетные, синий простор —
Это навеки мне на сердце ляжет.
Сколько в России Лебяжьих озер,
Сколько селений с названьем Лебяжий.
Сколько всего, что в местах дорогих,
В далях немереных связано с ними.
И потому словно светится в них
Свет нашей родины неизъяснимый.
Будут и сотни, и тысячи лет
Белые стаи лететь над долиной,
С грустью неясной гляжу им вослед,

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Красносмотрителен лёт лебединый.
Степан Торбоков
Ливень
алетел он, как разбойник,
Спрятав солнечный зенит.
И земля — большой подойник —
Гулко, радостно звенит.
Мы промокли все до нитки,
А в восточной стороне
Солнца луч, горячий, прыткий,
Жалит тучи в вышине.
Глупый ливень, в самом деле,
Что наделал в краткий срок:
Мы же сено не успели
Уложить, как надо, в стог...
Оборвались ливня нити.
Солнце льет поток тепла.
Тут же радуга в зените
Коромысло подняла.
Семь цветов по лужам пенным
Разбросал небесный свод.
Славно пахнет мокрым сеном,
Будто с неба льется мед!
Александр Хохлов
В лесу, где просто заблудиться,

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Найдя в густых кустах родник,
Склонился я, чтобы напиться
И раствориться в нем на миг.
Вот так бездельником бездомным
Готов весь день в лесу бродить.
Былые радости припомнить,
Былое горе позабыть.
Я раскрываю книжку Фета
И, муравья поймав в ладонь,
Шепчу ему слова поэта
Про лес, про небо, про огонь.
Пустил на землю муравьишку,
Упал в траву к нему лицом
И ясно вспомнил, как мальчишкой
Впервые в лес пришел с отцом...
Геннадий Юров
Вторая природа
Декоративные породы
И рукотворный водоем
Как существа второй природы,
Которую мы создаем.

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Из леса саженцы воруем,
Чтоб в скверах радовали глаз.
Природу делаем вторую —
Уходит первая от нас.
Спасибо ей, что, так рискуя,
Нас обучила ремеслу,
В свою впустила мастерскую,
Как муравья и как пчелу.
Мы потрудились без оглядки
Ее законам вопреки.
Ну, а теперь лесопосадки,
Реанимация реки...
Я верю в то, что через годы
К творениям детей своих
Вернется первая природа
Внести необходимый штрих.
Покуда нерест опекаем
И птиц сезонный перелет,
Она сыновними руками
Сама себя воссоздает.
Смотрю на медленные всходы,
Склоняясь к истине простой:

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Есть Родина
И есть Природа
Исконная —
И нет второй.


Приложение 3.
Фотофрагменты урока

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Урок  русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл