Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"
Оценка 4.7

Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
04.03.2018
Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"
Прежде всего, нужно сказать о Л.Толстом, что он – гениальный художник и гениальная личность. С одной стороны, Л.Толстой поражает своей органической светкостью, своей исключительной принадлежностью к дворянскому быту... С другой, тот же Толстой с небывалой силой отрицания восстаёт против «света», против всего дворянского общества. Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в Яснополянской школе, помощи голодающим.
Лев Толстой-открытый урок.doc
Класс: 10 «А» Предмет: Русская литература Тема: Л.Н. Толстой. Биография и творчество Форма: урок­путешествие Тип урока: интегрированный урок Цель: вызвать интерес к личности и творчеству писателя  Задачи: 1) познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя;               2) развивать умение составлять краткую хронологию жизни и творчества писателя;               3) осуществлять нравственное воспитание учащихся, привлечь внимание учащихся к                    личности Толстого, облагородить мысли и чувства; Оборудование: медиапроектор, презентация, карта мира                                                                 Ход урока:      І. Опрос:  1. Лирика А. Фёта – наизусть (по выбору)      ІІ. Объяснение нового материала: 1. Сообщение темы урока. 2. Эпиграф к уроку:      Каждый человек  ­алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в  которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не  стараться светить, но стараться очищать себя. (Л.Н. Толстой)  3. Вступительное слово учителя:      Прежде всего, нужно сказать о Л.Толстом, что он – гениальный художник и гениальная  личность. С одной стороны, Л.Толстой поражает своей органической светкостью, своей  исключительной принадлежностью к дворянскому быту... С другой, тот же Толстой с  небывалой силой отрицания восстаёт против «света», против всего дворянского общества.      Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль  неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей  жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в Яснополянской  школе, помощи голодающим.      Жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «...Вечно бороться и  лишаться. Спокойствие – душевная подлость». 4. Работа над портретом писателя.  5. Анализ имени, отчества, фамилии     Лев – происходит от лат. «лео» ­ лев и греч. «леон» ­ лев. В характере преобладают доброта  и душевность. Терпим к недостаткам людей, гибок и дипломатичен. Лев всегда  благожелателен к людям, независимо от звания, должности. Любят играть с детьми в шумные  игры. Великие Львы – Л.Яшин, Л.Лещенко, Лев Ошанин, Л.Троицкий.  6. Анализ дня рождения: Дева.      Самый непонятный знак зодиака. Противоречия: высокоразвитый интеллект, критический  ум, артистизм и в то же время практичность, заземленность. Постоянный рост, стремление к  самоусовершенствованию – характерная черта Дев, они очень хорошие и добрые друзья. Они  упорные труженики жизни. Кредо Девы: «Если стоит что­то делать, то только хорошо». 7. Чтение стихотворения:      К Толстому, в Ясную Поляну! –     Велеть бы кучеру:      Вези.      Я только гляну, только гляну,      Как гений выглядит вблизи... ...Как с мужиками ловко косит     В рубахе белой впереди,      А знаменитая толстовка     Висит на гвоздике, поди.      И в счастье веруя мирское,     К неудовольствию властей.     В своей яснополянской школе    Крестьянских учит он детей.     ...Велеть бы кучеру,     Да поздно:    Давным­давно Толстого нет.     И, словно реки к океану,     Сюда дороги пролегли.     К Толстому, в Ясную Поляну     Стремятся люди всей земли (А.Бондаренко) 8. Сообщение учащихся о Ясной Поляне из Википедии, показ по карте 9. Ассоциации «Тула»  10. Сообщение учителя о детстве Л.Толстого в Ясной Поляне:       ­ мать, отец, братья      ­ брат Николай, «зеленая палочка», «Легенда о зеленой палочке», муравейные братья.       ­ переезд семьи в Москву 11. Составление краткой хронологии жизни и творчества.  12. Слово учителя: Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань...        1841 год.                                         Казань  Там производят башмаки, халаты, игиги, платки,  Их восхваляют знатоки, пленясь работою отменной.  Прекрасно женщин ремесло, их вышивки блестят светло,  А тюбетеек всех число равно числу людей вселенной.  Там­проповедников краса, там шейхов целые леса, Ясны хафизов голоса, читающих Коран священный. В стране булгар мы без труда найдем деревни, города, Но не сравнить их никогда с Казанью древней, несравненной!  13. Сообщение учащихся о Казани. 14. Ассоциации на «Казань» 15. Сообщение о Казанском периоде жизни Толстого: начал вести «Дневник» и разбирал  «Наказ» Екатерины ІІ.  16. Запись в краткую хронологию. 17. Чтение стихотворения «Кавказ»        Кавказ историей богат.         Волнует он сердца и души.         Почти две сотни лет назад        Здесь отдыхал великий Пушкин.  18. Сообщение учащихся о Кавказе из Википедии.  19. Ассоциации на «Кавказ» 20. Сообщение учителя о военной службе Толстого на Кавказе       ­ опасная служба       ­ чуть не попал в плен       ­ дружил со старым казаком       ­ написал «Детство» за подписью «Л.Н.» 21. Слово учителя: 7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь        Бело­синий город Севастополь,         Белокрылый город в Синеве...        Моря ослепительная пыль        В скверах оседала на траве.         Город с морем сомкнуты в содружье       Синей соли съедены пуды.        Дымной славой русского оружья,        Пушечным дымком несло с воды.  22. Сообщение учащихся о Севастополе. 23. Сообщение учителя об участии Л.Толстого в обороне Севастополя       ­ 4­ый бастион       ­ награды: орден св.Анны и медали       ­ «Севастопольские рассказы»  24. Сообщение «В кругу литераторов». «Петербург» (1855) 25. Ассоциации на «Петербург» 26. 1856 – вышел в отставку, 1857 – отправился в заграничную поездку, 1860 – второе   загранпутешествие.  27. Сообщение «Педагогика», «Уральск», «Женитьба»       ­ открыл школы, писал «Азбуку»       ­ летом 1862 приехал в Уральск (сообщение учащихся), закончил «Казаки»       ­ женитьба 28. Обзор романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» 29. Жизнь в Москве (1882)       ­ перепись населения       ­ помощь голодающим       ­ «Исповедь», «Власть тьмы» 30. «Толстой в Гаспре» (1901)       Старокняжеские алебастры        Тронул розовым светом восток –        Земляничное дерево Гаспры       Мне в ладонь уронило листок.        Меис ветвей почивает прохлада.        Ранний воздух на вкус – Парадиз       И полны благозвучья и лада –       имена: Симеиз, Кореиз... 31.Сообщение учащихся о Гаспре. 32.Сообщение учителя: «Толстой в 900­е годы»  ­встречи с писателями и художниками ­отлучение от церкви( 1901) ­статья «Не могу молчать»(1907) ­повесть «Хаджи Мурат»(1904) ­«За что?» (Уральск) 33.Слово учителя: разрыв с социальной средой,семейный разлад (отказ от частной  собственности,недовольство жены) 10 ноября 1910 года Л.Толстой покинул Ясную Поляну. 34.Сообщение учащихся.Астапово. 35.  Сообщение учителя о последних днях и похоронах Л.Н.Толстого ­умер­ (7)20 ноября 6 часов 5 минут ­похороны –(9)22 ноября в лесу Старый Заказ на месте «зеленой палочки» ­антиправительственные демонстрации ­Толстой в наше время 36.Закрепление: ­Где родился Л.Н.Тостой? ­Какой период жизни  принято считать началом литературной деятельности? ­Назовите рассказы Л.Н.Толстого о войне. 37.Рефлексия: Что запомнилось? Что понравилось? 38.Подведение итогов урока,объявление оценок 39.Задание на дом: Пересказ статьи по биографии (по выбору)

Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"

Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"

Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"

Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"

Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"

Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"

Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"

Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018