Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"
Оценка 4.7
Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
04.03.2018
Прежде всего, нужно сказать о Л.Толстом, что он – гениальный художник и гениальная личность. С одной стороны, Л.Толстой поражает своей органической светкостью, своей исключительной принадлежностью к дворянскому быту... С другой, тот же Толстой с небывалой силой отрицания восстаёт против «света», против всего дворянского общества.
Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в Яснополянской школе, помощи голодающим.
Лев Толстой-открытый урок.doc
Класс: 10 «А»
Предмет: Русская литература
Тема: Л.Н. Толстой. Биография и творчество
Форма: урокпутешествие
Тип урока: интегрированный урок
Цель: вызвать интерес к личности и творчеству писателя
Задачи: 1) познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя;
2) развивать умение составлять краткую хронологию жизни и творчества писателя;
3) осуществлять нравственное воспитание учащихся, привлечь внимание учащихся к
личности Толстого, облагородить мысли и чувства;
Оборудование: медиапроектор, презентация, карта мира
Ход урока:
І. Опрос:
1. Лирика А. Фёта – наизусть (по выбору)
ІІ. Объяснение нового материала:
1. Сообщение темы урока.
2. Эпиграф к уроку:
Каждый человек алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в
которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не
стараться светить, но стараться очищать себя. (Л.Н. Толстой)
3. Вступительное слово учителя:
Прежде всего, нужно сказать о Л.Толстом, что он – гениальный художник и гениальная
личность. С одной стороны, Л.Толстой поражает своей органической светкостью, своей
исключительной принадлежностью к дворянскому быту... С другой, тот же Толстой с
небывалой силой отрицания восстаёт против «света», против всего дворянского общества.
Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная
смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль
неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей
жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в Яснополянской
школе, помощи голодающим.
Жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «...Вечно бороться и
лишаться. Спокойствие – душевная подлость».
4. Работа над портретом писателя.
5. Анализ имени, отчества, фамилии
Лев – происходит от лат. «лео» лев и греч. «леон» лев. В характере преобладают доброта
и душевность. Терпим к недостаткам людей, гибок и дипломатичен. Лев всегда
благожелателен к людям, независимо от звания, должности. Любят играть с детьми в шумные
игры. Великие Львы – Л.Яшин, Л.Лещенко, Лев Ошанин, Л.Троицкий.
6. Анализ дня рождения: Дева.
Самый непонятный знак зодиака. Противоречия: высокоразвитый интеллект, критический
ум, артистизм и в то же время практичность, заземленность. Постоянный рост, стремление к
самоусовершенствованию – характерная черта Дев, они очень хорошие и добрые друзья. Они
упорные труженики жизни. Кредо Девы: «Если стоит чтото делать, то только хорошо».
7. Чтение стихотворения:
К Толстому, в Ясную Поляну! –
Велеть бы кучеру:
Вези.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи... ...Как с мужиками ловко косит
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей.
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
...Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давнымдавно Толстого нет.
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли (А.Бондаренко)
8. Сообщение учащихся о Ясной Поляне из Википедии, показ по карте
9. Ассоциации «Тула»
10. Сообщение учителя о детстве Л.Толстого в Ясной Поляне:
мать, отец, братья
брат Николай, «зеленая палочка», «Легенда о зеленой палочке», муравейные братья.
переезд семьи в Москву
11. Составление краткой хронологии жизни и творчества.
12. Слово учителя: Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань...
1841 год.
Казань
Там производят башмаки, халаты, игиги, платки,
Их восхваляют знатоки, пленясь работою отменной.
Прекрасно женщин ремесло, их вышивки блестят светло,
А тюбетеек всех число равно числу людей вселенной.
Тампроповедников краса, там шейхов целые леса,
Ясны хафизов голоса, читающих Коран священный.
В стране булгар мы без труда найдем деревни, города,
Но не сравнить их никогда с Казанью древней, несравненной!
13. Сообщение учащихся о Казани.
14. Ассоциации на «Казань»
15. Сообщение о Казанском периоде жизни Толстого: начал вести «Дневник» и разбирал
«Наказ» Екатерины ІІ.
16. Запись в краткую хронологию.
17. Чтение стихотворения «Кавказ»
Кавказ историей богат.
Волнует он сердца и души.
Почти две сотни лет назад
Здесь отдыхал великий Пушкин.
18. Сообщение учащихся о Кавказе из Википедии.
19. Ассоциации на «Кавказ»
20. Сообщение учителя о военной службе Толстого на Кавказе
опасная служба
чуть не попал в плен
дружил со старым казаком
написал «Детство» за подписью «Л.Н.» 21. Слово учителя: 7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь
Белосиний город Севастополь,
Белокрылый город в Синеве...
Моря ослепительная пыль
В скверах оседала на траве.
Город с морем сомкнуты в содружье
Синей соли съедены пуды.
Дымной славой русского оружья,
Пушечным дымком несло с воды.
22. Сообщение учащихся о Севастополе.
23. Сообщение учителя об участии Л.Толстого в обороне Севастополя
4ый бастион
награды: орден св.Анны и медали
«Севастопольские рассказы»
24. Сообщение «В кругу литераторов». «Петербург» (1855)
25. Ассоциации на «Петербург»
26. 1856 – вышел в отставку, 1857 – отправился в заграничную поездку, 1860 – второе
загранпутешествие.
27. Сообщение «Педагогика», «Уральск», «Женитьба»
открыл школы, писал «Азбуку»
летом 1862 приехал в Уральск (сообщение учащихся), закончил «Казаки»
женитьба
28. Обзор романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»
29. Жизнь в Москве (1882)
перепись населения
помощь голодающим
«Исповедь», «Власть тьмы»
30. «Толстой в Гаспре» (1901)
Старокняжеские алебастры
Тронул розовым светом восток –
Земляничное дерево Гаспры
Мне в ладонь уронило листок.
Меис ветвей почивает прохлада.
Ранний воздух на вкус – Парадиз
И полны благозвучья и лада –
имена: Симеиз, Кореиз...
31.Сообщение учащихся о Гаспре.
32.Сообщение учителя: «Толстой в 900е годы»
встречи с писателями и художниками
отлучение от церкви( 1901)
статья «Не могу молчать»(1907)
повесть «Хаджи Мурат»(1904)
«За что?» (Уральск)
33.Слово учителя: разрыв с социальной средой,семейный разлад (отказ от частной
собственности,недовольство жены)
10 ноября 1910 года Л.Толстой покинул Ясную Поляну.
34.Сообщение учащихся.Астапово.
35. Сообщение учителя о последних днях и похоронах Л.Н.Толстого
умер (7)20 ноября 6 часов 5 минут
похороны –(9)22 ноября в лесу Старый Заказ на месте «зеленой палочки» антиправительственные демонстрации
Толстой в наше время
36.Закрепление:
Где родился Л.Н.Тостой?
Какой период жизни принято считать началом литературной деятельности?
Назовите рассказы Л.Н.Толстого о войне.
37.Рефлексия: Что запомнилось? Что понравилось?
38.Подведение итогов урока,объявление оценок
39.Задание на дом:
Пересказ статьи по биографии (по выбору)
Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"
Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"
Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"
Урок русской литературы в 10 классе на тему : "Лев Толстой . Биография"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.