Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«ТеленгитСортогойская средняя общеобразовательная школа»
Урок русской литературы в 5 классе
«Дорогами добра»
(по рассказу К.Г.Паустовского
«Заячьи лапы»)
Ажикенова Л.В,
учитель русского языка и литературы, ВКК ТеленгитСортогой
2016
Урок русской литературы в 5 классе «Дорогами добра»
(по рассказу К Г Паустовского «Заячьи лапы»).
Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки рассказа, показать неразрывное
единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств
выразительности в создании художественного образа, развивать умения вдумчивого чтения
и анализа художественного текста.
Задачи:
1) образовательные: формировать умения:
а) анализировать художественное произведение;
2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей
обогащению их словарного запаса;
3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие
произведения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать
и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать
характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу: читает и слушает, извлекает нужную
информацию
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Тип
знаний.
Оборудование урока: учебникхрестоматия, словарь, эпиграф, слайдовая презентация
карточки с заданиями,
листы ватмана видео и аудиозапись.
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.
Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая
впечатление от прочитанного и услышанного текста
Частичнопоисковый методнахождение нужного материала
Метод самостоятельной работыработа в группе
Исследовательский метод исследование доказательств
сердечки,
усвоения
урок
урока:
новых
Ход урока
Эпиграф.
Добро, которое мы делаем другим.
Добром же служит нам самим
Жан Лафонтен
Ход урока.
1. Орг. момент. Звучит песня «Если добрый ты»
Целеполагание
Слово учителя
Я неслучайно начала урок с этой известной всем нам детской песни.
О чем эта песня? Да , будем говорить о доброте. Молодцы.
Как вы понимаете слово «доброта?»
По словарю С.И. Ожегова доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение
к людям и животным.
А как вы думаете, почему у вас прикреплены сердечки на партах? (доброта идет от
сердца)
И я к вам сегодня пришла с добрыми пожеланиями на урок. Желаю вам доброго дня.
Передайте друг другу пожелания. Спасибо.
Сегодня мы работаем в группах. Как мы должны вести себя при работе в группе? Нужно
поддерживать друг друга, помогать, прислушиваться к каждому мнению. Еще есть важное
условие работы в группеэто нужно определить лидера, лидер, с которым вы будете
советоваться, согласовывать свои действия. Также на столах есть оценочные листы, в нем
отмечены все этапы урока, если правильно отвечали, справились с заданиями, ставим себе
плюсики. Я думаю у нас все получится.
Постановка целей и задач на урок. Мотивация учебной деятельности
С именем этого писателя, о котором будем говорить вы уже были знакомы, когда учились
в начальной школе.
Давайте вместе вспомним его имя по высказываниям современников.
«Он любил природу во всех ее проявлениях. И осенний мелкий дождичек, и холодный
туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад….»
«Прирожденный скиталец, он объездил всю Россию еще в молодости. Его писательская
жизнь началась с желания все знать…»
Вы догадались о каком писателе сегодня будем говорить? Какие произведения знаете. Что
еще можете добавить?
Рассказ о писателе
Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего.
Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего
писателя с детских лет. Заслушивался рассказами о Запорожской Сечи, песнями,
историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем
Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась
первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с
петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели,
потом стал журналистом. Начал заниматься литературой. Он много писал для детей. К
числу таких произведений относится сказка «Заячьи лапы».
Работа с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»
Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, понастоящему
почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом
пути нам будут герои замечательного рассказа «Заячьи лапы». Тема «Дорогами добра».
Сегодня мы попытаемся выявить истины урока, вынести ценности.
Какие же цели поставим на урок? (А добьемся ли всех целей, узнаем в конце урока.
Первичное усвоение знаний. Первичная проверка материала
Дома вы прочитали рассказ «Заячьи лапы» Можно ли сказать, что слова эпиграфа связаны
с этим рассказом. Мы постараемся с вами увидеть доброту в рассказе и очень надеюсь, что
станем добрее.
О чем рассказ. Давайте восстановим хронологию событий. 8. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.2
2.Ваня несет зайца домой.3
3.Дед и Ваня ищут Карла Ивановича.4
4.Разговор Карла Петровича с дедом.5
5. «Беседа о зайце» и письма профессора.6
6.Рассказчик в гостях у деда Лариона.7
7. История спасения деда от пожара.1
1.Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца.—
Почему автор рассказывает нам о событиях не по порядку? Композиция рассказа всегда
несет важную нагрузку. Автор хочет, чтобы мы себя представили на месте рассказчика,
который сам до последнего момента не понимает, что произошло с зайцем, почему так дед
Иларион и Ваня о нем заботятся. Автор заставляет нас испытать недоумение, удивление, а
затем понимание и откровение.
Как можете объяснить выражение «Одно деревомиллион спичек. Одна спичкамиллион
деревьев» (лесной пожар послужил началом всей истории, которая выявила доброту одних
героем и равнодушие других)
Ромашка Блум. Ответить с опорой на текст.
1. Что случилось в рассказе?
2. Какие чувства испытал Ваня, несся обожженного зайца.
3. Почему не все герои участвовали в спасении зайца?
4. Каким ты представлен заяц в этом рассказе?
5. Докажите, что пожарстрашное стихийное бедствие?
6 С какой целью дед Иларион все рассказывает герою?
Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?
Ларецискусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей.
Что хранят в ларцах. Правильно, ценности.
Иногда самое простое мы не моем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным.
Сегодня мы попытаемся выяснить, о каких ценностях нам хотел рассказать Паустовский.
Работа в группах. Выясним какие герои рассказа, кто из них вызывает восхищение, а
кто неодобрение.
1 задание. Используя эпитеты, сравнения, олицетворения охарактеризовать героев.
2 задание. Ветеринар Бабка Анисья Дед Иларион Карл Петрович
Ваня Малютин – Аптекарь
Физминутка.
За
Вверх
И
Бабочки
Крылышками
Дружно
Нам
Раз
В руках ландыши запели.
хлопнем:
Дети
по
лесу
солнце
лучики
три,
букет
два
четыре,
два,
гуляли,
наблюдали!
посмотрели,
погрели.
летали,
махали.
пять,
собрать.
присели,
на
их
природой
раз,
пора
присели,
Исследовательская работа в группах. 1. Группа. «Дед Иларион до и после». Хотел застрелить зайца до пожара, который вывел
его из огня. А потом он чувствует себя виноватым.
2. «Заяц до и после».
3. «Природа до и после».
Почему сначала Ване не удалось убедить ветеринара помочь, а детского врача убедили?
(вместе с дедом, семьей . Вся сила в единстве, взаимопомощи семьи)
Эпизод «Дед у самовара», видеозапись.
Что понял рассказчик, увидев рваное ухо зайца?
Мы в ответе за животных. Природа великодушна, она не помнит зла. Она готова прийти на
помощь. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые
человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на земле.
Ребята, а когданибудь вам приходилось сталкиваться с такими событиями, когда вы
спасали животных или они вас? А знаете ли вы случаи из жизни?
Задание: листы ватмананарисовать призывспасение всего живого и природы.
Любое растение, дерево держится корнями, от него получает влагу и чем сильнее корни,
тем сильнее дерево. Так и в жизни. Каждая семья имеет семейное дерево, оно крепко,
когда в семье лад и порядок, когда чтут обычаи и традиции семьи. Запишите качества
человека на листочках и прикрепите к дереву, чтобы оно всегда процветало.
Сегодня мы с вами пытались поговорить о тех ценностях, о которых рассказал
Паустовский. Возьмите те сердечки в руки, которые у вас находятся, допишите свои
высказывания. И, зачитывая их, прикрепите к доске.
быть добрымэто значит….
Совершив добро, наслаждайтесь тем, что стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне
всем дарить добро. И если мы научимся это делать, то станем богатыми людьми. А самое
главное видеть, что комуто нужна наша помощь. А теперь скажите, какие простые истины
мы сегодня открыли? (помогать друг другу в страшных ситуациях, всем и даже животным)
Вы принесли с собой рисунки. Расскажите о них.
Рефлексия.
Как думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?
(какое страшное бедствие пожар и как люди должны проявлять доброе отношение к
окружающим. Животные приходят на помощь, и мы должны платить добром.) Берегите все
живое вокруг, идите дорогою добра.
Итог. Посмотрите на свои таблицы. Поставьте себе оценки. И рядом поставите мою.
69 «+»хорошо, 10 и большеотлично, 15удовлетворительно
Таблицы соберу и отдам учителю, чтобы выставить оценки в журнал.
Домашнее задание под песню «Дорогами добра»
1.Сочинение на тему «Я хочу посоветовать прочитать рассказ «Заячьи лапы», потому
что….
2. Нарисовать иллюстрации к рассказу
3. Сочинить стихотворение
Спасибо все за урок.
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.