Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Оценка 5

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
06.02.2017
Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Программа элективного курса направлена на эффективную подготовку выпускников у итоговой аттестации в рамках ЕГЭ.
урок.майма. дорогами добра..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Теленгит­Сортогойская средняя общеобразовательная школа» Урок русской литературы в 5 классе «Дорогами добра» (по рассказу К.Г.Паустовского  «Заячьи лапы») Ажикенова Л.В,  учитель русского языка и литературы, ВКК Теленгит­Сортогой 2016 Урок русской литературы  в 5 классе «Дорогами добра» (по рассказу  К Г Паустовского  «Заячьи лапы»). Цель: помочь   учащимся   понять   нравственные   уроки   рассказа,   показать   неразрывное единство   человека   и   природы,   накапливать   наблюдения   над   ролью   детали   и   средств выразительности в создании художественного образа, развивать умения вдумчивого чтения и анализа художественного текста. Задачи: 1) образовательные: формировать умения: а) анализировать художественное произведение;  2)   развивающая: способствовать   развитию   речи   учащихся,   творческих   способностей обогащению их словарного запаса; 3)   воспитательная: воспитывать   доброту   и   чуткость   через   эмоциональное   восприятие произведения.                                            Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и   анализировать   текст,   формулировать   идею,   проблематику   произведения,   давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. Метапредметные УУД: Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное. Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану. Познавательные:   осознает   познавательную   задачу:   читает   и   слушает,   извлекает   нужную информацию Коммуникативные: строит   небольшие   монологические   высказывания,   осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач. Тип знаний. Оборудование   урока:  учебник­хрестоматия,   словарь,   эпиграф,   слайдовая   презентация карточки   с   заданиями,   листы   ватмана   видео   и   аудиозапись. Методы и приёмы обучения: Репродуктивный метод. Приём: слово учителя. Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста Частично­поисковый метод­нахождение нужного материала Метод самостоятельной работы­работа в группе Исследовательский метод­ исследование доказательств    сердечки, усвоения урок   урока:   новых       Ход урока Эпиграф. Добро, которое мы делаем другим. Добром же служит нам самим Жан Лафонтен                                              Ход урока.  1. Орг. момент. Звучит песня «Если добрый ты»  Целеполагание Слово учителя      ­  Я неслучайно начала урок с этой известной всем нам детской песни.    ­О чем эта песня? Да , будем говорить о доброте. Молодцы. ­Как вы понимаете слово «доброта?»  ­По словарю С.И. Ожегова доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным. ­А  как   вы   думаете,   почему   у   вас   прикреплены   сердечки   на   партах?   (доброта   идет   от сердца) И я к вам сегодня пришла с добрыми пожеланиями на урок. Желаю вам доброго дня. Передайте друг другу пожелания. Спасибо. Сегодня мы работаем в группах.  Как мы должны вести себя при работе в группе? Нужно поддерживать друг друга, помогать, прислушиваться к каждому мнению. Еще есть важное условие   работы   в   группе­это   нужно   определить   лидера,   лидер,   с   которым   вы   будете советоваться, согласовывать свои действия. Также на столах есть оценочные листы, в нем отмечены все этапы урока, если правильно отвечали, справились с заданиями, ставим себе плюсики. Я думаю у нас все получится.  Постановка целей и задач на урок. Мотивация учебной деятельности ­С именем этого писателя, о котором будем говорить вы уже были знакомы, когда учились в начальной школе. Давайте вместе вспомним его имя по высказываниям современников.   «Он любил природу во всех ее проявлениях. И осенний мелкий дождичек, и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад….» «Прирожденный скиталец, он объездил всю Россию еще в молодости. Его писательская жизнь началась с желания все знать…» Вы догадались о каком писателе сегодня будем говорить? Какие произведения знаете. Что еще можете добавить? Рассказ о писателе Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя   с   детских   лет.   Заслушивался   рассказами   о   Запорожской   Сечи,   песнями,  историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский   университет,   переход   в   Московский,   но   закончить   его   не   удалось.   Началась первая   мировая   война   в   1914   г.   Затем   гражданская   война,   участвовал   в   боях   с петлюровскими бандами, потом был  матросом, трудился подручным в рабочей  артели, потом стал журналистом.   Начал заниматься литературой.   Он много писал для детей. К числу таких произведений относится сказка «Заячьи лапы». Работа с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» ­   Я   предлагаю   вам   преодолеть   увлекательный   путь   к   Доброте,   по­настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои замечательного рассказа «Заячьи лапы». Тема «Дорогами добра».   Сегодня мы попытаемся выявить истины урока, вынести ценности.         ­Какие же цели поставим на урок? (А добьемся ли всех целей, узнаем в конце урока.                                                                                                                                                             Первичное усвоение знаний. Первичная проверка материала Дома вы прочитали рассказ «Заячьи лапы» Можно ли сказать, что слова эпиграфа связаны с этим рассказом. Мы постараемся с вами увидеть доброту в рассказе и очень надеюсь, что станем добрее. ­О чем рассказ. Давайте восстановим хронологию событий. 8. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.­­2 2.Ваня несет зайца домой.­­­­­­­3 3.Дед и Ваня ищут Карла Ивановича.­­­­­­­4 4.Разговор Карла Петровича с дедом.­­­­­­­5 5. «Беседа  о зайце» и письма профессора.­­­­­­6 6.Рассказчик в гостях у деда Лариона.­­­­­7 7. История спасения деда от пожара.­­­­1 1.Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца.— ­Почему автор рассказывает нам о событиях не по порядку? Композиция рассказа всегда несет важную нагрузку. Автор хочет, чтобы мы себя представили на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает, что произошло с зайцем, почему так дед Иларион и Ваня о нем заботятся. Автор заставляет нас испытать недоумение, удивление, а затем понимание и откровение. ­Как можете объяснить выражение «Одно дерево­миллион спичек. Одна спичка­миллион деревьев» (лесной пожар послужил началом всей истории, которая выявила доброту одних героем и равнодушие других) Ромашка Блум. Ответить с опорой на текст. 1. Что случилось в рассказе?  2. Какие чувства испытал Ваня, несся обожженного зайца. 3. Почему не все герои участвовали в спасении зайца?  4. Каким ты представлен заяц в этом рассказе? 5. Докажите, что пожар­страшное стихийное бедствие? 6 С какой целью дед Иларион все рассказывает герою?  ­Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец? Ларец­искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей. ­Что хранят в ларцах. Правильно, ценности. Иногда самое простое мы не моем увидеть, узнать, сделать, а  оно окажется самым ценным. Сегодня мы попытаемся выяснить, о каких ценностях нам хотел рассказать Паустовский. Работа в группах. Выясним какие герои рассказа, кто из них вызывает восхищение, а кто неодобрение. 1 задание. Используя эпитеты, сравнения, олицетворения охарактеризовать героев. 2 задание. Ветеринар­          Бабка Анисья­  Дед Иларион­          Карл Петрович­­­ Ваня Малютин –             Аптекарь­­­­­       Физминутка. За Вверх И Бабочки Крылышками Дружно   Нам Раз В руках ландыши запели. хлопнем:      Дети   по   лесу   солнце лучики         три,   букет два четыре,         два,   гуляли,  наблюдали!  посмотрели,  погрели.  летали,  махали.  пять,  собрать.  присели,    на их природой       раз, пора присели,     Исследовательская работа в группах. 1. Группа. «Дед Иларион до и после». Хотел застрелить зайца до пожара, который вывел его из огня. А потом он чувствует себя виноватым. 2. «Заяц до и после». 3. «Природа до и после».  ­Почему сначала Ване не удалось убедить ветеринара помочь, а детского врача убедили? (вместе с дедом, семьей . Вся сила в единстве, взаимопомощи семьи) Эпизод «Дед у самовара», видеозапись. ­Что понял рассказчик, увидев рваное ухо зайца? Мы в ответе за животных. Природа великодушна, она не помнит зла. Она готова прийти на помощь.   Рассказчик   вслед   за   дедом   ощутил   ответственность   за   те   поступки,   которые человек совершает  по отношению к природе, ответственность за все живое на земле. ­Ребята,   а  когда­нибудь   вам   приходилось   сталкиваться   с   такими   событиями,   когда   вы спасали животных или они вас? А знаете ли вы случаи из жизни? Задание: листы ватмана­нарисовать призыв­спасение всего живого и природы. Любое растение, дерево держится корнями, от него получает влагу и чем сильнее корни, тем сильнее дерево. Так и в жизни.   Каждая семья имеет семейное дерево, оно крепко, когда в   семье лад и порядок, когда чтут обычаи и традиции семьи. Запишите качества человека на листочках и прикрепите к дереву, чтобы оно всегда процветало. Сегодня   мы   с   вами   пытались   поговорить   о   тех   ценностях,   о   которых   рассказал Паустовский.  Возьмите  те  сердечки  в   руки,  которые  у  вас  находятся,  допишите   свои высказывания. И, зачитывая их, прикрепите к доске. ­быть добрым­это значит…. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне всем дарить добро. И если мы научимся это делать, то станем богатыми людьми. А самое главное видеть, что кому­то нужна наша помощь. А теперь скажите, какие простые истины мы сегодня открыли? (помогать друг другу в страшных ситуациях, всем и даже животным) ­Вы принесли с собой рисунки. Расскажите о них. Рефлексия.  Как думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю? (какое   страшное   бедствие   пожар   и   как   люди   должны   проявлять   доброе   отношение   к окружающим. Животные приходят на помощь, и мы должны платить добром.) Берегите все живое вокруг, идите дорогою добра. Итог. Посмотрите на свои таблицы. Поставьте себе оценки. И рядом поставите мою. 6­9 «+»­хорошо,    10 и больше­отлично,      1­5­удовлетворительно Таблицы соберу и отдам учителю, чтобы выставить оценки в журнал.  Домашнее задание под песню «Дорогами добра» 1.Сочинение   на   тему   «Я   хочу   посоветовать   прочитать   рассказ   «Заячьи   лапы»,   потому что…. 2. Нарисовать иллюстрации к рассказу 3. Сочинить стихотворение Спасибо все за урок.

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Урок русской литературы в 5 классе по теме "Дорогами добра" по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017