Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Оценка 4.7

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
5 кл—11 кл
25.05.2019
Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Использование образовательных технологий на уроках биологии. Как для ученика, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле слова. Современный урок биологии – это урок с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. В своей педагогической деятельности, при преподавании биологии, использую такие технологии как: технология развития критического мышления, тестовая технология, проблемное обучение, проектное обучение, игровые технологии, ИКТ. Из них взяла для себя только то, что сочла приемлемым, исходя из уровня подготовленности классов и своего опыта работы. Приложение
важно уроки по технологиям.docx
Использование образовательных технологий на уроках биологии. Как для ученика, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле слова. Современный урок биологии – это урок с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. В своей педагогической деятельности, при преподавании биологии,   использую такие технологии как: технология развития критического мышления,   тестовая   технология,   проблемное   обучение,   проектное   обучение,   игровые технологии, ИКТ. Из них взяла для себя только то, что сочла приемлемым, исходя из уровня подготовленности классов и своего опыта работы.  Приложение Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Цель урока:   познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования   и   значением   плазмы   и   форменных   элементов   крови.   Формировать   умения: самостоятельно   работать   с   текстом   учебника,   извлекая   из   него   нужную   информацию;   логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: проблемно­поискового характера. Оборудование: таблица «Кровь», записи на доске. Ход урока. Организационный момент. Изучение нового материала. I. II. Для   нормальной   жизни   организма   его   клеткам,   тканям   необходимо   постоянное   поступление кислорода,   питательных веществ, а также бесперебойное удаление продуктов обмена. Все эти вещества могут проходить через клеточные мембраны только в виде растворов, поэтому клетки существуют   лишь   в   жидкой   среде.   Через   нее   осуществляется   связь   живых   клеток,   тканей   с внешней средой. Внутренней средой организма человека являются тканевая жидкость, кровь и лимфа. Сегодня на уроке узнаем, что такое кровь, ее состав и функции.   Запишите тему сегодняшнего урока «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».  Историческая справка. Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с «нечистой силой», говорил: «Кровь, надо знать, совсем   особый   сок».   В   этих   словах   отражается   мистическое   верование   в   кровь   как   в   нечто таинственное. За кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих древних идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые   философы   Древней   Греции   считали   кровь   носителем   души.   Древнегреческий   врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.  Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Примерные вопросы для учащихся: 1. Как вы понимаете, что такое кровь? 2. Чем кровь лягушки отличается от крови человека? 3. Какие функции она выполняет? 4. Сколько литров крови у человека? 5. Сколько  у ребенка? Формулирование   проблемы:  Мы   знаем,   сколько   крови   в   среднем   у   взрослого   человека,   но незнаем,   сколько   у   ребенка   и   как   рассчитать   ее   количество.   Мы   знаем,   что   кровь   переносит вещества, способна свертываться, как это происходит мы незнаем. Мы незнаем, чем отличается кровь лягушки от крови человека. Не зная этого, мы не сможем понять защитные механизмы крови, которые очень важны при оказании помощи. Поэтому мы должны разобраться во всех этих вопросах.  Класс   делится   на   группы.   Каждая   группа   выполняет   задания   по   карточкам,   затем отчитывается. В конце урока подводится общий итог. Карточка № 1. 1. Пользуясь   различными   справочниками   и   книгами,   выпиши   пояснение   термина   –   кровь, указывая название справочника и год издания. 2. Прочитай разные варианты пояснения термина. 3. Выбери термин, наиболее полно раскрывающий  его значение. выяснил,   что   кровь   –   с.86   я   года   издания   на   Свой ответ начни с таких слов.  Пользуясь   словарем­справочником   для   школьников,   абитуриентов   и   учителей   по   биологии 2006   это ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ______________________________________________________ Пользуясь справочным материалом по биологии 1988 года издания на с. 90  я выяснил, что  кровь – это ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ________________________ Пользуясь учебником, Биология 8 класс 2009 года издания на с. 82 кровь означает ­  __________________________________________________________________________ 1. Прочитай статьи «Состав крови», «Плазма крови» на с. 84.  2. Составь схему «Состав крови» Состав крови Карточка № 2.                                                                                                                                                                                                  Форменные элементы крови                                                                   Клетки крови                                   Тромбоциты ­                                                                                                            кровяные пластинки. 3. Пояснить, что такое плазма? 4. Составить схему «Состав плазмы». Состав плазмы 90 – 92% ­ вода                                                                       органические вещества 1. белки (        ?                   )                                                            Минеральные соли        2.                                                           1.                                                          2.                                                          3. 5. Поясни что такое фибриноген? Карточка № 3. 1. Прочитай статьи «Эритроциты» на с.84 – 85 и «Кроветворение» на с. 88. 2. Заполни таблицу «Форменные элементы крови». Форменные элементы крови Название  форменного  элемента  крови Пояснение  названия  форменного  элемента крови Содер жание в  крови Особенности  состава и  строения Где образуются в  организме и  сколько живут  Какую  роль в  организме  играют 3. Перенеси данные таблицы на доску. 4. Поясни что такое гемоглобин?   1. Прочитай статьи «Лейкоциты» на с.86 и «Кроветворение» на с. 88. 2. Заполни таблицу «Форменные элементы крови». Форменные элементы крови Карточка № 4. Название  форменного  элемента  крови Пояснение  названия  форменного  элемента крови Содер жание в  крови Особенности  состава и  строения Где образуются в  организме и  сколько живут  Какую  роль в  организме  играют Бесцветные,  форма  различная,  содержат ядро, могут активно  передвигаться 3. Перенеси данные таблицы на доску. 1. Прочитай статьи «Тромбоциты» на с.86 ­ 87 и «Кроветворение» на с. 88. 2. Заполни таблицу «Форменные элементы крови». Форменные элементы крови Карточка № 5. Название  форменного  элемента  крови Пояснение  названия  форменного  элемента крови Содер жание в  крови 1 мм 3 до   4000 Особенности  состава и  строения Где образуются в  организме и  сколько живут  Какую  роль в  организме  играют Небольшие,  безъядерные  Перенеси данные таблицы на доску. 3. 4. Поясни термин кроветворение?   Карточка № 6 1. Изучи  расчеты количества крови у человека. Кровь составляет 6–8% массы тела, у взрослого человека примерно 4,5–6 литров. Давайте,   определим,   сколько   литров   крови   содержится   в   организме   человека,   вес   которого составляет 47кг, если известно, что на долю крови приходится 7% от веса тела, а удельный вес крови равен 1,06г/см3. Решение:   Если   вес   человека   47кг,   то   на   долю   1%   крови   приходится   47   :   100   =   0,47кг, следовательно; 7% крови будет составлять 0,47 .  7 = 3,29кг Полученную цифру (вес крови) переводим в объёмные единицы. Для этого можно использовать формулу, известную учащимся из курсов физики и химии: m = V . d,  где – m – масса, V – объём, d – удельный вес. Исходя из этой формулы, получаем V = m/d V = 3,29кг : 1,06 г/см3 = 3290 г/1,06 г/см3 = 3103см3 Ответ: в организме человека весом 47кг содержится 3 литра 1мл крови. 2. Высчитай количество крови у себя в организме. Свой   вес   раздели   на   100.   Полученный   результат   умножь   на   7,   получишь   количество   крови   в килограммах. Затем вес крови переводи в объемные единицы. Чтобы получить объем крови нужно вес крови в килограммах перевести в граммы и  разделить на 1,06  г/см 3 .   3. Прокомментируй расчеты перед классом. Формулы запиши на доске. На долю крови приходится 7% от веса тела, а удельный вес крови равен 1,06г/см3.          Чтобы найти 1% удельного веса крови, нужно  m  : 100  , а затем полученный       результат умножить на 7, получим вес крови у ребенка. Формула объема крови V = m : d ­ где – m – масса, d – удельный вес. Подводится итог по проделанной работе. Чтобы выяснить, чем отличается кровь человека от крови лягушки нам необходимо рассмотреть, готовы препараты и зарисовать в тетрадь.  Карточка № 7 1. Прочитай статью «Эритроциты» на с.84 – 85. 2. Выполни лабораторную работу. Цель работы: выявить особенности строения  эритроцитов  крови   человека  и                           лягушки. Ход работы: 1. Подготовьте микроскоп к работе. 2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека. 3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты крови.  4. Запишите данные   в таблицу, учитывая   размеры эритроцита, форму  и наличие в нем ядра ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА          человека   РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ  ЯДРА                5. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки. 6. Рассмотрите  эритроциты, крови лягушки.  7. Запишите данные в таблицу,  о эритроците, учитывая его размеры, форму  и наличие в нем  ядра. ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА            лягушки   РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ  ЯДРА                Используя данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы: Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека? Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему? ВЫВОД:_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________ III. Закрепление полученных знаний. Выполни тест. 1. Внутреннюю среду организма составляют: а) кровь, желчь, межклеточное вещество б) кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток в) кровь, лимфа, межклеточное вещество 2. Кровь образована: а) эпителиальной тканью б) соединительной тканью в) железистой тканью 3. Кровь состоит: а) из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов б) из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и   тромбоцитов в) из плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов 4. Объём крови в теле человека  в среднем: а) около 5л б) около 7л в) около 4л 6. Какую из перечисленных функций не выполняет кровь: а) транспортную б) выделительную в) защитную г) рефлекторную IV. Домашнее задание. Конспект. Урок с использованием игровых технологий в 10 классе. Обобщающий урок по теме «Строение и функции клеток».  Цель: развивать знания учащихся о строении клеток эукариот и применять их на практических  занятиях; совершенствовать у учащихся умения работать с дидактическим материалом; развивать  мышление учащихся, предлагая задания для сравнения клетки растений и клетки животных с  выявлением схожих и отличительных признаков. Оборудование: таблица «Строение клетки», маршрутные листы, карточки с заданиями, микроскоп,  предметное и покровное стекло, пипетка,  раствор йода, вода, лук. Ход урока I. Организационный момент.      Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков, мурлыканье кошки, тихая мелодичная игра на флейте… Но все это видимая красота, ощущаемая, осязаемая. А давайте  попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше.     Я приглашаю вас совершить путешествие в самую маленькую ячейку жизни – клетку.  Эпиграфом  нашего урока я выбрала слова английского биофизика и биохимика Джо Кендрю:  «Клетка – это своего рода атом в биологии» II. Постановка цели урока. Обобщить ранее полученные знания о строении и функциях прокариотической и эукариотической   клеток.    В путешествии мы будем руководствоваться маршрутными листами.  Каждое задание маршрутного  листа будет оцениваться по пятибалльной системе. Маршрутный лист. 1) Что ни шаг, то термин 2) Покажи и назови органоид, его строение и функции 9) Подведение итогов 8) Тест «строение и функции клеток 3) Заполни таблицу №1. 3) Заполни таблицу №1. 4) Работа с микроскопом 5) Работа с рисунком №1 7) Поэтическа я минутка 6) Реши биологическую задачу III.Работа с заданиями маршрутного листа Задание № 1.  «Что ни шаг то термин». Команды предоставляют по одному человеку. Их задача первым прийти к финишной линии. За правильный ответ участник имеет право сделать шаг. Вопросы   для   задания:   клетка,   органоид,   прокариоты,   эукариоты,   ядро,   цитоплазма,   пиноцитоз, фагоцитоз, плазмолиз, деплазмолиз. Задание № 2.   «Покажи и назови органоид, его строение и функции». Работа с таблицей «Строение клетки». Участник, дошедший первым до финиша, имеет право первым показать 5 органоидов клетки, назвать их строение и функции. Задание № 3. «Заполни таблицу». Коллективная работа команды. Таблица №1 «Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической клеток» для 1 команды. Прокариоты    Эукариоты Признаки ЯДЕРНАЯ МЕМБРАНА   ПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ МЕМБРАНА МИТОХОНДРИИ ЭПС РИБОСОМЫ ВАКУОЛИ ЛИЗОСОМЫ КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА     КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ     КАПСУЛА Таблица № 1 «Сравнительная характеристика животной и растительной клеток» для 2 команды.  Животная клетка Часть клетки 1. Клеточная стенка. Растительная клетка 2. Вакуоль. 3. Пластиды. 4. Запасное вещество. 5. Центриоль. 6. Положение ядра. 7. Способ питания. 8. Синтез АТФ. Задание № 4. Работа с микроскопом. Приготовить микропрепарат кожицы лука, рассмотреть,  зарисовать и подписать основные компоненты клетки. Задание № 5. Работа с рисунком  № 1. При прохождении ботаники, зоологии и анатомии человека вы уже знакомились со строением  различных типов клеток, давайте немножко с вами повторим. Задание № 6. «Реши биологическую задачу» Задача для команды №1.  В клетках ряда тканей и органов растений накапливаются пигменты, определяющие их цвет.  Приведите примеры и укажите их биологическую роль. Задача для команды №2.  Блондины, брюнеты, шатены… назовите пигмент, который определяет цвет волос. В каких клетках  осуществляется его синтез? Чем обусловлена разная интенсивность окраски волос? В результате чего  волосы теряют окраску и становятся седыми? Поэтическая минутка. Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трансферрин, Глюкозу и холестерин, … И множество других веществ,  Так нужных для живых существ.   В мембране два липидных слоя, Которые фосфолипиды строят,  ''Хвостами" внутрь, а ''головой'' к воде, Что в окружающей среде. Липиды кружатся, плывут, Из слоя в слой редко бегут. Удерживает их один Известный всем холестерин.   Структура всех мембран простая; Она как жидкость та густая, В которой плавают белки, Когда  ничем не закреплены. Молекулы белков обычно, Располагаясь мозаично, Ведут себя так динамично, Как им привычно.   Структурные белки в мембране не одни; В ней есть рецепторы, ферменты, G­белки. У каждого из них своя работа И общая для всех забота: Сигнал для клетки так преобразовать, Чтоб можно было в клетку передать.  Рецептор через G­белок о нем ферменту  сообщает, Фермент каскад реакций в клетке запускает.   Здесь  олигосахариды, Как известные нам гиды, Сообщают клеткам всем Все о клетке: чья и с кем В контакт готова та вступить, Чтобы тканью прочной быть, Чтоб узнал ее друг, враг, Чтобы братом был ей брат. Задание № 7. «Выполни тест» Часть А. 1. Какое утверждение является одним из положений клеточной теории: А – одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты  Б – свободноживущих неклеточных форм жизни (вирусов) не существует В – ДНК – носитель и хранитель генетической информации Г – каждая клетка возникает из клетки путем деления исходной  2. Живое отличается от неживого: А – составом неорганических соединений Б – наличием катализаторов В – взаимодействием молекул друг с другом Г – обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно­функциональной  организации системы 3. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как: А – в состав клетки входит около 70 химических элементов Б – все белки клеток построены из 20 аминокислот  В – в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада Г – все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток 4. Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу, что  свидетельствует о: А – происхождении живого из неживой природы Б – едином происхождении всего живого В – способности всех клеток к фотосинтезу Г – сходных процессах обмена веществ 5. Транспорт веществ в клетку и  обратно осуществляется: А – пластидами Б – митохондриями В – клеточной мембраной  Г – лизосомами Часть В. В1. Закончите следующие фразы: А) Синтез запасов АТФ клетки происходит в_______________ Б) фотосинтез осуществляется в_______________ В) Биосинтез белка происходит на ______________ Г) Избирательный транспорт веществ осуществляет__________ В2. Установите соответствие между органоиды клетки и их функциями. ФУНКЦИИ                                                                                                           ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ А) Имеет двумембранную оболочку с порами                                                    1) Ядро Б) Хранит наследственную информацию и участвует в ее передаче                2) Митохондрии В) Содержит ядрышко, в котором собираются рибосомы Г) Содержат множество ферментов, участвующих в синтезе АТФ Д) Отвечает за синтез АТФ Е) Содержи кариоплазму   В А Б Г Д Е После выполнения теста команды обмениваются листочками, проверяют  и выставляют оценку. Затем проверят вместе с учителем. IV. Подведение итогов. Выставление оценок. Вот и закончилось наше путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который  присутствует в каждом из нас.  Вы сегодня хорошо поработали и получаете следующие оценки:….. (максимальное количество баллов  47). Урок с использованием тестовой технологии в 9 классе.  Тема: Гипотезы возникновения жизни. Задача: показать многообразие теорий происхождения жизни, их слабые и сильные стороны;  рассмотреть основные гипотезы, выявить в них те, которые являются обоснованными с научной точки  зрения. Оборудование: презентация «Гипотезы возникновения жизни на Земле». Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка знаний. Самостоятельная работа. Задание №1. Установите соответствие между перечисленными изменениями строения и жизнедеятельности  организмов и основными направлениями эволюции. Основные направления эволюции А. Ароморфоз Б.  Идиоадаптация В.  Дегенерация Изменения строения и жизнедеятельности организмов 1. Появление процесса фотосинтеза. 2. Наличие присосок и крючков у паразитических червей. 3. Изменение окраски тела у хамелеона. 4. Отсутствие листьев у кактуса. 5. Возникновение многоклеточности. 6. Появление густого подшерстка у млекопитающих зимой. 7. Развитие у животных внутреннего оплодотворения при  выходе на сушу. 8. Высокая плодовитость у бычьего цепня. 9. Приспособление к полету у белки­летяги. 10. Появление цветка у растений. Ответы: А – 15710 Б – 3469 В – 28 Задание №2. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.  1. Эволюция — процесс: а)индивидуального развития особи; б)длительного исторического развития; в)длительного развития особей одного вида; г)исторического развития нескольких поколений. сравнительно-анатомическим не эволюции К 3. доказательствам относится: а)рудименты; б)атавизмы; в)сходство зародышей; г)гомологи. К доказательствам эволюции не 2. относятся: а)сравнительно-анатомические; б)палеонтологические; в)взаимосвязи строения и среды обитания; г)эмбриологические. Гомологичными называют органы, 4. имеющие: а) разное строение, но сходные функции; б) сходное строение, но выполняющие разные функции; в) сходное строение, выполняющие сходные функции; г)разное строение, разные функции. выполняющие Рудиментами называют органы, 5. которые: а)имеют сходное строение, выполняют разные функции; б)имеют разное строение, выполняют сходные функции; но но в)утратили свою функцию в результате их длительного неприменения; г)имеют сходное строение и сходные функции. Гомологичными органами не 6. являются: а) плавники кита; б) плавники рыбы; в) крылья летучей мыши; г)крылья птицы. Рудиментарными органами не 7. являются: задних а)кости задних конечностей кита; б)кости дельфина; в)глаза крота; г)кости задних конечностей птицы. конечностей 8. Примером атавизма может служить: у конечность а)пятипалая земноводных; б)трехпалая конечность у лошади; в)задняя конечность у кита; г)задняя конечность у дельфина. III. Изучение нового материала.      При изучении новой темы используются презентации и сообщения, приготовленные учащимися.      Вопрос о возникновении жизни на Земле волновал умы ученых на протяжении многих столетий,  создавались различные теории об этом. Представления и предположения о зарождении жизни можно  объединить в пять гипотез. 1. Теория креационизма – теория постоянства видов, рассматривающая многообразие  органического мира как результат его творения Богом. 2. Теория самозарождения – рыба из ила, черви из мяса, мыши из грязи. 3. Гипотеза стационарного состояния – жизнь существовала всегда. 4. Теория панспермии – жизнь занесена с других планет «перенос зародышевой жизни» ­ Рихтер  1865г. 5. Гипотеза биохимической эволюции. Коацерватная теория. Автором этой теории является  отечественный биохимик академик А.      И.      Опарин (1924 г.). Позже Опарина, независимо от него  к аналогичным выводам пришел английский ученый Дж. Холдейн. Коацерваты – мелкомолекулярные комплексы, окруженные водной оболочкой, отделяющих их  содержимое от основного раствора. IV. Задание на дом.  Изучить  § 8.1, вопросы.  Урок с использованием тестовой технологии в 9 классе. Тема: Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм Задачи урока: сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать  учащимся, что  ассимиляция и диссимиляция —  две стороны  единого процесса — метаболизма. Оборудование: схеме метаболизма на доске. Ход урока I.Организационный момент II. Повторение и закрепление материала 1. Проверка   правильности   заполнения   таблицы   «Сравнение   строения   клеток   эукариот   и прокариот». (Ответ учащегося у доски.) 2. Фронтальная беседа по вопросам: 1) Какую роль выполняет спора у прокариот? Чем она отличается от спор эукариот? 2) Сравнивая строение и процессы жизнедеятельности эукариот и прокариот, выделите признаки, позволяющие предположить,  какие клетки исторически более древние, а какие — более молодые. 3) Что такое ферменты? Какова их роль в организме? 4) Что такое обмен веществ? Приведите примеры обмена веществ в организме. III. Изучение нового материала Накопление веществ и  энергии Ассимиляция (анаболизм,  пластический обмен) Расходование веществ и  энергии 1. Формирование понятия «метаболизм». (Объяснение учителя с элементами беседы.) Диссимиляция (катаболизм,  энергетический обмен) Метаболизм  – ряд стадий,  на каждой  из  которых  молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое организму соединение. Обмен   веществ  –   последовательное   потребление,   превращение,   использование,   накопление   и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе их жизни. 2. Формирование понятия «ассимиляция». (Объяснение учителя с элементами беседы.) Ассимиляция – совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клетки. 3. Формирование понятия «диссимиляция». (Объяснение учителя с элементами беседы.) Диссимиляция  – совокупность реакций, в которых происходит распад органических веществ   с высвобождением энергии. IV. Закрепление материала Фронтальная беседа по вопросам: 1) Что такое ассимиляция? Приведите примеры реакций синтеза в клетке. 2) Что такое диссимиляция? Приведите примеры реакций распада в клетке. 3)  Докажите, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и энергии — метаболизма. Задание: установите соответствие между процессами протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции и диссимиляции: Обмен веществ А – ассимиляция Б ­ диссимиляция Процессы  1. испарение воды 2. дыхание 3. расщепление жиров 4. биосинтез белков 5. фотосинтез 6. расщепление белков 7. расщепление полисахаридов 8. биосинтез жиров 9. синтез нуклеиновых кислот 10. хемосинтез Ответы: 1­Б, 2­Б, 3­Б, 4­А, 5­А,6­Б, 7­Б, 8­А, 9­А, 10­А. V. Задание на дом Изучить   §   2.8   «Ассимиляция   и   диссимиляция.   Метаболизм»,   ответить   на   вопросы   в   конце параграфа, повторить § 1.7. Урок с использованием технологии критического мышления в 6 классе. Тема: ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВОДЫ И ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ. Задачи:  Развивать знания о питании растений, сформировать понятие о проводящей функции стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемой функцией. Оборудование:  Таблицы «Строение стебля», «Строение корня»,  «Строение листа»  Ход урока: I. II. Организационный момент. Проверка знаний, умений, навыков. 1. Понятийная разминка: цветок, обоеполые цветки, раздельнополые цветки,  однодомные растения, двудомные растения, соцветие, плод, органические вещества,  неорганические вещества, почва, корневое давление, фотосинтез. 2. Рассказать об испарение воды листьями. 3. Рассказать о  значение испарения в жизни растения и листопаде. III. Изучение нового материала. 1. Ключевое слово сегодняшнего урока – транспорт. Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? В течение 30 секунд учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают в парах свои записи.   По   цепочке   все   учащиеся   называют   одну   ассоциацию,   не   повторяя   предыдущих учащихся.  2. Какие процессы жизнедеятельности зависят от транспорта веществ в организме? В течение 1 минуты обсуждение в четверках, затем обсуждение в классе результатов. 3. Актуализация знаний о строении стебля (индивидуальная, парная или коллективная работа) с использованием вопросов и рисунков в учебнике на с.117. Вопросы по строению стебля. Назовите слои стебля. Какое строение имеет кора, древесина? Где  расположен луб? Какие ткани образуют эти слои? Из каких клеток состоят ткани?             Для нормальной жизнедеятельности растения вода и питательные вещества должны поступать  во все органы.  Все растение пронизано проводящей тканью. По одним проводящим тканям движутся  органические вещества, по другим – минеральные. Эти ткани объединяются с механическими тканями в сосудисто­волокнистом пучке. Задачи урока:  Как передвигаются вещества по растению? Какова роль проводящих тканей?  Записываем тему урока.   Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения? Чтобы  ответить на этот вопрос, выполним лабораторную работу. 4. Выполнение лабораторной работы «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» на стр. 162., с занесением информации в лабораторные тетради. 5. Как вы уже знаете, крахмал, образовавшийся в листьях, превращается в сахар и поступает во все органы растения. Как это происходит? Это вы сможете узнать, просмотрев презентацию «Передвижение органических веществ по стеблю». 6. Устная работа по подведению итогов по работе с опытами.  ­ сформулируйте цель опытов; ­ как были заложены опыты? ­ каков результат 1 опыта? Это доказывает что __________________________.  ­ каков результат 2 опыта? Это доказывает что __________________________. ­ сформулируйте общий вывод.      7. Запасание питательных веществ (самостоятельная работа) Прочитайте статью «Запасание…»  на стр. 165. Определите верные и неверные суждения  и занесите   цифры в таблицу.  Суждения:  1. Органические вещества используются растениями только для роста. 2. Органические вещества откладываются в запас в клетках плодов и семян, в клетках корней,  стеблей и их видоизменений. 3. Корнеплоды моркови, свеклы, брюквы, репы – это своеобразные кладовые питательных  веществ. 4. В стебле капусты кольраби не запасаются питательные вещества. 5. Раны на деревьях не приводят к их гибели. Верно Неверно          IV. Закрепление. 1. Рефлексия. Ответьте на вопросы, на «4» достаточно ответить на один из вопросов, на «5» ­ на два любых вопроса: ­ почему сильное повреждение коры зайцами могут привести к гибели дерева? ­ при выращивании томатов для ускорения образования плодов и повышения урожайности  применяют пасынкование – удаление боковых побегов. В чем заключается биологический  смысл этого приема? ­ почему для опыта с кольцеванием рекомендуется брать побеги с листьями? ­ в каком направлении передвигается весной по стеблю березовый сок?  2. После   окончания   индивидуальной   работы   в   отведенное   время   организуется     коллективное обсуждение данных вопросов. V. Домашнее задание: § 37, вопросы, термины.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Урок с использованием проблемного обучения. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019