Урок с презентацией по русскому языку в 9 классе на тему: " СИНТАКСИС И КУЛЬТУРА РЕЧИ Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных.(2 часа)
Оценка 4.6

Урок с презентацией по русскому языку в 9 классе на тему: " СИНТАКСИС И КУЛЬТУРА РЕЧИ Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных.(2 часа)

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
русский язык
9 кл
05.01.2017
Урок с презентацией по русскому языку в 9 классе на тему: "                            СИНТАКСИС И КУЛЬТУРА РЕЧИ  Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных.(2 часа)
СИНТАКСИС И КУЛЬТУРА РЕЧИ.docx

                            СИНТАКСИС И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных.(2 часа) Слайд № 1-2

 

Цель: обобщить представления учащихся о группах СПП по их значению, особенностях их структуры.

Средства обучения

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Методы: словесный, иллюстративный, практический.

Формы урока: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная презентация.

 

                                      ХОД УРОКА

 

 Эпиграф  «Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего»

       Слайд  № 3

1 Лингвистическая разминка

   Словарный комментированный диктант: уч-ся «по цепочке» объясняют орфограммы в словах.

Нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный, контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что бы то ни стало, пребывание, сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься, теннис, количественный, роскошный, галерея.

Задания:

1)      Выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами ( блистательный- блестеть, пребывание – прибытие, сверхизысканный – сыграть – взимать(искл,), чересчур – чрезвычайный, призадуматься – прервать).

2)      Объяснить лексическое значение слов нюанс, скептицизм, роскошный.

Слайд №4 (словарная статья). При необходимости воспользоваться толковым словарем.

2 Понятие об основных группах СПП.

  (актуализация опорных знаний)

 1 В записанных на доске предложениях определить второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

1)      Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (дополнение)

2)      (чей?) Мой дом находится в новом районе. (определение)

3)      Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (обстоятельство)

 

2        Подберем к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:

1)      Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2)      Дом, в котором я живу, находиться в новом районе.

3)      Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3        Поставим вопросы к придаточным предложениям.

1)      предчувствовало (что?)

2)      дом (какой?)

3)      добрались (когда?)

 

4        Сравним простые и сложные предложения и сделаем выводы:

1)      Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.

2)      Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

3)      Слайд №5 (таблица «Второстепенные члены предложения»)

Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

4)      Чтобы определить вид придаточного, надо правильно задать вопрос.

 Слайд №6  ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

Для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ. Не столь важно, какими именно союзами или союзными словами прикрепляется придаточное. Главное – на какой вопрос отвечает.

СРАВНИ:

 И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает. (определительное)

 О, я была уверена, что ты придешь назад. (изъяснительное)

 И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье. (определительное)

 И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (места)

 

                3 Актуализация опорных знаний

                Слайд №7,8,9,10 (таблица «Виды придаточных предложений») Комментирование.

 

                                                                ЭТО НАДО ЗНАТЬ (Слайд №11)

 

                                         СИНОНИМИЯ  СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ

                                  Союзное слово                                                                Союз

1)      является членом предложения,            1) не является членом предложения,

2)      к нему можно задать вопрос;                2) к нему нельзя поставить вопрос;

3)      союзное слово нельзя опустить;           3) союз можно опустить;

4)      на это слово падает логическое            4) на это слово логическое ударение

      ударение.                                                    не падает.

5)      можно трансформировать в                  5) трансформировать предложение  

      вопросительное предложение;                  нельзя;          

6)      можно заменить знаменательным        6) заменить знаменательным словом    

словом.                                                         нельзя.

 

4        Практическое закрепление ( на материале лирических произведений)

  Задания:

1)      Определить вид придаточного предложения. Слайд № 12, 13

 

 Знаешь, я читала, что бессмертны наши души.

                                                                  (А.Ахматова).

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

                                                                (С.Есенин).

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило.

                                                               (А.С.Пушкин).

Нет, Нет! Талант погибни мой

И лира, дружбе драгоценна,

Когда ты будешь мной забвенна,

Москва, отчизны край златой.

                                                  (К.Батюшков).

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

                                               (А.С.Пушкин).

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

                                                (С.Есенин).

2) Графический диктант с самопроверкой (уч-ся составляют схемы и определяют вид придаточного)

Слайд №14, 15

Ах! То было и моим,

Чем так сладко жить,

То, чего, расставшись с ним,

Вечно не забывать.

                                    (В.А.Жуковский).

 

 

Не верь мне, друг, когда, в избытке горя,

Я говорю, что разлюбил тебя,

В отлива час не верь измене моря:

Оно к земле воротится, любя.

                                     (А.Толстой).

Когда, гремя и пламенея,

Пророк на небо улетал –

Огонь могучий проникал

Живую душу Елисея.

                               (Н.Языков).

Нет! Пусть сам он над нами широко

Разливается яркой зарей,

Чтобы в грудь нам входили глубоко

Бытия полнота и покой….

                               (А.Григорьев).

Если, мучимый страстью мятежной,

Позабылся ревнивый твой друг

И в душе твоей, кроткой и нежной,

Злое чувство проснулося вдруг…

                                 (Н.Некрасов).

 

3)Расставить знаки препинания, отметить изобразительно-выразительные средства, языковые особенности.

Слайд №16

Счастлив, кто от хлада лет

Сердце охранил,

Кто без ненависти свет

Бросил и забыл.

                        (В.А.Жуковский).

Отметим слова возвышенного стиля: счастлив, хлад, сердце; синтаксический параллелизм в построении предложения.

 

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

                          (А.Пушкин).

Отметим синтаксический и образный параллелизм, характерный для народной поэзии.

 

И долгу буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.                      

                         (А.Пушкин).

Отметим чрезвычайную насыщенность отрывка словами из разряда возвышенной, поэтической лексики. Выделим антитезу – противопоставление «жестокого века» и «свободы»; инверсию, которая подчеркивает значимые слова: «чувства добрые», «лирой пробуждал», «восславил я», «милость к падшим призывал». По толковому словарю определим лексическое значение слова «падший». Важно не путать это слово с его паронимом «павший».

Слайд № 17

«Павший» -  погибший, убитый (на поле боя, в борьбе за что-либо).

«Падший» - 1) устаревшее значение совпадает со значением слова «павший»; 2) тот, кто упал духом, опустился в нравственном отношении. Именно это значение прочитывается в пушкинском стихотворении.

 

4)Задание по вариантам: записать строфы из произведений А.С.Пушкина, построить схемы, определить вид придаточного, отметить изобразительно-выразительные средства. Слайд № 18

 

1-В Как эта лампада бледнеет

       Пред ясным восходом зари,

       Так ложная мудрость мерцает и тлеет

       Пред солнцем бессмертным ума.

Придаточное со значением образа действия и сравнения. Отметим возвышенную лексику, оксюморон «ложная мудрость», метафору «мудрость…мерцает и тлеет», эпитеты «ясным», «ложная», «бессмертным»; контекстуальные синонимы «бледнеет», «мерцает и тлеет»; антонимы-антитезы в каждой части предложения: «лампада» - «восход зари», «ложная мудрость»- «солнце.. ума»; образный и синтаксический параллелизм.

 

2-В Любовь и дружество до вас

       Дойдут сквозь мрачные затворы,

       Как в ваши каторжные норы

       Доходит мой свободный глас.

Придаточное со значением сравнения. Отметим возвышенную лексику, необычные формы слов: «дружество», «глас» (явление неполногласия, характерное для возвышенной лексики); противопоставление «темных» образов «светлым»; эпитеты «мрачные», «каторжные», «свободный»; метафоры «мрачные затворы», «каторжные норы».

 

5        Контроль знаний (тестовые задания).  

  

6   Работа с текстом  (определить стилистическую принадлежность, тип речи, выполнить задания к тексту)

 Слайд №19

Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет. Но одновременно с этим в жизни языка чрезвычайно могущественна и другая тенденция, прямо противоположного свойства, столь же важная, столь же полезная. Она заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи.

Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, превратился бы в хаос, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется то, что, как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны, незыблемы.

                                                                                                             (Н.В.Гоголь).

 

1)      Темой текста является:

 а) сопротивление новшествам;

б) богатство нашего языка;

в) охрана языка;

г) обновление речи.

 

2) Какова основная мысль текста?

а)Язык всегда обрастает новыми словами;

б) русский язык меняется каждый день;

в) язык защищен от стремительных изменений;

г) русский язык велик и могуч.

 

3)Стиль текста, тип речи.

 

4)Найти СПП и определить вид придаточного.

 

5)Выпишите из первого предложения словосочетания с подчинительной связью примыкание ( вечно движется, вечно растет).

 Вспомните и запишите сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

 а) сочетание подлежащего и сказуемого (день прошел);

 б) однородные члены предложения (шутил и смеялся);

 в) сочетание служебного и знаменательного слов (только смеялся);

 г) фразеологизмы ( набить руку).

 

6) Какое из данных словосочетаний является грамматической основой предложения:

 а) каждый язык движется;

 б) она заключается;

 в) не выдержал бы напора;

 г) благодатной особенностью объясняется.

7) Какая характеристика соответствует последнему предложению текста:

 а) сложносочиненное;

 б) сложноподчиненное;

 в) сложное с разными видами связи;

 г) простое.

 

 

7 Творческое задание.

 В.Г.Белинский считал: «Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни».

Запишем это СПП с придаточным причины. Согласны ли вы с его мнением? Обоснуйте свою точку зрения, записав в виде небольшого рассуждения; используйте предложения с придаточными причины.

 

8        Работа с синтаксическими синонимами. Слайд №20

  1) Перестроить данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; отметить особенности синтаксических синонимов.

 

Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе».

А.И.Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Синека утверждал: «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».

 

2)      Ответить на вопросы:

Что такое косвенная речь?

С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения?( что, как, будто).

Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (косвенные побуждения).

Как строится косвенный вопрос? (с помощью союзных слов и частицы ли).

Примечание: в косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.

 

9  Работа над синтаксическими нормами

  Слайд №21

1)      Назовите какие грамматические ошибки ( с нарушением синтаксической нормы) допущены в предложениях, исправьте их.

1.      Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал ее поэтичность и живописность.

2.       Большинство газет доставляются утром.

3.      Произошли целый ряд изменений в жизни европейского общества.

4.      Если бы вы знали и видели, как я по вам по всем скучаю.

5.      Сборная университета по футболу выиграла благодаря вратаря.

6.      Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

7.      Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.

8.      Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.

9.      Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

2)      Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 

1)       Но есть же на свете места, к которым привязано сердце.

2)       Он был из тех людей, которые всегда говорят правду.

3)      Автору пришлось присутствовать на репетиции, которая надолго останется у него в памяти.

4)      Время, которое называется Серебряным веком русской поэзии, - это начало 20 века.

5)       Альпинисты, которые попытаются совершить восхождение на вершину этой горы зимой, могут поплатиться жизнью.

6)       Советы, которые не имеют практической пользы, мне не нужны.

7)       Писатель рассказал о книге, над которой он сейчас работает.

8)       Непривычным для читателя был и язык поэмы, в которой звучали совершенно новые ритмы.

9)       Приходится строить специальные телескопы, объектив которых состоит из линзы и зеркала.

10)    Книга, которая выпущена издательством, предназначается для старшеклассников.

 

9        Подведение итогов урока Слайд № 22

10    Домашнее задание

 

 

 

 

                                                         


 

СИНТАКСИС И КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов:

Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов:

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы

И долгу буду тем любезен я народу,

И долгу буду тем любезен я народу,

Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту

Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту

Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей…

Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей…

Подведение итогов урока Слайд № 22 9

Подведение итогов урока Слайд № 22 9
Скачать файл