ЭТО НАДО ЗНАТЬ!
Для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ. Не столь важно, какими именно союзами или союзными словами прикрепляется придаточное. Главное – на какой вопрос отвечает.
СРАВНИ:
И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает. (определительное)
О, я была уверена, что ты придешь назад. (изъяснительное)
И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье. (определительное)
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (места)
Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | К чему относится | Место придаточного | Чем прикрепляется |
1.Определительное | Какой? | К существительному в главном предложении. | После определяемого слова. | Союзными словами который, что, где, куда и др. |
2.местоименно-определительное. | Какой?(кто именно, что именно ) | К местоимению в значении существительного. | До и после определяемого слова. | Союзными словами кто что. |
3. изъяснительное | Вопросы косвенных падежей. | К словам со значением мысли, речи, чувства. | Свободное (до, после, внутри главного предложения ). | Союзами что, как, будто, чтобы; союзн. словами кто, что и др.; частицей ли. |
Обстоятельственные: | ||||
4. степени | в какой степени? насколько? | К сочетанию с указат. словом. | После главного | Союзы и союзные слова что, как, будто, словно; сколько… |
5. Образа действия | Как? Каким образом? | К сочетанию с указат.словом | Союзы и союзные слова что, как, будто, словно; сколько… | |
6. Места | Где? Куда? Откуда? | Ко всему главному предложению | Свободное (до, после, внутри главного) | Союзные слова где, куда, откуда. |
Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | К чему относится | Место придаточного | Чем прикрепляется |
7. Времени | когда? как долго? с (до) каких пор? | Ко всему главному предложению | Свободное | Союзами когда, пока, с (до) тех пор как, как только… |
8. Условия | при каком условии? | ко всему главному предложению | свободное | союзами если, раз, когда… |
9. Причины | почему? отчего? | Ко всему предложению | Союзами потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо | |
10. Цели | зачем? с какой целью? | ко всему предложению | союзами чтобы, для того чтобы… | |
11. Сравнительные | как? в сравнении с чем? | ко всему предложению | союзами как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно… |
Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | К чему относится | Место придаточного | Чем прикрепляется |
12.Уступительные | несмотря на что? | ко всему главному предложению | свободное | Союзами хотя, несмотря на то что, пускай, как ни… |
13. Следствия | что является следствием этого? | Союзом так что | ||
14. Присоединительные | что можно к этому добавить? | Ко всему главному предложению | После главного | Союзными словами что, отчего, зачем ,почему. |
ЭТО НАДО ЗНАТЬ!
СИНОНИМИЯ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ
Союзное слово Союз
1) является членом предложения; 1) не является членом предложения;
2) к нему можно задать вопрос; 2) к нему нельзя поставить вопрос;
3) союзное слово нельзя опустить; 3) союз можно опустить;
4) на это слово падает логическое 4) на это слово логическое ударение
ударение; не падает;
5) можно трансформировать в 5) трансформировать предложение
вопросительное предложение; нельзя;
6) можно заменить знаменательным 6) заменить знаменательным словом
словом. нельзя.
С.И. Ожегов СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
«Павший» - погибший, убитый (на поле боя, в борьбе за что-либо).
«Падший» - 1) устаревшее значение совпадает со значением слова «павший»; 2) тот, кто упал духом, опустился в нравственном отношении. Именно это значение прочитывается в пушкинском стихотворении.
Задание по вариантам: записать строфы из произведений А.С.Пушкина, построить схемы, определить вид придаточного, отметить изобразительно-выразительные средства.
1-вариант
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
2-вариант
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Работа с текстом (определить стилистическую принадлежность, тип речи, выполнить задания к тексту)
Но одновременно с этим в жизни языка чрезвычайно могущественна и другая тенденция, прямо противоположного свойства, столь же важная, столь же полезная. Она заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи.
Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, превратился бы в хаос, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет. Только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется то, что, как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны, незыблемы.
(Н.В.Гоголь).
Темой текста является:
а) сопротивление новшествам;
б) богатство нашего языка;
в) охрана языка;
г) обновление речи.
2) Какова основная мысль текста?
а)Язык всегда обрастает новыми словами;
б) русский язык меняется каждый день;
в) язык защищен от стремительных изменений;
г) русский язык велик и могуч.
3)Стиль текста, тип речи.
4)Найти СПП и определить вид придаточного.
5)Выпишите из первого предложения словосочетания с подчинительной связью примыкание ( вечно движется, вечно растет).
Вспомните и запишите сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.
а) сочетание подлежащего и сказуемого (день прошел);
б) однородные члены предложения (шутил и смеялся);
в) сочетание служебного и знаменательного слов (только смеялся);
г) фразеологизмы ( набить руку).
6) Какое из данных словосочетаний является грамматической основой предложения:
а) каждый язык движется;
б) она заключается;
в) не выдержал бы напора;
г) благодатной особенностью объясняется.
7) Какая характеристика соответствует последнему предложению текста:
а) сложносочиненное;
б) сложноподчиненное;
в) сложное с разными видами связи;
г) простое.
Работа над синтаксическими нормами
1) Назовите какие грамматические ошибки ( с нарушением синтаксической нормы) допущены в предложениях, исправьте их.
1. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал ее поэтичность и живописность.
2. Большинство газет доставляются утром.
3. Произошли целый ряд изменений в жизни европейского общества.
4. Если бы вы знали и видели, как я по вам по всем скучаю.
5. Сборная университета по футболу выиграла благодаря вратаря.
6. Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
7. Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
8. Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.
9. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.
2)Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1. Но есть же на свете места, к которым привязано сердце.
2. Он был из тех людей, которые всегда говорят правду.
3. Автору пришлось присутствовать на репетиции, которая надолго останется у него в памяти.
4. Время, которое называется Серебряным веком русской поэзии, - это начало 20 века.
5. Альпинисты, которые попытаются совершить восхождение на вершину этой горы зимой, могут поплатиться жизнью.
6. Советы, которые не имеют практической пользы, мне не нужны.
7. Писатель рассказал о книге, над которой он сейчас работает.
8. Непривычным для читателя был и язык поэмы, в которой звучали совершенно новые ритмы.
9. Приходится строить специальные телескопы, объектив которых состоит из линзы и зеркала.
10. Книга, которая выпущена издательством, предназначается для старшеклассников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.