Урок - сказка в 5 классе "Лексика"
Оценка 5

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
11.01.2017
Урок - сказка в 5 классе "Лексика"
Серия уроков по теме "Лексика" была создана с ориентацией на ребенка, находящегося на индивидуальном обучении. Тем не менее урок был хорошо воспринят и другими детьми. Все уроки объединены одним сюжетом, содержат интересные задания, которые позволяют оценить степень усвоения учебного материала.
Урок-сказка лексика.doc
5 класс Система уроков по разделу «Лексика» Урок­сказка Цели: ­дать понятие о лексике как  науке о языке; ­однозначные и многозначные слова; ­прямое и переносное значение слов; ­синонимы и антонимы; ­обогащение словарного запаса учащихся; ­формирование умения работать с книгой­словарем, использовать справочную литературу; ­привитие интереса к урокам русского языка. Оборудование: карточки, кроссворды, вопросы по закреплению  материала. Подготовка к уроку: Учеников желательно рассадить полукругом. Слово учителя: Сегодня я расскажу вам одну удивительную историю, но история эта еще и поучительна.  Рассаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте о ваших ровесниках, ребятах, которые  оказались в необычайном путешествии. Особенность этого путешествия в том, что его  благополучный исход будет во многом зависеть от вашей помощи.      Звонок раздался как всегда неожиданно. Нужно идти на урок.«Противный русский  язык! – думал Петька, медленно собирая в карман фишки. – И зачем он нужен каждый  день?! Читать умею, писать умею, разговариваю по­русски…Что еще надо?!»     Петя не любил ходить в школу. Вернее, школу­то он любил, здесь много его товарищей, а вот занятия ему не давались. Особенно, русский язык. Вот и сейчас… Только он  разыгрался, осталось победить Дениса из 5б – зазвенел звонок! «Вот гадость! Был бы у  меня личный волшебник…» Только подумал Петька об этом, смотрит: стоит возле него  девочка, удивительно похожая на кого­то. Большие голубые глаза приветливо  разглядывали его, губы чуть­чуть насмешливо улыбались. Петька невольно загляделся на  длинные белокурые волосы, думая о том, как классно было бы залепить в них жвачкой. ­Ты – Петя? – спросила его незнакомка. ­А тебе­то что? – огрызнулся Петька. ­Петя Маковкин? Ты только не пугайся, но у тебя дома возникли некоторые проблемы. ­Какие проблемы?! – возмутился Петька. ­Ты не волнуйся. Этого я тебе сейчас сказать не могу, но решить их сможешь только ты.  Твоим родителям нужна твоя помощь, поэтому я пришла за тобой. ­Я и сам доберусь…­ Петька начинал волноваться. Своих близких он любил. ­Нам необходимо соблюдать осторожность, ­ предупредила его девочка. – дело в том, что  за нами следят, а на дорогах расставлены посты. ­Ты че, гонишь, что ли? – еще более удивился Петя, но в это время он заметил, как к школе подъехала черная машина, а из нее вышли  четверо мужчин в черных пальто и шляпах.  Петька даже не понял, а скорее почувствовал, что это за ним. ­Бежим скорее! – крикнула девочка и потянула его за собой.    Они обежали вокруг школы, и Петя увидел что­то необыкновенное. Это был корабль не  корабль, машина не машина, что­то неизвестное ему. ­Садись! – девочка помогла пристегнуть ремни безопасности и нажала на газ. 1 «Да, девчонка ничего!» ­ Пете начинала нравиться его новая знакомая. Но тревога за  родителей вытеснила все остальные чувства из его груди, тем более, что неизвестная  машина рванулась со всей силы вперед. Удивительно, но Петя не заметил колес. Похоже,  машина передвигалась на воздушной подушке. Его мысли прервал голос спутницы: ­На дороге первый пост. Он называется «Фонетика». Таможенный досмотр. Мы обязаны  профонетиться. «Господи, что такое она говорит?! Что значит «профонетиться»?» Как будто  читая его  мысли, девочка быстро проговорила: ­Фонетика – это часть речи, которая изучает буквы и звуки. Запомни это! ­Добрый день! Приветствую вас! – таможенник в форме стал внимательно приглядываться  к Пете. – Предъявите ваши знания. Какая наука изучает звуки и буквы? Петя, судорожно сглотнув слюну, прошептал: ­Фонетика… ­Так, так…­ таможенник продолжал пристально вглядываться в лицо Пети. – Разберите­ка  фонетически ваше имя. (каждый ученик выполняет фонетический разбор своего имени) Наконец, досмотр закончился. Лейтенант улыбнулся и сказал Пете: ­Счастливого пути! Будьте внимательны на дорогах, впереди еще несколько постов!       Машина со стремительной скоростью помчалась дальше. Петя никак не мог сообразить, сколько времени они находились в пути. Он пытался обдумать все происходящее и не мог  найти ответа. ­Сейчас будет остановка, ­ предупредила девочка. – Необходимо провести техосмотр  машины. А мы с тобой в это время прогуляемся по окрестностям и познакомимся с  местными жителями.      Петя уже во всем соглашался с девочкой. Он понял, что попал в какое­то  необыкновенное положение и вряд ли сможет один выпутаться из него. Они вышли из  машины и тотчас оказались в окружении очень милых и красивых людей. ­Приветствуем вас! Просим быть гостями нашего населенного пункта. У нас много  диковинного и интересного. Здесь есть то, о чем вы не подозревали ранее. Вот, например,  слова. Они – строительный материал языка, своего рода, кирпичики для строительства  здания. А здания – это слова. Каждое слово что­либо обозначает, то есть имеет  лексическое значение. (определение записывается в тетради) ­Значит, ­ повторил Петя, ­ лексическое значение – это то, что обозначает слово? ­Да, да! Кстати, наш городок называется «Лексика». А лексика – это все слова  языка.  Понял? ­Да, вроде, понял…только… Что же получается… сколько  в мире языков, столько и  лексик? Молодой человек улыбнулся: ­ Ну, во­первых, нельзя в такой форме употреблять слово «лексика»: оно употребляется  только в форме единственного числа. А, во­вторых, ты прав, каждый язык имеет свою  лексику. Есть лексика русского языка, украинского языка, испанского, английского и т.д.  Но чтобы ориентироваться в любом языке, нужно знать лексическое значение слов этого  языка. ­Кажется, теперь я точно понял! Город – это населенный пункт. «Город» ­ это слово, а  «населенный пункт» ­ это его лексическое значение. Машина – это средство передвижения. «Машина» ­ это слово, а «средство передвижения» ­ это его лексическое значение. Лексика – это наука о словах… ­А также стоянка, лексикон, предмет, проблема, значение и т.д. Тебе все значения  понятны? 2 Петя смущенно признался: ­Нет, они мне знакомы, но вот объяснить…Что же делать? ­Нужно заглянуть в толковый словарь. ­А что это за словарь? – заинтересованно спросил Петя.  Сразу несколько горожан протянули ему книги. ­Здесь собраны лексические значения всех слов, ­ объяснили они ему. ­Ой, какие они толстые… А как же я смогу найти здесь нужное мне слово? ­О, это очень просто. Все слова расположены по алфавиту. Найдя соответствующую букву. Ты найдешь и слово, нужное тебе. ­А если слов, начинающихся на одну букву, много? ­Тогда будь внимателен: словарь составлен так, что и 2­я, и 3­я, и 4­я, и последующие  буквы тоже соответствуют алфавиту. ­ теперь мне все ясно! ­Ну, что ж, давай проверим. К уже названным словам я добавлю другие, а ты расставь их в  алфавитном порядке и определи их лексическое значение. Договорились? ­Согласен! – ответил Петя. ­Ну, тогда слушай: стоянка, лексикон, предмет, проблема, значение, сентябрь, школа,  ученик, путешествие, береза, словарь. (учащиеся выполняют задание в тетради) ­Надо же, это, оказывается, интересно! – обратился Петя к своей спутнице. Девочка  улыбнулась: ­Я так рада, что ты стал понимать это. Но вдруг Петя перебил ее: ­Подожди­ка, но ведь я не смогу всюду таскать с собой толковый словарь. Что мне делать,  если нужно объяснить лексическое значение слова, но под рукой нет словаря? ­Это несложно. В подобном  случае подбери близкое по значению слово или укажи признак  предмета, которое это слово называет, или раскрой значение частей слова. Например,  водовозка ­ это машина, которая возит воду, хлебороб – человек, который растит хлеб.  Ясно? ­Подожди, я проверю себя. Дай мне еще несколько слов, а я попробую объяснить их  значение. ­С удовольствием! Слушай и записывай: ледокол, прекрасный, вратарь, балетмейстер,  огромный, стихотворец, телевидение. (учащиеся без словаря определяют значение слов) ­Ваша машина готова! – раздавшийся рядом голос заставил Петю вспомнить о цели своего  путешествия, и он загрустил. ­Ты подумал о своих родных? – заботливо спросила его девочка. – Не огорчайся, я думаю,  что все обойдется. А в дороге, чтобы отвлечь тебя от грустных мыслей, давай повторим  все, что нам стало известно. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА: 1. Что такое лексика? 2. Что такое лексиче5ское значение слова? 3. Как найти нужное слово в толковом словаре? 4. как объяснить лексическое значение слова? ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Найти в толковом словаре слова коллега, корреспондент, магазин, журнал и выписать  их лексическое значение. 3 Урок №2    МНОГОЗНАЧНЫЕ И ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА Всю дорогу Петя и его спутница проверяли свои познания в области лексики. Петя  испытывал радостное возбуждение оттого, что впервые мог демонстрировать свои знания.  Более того, он почувствовал, что хочет сейчас же, немедленно, еще что­нибудь узнать.  Девочка понимающе улыбнулась. ­Ты испытываешь интеллектуальный голод. ­А что это такое? – заинтересовался Петя. ­Попробую тебе объяснить. Вот, смотри, сейчас твои познания, образно говоря, равны вот  такому кругу – о.Все то, что находится вне круга – это область неизведанного тобой.  Когда ты получаешь какие­то знания, этот воображаемый круг увеличивается. Он  становится больше, а, следовательно, область соприкосновения с неизведанным  тоже  увеличивается . Понимаешь? ­с трудом…Но я вдруг почувствовал необходимость получения новых знаний. Раньше со  мной такого не было. ­Вот я и говорю, что ты испытываешь интеллектуальный голод, а знания – это твое питание. ­Что же получается? Я могу умереть, не получая питания? ­Выходит, что так. Если человек перестанет питаться продуктами – умрет физически, а  если он не будет подпитывать  свой мозг новыми знаниями – умрет духовно! Петя засмеялся: ­Ну уж нет, не хочу быть мертвецом. Слушай, а ведь ты сейчас назвала два одинаковых  слова, только они немного отличаются. Что это? ­Вот видишь, каким наблюдательным ты становишься. Слово «питание» используют  многие. Например, город питается электроэнергией, собака питается «Чаппи», питание от  батарейки… ­Иначе говоря,  ­ повеселел Петя. – слово «питание» имеет несколько лексических  значений и какие­то общие признаки. ­Ну, ты даешь! – девочка с уважением посмотрела на Петю. – Оказывается, ты очень  способный. Записывай: слова, имеющие  несколько лексических значений, называются  многозначными; слова же, имеющие одно лексическое значение, ­ однозначные. (учащиеся записывают определение в тетради) ­А теперь проверь меня! – попросил Петя. – дай несколько слов, а я постараюсь  определить, какие они: однозначные или многозначные. ­Да пожалуйста. У меня есть два стихотворения, в которых нужно определить, в каких  значениях употребляются слова «ставить» и «дорога». Пять рабочих ставят дом. Ставит опыт агроном (он растит такую рожь – с головой в нее уйдешь). Ставит фильмы режиссер (снял он сказку «Колобок», Чтобы ты увидеть мог). Мама ставит пироги (подойди и помоги). А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи, не плачь!» Если кончился рассказ, 4 Ставить точку в самый раз. Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». Дорогой зовут автостраду,. И тропку, бегущую рядом. И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне. И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах, И след корабля над волнами, И синие выси над нами… И вот уж пополнилось новым  Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету. Прощаясь с ее экипажем,  Стоящим у звезд на пороге,  Мы просто и буднично скажем: ­До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только: как много Значений у слова «дорога». (учащиеся выполняют задание в тетради) Петя никак не мог успокоиться: _Подумать только! Ведь благодаря многозначности наш язык обогащается, становится  намного интересней. А что, все лексические значения многозначных слов записаны в  словаре? ­Конечно! – ответила девочка. – Если увидишь под словом цифры 1,2,3 и так далее, это и  есть многозначное слово. Ну, теперь тебе все понятно? ­Кажется, да. Даже голод прошел. Но мне очень хочется, чтобы меня еще раз проверили. ­Какой ты ненасытный! – засмеялась девочка, – ладно, записывай предложения. Поезд идет быстро. Собираюсь идти гулять в рощу. Часы идут точно. На улице идет дождь. Из трубы идет дым. В театре идет спектакль. Этот наряд тебе идет. ­Записал? А теперь определи, какому слову в каком предложении соответствуют глаголы: двигаться, отправляться, быть в действии, действовать, падать, выходить,  распространяться, исполняться, соответствовать, быть к лицу. ­Дерзай! Через три минуты проверю. (учащиеся выполняют задание) ­Молодец! Задание выполнил на «отлично». Кстати, впереди новый пост. Что, интересно,  они от нас потребуют? – девочка лукаво посмотрела на приближающихся постовых 5 ­Добрый день! Мы хотели бы немного развлечься, т.к.  уже давно находимся на посту. Вы  не могли бы предложить нам какую­нибудь игру? В противном случае вам придется  задержаться здесь надолго. Петя и его подружка переглянулись. Казалось, что они мысленно о чем­то договорились. ­У нас есть замечательная игра, ­ произнес Петя. – Я называю слово, а вы должны записать  словосочетание или предложение, из которых было бы ясно значение этих слов. После  того, как ответы зачитаются, мы объявим, кто из играющих является в душе агрономом, а  кто математиком, а кто­то врачом или юристом. Начали! КОРЕНЬ, ПОЛЕ, ГНЕЗДО, ЕДИНИЦА, КРЫЛО, УЗЕЛ, ПРИЕМ, ПЛОЩАДЬ,  КУРС, КОМАНДА, ЗЕМЛЯ, ДОСКА. (задание выполняют все учащиеся) Наконец­то и постовые справились с заданием. ­Спасибо вам, добрые люди! Приезжайте к нам еще! ­Петя! Ты ничего не заметил? – поинтересовалась девочка. ­Подожди… ­ Петя задумался. – А ведь приветствуя нас и прощаясь с нами, постовые   использовали многозначное слово. Какое? (вопрос задается классу) ­Ну что ж, повторим то, чему мы научились. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: 1. Какие слова называются многозначными, а какие – однозначными? 2. Как найти многозначные слова в толковом словаре? ЗАДАНИЕ НА ДОМ Найти в словаре три многозначных слова и составить с ними предложения. УРОК №3.  ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. Никогда раньше Петя не замечал, насколько длинна дорога домой. Он снова и снова думал  о том, что за проблемы могли случиться с его родными. Девочка всячески старалась  развлечь его. ­Слушай, Петь, а тебе какой  мультфильм больше нравится? ­Мне многие нравятся. ­А у меня самый любимый – это «Бобик в гостях у Барбоса». Хочешь посмотреть? ­Сейчас?! Здесь?! – удивился Петя. ­Ну, конечно. Нажми вон на ту кнопку.   Петя сделал то, о чем попросила его девочка, и тотчас же в машине засветился экран.  Ребята с нескрываемым удовольствием стали смотреть  мультфильм, созданный  по  рассказу  Н. Носова. Они от души хохотали над двумя псами. Особенно их рассмешил  эпизод с часами. «­А что это у вас  за штука на стене висит? Все тик­так да тик­так, а внизу болтается. ­Это часы, ­ ответил Барбос. – Разве ты никогда  часов не видел? ­Нет. А для чего они? Барбос и сам не знал толком, для чего часы, но все­таки принялся объяснять: ­Это такая штука, понимаешь, они…часы…они ходят… ­Как – ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету. ­Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а  потом начинают бить. ­Ого! Так они еще и дерутся? – испугался Бобик. 6 ­Да нет! Как они могут драться? ­Ты ведь сам сказал – бить. ­Бить – это значит звонить: бом! Бом! ­А, ну так бы и говорил!»    Петя, вволю насмеявшись, сказал: ­Никогда не знал и не думал, что в русском языке столько интересного! ­А знаешь, почему Бобик не понял Барбоса? Потому что Барбос, описывая действия часов,  использовал слово в переносном значении. Бить – это значит в данном случае –  производить звуки, а у этого слова есть и прямое значение. Как, думаешь, какое? ­Ну, конечно, бить – это наносить  удары, делать кому­то больно. ­А что­нибудь общее есть  в этих словах? ­Конечно, и в том, и в другом случае, бить – это обо что­то стучать. Петя все больше стал интересоваться тайнами русского языка. ­Помоги мне. Дай какое­нибудь упражнение, а я попробую справиться с ним! – попросил  он девочку. ­Хорошо. Определи, какое из слов употреблено в прямом значении, а какое – в переносном. Записывай: ГОРЛЫШКО РЕБЕНКА, ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО, КОЛЕННАЯ ЧАШЕЧКА,  ЧАШЕЧКА ЧАЯ, ГОРНЫЙ ХРЕБЕТ, СПЕЛОЕ ЯБЛОКО, СПИННОЙ ХРЕБЕТ,  ГОРЛЫШКО БУТЫЛКИ, РУЧКА РЕБЕНКА, ДВЕРНАЯ РУЧКА. (учащиеся выполняют задание) Петя без труда справился с заданием. ­А ты можешь теперь сказать, когда мы имеем дело с переносом значения? – просила его  девочка. Петя, немного подумав, ответил: ­да. Во­первых, когда у предметов есть какое­то сходство. И, во­вторых, когда действия  предметов приписываются  неживым предметам. ­Совершенно верно. А сейчас  давай попробуем с некоторыми словами составить  предложения, в которых эти слова имели бы образно­переносное значение. СКОВАТЬ, СЫРОЙ, ЗЕРНО, ГВОЗДЬ, ВСПЫХНУТЬ, ГОРЬКИЙ, ГРАД, ТОЧКА,  ЗВЕНЕТЬ. Когда работа была выполнена, Петя сказал: ­Но ведь если слова в переносном значении существуют, значит, они должны быть в  толковом словаре? ­конечно, цифры, которые стоят при многозначных словах, указывают  слова и в  переносном значении. ­А как же мне определить, прямое или переносное значение имеет слово? ­Это очень просто. Нужно найти сокращенную запись слова «переносный» ­ «перен.», ­  объяснила Пете девочка. Петя погрузился в словарь. ­Нашел! – радостно воскликнул он через некоторое время. ­а сейчас – контрольное задание  для тебя. Напиши сочинение­миниатюру с использованием слов в переносном значении на тему «Наступила зима». Петя с воодушевлением принялся за работу. (учащиеся выполняют работу в тетрадях) ­ А теперь вспомним, о чем мы узнали. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: 1. как происходит перенос значений  слов в языке? 2. Как обозначены слова в переносном значении в словаре? 7 УРОК №4.  ОМОНИМЫ ­Так, а вот еще одна остановка. Прочти­ка название, ­ попросила Петю девочка. ­О­мо­ни­ми­я, по слогам прочитал Петя. – Ничего не понимаю, ­ растерялся он. ­ничего, сейчас поймешь.Вон, постовые идут. К машине подошли двое мужчин в красивой белой форме. ­приветствуем вас! Вам известны условия пропуска? – поинтересовались они. ­Конечно, ­ ответила девочка. ­Итак, мы с другом задумываем слово, а вы с помощью наводящих вопросов отгадываете  его. Начали! Девочка хитро посмотрела на Петю и спросила у постовых: ­Это он, оно или она? ­Она. ­Какая она бывает? ­Длинная, густая, светлая, темная… ­А другая? ­Другая бывает острая, блестящая…Есть еще третья, она бывает песчаная, узкая… ­Я знаю, о чем идет речь! – воскликнул Петя. – Это коса! ­верно, можете проезжать! Петя и девочка заняли места в своем автомобиле. ­Что же это было? – нетерпеливо спросил Петя. ­Сейчас все объясню. Дело в том, что в нашей речи очень много одинаковых слов. Они  относятся к одной и той же части речи, одинаково звучат, одинаково пишутся, но имеют  совершенно разные лексические значения. Например, слово «лук»… ­Подожди, я сам! Лук – это растение, а есть лук – оружие. ­Совершенно верно! Такие слова называются омонимами. Давай запишем определение. Петя достал свою тетрадь и записал определение. «Определение – слова одной и той же  части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому  значению». (учащиеся записывают определение в тетрадь) ­Хочешь поиграть на эту тему? ­Ты еще спрашиваешь?! – засмеялся Петя. Он невольно загляделся на свою подружку.  «Интересно, кто она? Мы уже столько времени вместе, а я до сих пор не спросил, как ее  зовут». Девочка с улыбкой стала объяснять Пете условия игры. ­Вот видишь – карточки. На них нарисованы очки, ключ, коса, шашки. Ты должен  прослушать загадку и определить, в какой загадке о каких предметах говорится. Ясно? ­О! Это я люблю! ­Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. В бою и рубят, и взрывают, А после боя развлекают. Из земли я воду извлекаю,  Я ваши вещи сохраняю,  Законы музыки пишу,  И ничего в вознагражденье 8 От человека не прошу. Сейчас, я правда, устарела, А прежде было много дела, Как выйду на зеленый луг, Так забываю про досуг. Любая мода не вечна, Не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду Носить меня, конечно, будут. (учащиеся выполняют задание) Ну, это задание слишком простое для тебя. – При этих словах девочки Петя самодовольно  зарделся. ­Вот тебе второе задание. Определи, в каких предложениях и словосочетаниях  многозначные слова, а где омонимы. Слушай внимательно. Пушки с пристани палят. – Солнце палит. Часы идут верно.­ Дни идут за днями. – Дети идут в школу. Грянул гром. – Раздался гром аплодисментов. Дневной жар спал. – Малыш крепко спал. (учащиеся выполняют задание) ­Вот видишь, какой я способный! ­Погоди хвастаться! – девочка шутливо подергала Петю за челку – Еще одно задание.  Определи, какие слова  ­ омонимы, а какие – нет. Вода стекла – ваза из стекла Косить косой – косой взгляд Пчелиный рой – рой землю Жаркая печь – печь пироги ­Смотри, будь внимательнее. Слова звучат одинаково, пишутся одинаково, ­ подзадоривала Петю девочка. ­Ну, уж нет, так просто ты меня не поймаешь, ведь все они представители разных частей  речи. Следовательно, омонимами не являются. ­А какие вопросы ты задал бы ученикам, если бы был учителем? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы для повторения) УРОК №5.  СИНОНИМЫ       Такого переворота в жизни Петя не ожидал. Во­первых, он впервые для себя открыл  прелесть познаний, во­вторых, он никогда раньше так не тревожился и не спешил домой к  своим родителям. А еще его волновала загадка его подруги. На вопрос Пети об ее имени,  девочка уклончиво ответила, что он ее давно знает, а  имя – это не самое главное. Важно,  что Петя вдруг начал понимать, сколь малы его знания, как мало он знает, и почему же   раньше его совершенно  ничто не интересовало. А то, что сейчас он узнал – этого,  оказывается, недостаточно. Но все равно, мальчик был очень горд тем, что кое в чем он  может разбираться. Петя закрыл глаза и увидел себя за высокой трибуной в качестве  ученого­оратора. Аудитория рукоплескала ему: ­Браво! Замечательно! Превосходно! Чудесно! Бесподобно! Прекрасно! 9 Множество слов, но все они означали одно: восхищение от познаний Пети. «Какое  любопытное явление! Разные слова, а означают одно и то же…Как же они называются?»­  подумал Петя. Откуда­то сверху прозвучала подсказка: «Синонимы!» ­необходимо записать!        Синонимы – это слова одной и той же  части речи, которые обозначают одно и то же,  но могут отличаться  друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в  речи. (учащиеся записывают определение в тетрадь) ­Профессор! А какова роль синонимов? – раздался вопрос из зала. Петя густо покраснел,  он мучительно соображал, копался в своей памяти, пытаясь вспомнить, а публика ждала.  «Боже мой! Какой стыд! Я – профессор, а не могу ответить на простейший вопрос! А ведь  они так восторгались мною!» Еще никогда Пети не было так совестно. Именно от стыда он  проснулся и сразу же задал вопрос своей подружке: ­Послушай, а какова роль синонимов? Девочка широко улыбнулась: ­Увидел волшебный сон? ­Да, да, только ответь поскорее! ­Нет, я попробую сделать так, чтобы ты сам понял ответ на этот вопрос. Видишь текст?  Прочти его и скажи, что тебе в нем не нравится. «Во дворе нашего дома растет большое дерево. Каждую весну это дерево покрывается  белыми цветами. Возле дерева находится беседка. Она покрыта легкой сеткой от комаров.  Это дерево – яблоня». Петя внимательно прослушал текст. ­По­моему, здесь повторяется одно и то же слово, и это неприятно режет слух. ­Что бы ты сделал? Петя немного подумал и ответил: ­Можно подобрать синонимы: яблоня, яблонька, накинуть, оно. ­Значит…Я понял! Синонимы служат средством связи предложений в тексте. (задание учащимся: исправить текст письменно в тетради). ­Знаешь, мне приснился такой сон, ­ Петя рассказал девочке о своем видении. ­Хочешь проверить себя еще в синонимии? – предложила девочка. ­Конечно, а что нужно сделать? ­Ты должен соотнести слова из левого столбика с их синонимами из правого. (можно устно, вызывая по очереди детей к доске и предлагая им проводить стрелочки  к словам­синонимам)  Неразговорчивый                                                Бесплодный Непрестанный                                                     Безуспешный Невнимательный                                                 Беспрерывный Ненормальный                                                     Буйный  Неистовый                                                           Ошибочный Неплодородный                                                  Рассеянный   Неудачный                                                           Молчаливый Несложный                                                          Простой Несерьезный                                                        Легкомысленный Неправильный                                                     Безумный  Только Петя успел справиться с работой, как машину сильно тряхнуло, послышался звон  разбитого  стекла. Но не это было главным. Знакомая Пети, ударившись головой о лобовое  стекло, сидела без движения, уронив голову на руль машины. ­Эй, что с тобой?! Очнись, слышишь! Петя со слезами в голосе пытался привести девочку в чувство. 10 ­Что случилось? – спросил Петю подошедший мужчина. ­Скорее, ее нужно спасти. Человек внимательно осмотрел девочку и сказал Пете: ­Она придет в себя, если тебе  удастся восстановить текст на этом листке. ­Да, да, конечно, я сейчас! – Петя торопливо схватил протянутую ему бумагу и стал  внимательно читать: «Ты хочеш… скорее выр..сти и скорее п..знать мир, ..кружающий тебя. Каждый  ч..ловек хочет это..о. Мир неизвед..нных знаний к ТВ..им услугам. Если ты  подруж..ш..ся с его ..битателями, то оставиш.. х..рошую пам..ть о себе. Знания   ..громны. Пр..сторы п..знаний полны ч..дес и открытий» (учащиеся письменно выполняют задание) Петя с трудом, но справился с заданием. Им руководило огромное желание помочь  девочке, ставшей для него большим другом, страх потерять ее и не найти дорогу домой к  своим родителям. Через некоторое время девочка застонала, ее ресницы дрогнули, глаза  открылись. ­Что это было? С тобой все в порядке? ­Не волнуйся, мы попали в небольшую аварию. Но отсюда уже можно добраться и пешком.  Мне кажется, я узнаю это место. Ты можешь двигаться, шевелиться? Девочка улыбнулась: ­У тебя столько синонимов в речи. А чтобы доказать тебе, что я в порядке, задам­ка я тебе  пару вопросов. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Какие слова  называются синонимами? 2. Для чего служат синонимы? УРОК №6.  АНТОНИМЫ    Осторожно выйдя из машины, ребята оглянулись и обнаружили вокруг странную картину. Казалось, что все вокруг было заражено противоречием. Погода сменилась непогодой,  люди метались взад­вперед, в группе стоявших неподалеку людей о чем­то шел спор. ­Больше! ­нет, меньше! ­Начинай! ­Нет, заканчивай! ­Встань! ­Лучше ложись!! ­Не кричи! ­Зови громче! ­Я ничего не понимаю, ­ удивился Петя. ­а мне кажется все понятным. Это район Антонимов. Внезапно люди обступили Петю и его спутницу. ­Это кто? Свои или чужие? ­Гнать их или задерживать? ­Казнить или помиловать? Петю и девочку рассматривали со всех сторон. Они переглянулись и в один голос  крикнули: ­Бежим! – взявшись за руки, дети бросились через дорогу. Толпа за ними. Долго бежали  ребята, пока, наконец, не спрятались за большим домом. ­Они не отстанут от нас! – проговорила девочка. 11 ­Неужели нет выхода? – обеспокоено спросил Петя. ­Да есть. Только успеем ли? ­Говори скорее, что надо делать? ­Во­первых, дать определение антонимам. ­Это легко. (учащиеся должны самостоятельно сформулировать и записать определение  антонимов) Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением. ­Следующее задание – выписать из стихотворения антонимы. Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово­утешение и слово­удушение. Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно­грязные. Одни помогут  выпрямить, другие душу вытравить. Есть речь, огнем горящая. Есть тлением смердящая. Слова высокой доблести и самой низкой подлости… Поэт, тебе назначено засеять душу зернами. Так сей же не иначе как чистейшими, отборными. Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми, Чтоб хлеб добросердечности давала нива  вечности. ­Ну, теперь­то все?­ с надеждой спросил Петя, когда справился с заданием. ­Нет, остался кроссворд. ­Кроссворды я люблю. Читай. ­Заполните горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам. ГОРЬКИЙ, НАЧИНАТЬ, БУРЯ, РЫХЛЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КОРОТКИЙ,  СВЕТ, А Н Т О Н И М В тот момент, когда Петя вписал последнее слово в кроссворд, шум бегущей за ними толпы стих. ­Теперь мы свободны! Вон твой дом, пора прощаться. ­А ты …смелая девчонка! – похвалил Петя девочку. ­Трус умирает сто раз, смелый живет вечно! – отшутилась она. ­Подожди, я хотел спросить, кто же ты? ­Ты это скоро узнаешь. И еще помни: хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый. ­Я понял, что многим я обязан тебе. Спасибо за все. Я увидел мир в другом свете. ­Ну, вот видишь. Оказывается, не случайна пословица: ученье – свет, а неученье – тьма. Ты  заметил, что мы до сих пор используем в своем разговоре антонимы? ­Да, от этого наша речь образнее, красивее! И тут Петя услышал голос своей учительницы по русскому языку. Она разговаривала с  мамой Пети. 12 ­Поймите, у него серьезные проблемы. Мало того, что он совершенно ничего не учит, так  он еще , полюбуйтесь, спит, когда идет урок! Петя открыл глаза и вскочил. ­Что?! Что случилось?! – он испуганно озирался вокруг. ­Вот видите… ­ учительница с сочувствием посмотрела на маму Пети. ­Сынок, зачем ты так… с нами! Ведь мы тебя так любим, а ты… ­ глаза у мамы стали  наполняться слезами. ­Мама, Марья Ивановна, пожалуйста, простите меня! Честное слово, это было в последний раз, я обещаю! Мама и Марья Ивановна переглянулись. ­Не знаю, верить ли тебе… ­ засомневалась Марья Ивановна. ­Мария Ивановна, пожалуйста, простите нас. Давайте дадим ему еще шанс. Только у меня  к вам просьба. Посадите его с Аленой, это пойдет ему на пользу, мы живем рядом, они  росли вместе с детства. Петя благодарно посмотрел на маму, а потом на Марию Ивановну. ­Ну, что, Петя? Рискнем еще один раз? Иди к Алене, садись. ­Спасибо вам, Марья Ивановна. Честное слово, я исправлюсь. Петя подошел к первой парте, за которой сидела Аленка, его соседка по дому. Она  приветливо улыбнулась, и Петя застыл как вкопанный. Да это же она  ­ та девочка! Как он  мог не вспомнить ее имени! Те же огромные глаза, длинная пушистая коса. Они смотрели  друг на друга и улыбались. Между ними шел немой разговор. ­Ну, что ж, запишите число, тему урока. Сегодня мы с вами приступим к изучению раздела, который называется «Лексика». Петя и Аленка переглянулись и одновременно засмеялись. Использованная литература: Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина; ­ М.:  Просвещение,1995. 13

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"

Урок - сказка в 5 классе "Лексика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017