Урок современного типа
Оценка 4.8

Урок современного типа

Оценка 4.8
Лекции
doc
администрации +1
Взрослым
28.04.2017
Урок современного типа
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.
Урок современного типа.doc
Учитель информатики ГБОУ СОШ с. Красный Яр Гурьянова Л.М. Выступление на ШМО Урок современного типа Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок   с   позиции   требований   стандарта   второго   поколения   в   сравнении   с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. Как   известно,   самый   распространённый  тип   урока   – комбинированный.   Рассмотрим   его  с   позиции   основных   дидактических требований,   а   также   раскроем   суть   изменений,   связанных   с   проведением урока современного типа: Традиционный урок Урок современного типа Формулируют   сами   учащиеся   (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование   учащимися   способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Учащиеся   осуществляют   учебные действия   по   намеченному   плану (применяется групповой, индивидуальный методы),    учитель консультирует Учащиеся   осуществляют   контроль (применяются   формы   самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Требования к уроку Объявление темы урока Сообщение целей и задач Учитель сообщает учащимся   формулирует Учитель сообщает   учащимся, должны научиться   и   чему Планирование Учитель   сообщает   учащимся, какую   работу   они   должны выполнить, чтобы достичь цели Практическая деятельность учащихся Под   руководством   учителя учащиеся   выполняют   ряд практических   (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) задач   Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за   выполнением   учащимися практической работы Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итог урока Домашнее задание Учитель в ходе выполнения и по итогам   выполненной   работы учащимися осуществляет коррекцию     Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся   формулируют   затруднения   и осуществляют коррекцию самостоятельно,     советует,   консультирует, учитель помогает Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), Учитель   выясняет   у   учащихся, что они запомнили учитель консультирует Проводится рефлексия   и Учащиеся   могут   выбирать   задание   из Учитель предложенных   учителем   с   учётом комментирует   (чаще   –   задание одно для всех) индивидуальных возможностей объявляет     Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно   исполняющего   указания   учителя   на   уроке   традиционного   типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились   самостоятельно,   а   учитель   руководил   этим   самостоятельным процессом и давал для него материал» ­ слова К.Д. Ушинского отражают суть урока   современного   типа,   в   основе   которого   заложен   принцип   системно­ деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом   обучения,   быть   вдохновителем   учащихся.   Актуальность приобретают   теперь   слова   Уильяма   Уорда:   «Посредственный   учитель излагает.   Хороший   учитель   объясняет.   Выдающийся   учитель   показывает. Великий учитель вдохновляет». Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа,   который   будет   решать   задачи  по   формированию   не   только предметных,   но   и   метапредметных   результатов?  В   ФГОС   НОО метапредметные   результаты   ­   «освоенные   обучающимися   универсальные учебные   действия   (познавательные,   регулятивные   и   коммуникативные), обеспечивающие   овладение   ключевыми   компетенциями,   составляющими основу умения учиться». Формулируют определив границы знания и незнания сами     учащиеся, (учитель   подводит   учащихся   к осознанию целей и задач) Планирование   учащимися   способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Учащиеся   осуществляют   учебные действия   по   намеченному   плану (применяется групповой, индивидуальный методы)   Познавательные  общеучебные,  коммуникативные Регулятивные  целеполагания,  коммуникативные Регулятивные  планирования Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные (учитель консультирует) Учащиеся   осуществляют   контроль (применяются   формы   самоконтроля, взаимоконтроля) Регулятивные контроля  (самоконтроля),  коммуникативные (учитель консультирует) Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно   Коммуникативные,  регулятивные  коррекции Сообщение целей и  задач Планирование Практическая  деятельность  учащихся Осуществление  контроля Осуществление  коррекции Оценивание  учащихся Проанализируем  деятельность учащихся на каждом этапе урока  и выделим   те  универсальные   учебные   действия  (УУД),   которые   при правильной организации деятельности учащихся формируются: Требования к уроку Урок Универсальные современного типа учебные действия Объявление темы  урока Формулируют   сами   учащиеся   (учитель подводит учащихся к осознанию темы)   советует, (учитель   консультирует, помогает) Учащиеся дают оценку деятельности по её   результатам   (самооценивание, оценивание   результатов   деятельности товарищей) Итог урока (учитель консультирует) Проводится рефлексия   Домашнее задание Учащиеся   могут   выбирать   задание   из предложенных   учителем   с   учётом индивидуальных возможностей Регулятивные  оценивания  (самооценивания),  коммуникативные Регулятивные  саморегуляции,  коммуникативные Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой   форме.   Больше   конкретики   будет   при   отборе   заданий,   форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся. Ниже   приводится   часть   таблицы,   в   которой   определены   типовые задания,   направленные   на  формирование   регулятивных   универсальных учебных действий: Показатели (характеристики) планируемых результатов Целеполагание:  умеет формулировать и удерживать учебную задачу.   образцу Планирование:  умеет выполнять инструкции, точно следовать и простейшим   алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.   Осуществление   учебных действий: выполняет учебные в различных формах;    действия     с   помощью   речи   регулирует свои действия Прогнозирование:   может результат деятельности; определить вариант   ответа, усвоения знаний. предвосхитить своей может   возможный   уровень     Типовые задачи  (задания) Регулятивные целеполагания предполагают установление связи между содержанием учебного   материала   и   целью   его   предоставления, выполнением   заданий   (ответ   на   вопрос   «Для   чего необходимо знать (уметь)?») Регулятивные планирования. Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи   между   элементами   (объектами)   и определение   последовательности   при   осуществлении практической   задачи.   Например,   определить   «Что сначала делал герой, что потом?»,  «Как это делать?», «Что   и   как   нужно   было   сделать   герою,   чтобы получился правильный результат?» Регулятивные осуществления учебных действий. предусматривают   установление   обучающимися   связи между   заданным   условием   и   применением определённой   формы   для   выполнения   задания.   Эта группа   задач   предполагают   выполнение   заданий «Напиши   по   памяти…»,   «Прочитай   вслух…», «Прочитай про себя…» Регулятивные прогнозирования направлены   на   предвосхищение   результата   с   учётом имеющихся   знаний,   а   также   на   выявление   и прогнозирование   причин   трудностей.   К   этой   группе принадлежат   задачи   с   недостающими   и   лишними данными, а также ответы на вопросы «Как   думаешь,   какой   результат   может   получиться?», «Как   думаешь,   достаточно   знать…   для   выполнения задания?»,   «Какие   трудности   могут   возникнуть   и почему?» Регулятивные контроля и самоконтроля. Эта  группа типовых  задач направлена  на применение различных   способов   осуществления   контроля   за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Герой сказал…   Проверь:   прав   ли   он?»,   «Кто   из   героев правильно…?»,   «Такой   ли   получен   результат,   как   в образце?»,  «Правильно   ли  это  делается?»;  «Сможешь доказать?..»,   «Поменяйтесь   тетрадями,   проверьте работу   друг   у   друга»,   «Проверь   по   словарю…», «Проверь вывод по…» Регулятивные коррекции нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении   ошибок   в   их   действиях,   результатах действий,   а   также   работа   с   деформированными предложениями,   текстами,   установление   правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые  задания «Помоги герою исправить  ошибки», «Установи   правильный   порядок   предложений   в тексте»,   «Помоги   восстановить   правильный   порядок событий сказки…» Регулятивные оценки направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по   уже   готовым   критериям   или   выработанным   в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения. Это такие  типовые  задачи, как то «Герои  выполнили задание.   Оцени   их   работу...»,   «Правильно   ли   оценил выполнение   своего   задания   герой?..»,   «По   каким критериям герои оценивали свою работу?» Регулятивные саморегуляции. Эти типовые задания основываются на познавательном интересе   обучающихся   (например,   «Ты   сможешь прочитать   зашифрованное   слово   (дойти   до   вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях   психологического   характера   (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике. Контроль и самоконтроль:     осуществлять умеет   контроль пошаговый выполнения действия, контроль   за   результатом работы   по   установленным правилам,   установленному образцу. Коррекция:   вносит необходимые дополнения   и   изменения   в план,   способ   и   результат действия   на   основе   его оценки   и   учёта   сделанных ошибок; адекватно воспринимает   предложения взрослых   и   товарищей   по исправлению   допущенных ошибок. Оценка:       нужно умеет определить качество и уровень   работы,   знаний; понимает, что усвоено, а что ещё усвоить; устанавливает   соответствие полученного результата поставленной цели;   правильность соотносит   выбора, планирования, выполнения   и   результата действия   с   требованиями конкретной задачи. Саморегуляция:     способен   сконцентрировать волю   для   преодоления интеллектуальных затруднений   и   физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач. При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии. Так, при проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов,   учитель   может   использовать   следующие   методы,   приёмы, средства   обучения,   формы   организации   деятельности   учащихся,   а   также педагогические технологии: Требования к уроку комбинированного типа Формируемые универсальные учебные действия Объявление темы урокаПознавательные  Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Сообщение целей и  задач Планирование Практическая  деятельность учащихся   Ведение   проблемного   диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) Ведение   проблемного   диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) общеучебные,  коммуникативные Регулятивные  целеполагания,  коммуникативные Регулятивные планирования Работа   с   картой   урока,   с интерактивным плакатом (например,   в   программе  Power Point) Групповая, индивидуальная организации   учащихся. Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные парная, формы деятельности         Работа  по решению  проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа   с   учебником   (учёт вариативной   и   инвариантной части). Применение справочников, технологий. Применение безотметочного (автор Г.А.Цукерман)         ИКТ   словарей, – методики обучения Работа и взаимоконтролю   устных   и само­   по     Осуществление  контроля Регулятивные контроля  (самоконтроля),  коммуникативные Осуществление  коррекции Коммуникативные,  регулятивные коррекции Оценивание учащихся Регулятивные оценивания  (самооценивания),  коммуникативные Итог урока Домашнее задание Регулятивные  саморегуляции,  коммуникативные Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). Использование памяток.   Организация взаимопомощи. Применение безотметочного (автор Г.А.Цукерман) методики обучения           по само­ Работа и взаимооцениванию   устных   и письменных ответов (по заранее определённым критериям). Проведение   рефлексии   с применением: вопросов, символов   –   кружков   в   листах обратной   связи,   смайликов, приёма «ладошка» Дифференциация заданий.   Применение заданий, заданий.   творческих   практико­значимых Учитель   призван   быть   творцом   своих   уроков.   Новый   стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для   новых  идей   и  новых  творческих   находок.  Но   если   учитель   знает,  что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа

Урок современного типа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017