Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
Оценка 4.7

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
16.01.2017
Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
По данной разработке можно провести как урок, так и занятие элективного или факультативного курса в 11 классе, в рамках работы над поэзией "серебряного века". материал охватывает историю создания (В.Жуковский) и использования суггестивного метода в русской поэзии. Предусмотрена ассоциативная работа. индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников, выразительное чтение стихов, аналитическая работа. а также отработка и закрепление изученных литературоведческих терминов в рамках подготовки к ЕГЭУрок литературы "Суггестивный метод в истории развития русской поэзии, 11 класс
Урок.doc
СУГГЕСТИВНЫЙ МЕТОД В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИ(11 класс) Эпиграфы к уроку:                              Что наш язык земной пред дивною природой?                                                                     Невыразимое подвластно ль выраженью?                                                                     И лишь молчание понятно говорит.                                                                                 В.А.Жуковский                                                                     Чувствительность к звуковому составу                                                                      поэтической речи – совесть ушей.                                                                                    Ф.Ницше Оформление: портреты В.Жуковского, А.Фета, А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака. ­­ Начало урока (задание по русскому языку):              1) Разделить страницу в тетради на 2 части; слева выполнить 2 задания: 1) составить словосочетание с прилагательным «прохладный»;                      2)  составить нераспространенное предложение, где подлежащее – слово «душа». (проверка без комментариев: вернемся в конце урока). ­­Вступительное слово учителя: Знакомимся с новым термином. За плечами ­ достаточно большой опыт анализа поэтических произведений: рассматривали и на уроках литературы, и на уроках словесности. Цель урока: познакомиться с суггестивным методом, создателем которого   был   В.А.Жуковский   (вернемся   ненадолго   в   19   век,   «золотой   век   русской литературы») и который оказал огромное влияние на все последующее развитие русской поэзии. Итак, перенесемся очень ненадолго в Германию (как вы помните, у Жуковского практически   не   было   собственных   произведений,  в   основном,   это   талантливо переработанные переводы). Слушаем… ­­Сообщения   учащихся  (об   истории   создания   баллады   «Рыбак»).   Перед   вторым сообщением – задание всем: записать в тетради 2 основных открытия Жуковского. 1 ученик: 16 января 1778 г. придворное общество герцогства Веймарского было глубоко взволновано: утонула в Ильме, покончив жизнь самоубийством, фройляйн фон Лансберг, помолвленная   с   юным   шведом,   графом   Врангелем   и   брошенная   женихом.   Ее   тело обнаружил   слуга   Гете.   Девушка   и   после   смерти   не   рассталась   с   экземпляром   недавно вышедшей в  свет книги Гете «Страдания юного Вертера», герой которой покончил с собой из­за несчастной любви. Не исключено, что роман Гете, имевший ошеломляющий успех, подтолкнул девушку на роковой шаг. Тело утопленницы перенесли в дом Шарлотты фон Штайн, (приятельницы Гете), находившийся поблизости. Драма, разыгравшаяся на тесном участке земли между Ильмом, домом Шарлотты и домом Гете, отразилась в стихотворении Гете «Рыбак». 2   ученик:   Жуковский   перевел   «Рыбака»   в   январе   1818   г.   Тогда   же   перевод   был опубликован в первом выпуске сборника «Fur  wenige. Для немногих», предназначенного для   занятий   русской   словесностью   жены   будущего   императора   Николая  I.   Широкой публике перевод стал известен после публикации в «Сыне отечества» два года спустя и вызвал яростную полемику. Жуковский тонко воспринял и великолепно передал установку Гете на воссоздание субъективных впечатлений, а не зримых картин. В русской поэзии такая задача возникла  впервые.  Чтобы ее  выполнить, Жуковский  вслед  за Гете ставил привычные слова в необычные сочетания; по сравнению с оригиналом он даже усилил эту тенденцию.     (Проверка записей: 1) воссоздание субъективных впечатлений, а не зримых картин; 2) привычные слова в необычных сочетаниях.) ­­Чтение учеником текста баллады(тексты у всех на партах): Бежит волна, шумит волна!                                   Не часто ль солнце образ свой            Задумчив, над рекой                                          Купает в лоне вод? Сидит рыбак; душа полна                                      Не свежей ли горит красой 1 Прохладной тишиной.                                       Его из них исход? Сидит он час, сидит другой;                                  Не с ними ли свод неба слит            Вдруг шум в волнах притих…                          Прохладно­голубой? И влажною всплыла главой                                   Не в лоно ль их тебя манит            Красавица из них.                                               И лик твой молодой?» Глядит она, поет она:                                              Бежит волна, шумит волна…             «Зачем ты мой народ                                          На берег вал плеснул! Манишь, влечешь с родного дна                           В нем вся душа тоски полна,            В кипучий жар из вод?                                       Как будто друг шепнул! Ах! Если б знал, как рыбкой жить                         Она поет, она манит –            Привольно в глубине,                                         Знать, час его настал! Не стал бы ты себя томить                                      К нему она, он к ней бежит…            На знойной вышине.                                           И след навек пропал.   ­­Аналитическая беседа:  Возьмем  для работы два стиха: « …Сидит рыбак; душа полна прохладной тишиной» Задание по словесности: разделить страницу на 2 части, выписать слева предметно­логическую сторону предложения; вам поможет изучение логики: это должно быть слово конкретного значения, не абстрактного.  Проверка: выписано только слово «рыбак»)            ­  Пишем справа (Эмоционально­экспрессивная сторона) – «душа рыбака». Как вы это понимаете? Что это такое?(Каждый понимает по­своему).              ­  Продолжаем работать справа: «душа полна». Понятно? (Не совсем).             ­ Чем же полна душа? Выписываем: «прохладной тишиной». По отдельности каждое слово понятно, а вместе?   Что же хочет сказать поэт? Как поняли эту фразу?  (Видимо, что у рыбака хорошее настроение, ему спокойно)              ­ Что же делает поэт? Сообщает факт? (Нет, передает настроение рыбака, внушает нам, пытается вызвать сопереживание).            ­ Как? При помощи каких приемов? (Эпитет, олицетворение ­ в одном стихе!).                      ­  Какие еще приемы (ищем необычное!) есть в стихотворении? Выпишите несколько. (Проверка: «Влажною главой», «прохладно­голубой», «кипучий жар из вод» и т.д. Много инверсий).             ­ Какова композиция ? (Кольцевая).             ­ Дополните предметно­логическую сторону из всего стихотворения. (Проверка: «волна», «река», «народ», «солнце», «берег» ­ и все!)                           ­  В  чем  же  необычность  этого  стихотворения?(Слова   в  непривычных сочетаниях,  прямые лексические значения слов ослаблены, очень мало слов с конкретным значением. В сознании укладывается необычный комплекс понятий: ДУША­ ПОЛНОТА – ПРОХЛАДА­ ТИШИНА. Мы бы не связали эти слова в одно предложение! На первом месте чувства, а не мысли!)             ­ Теперь мы можем с вами познакомиться с определением суггестивного стиля. ­­Работа с доской (запись в тетради):        Суггестивный (от англ. to suggest – «внушающий») стиль.        Задача: ­ вызвать в читателе определенное настроение;                     ­ внушить: чувства (главное) и мысли (второстепенное).        Способы: 1) ряды эмоционально­оценочных слов;                           2)создание синэстетического образа (слова, передающие зрительные и осязательные впечатления);                         3) широкое употребление инверсий. 2 Смысл: поместить слово в такую ритмико­синтаксическую конструкцию, где его прямое значение ослаблено, а на первый план выступают дополнительные оттенки значения в данном контексте. ­­Слово   учителя:  Без   Жуковского,   его   суггестивного   метода,   было   бы   немыслимо творчество   многих   и   многих   поэтов   19   века,   большинства   поэтов   «серебряного   века», второй половины 20 века. Давайте проследим, как же развивался этот метод в дальнейшем, как   изменялся.«Насквозь   суггестивным»   называют   критики   поэзию   А.А.Фета.   Он   не стремился убедить читателя, что­то изобразить ( а ведь именно создание образов считалось главной   задачей   и   особенностью,   привилегией   искусства   в   19   веке,   до   открытия Жуковского) Внушить, навеять – вот единственно достойная задача , по Фету:                                                 Поделись живыми снами,                                                 Говори душе моей;                                                 Что не выскажешь словами,                                                 Звуком на душу навей. Тургенев говорил, что ждет от Фета стихотворения, в котором последний куплет надо будет передавать  безмолвным  шевелением  губ. Поэзия  без  слов  и  без  звуков – предел стремлений   Фета.   Но,   как   вы   понимаете,   без   звуков,   слов   нельзя.   И   Фет   добавляет   к суггестивному стилю еще импрессионизм.             ­Что это?  (Впечатления: не столько движения души и природы, но впечатления от этих движений) Запись в тетради: А.Фет ­ суггестивный стиль + импрессионизм. ­­Чтение учеником стихотворения А. Фета «На корабле» (Впечатления от плавания по Средиземному морю) (тексты у всех на партах): Летим! Туманною чертою                                      Дрожит и сердце, грудь заныла; Земля от глаз моих бежит.                                      Напрасно моря даль светла, Под непривычною стопою                                     Душа в тот круг уже вступила, Вскипая белою грядою,                                           Куда невидимая сила Стихия чуждая дрожит.                                          Ее неволей унесла.                                         Ей будто чудится заране                                          Тот день, когда без корабля                                         Помчусь в воздушном океане                                         И будет исчезать в тумане                                         За мной родимая земля. ­­Аналитическая   работа:  Выделим   предметно­логическую   сторону   (слева)(Земля, сердце, море, корабль­ всё!!!) Как далеко унесло поэта вдохновение!            ­Работаем в правой стороне. Какой прием преобладает? (Метафоры: выделяем, анализируем: «туманною чертою», «воздушном океане» и др.).             ­Какова композиция? (Кольцевая.)            ­Какие же ассоциации вызвало у Фета плавание? (Полет души, отход в иной мир после смерти).                        ­Давайте найдем признаки суггестивного стиля.  («Бежит чертою», «вскипая грядою», «душа вступила» и т.д., инверсии).                      ­А импрессионизм в чем?  (Пересказать это стихотворение невозможно, убрать, упростить – тоже, это всё впечатления!) ­­Слово учителя: Многие литературоведы считают преемником Фета  величайшего поэта «серебряного века» А.Блока. Мы с вами уже достаточно хорошо знакомы с творчеством этого   поэта,   читали,   учили   наизусть,   анализировали   его   стихи,   входящие   в   «Трилогию вочеловечивания». Но я сегодня предлагаю вам проанализировать с точки зрения темы нашего урока совсем незнакомое стихотворение А.Блока. ­­Чтение учеником стихотворения А.Блока: (тексты у ребят на партах) 3 По улицам метель метет,                                     И шепчет он – не отогнать Свивается, шатается.                                            (И воля уничтожена): Мне кто­то руку подает                                       «Пойми: уменьем умирать И кто­то улыбается.                                              Душа облагорожена. Ведет – и вижу: глубина,                                      Пойми, пойми, ты одинок, Гранитом темным сжатая.                                    Как сладки тайны холода… Течет она, поет она,                                               Взгляни, взгляни в холодный ток, Зовет она, проклятая.                                             Где все навеки молодо…» Я подхожу и отхожу,                                            Бегу. Пусти, проклятый, прочь! И замер в смутном трепете:                                 Не мучь ты, не испытывай! Вот только перейду межу ­                                  Уйду я в поле, в снег и в ночь, И буду в струйном лепете.                                   Забьюсь под куст ракитовый!                                              Там воля всех вольнее воль                                              Не приневолит вольного,                                              Там болей всех больнее боль                                                Вернет с пути окольного!                                                                    ­ Давайте найдем признаки суггестивного стиля: ищем и выписываем необычное! (Самостоятельная работа учащихся.)            ­ Проверяем, делимся впечатлениями.                        ­ Блок­ символист, берет символы в реальной жизни, а смысл их лежит в запредельном   мире,   людям,   воспитанным   на   классической   поэзии,   такие   стихи казались  дикими . А вам? Какими еще приемами пользуется Блок? (Отработка  терминов ( запись на доске): ПАРАНТЕЗА – скобки в стихотворении.            ОККАЗИОНАЛИЗМ – слово употреблено здесь и сейчас, единожды («воль» ­ такой формы в языке нет).             СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (последняя строфа).             ­Какова композиция стихотворения? (Опять кольцевая, круг: Блок позаимствовал это у Фета. Это символ мистической жизни. Размыкать круг ­ приобщаться к тайне, к богу).            ­ О чем это стихотворение, как его поняли? (Обмен впечатлениями) ­­Слово   учителя:  Вернемся,   вспомним   Жуковского.   Критик,   возмущенный   балладой «Рыбак», писал: «И влажною всплыла главой// Красавица из них». Как? Голова красавицы составлена из влаги? Какая выгода иметь подругу с такою головою? Всё видишь, что в ней происходит! И дальше: «Прохладно­голубой свод неба!­ это также очень замысловато. Со временем мы составим новые оттенки цветов и будем говорить: ветрено­рыжий, дождливо­ желтый,   мерзло­синий,   знойно­зеленый   и   т.п.»   Критик   этот,   Орест   Сомов,   очень второстепенный поэт, но известный журналист декабристской ориентации, не мог знать, что   в   своих   насмешках   предугадал   эволюцию   поэзии.   Сто   лет   спустя,   А.   Ахматова написала   стихотворение   «Царскосельская   статуя»   (с   таким   же   названием   было стихотворение у А.Пушкина). И уже никого не шокировал суггестивный стиль.  Чтение ученицей стихотворения Ахматовой: (тексты у всех на партах) Уже кленовые листы                                              Я чувствовала смутный страх На пруд слетают лебединый,                                Пред этой девушкой воспетой. И окровавлены кусты                                             Играли на ее плечах Неспешно зреющей рябины,                                 Лучи скудеющего света. И ослепительно стройна                                        И как могла я ей простить Поджав незябнущие ноги,                                     Восторг твоей хвалы влюбленной… На камне северном она                                          Смотри, ей весело грустить, Сидит и смотрит на дороги.                                  Такой нарядно обнаженной. 4 ­  Найдите самостоятельно признаки суггестивного стиля в стихотворении Ахматовой.(При   проверке   для   сравнения   можно   предложить   ребятам   стихотворение Пушкина   с   последующей   демонстрацией   фотографии   статуи:   у   Пушкина   –   описание, можно   представить,   как   выглядит   статуя,   а   по   стихотворению   Ахматовой   статую представить невозможно – это только впечатления) .                        ­Какие приемы использует Ахматова, какой прием преобладает? Почему? (Учащиеся обращают внимание на инверсии, необычные эпитеты, обилие оксюморонов). ­­Опережающее обучение: Давайте заглянем немного вперед и посмотрим, как этот метод применялся в более позднее время, уже за пределами «серебряного века». Незнакомый вам еще   поэт,   лауреат   Нобелевской   премии   Борис   Пастернак,   с   творчеством   которого   мы познакомимся немного позже.    Чтение учителем стихотворения « Февраль..»: (тексты у учащихся на партах) Февраль. Достать чернил и плакать!                      Где, как обугленные груши, Писать о феврале навзрыд,                                      С деревьев тысячи грачей Пока грохочущая слякоть                                        Сорвутся в лужи и обрушат Весною черною горит.                                             Сухую грусть на дно очей. Достать пролетку. За шесть гривен,                        Под ней проталины чернеют, Чрез благовест, чрез клик колес                              И ветер криками изрыт, Перенестись туда, где ливень                                  И чем случайней, тем вернее  Еще шумней чернил и слез.                                     Слагаются стихи навзрыд.                       ­Поделитесь   впечатлениями   от   стихотворения:   что   понравилось,   что непонятно?                      ­  Найдите   признаки суггестивного стиля. Что поразило? Какие приемы обратили на себя внимание?. (Необычные эпитеты: «грохочущая слякоть», «сухая грусть» и т.д., метафоры: «дно очей», «слякоть горит» и т.д., инверсии, аллитерация и др.)  Работа над необычным с отработкой терминов: АНАКОЛУФ – нарушение синтаксической правильности («Достать чернил»­ надо «чернила»).                       ЭЛЛИПСИС   (очень   любил!)   –   «писать   о   феврале»,   «достать   пролетку». Оксюмороны. Кольцевая композиция!(Опять!)  ­­Заключительная   беседа:1.   Почему   же   Жуковскому   удалось   создать   столь эффективный   (и   эффектный!)   суггестивный   стиль?   Эпиграфы   к   уроку   помогут ответить   на   этот   вопрос!   (Осмыслил   проблему   стиля   не   только   с   точки   зрения литературоведения,   поэтики,   но   и   философски:   главное   –   впечатление!   Стихотворение «Невыразимое»: «Что наш язык земной пред дивною природой?» : живое (природу) нельзя выразить в мертвом (язык). Говорит с самим собой. Употребляет оксюморон («молчание говорит»).            2. Если нельзя словами выразить переживания, мысли, какой же выход нашел Жуковский?    (Намеки,   внушения,   впечатления).   Тютчев   «Silentium!»   (»Молчание!»): «Мысль изреченная есть ложь». Без Жуковского невозможна была бы, как мы сегодня убедились, лучшая поэзия почти уже двух веков.            3.Гете возражал против попыток художников иллюстрировать свою балладу: «В этой балладе выражается лишь ощущение воды, ее прелесть, которая манит вас выкупаться летом,­ больше здесь ничего нет.» Почему? Можно ли иллюстрировать стихотворения, написанные суггестивным стилем?             4. В чем же значение этого метода? Почему сквозной образ в произведениях ­ «душа?                      5.  Вернемся к самому первому заданию: выполните его еще раз (справа), использовав суггестивный метод. (Можно это задание дать на дом). 5 ЛИТЕРАТУРА: 1. Ахматова А.А. Сочинения. В 2­х т. Т.1 –М.: Худож. Лит., 1990 2. Баевский  В.С. История русской  поэзии: 1730 – 1980.  Компендиум. М.: ­ Новая школа, 1996. 3. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. М., «Худож. лит.» ,1978 4. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии.­ СПб.: Азбука­классика, 2001. 5. Жуковский В.А. Избранное.­ М.: Правда, 1986 6. Пастернак Б.Л. Стихотворения. Поэмы. Проза. – М.: ООО 2Издательство АСТ»: «Олимп», 2002 7. Фет А.А. Стихотворения.­ М.: Современник, 1981 8. Словарь  литературоведческих   терминов. Ред.­сост.:  Л.И.Тимофеев  и  С.В.Тураев. М., «Просвещение», 1974                                                6

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс

Урок "Суггестивный метод в развитии русской поэзии", 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017