Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология
Оценка 4.7

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
29.01.2017
Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология
На уроке дети называют известные им увеличительные приборы, устанавливают сходство и назначение приборов и изучают строение лупы, микроскопа и правило работы с ними. Используется дополнительный материал об увеличительных приборах, ученых которые создали такие приборы. Все ответы дети адресуют пришедшему к ним Стекляшкину.
УРОК Устройство увеличительных приборов — копия.docx
муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение " Средняя общеобразовательная школа № 2пос. Пристень»  Конспект урока биологии в 5 классе «Устройство увеличительных приборов» Предмет: Биология Класс: 5 Тип урока: урок «открытия» нового знания Тема урока: Устройство увеличительных приборов  Цель урока: создать условия для усвоения знаний, развивать  логическое мышление обучающихся: учить выделять главное; воспитывать  интерес к знаниям, культуру общения; организовать деятельность  обучающихся  по изучению и первичному закреплению  устройства  увеличительных приборов;  Задачи урока:   Обучающая  ­  научить  пользоваться  микроскопом  и   определять   увеличение данного   Развивающая  ­ развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.   Воспитывающая ­ формирование познавательных интересов направленных на  изучение живой природы.  Планируемые метапредметные результаты:  прибора. Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы;  Регулятивные  :     постановка   учебной   задачи   в   сотрудничестве   с учителем, волевая саморегуляция, коррекция. Познавательные:   развивать навыки самопознания живой природы анализ,   сравнение,   построение   логической   цепи   рассуждений,   поиск   и выделение   необходимой   информации,   умение   осознанно   строить   речевое высказывание, обосновывать своё мнение Коммуникативные  : умение   работать   в   паре   и   группе,достаточно полное   и   точное   выражение   своих   мыслей   в   соответствии   с   задачами   и условиями   коммуникации,   сотрудничество   с   учителем   и   сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения. Планируемые предметные результаты: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения   пользоваться   увеличительными   приборами,   формировать   правила работы в кабинете биологии с увеличительными приборами. 1 Методы   обучения:   наглядные.  практические,   репродуктивные,   словесные, Приемы   деятельности   учителя: деятельности.  организация   поисковой Деятельность   учащихся:  выполняют   исследовательскую   работу, демонстрируют   знания,   производят   обсуждения,       работают   с   различной информацией. Педагогические   технологии:  технология   развития   критического мышления, ИКТ, проблемного обучения.   Оборудование:   микролаборатории,   микроскопы, микропрепарат кожицы лука, плоды: яблоко, помидор, дыня, арбуз, учебный фильм  «Увеличительные   приборы»,   тексты   для   работы   в   парах, инструктивные   карты     для   выполнения   лабораторных   работ,   компьютер, мультимедийный проектор,  учебник, тетрадь.   бинокль, Ход урока I.Организационный этап.  Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И начнем сейчас  урок. ­ Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои  юные друзья. Давайте скорее его прочитаем. (Учитель открывает конверт,  читает письмо.) Привет, мальчишки и девчонки из 5 «А» класса! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города.  Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки! Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды. А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.  Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать? С уважением, ваш Стекляшкин ­ астроном из цветочного города Учитель:  Ребята,   какие   же   задачи   поставил   перед   нами   астроном? (ответы учащихся). 2 Учитель: Правильно. Познакомимся с увеличительными приборами, их устройством   и     правилами   работы).  Записи   вы   будете   вести   в   рабочих тетрадях. Итак,   возьмите   рабочие   тетради,     сформулируйте   и   запишите     тему урока (учащиеся самостоятельно пытаются записать тему). Запись   числа   и   темы   урока   учителем   на   доске   (Устройство увеличительных приборов). II.Актуализация  опорных знаний ­Что  вы уже знаете об этих приборах? (как используют, для чего используют). ­Что еще НЕ знаете? (как устроен, как им пользоваться…) Что   нужно   сделать,   что   бы   узнать?   (слушать   учителя,   выполнять   задания, читать учебник…) ­Какую   цель   вы   поставите   перед   собой   на   этот   урок?   (Изучить   строение увеличительных приборов и научиться пользоваться ими)? ­Как   вы   думаете,   сможем   ли   мы   на   уроке   изучить   все   существующие увеличительные приборы? (нет), поэтому ограничимся какими? (лупа и микроскоп). III.Изучение нового материала  Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек? (ответы детей) 1. Самый простой прибор, который человекон изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты. У вас в микролаборатории имеется все необходимое   для   выполнения   лабораторной   работы   "Устройство   лупы   и рассматривание с её помощью клеточного строения растений" стр.31 Выполнение   лабораторной   работы   самостоятельно.   (Учитель   работает индивидуально   с   детьми   у   кого   появились   затруднения   по   выполнению работы.) По окончании вам нужно будет рассказать, что же вы выяснили.  Вывод к лабораторной работе зачитывает один из учащихся (Лупа ­ самый простой увеличительный прибор, который состоит из увеличительного стекла выпуклого с двух сторон, оправы, ручки. Рассмотрев под лупой яблоко, дыню, помидор, мы убедились, что они состоят из клеток. Клетки имеют разную форму) Эксперимент ­А теперь внимание, проведем эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв? ( ответы учащихся)   Сделаем   вывод:   Рассмотрев   текст   учебника   под   2   лупы   (Буквы   большие увеличены),   мы   заметили,   что   при   изменении   расстояния   между   лупами, изменяется размер букв и четкость изображения. Следовательно, чем больше увеличительных стекол тем больше увеличение.  3 Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа! Физ.   пауза    Вы   усердно   трудились,   устали,   поэтому   необходимо отдохнуть  В ясный солнечный денек (закрыть глаза) Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте). Рассмотреть большой пенек (развести руками), Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль). Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора),  Опыт с ними проведем: Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)? Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть) IV. Первичное усвоение новых  знаний ­Продолжим работу, юные исследователи.   Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет). ­Как   быть?   Что   предпринял   пытливый   ум   исследователя,   ученого?   Как изобрели микроскоп? Это был ученый­биолог? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в текстах, которые лежат у вас на столе. Для каждого ряда своя история. После того как прочтете нужно  рассказать всему классу об истории создания микроскопа. Работа с текстом (дети читают,  кто готов­ поднимает руку) Рассказ 1. Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским   мастером   очков   Хансом   Янссеном   и   его   сыном   Захарией Янссеном. Но это было сказано самим Захарией Янссеном в середине XVII века.   Изобретение   голландца   заключалось   в   том,   что   он   смонтировал внутри   одной   трубки   две   выпуклые   линзы,   и   таким   образом,   заложил основы   для   конструирования   сложных   приборов.   За   счёт   выдвижного тубуса   достигалась   фокусировка   на   объекте   исследования.   Увеличение равнялось   3­10   крат.   Это   изобретение   стало   настоящим   прорывом   в сфере   микроскопии.   Каждый   последующий   свой   микроскоп   Захария совершенствовал. Рассказ   2.   Однажды   Галилей   соорудил   очень   длинную   подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу он навел трубу на окно, что   бы   на   свету   проверить   чистоту   линз.   Посмотрев   в   окуляр   он оторопел: все поле зрения заняла какая­то искрящаяся серая масса. Труба немного   покачнулась,   и   ученый   увидел   огромную   голову   с   выпуклыми черными глазами. Отняв глаза от трубы Галилео увидел муху, сидящую на окне. Так появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз. Рассказ   3.   Гук   работал   секретарем   и   демонстратором   опытов Английского   королевского   общества.   В   это   время   стало   известно   о 4 микроскопе.   Ему   поручили   провести   наблюдение   на   этом   приборе. Имевшийся   в   его   распоряжении   микроскоп   представлял   собою полуметровую позолоченную  трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже,   он     придумал   как   улучшить   качество   линз   и   увеличить   поле зрения. Итак, кто же является создателем микроскопа? (ответы детей) Учитель. Что означает "микроскоп"? (учебник, §6) Давайте вспомним, о чем нас просил Стекляшкин  (Рассказать ему как устроен микроскоп) V. Лабораторная работа ­ Предлагаю эту информацию получить вам самостоятельно при  выполнении лабораторной работы  "Устройство микроскопа и приёмы  работы с ним" стр.33. Выполнение лабораторной работы (Учитель проводит индивидуальную  работу с теми, у кого возникают проблемы) Беседа   (Учитель   на   своем   микроскопе   показывает   части   микроскопа,   а учащиеся дают названия и объясняют их назначение). ­Вы знаете, что микроскоп увеличивает изображение. Как узнать во сколько раз микроскоп увеличивает объект?  (ответы детей).  ­Давайте   узнаем,   чей   микроскоп     дает   большее   увеличение?   (Ответы   во сколько раз увеличивает микроскоп) ­ Что еще вы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы с микроскопом). Работа в паре Теперь   вам,   как   исследователям,   предстоит   познакомиться   с   правилами работы с микроскопом. Работу построим таким образом: работаем в парах. Один читает –  другой  выполняет,  потом  наоборот. После вашей  работы в парах   вы   будете   обучать   меня   правилам   работы   с   микроскопом.   Правила пользования находятся в учебнике на стр. 32. Беседа:  ­Как устанавливают микроскоп на столе? ­Что делают с зеркалом? ­Куда помещают предмет для исследования? ­Для чего нужны винты? ­Как получают четкое изображение? ­Что необходимо сделать после работы с микроскопом? VI. Закрепление    ­Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. 5 Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного  прибора». (Учащиеся разгадывают кроссворды на листочках, один ученик ­  у доски.) 3 4 5 По горизонтали: 1 Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят. 2 Служит для крепления тубуса и предметного столика. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце  тубуса. Зрительная трубка. То, что рассматривают под микроскопом. По вертикали: 1 2 3 Увеличительный прибор. Помогает направить свет. Служит для размещения на нем объекта исследования. Поднимает и опускает зрительную трубку. 4 Проверка .  А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без  ошибок, поставьте «5.» Если вы 1­3 слова отгадали с помощью подсказки, поставьте « 4.» Если вы 4­5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, поставьте  «3». 6 Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с  микроскопом. Задание: выберите верное утверждение .(Слайд) да или нет 1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя. 2.Штатив поверни ручкой «к себе». 3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. 4.Поле зрения микроскопа освещено слабо. 5.Положи готовый препарат под предметный столик. 6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его  зажимом. 7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится  четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить  препарат. (Курсивом выделены верные ответы). Проверка.  А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте  кружок красным. Если вы сделали 1­2 ошибки, закрасьте кружок синим . Если вы  сделали3­4 ошибки закрасьте кружок зеленым. VII. Итог  урока ­Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке? Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя? (ответы учащихся) ­Вы достигли этой цели? ­Какие источники вы использовали для получения информации? Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой?  (постановка и проведение эксперимента). ­Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся) Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание. VIII. Домашнее задание: параграф 6, выучить устройство увеличительных  прибор, принести ¼ луковицы. Составить синквейн (1 вариант – со словом  лупа,2 вариант со словом­ микроскоп)   IX.Рефлексия ­ Каким увеличительным прибором мы пользуемся в нашей повседневной   жизни? (очки, лупа). Что будет, если человека оставить без этих  увеличительных приборов? А сейчас  посмотрим фильм «Увеличительные  приборы». Продолжите фразу: Сегодня на уроке я понял….. Мне было интересно… 7

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология

Урок Устройство увеличительных приборов 5 класс биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017