Урок внеклассного чтения по повести православного белорусского писателя Бориса Ганаги "Чудик"
Оценка 4.9

Урок внеклассного чтения по повести православного белорусского писателя Бориса Ганаги "Чудик"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
12.01.2017
Урок внеклассного чтения по повести православного белорусского писателя Бориса Ганаги "Чудик"
Книга, которую я предлагаю ученикам для прочтения, есть в Интернете, поэтому проблем с текстам нет. Содержание читается легко, т.к. описываются современные подростки, проблемы, поднятые автором, им близки и понятны. Школьники по ходу работы делают вывод, почему сначала для деревенских подростков Серафим был "чудиком", а потом - "чудом"Урок внеклассного чтения по современной литературе
Урок в 8 кл Чудик.docx

Урок в 8 классе по книге Б. Ганги «Чудик»

Цели:

образовательные: создать условия для расширения кругозора учащихся;

способствовать овладению приемам последовательной работы;

воспитательные: создать условия для формирования активной жизненной позиции, любви к Отечеству, к своим предкам;

развивающие: создать условия для развития общеучебных навыков;

совершенствовать умение речевой деятельности

( Данная повесть современного белорусского православного писателя мало кому известна, но она есть в интернете, и это даёт возможность и учителю, и учащимся познакомиться с великолепным современным произведением, которое школьники с удовольствием читают и обсуждают. В ней поднимается много современных нравственных проблем, над которыми подростки начинают задумываться уже в ходе обсуждения произведения. Вопросы восьмиклассникам давались заранее, чтобы они могли при первичном же чтении обратить внимание на важные моменты.

В данной разработке сразу даю правильные ответы или примерные, которые могут прозвучать из уст детей)

Ход урока.

1.Презентация – знакомство с творчеством Б.Ганаги.

2. Учитель.

Сегодня мы попробуем разобраться в тех поговорим о проблемах, которые поднимает автор в своей небольшой повести «Чудик». О названии поговорим в конце урока.

? Почему Серафим обрадовался, что будет жить у тёти в деревне всё лето?

(Никто не будет досаждать: она глухонемая)

Учитель.

Знакомая ситуация? Приходилось досадовать, когда взрослые поучали?

? Какой наказ дал отец сыну перед отъездом?

(пришла пора тебе стать воином в борьбе за добро. )

? Что перед возвращением домой из деревни сказал отец сыну?

(—Мы будем молиться за тебя. Молись и ты.)

? Что узнал юноша из подчёркнутых тётей в книге слов о силе молчания (зачитать):

Человек, который много и постоянно говорит, постепенно разучивается думать”. “Многословие опустошает душу... благодать покидает такого человека”.

? Как вы думаете, это касается только православных? Посмотрите вокруг себя (и на себя), сколько лишних разговоров бывает?

? Без чего Серафим не начинал ни одного дела? (Без молитвы)

Рассказать о первом столкновении Серафима с деревенскими подростками

( 3 ученика – инсценировка- диалог.)

Дай закурить, — обратился к нему вожак.

Я не курю.

Ах, мы не курим. Нам мамочка не велит.

Я сам не хочу.

А если попробовать, вдруг понравится? У нас все курят. Нельзя же выпендриваться, все — так все, — и он протянул пачку сигарет. — Бери!

Не хочу.

Бери!

Не буду.

Вот как? — злая ирония искривила лицо вожака: — И надолго к нам пожаловали?

На все лето, если Бог даст.

Тут не Бог, тут мы сами управляемся. У нас свои порядки. Придется их принять. Ясно?

Смотря какие порядки.

Ну, это мы тебе еще расскажем. Не все сразу. Завтра вечером приходи на поляну к дубу, за деревней. Там и велик свой получишь. А пока и другим охота покататься. Чао!

Чего стоишь?

Велосипед жду. Он тетин.

Тебе долго придется ждать.

Я не могу вернуться без него. Она по всей деревне пойдет, искать будет. Ей он каждый день нужен на ферму ездить.

Теткин, говоришь? Глухой, что ли? Не боись, мы Богом обиженных не обижаем. Вернем. Топай, топай.

5. Что заставляли читать деревенские Серафима?

(вскрыл, и при свете фонарика его взгляд пробежал по написанным строчкам).

-Читай вслух. Это клятва нашего братства.

- Я не буду этого читать. Там сплошной мат, — Серафим отбросил конверт.

- Как ты сказал, не буду? — вожак похлопал по спине здоровенную дворнягу. — А если я ей прикажу — фас?!

Я все равно читать вашей клятвы не буду.

Ты хорошо подумал? Не пожалеешь потом? Хорошо. Ну, смотри. Привязать его!

Автор. И как только несколько парней двинулось к Серафиму, на той же тропе появилась белая фигура, издавая какие-то лязги. Вся орава на секунду замерла, а потом в ужасе с визгом бросилась к деревне. Первым улепетывал вожак. Он наверняка побил все олимпийские рекорды. Серафим стоял, крестясь. Белая фигура Сбросила покрывало. При свете луны Серафим узнал родное лицо.

Тетя Тамара! 
—Да, Серафимушка, это я.

Как? Ты говоришь? Ты же глухонемая?!

Нет, мой дорогой. Я взяла тайно обет молчания. Теперь этот срок завершается.

7. Как вы понимаете, что такое о б е т ? (клятва Богу)

6.Как тётя охарактеризовала деревенских ребят?

(Ребята эти неплохие. Только не знают, чем себя занять, вот дурью и маются. И вожак их, Лёня, был хорошим пареньком, но захотел лидером стать, а куда вести за собой ораву — не знает. Как бы не доигрались до чего. Без Бога живут. )

7. Что рассказал Серафим о своём небесном покровителе Серафиме Саровском?Прочитать по ролям.

-Салют! — сказал он, приподняв руку.

- Здорово-здорово, — ответил за всех вожак. — Садись, — и когда Серафим сел на приготовленный ему пенек, спросил: — Вот что скажи, почему ты не трухнул тогда?

- Кто с Богом, чего ему бояться? — ответил вопросом на вопрос Серафим.

А как это — “с Богом”?

Это значит во всем надеяться на Господа, а не на себя.

И давно ты такой чокнутый?

С пеленок.

А как тебя звать-то?

Серафим.

И имя у тебя чудное.

Неужели никогда не слышал? Это же имя святого всей Руси — преподобного Серафима Саровского. Сейчас о нем даже по телевизору рассказывают.

А мы по телеку только боевики смотрим.

Напрасно.

Что “напрасно”?

Боевики смотрите.

Почему?

—“Это не душеполезно”, как говорил преподобный Серафим.

А что такое “преподобный”?

Это святой, который удалялся от мирской суеты, подальше от людей, и творил свои подвиги.

- Какие подвиги творил твой святой?

Трудно перечесть.

Например?

Вот ты попробуй на этот камень встать коленками.

Ну? Допустим.

Попробуй-попробуй!
Автор. Вожак кивнул Рыжему:

Ну-ка, встань!

Автор.Тот нехотя подчинился.

Давайте засечем время, сколько он сможет простоять? — Серафим посмотрел на часы.

Так, заметано.

На фига это?

Для наглядности. Как, приятно стоять?

Сам попробуй, — проворчал Рыжий.

Я уже пробовал, — признался Серафим. — Знаешь, долго не выдержал.

Удовольствие среднее, — сказал, слезая с камня, подопытный.

Для какой наглядности? — не понимал вожак.

Дело в том, что преподобный Серафим стоял в лесу на камне и в жару, и в морозтысячу дней и ночей.

Ну, ты и мастер заливать, — насмеялся вожак.

Нет, я не заливаю, Лёня.

Откуда ты знаешь мое имя?

Догадался. Тетя мне написала, что есть тут хороший парень, который несколько раз помогал ей наколоть дров. Я подумал, что это ты. Разве не так?

Лёня пробурчал:

У тебя интересно получается. Заливай дальше.

О чем?

Да про подвиги шпарь еще что-нибудь. Говоришь, их много?

Ты в мягкой постельке спишь с подушкой, небось?

А то как же?

Старец спал на полу или на мешках с кирпичами, на поленьях. Питался раз в день овощами со своего огородика или травной снытью. Хлеб раздавал лесным зверям. К нему многие по ночам собирались: волки, лисицы, зайцы — и никто никого не трогал. На землю райский мир возвращался. Медведя из рук кормил. Тот даже его повеления выполнял — мед из лесу приносил.

Автор. Ребята засмеялись, не зная, верить ли услышанному.

Святой видел духовным взором то, что скрыто от наших глаз. Приходили к нему толпы народа со всей Руси. Пришедшие порой не успевали задать вопрос, волнующий их, как преподобный уже отвечал на него. Старцу не нужен был мобильник, ибо чужие мысли, чужая душа были раскрыты перед ним.

Не нужен ему был ни телевизор, ни спутниковая связь — он видел на расстоянии, и не только то, что происходило где-то в эти минуты, но и то, что совершится через десятки лет. Так, им было предсказано, что его признание как святого (на церковном языке это называется канонизацией) произойдет во время царствования Николая, при царице Александре Федоровне и матери царя Марии Федоровне.

Старец умер, когда царствовал Николай I. Как хлопотали о канонизации те, кто уже при жизни преподобного верили в его святость и знали о его предсказании! Но вот скончался царь Николай I. На русский престол взошел Александр II, потом царем стал Александр III, а старец Серафим все еще не был канонизирован.

Так что же, его предсказание — ошибка? Какой повод для сомнений! Но кто мог знать, что через 48 лет после смерти царя Николая I на российском престоле окажется царь Николай II, царицей будет Александра Федоровна, и мать царя также будет носить имя Марии Федоровны?

Преподобный Серафим даже оставил письмо для Николая II, запечатав его хлебным мякишем. Письмо передали царю в 1903 году в Дивеево, куда вся царственная семья, как и предсказано было почти полвека назад, прибыла для участия в канонизации старца. Что в письме — осталось тайной. Вероятно, святой предупреждал царя о грядущей кровавой революции, чтобы укрепить его духовно.

Святой Серафим предвидел события и наших дней. Он предсказывал, что мощи его будут утеряны, а потом найдены. Несколько лет назад это совершилось, что показывали даже по телевизору. В честь этого святого меня и назвали.

 А зачем он на камне стоял?

Молился о нас, чтобы мы души свои спасали.

От чего их спасать?

От греха: чтобы мы не ругались, не курили. Особенно девчата, а то нарожают уродиков без рук, без ног. Что тогда со страной станет? Представьте, на границах никого, иди, кто хочешь, защищать некому.

Когда-то турки захватили Сербию и установили там чудовищные порядки. Если турок заходил в сербский дом, его не только обязаны были накормить, но и заплатить налог за то, что он ел.

Если турок оставался ночевать, то мог выбрать любую женщину: жену хозяина, невестку, невинную дочь. За этот позор хозяин тоже должен был платить налог.

Автор. Все слушающие недоуменно замерли, а Серафим продолжал:

Конечно, это было давно, но в наше время порабощение может быть пострашнее — порабощение души. Все боевики, фильмы ужасов, воспевание страстей к чему приведут? К разврату, безотцовщине, крушению семьи, родного очага да и к гибели души.

Автор. Возникла пауза. Несколько девчат бросили сигареты в костер. Только одна девушка с вызовом пускала дымовые колечки. Она явно была из приезжих, красивая, снисходительно поглядывающая на местных. Ее звали Рая. Лёня подбросил несколько сухих веток в костер и спросил Серафима:

Куда поступать думаешь?

В духовную семинарию, если примут.

В попы, что ли?

В священнослужители. Надо слово Божье людям нести. Святые отцы говорили: все беды мира от отсутствия богопознания.

В семинарию, значит? Ну, давай-давай. Может, по знакомству и нам грехи отпустишь.

Господь каждого кающегося с радостью принимает. Без покаяния спастись нельзя. Сложность в том, что миллионы людей живут, а для чего — не знают. Вот ты, Лёня, для чего живешь?

Спроси что-нибудь полегче.

А преподобному Серафиму был открыт смысл жизни человека.

Ну, и в чем он?

В приобретении Духа Святого — духа мира, духа любви. Старец говорил: “Обрети мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи”.

Представим на минуту такую картину: все вокруг стали мирными, любящими. Не было бы войн, преступлений, обманов. Не надо было бы армий, тюрем, милиции...

Ну ты даешь! Как это — без милиции?

- А зачем она, если у каждого в душе мирный дух? Обрети его — и в душе будет такая радость, что всех обнять захочется, всем творить добро. Так уже здесь, на земле, уже в этой жизни может прийти Царство Небесное.

Не гони пургу! Откуда же оно придет?!

Да оно есть в сердце каждого! Только начни исполнять заповеди Божьи, заповеди любви — и откроешь его в себе.

Слушай, чудик, тебе и в семинарию идти не надо. Ты уже готовый попик или, как это... служитель.

Нет, Лёня, надо. И не только в семинарию, но и домой. Уже тетя заждалась, ей рано на ферму.

Приходи завтра вечером, — предложил Лёня. — Может, еще что занятное расскажешь.

Если Бог даст.

1.     Как все, — оправдывался Рыжий. Что на это ответил Серафим?

(Как все, говоришь? А надо ли, как все? В прошлые века известны были эпидемии смеха. Вдруг целыми деревнями начинали хохотать без всякой причины. Передач “Смехопанорам” еще не было, а всех приступы хохота сотрясали. Или целая страна пела: “И как один умрем в борьбе за это!” За что — “за это”? Не думали. Но раз как все, то и шел брат на брата.

Возьми пьянство. Раньше любимым напитком был чай. Он и для здоровья хорош, и по душам за самоваром разговоры добрые совершались. Теперь же без бутылки даже друзья за стол не садятся. Чуть что — “отметить надо”. Страна спивается, дети больными рождаются, но раз все, так все.

А сквернословие? В старые времена за грязное слово богохульников на улице пороли, а сегодня мат — признак братания. Разве не так?

Божия Матерь, Заступница наша, за сквернословов не молится. А без ее молитв что с нами будет? Не зря же испокон веков к Ней верующие взывают: “Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского”.

Конечно, некоторые могут сказать: “не верю”. Увы, сатане многих удалось убедить, что его нет. В этом его главная победа. А раз нет, то и опасаться не надо. Зачем тогда крест, молитва, церковь?

Допустим, воры внушили, что их нет. Значит, не надо ни замков, ни сторожей, ни милиции. Все двери — настежь. Какой простор для жулья! Бери, что хочешь. В банках нет охраны. Вывози золотые слитки, сколько сможешь.

Вот была бы лафа! — размечтался Рыжий.

Но скоро и воровать было бы нечего, — охладил его Лёня. — Все вмиг бы разворовали.

Так и с душой, — продолжил Серафим.— Если нет ни вечной жизни, ни Бога, ни сатаны, успей лишь “покайфовать”. Это сатане и нужно. Он, как рыбак, подбирает наживку для каждого: кому дискотеки, кому поп-музыка, боевики, секс, водка, наркотики — выбирай, кому что по нраву.

А что плохого в дискотеках? Там собирается молодежь, веселится. Не дома же сидеть вечерами?!

А поп-концерты чем плохи? Это же современная музыка!

Что вы меня спрашиваете? Сами себе и ответьте, не маленькие. Послушайте, какая тишина сейчас. Наверное, в тишине рождается все хорошее. А на дискотеках и поп-концертах невыносимый грохот, чтобы никто не смог думать. Дьявол любит шум. В шуме вряд ли придет хоть одна спасительная мысль, разве что уйти. И я пошел, тетя заждалась.

? Что помогло Серафиму, когда Рая пыталась его поцеловать?

(Вспомнился образ убегающего Иосифа)

9.Вспомните разговор с тётей этим же вечером.

Что, очередное испытание?

Да

Надеюсь, ты выдержал?

Пока да.

Слава Богу! Чем же сегодня пытались соблазнить тебя?

Девушкой.

Да, это большое искушение. Торопясь сорвать запретный плод, они сами обворовывают себя. Быть близкими без любви — это... Этим можно искалечить свою душу на всю жизнь, так никогда и не познав всей красоты чувств.

Когда-то я читала, как к одному сосланному на Север заключенному добиралась по реке на плотах его жена. Представь плот, где негде укрыться ни от дождя, ни от ветра, ни в холод, ни в зной. А тучи комаров, от которых вспухало все тело!..

Они встретились. Какой поэт опишет их радость, то, что они пережили?! Позже, когда его освободили, она сильно заболела. Настолько сильно, что месяцами была неподвижна, даже не могла говорить. Казалось, что от нее осталось? Но муж заботливо ухаживал за ней. Он был счастлив видеть ее, гладить, говорить ей ласковые слова.

Тетя Тамара, а Семен — это кто?

Это... Это... Это самый близкий мне человек. Только он далеко сейчас. Я бы к нему даже на плотах поплыл. Но... Будь на все воля Божья! Спи.

Учитель

Просмотрите главу 4. Что узнали деревенские о влиянии громкой музыки на человека.

Автор. Невыносимо громыхала музыка.

Укроти, — сказал, подходя к сидящему у магнитофона пареньку, Серафим.

Что? — переспросил он.

Сделай потише.
Автор Паренек убавил звук.

Оставь, как было, — приказал вожак.

Тогда я оставлю вас, — предупредил Серафим.

Это почему же? — не скрывая насмешки, поинтересовался Леонид. — Наши ушки не выдерживают? Мы не приучены к современным звучаниям?

От такой громкости звуковые контузии бывают: потеря слуха и памяти.

Опять заливаешь?

Да нет. Факт довольно известный: в Венеции в конце 80-х во время концерта Пола Маккартни рухнул мост.

Случайное совпадение. Просто мост был древним, подгнившим, — явно забавлялся Лёня.

От выступления одной группы в соседнем озере рыба, оглушенная, всплыла.

Ну, ты даешь, чудик. Ладно, убавь, Гриша, уважим гостя, не то следующим летом к нам не завернет, а с ним забавно. Ну что, нормально теперь? — уточнил Лёня.

Почти. Кто-то из философов сказал, что громкость, с которой люди слушают музыку, обратно пропорциональна их умственным способностям.

Это намек? — нахмурился вожак.

Нет, просто вспомнилось. — Дело в том, что от многих децибел звуковые ожоги бывают.

Ожоги?

Да. Чему ты удивляешься? Опыт даже был такой поставлен: около громкоговорителя положили обычное сырое яйцо. После концерта рок-группы оно сварилось вкрутую.

Ну, молодец, Серафим, никто меня давно так не забавлял, как ты. И в цирк идти не надо, очень занятно: яйцо сварилось. Кто это так додумался сказать? Может, у него мозги сварились, если не вкрутую, то хотя бы всмятку?

Да, ты прав, Лёня, и мозги у слушателей тоже свариваются от диких ритмов.

В Японии, в Токио, журналисты задали зрителям после рок-концерта всего три вопроса: как вас зовут? где вы находитесь? какой теперь год? Как вы думаете,— что те ответили?

Как ни печально,— ни один из посетителей концерта не мог вспомнить ни своего имени, ни названия города, в котором он находится, ни года, в котором живет. Ну что, смешно?

После рок-концерта семиклассники на время забывали таблицу умножения. Правда, потом вспоминали, но механизмы самозащиты, инстинкты самосохранения разрушались, нравственные устои расшатывались, личность деградировала.

А ты не загибаешь?

Увы, нет. Вспомни, как ведет себя зомбированная на концертах толпа, круша все на своем пути: витрины магазинов, машины.

 Молодые — вот и бесятся.

О бесах ты кстати упомянул, — Серафим достал из кармана книжечку.

Что там у тебя? — спросил Лёня.

Брошюра архимандрита Лазаря.

Архимандрита, да еще Лазаря? Как говорил Сережа Есенин: “Ни при какой погоде я этих книг, конечно, не читал”.

Очень жаль, Лёня, очень.

Так восполни наш пробел, просвети, что там поет твой архи... Лазарь?

Знаешь, надо мной потешайся, ладно, переживу, но над лицом священного сана не насмехайся. Это грех большой, кощунство называется.

Вот как? — скривился Лёня.

Пусть почитает! Читай! — раздались голоса.

Тихо, вы, — окрикнул вожак. — Кто-то тут смелый очень? Кто сказал: читай?

Я немного, только отрывки. —Книжка называется “Новые дороги в ад: рок-музыка. Наркомания”. Крайне разрушительно влияние на душу христианина джаз-музыки, рок-музыки, панк-музыки, диско-музыки и других подобных форм. Суть же ее всегда одна.

Весь путь этой разрушительной “культуры”направлен короткой дорогой в кромеш-ный ад. Это всевозможные блудные извращения, полная “свобода любви”, то есть от-вержение всякого стыда, полная распущенность всех самых низких страстей и похо-тей, наркомания, приводящая часто к самым ужасным последствиям, частым смерт-ным случаям от чрезмерных доз наркотиков, случаям насилия, самоубийства и т.д.

С целью развратить окончательно сознание молодежи и распространить демоничес-кое влияние во многие записи вложены так называемые “подсознательные сообще-ния”, то есть страшные слова, призывы, заклинания, которые можно обнаружить при прослушивании записи в обратном порядке.

Но мы же не слушаем в обратном порядке!

Да, не слушаем, — согласился Серафим, — но... “Исследования показали, что подсознание улавливает такую фразу, услышанную наоборот, даже если оно сообщено на языке, неизвестном слушающему”.

Вот это да! — удивился Рыжий.

Помалкивай! — процедил вожак.

Примечательно, — продолжал читать Серафим, — что все производители рок-н-ролла являются членами сатанинских “церквей”. По окончании ритуалов посвящения, когда на пластинку накликано огромное количество демонов, им вменяется в обязанность производить определенное воздействие на тех, кто будет слушать ее.

А хотите узнать, каким было это воздействие?

Да-да,

Вот отрывки описания одного из концертов группы “Биттлз” в парижском Дворце спорта: “Вся закулисная часть Дворца была окружена полицией и грузовыми фургонами. Внутри — полное впечатление подготовленного к осаде опорного пункта обороны: вокруг сцены три ряда металлических барьеров. Двести полицейских охраняли здание и зал, сто профессиональных борцов и боксеров стояли в проходах, прикрывая подступы к сцене. Листовки просили публику не сходить с ума, не убивать билетеров, не ломать стулья.

Концерт начался выступлением третьесортных ансамблей. Не успели они немного попеть, как какая-то девица, растрепав волосы и разорвав на себе одежду, с диким воплем кинулась к сцене... Ее перехватили телохранители, поволокли, как бревно, к выходу. Но вот начали свое выступление “Биттлз”. Истерика стала всеобщей: визг, вой, истошные, как во время шаманского сеанса. Уже целые группы девчонок по сто-двести колотились в истерике. Зал после концерта напоминал поле битвы: обломки стульев, обрывки одежды”.Еще одна деталь: почти все рок-концерты сопровождаются многими жертвами — из-за огромного скопления безумствующей толпы бывают прос-то растоптаны или задушены в давке, погибают от больших доз наркотиков. 650 моло-дых людей погибли во время одного из таких концертов в Лос-Анджелесе. В уши жур-налистки Джуди Аргазоны, которая вела репортаж с места происшествия, сатана стал нашептывать такие слова: “Вот они! Смотри на них внимательно, они мои трофеи!”

Итак, даже самое “легкое” увлечение православного христианина рок-музыкой есть от Бога, есть общение с духами тьмы, заигрывание с сатаной.

Меня спрашивали девушки: а почему не стоит ходить на дискотеки? Может, ответом им будет такой случай. Группа десятиклассников попросила психолога объяснить, что было с ними на дискотеке. Обычно спокойная Надя вдруг исцарапала до крови лицо своей лучшей подруги Лены. Ребята вспоминали: “Мы чувствовали, будто кто-то вселился в нас, и мы уже не мы”.

А вот случай, о котором я узнал от знакомых. Один паренек, довольно крепкий, спокойный, оказался на дискотеке. Что там произошло, он никому не рассказывал. Только такие же парни выкинули его из окна второго этажа. Теперь он инвалид-колясочник. А впереди долгая жизнь. Есть о чем подумать, не правда ли? — Серафим вопрошающе взглянул на ребят.

 Спасибо тебе, чудик, — за всех,- ответила Рая.

11. Что мы узнали о поминках? (—Сегодня похоронили одинокую бабулю. Помянуть думали, — пояснил вожак.)

А ее отпевали? — спросил священник.

Нет.

Одинокая, говоришь? Ну, так завтра можно будет и панихиду отслужить. У нас и маленький хор есть. Надеюсь, она православная?

Наверное. Богу, я знаю, молилась. По праздникам, когда помоложе была, в церковь добиралась, — рассказал о своей соседке Николай.

Ну и слава Богу! Меня зовут отец Павел. Завтра в десять утра зайдите за нами, пойдем на кладбище. Вот и помянем, как положено, а самогона чтобы духу тут не было. Договорились? )

Учитель.

Вы слышали о городе Помпее? Его в несколько минут накрыла огненная лава вулкана Везувий. Город засыпало пеплом. Ф о т о.

В музее города сохранились миски, оружие, баночки для румян, скрюченные скелеты, засыпанные пеплом. Раскалённый пепел настигл внезапно. Кто-то пил, торговал, обвешивал, обмеривал, кто-то дрался, обнимался, кто-то поднял ногу для следующего шага, и вдруг — ты сейчас умрешь, недообвесив, недодравшись, недообнимавшись. Хотя город сам маленький, но в нем было множество публичных домов, кабаков. Случайно ли, что Помпея погибла в час ужина?Смерть прошла, всех скосив в разгул страстей. В Помпее на каждом шагу открывался ужас смерти без покаяния.

Смерть без покаяния для неподготовленных к ней радует бесов. Они считают эти души своей добычей, как и души самоубийц. — Конечно, есть разная мгновенная смерть.

Жили дружно старичок со старушкой. Всегда в мире, заботе друг о друге, да и ближним помогали. И вот старичку стало плохо. Старушка накапала в ложку лекарства и потянулась, чтобы дать его своему мужу. В этот момент и умерла с рукой, протянутой для помощи любимому. Ей и самой было, наверное, плохо, но она думала не о себе. Ей не требовалось времени для размышления, ибо она всей своей жизнью, до самого последнего мига исполнила заповедь любви.

Один монах говорил, что человек умирает либо когда не может сделаться лучше, чем есть, либо когда не собирается исправиться. Во время Отечественной войны, — задум-чиво сказал отец Павел, — связисты слышали, как летчики из горящих самолетов мо-лили: “Господи, прими мою душу!” Но эти секунды им давались. Теперь вспомним вопрос: для чего Господь послал старца к Пушкину предупредить о скорой смерти? И что сделал Пушкин, когда узнал, что до перехода в иной мир остаются часы?

Он послал за священником, — напомнил Серафим.

Да. За первым, кто будет близко. Таким оказался отец Петр. Пушкин перед своей кончиной простил своего убийцу — Дантеса.

Да. Это важнейший момент, — подтвердил отец Павел. — Уходя в иной мир, он уносил с собой чистое сердце, сердце без зла и греха.

? Так для чего были даны часы жизни поэту после дуэли?

Чтобы тот приготовился к смерти, — догадался Рыжий.

Да, ему было дано еще сорок пять часов.

Казни вечные страшуся,

Милосердия надеюсь:

Успокой меня, Творец.

Но Твоя да будет воля,

Не моя.

Учитель.

Что сказано в книге про ОПТИНУ ПУСТЫНЬ?

Ты про Оптину пустынь слышал? — вдруг спросил отец Павел.

Нет.

Это древний монастырь. По преданиям, он был основан раскаявшимся разбойником Оптой.

Разбойником? — удивился Рыжий.

Да. Все мы подобны разбойникам. Только одни раскаиваются, ищут и находят Бога, другие из себя бога творят. В этом монастыре молились великие старцы. Для них не существовало ни времени, ни пространства. Они видели через века. Да и сейчас нас видят, раз мы их вспоминаем.

Да ну? — Рыжий открыл рот от изумления.

И не только видят, но и молятся о нас. А молитва у них была пламенная, все освя-щающая. Однажды в Оптину приехали космонавты. Собственно, не в монастырь, а разгадать загадку, необъяснимую наукой. Пролетая над этими местами, они обратили внимание на столп света, устремленный в небо. Они засняли это свечение, опреде-лили координаты и приехали за разгадкой — что же там могло светиться?

А монастырь был еще разрушен. Постарались большевики, чтобы духа Божьего нигде не было. Но как бы ни растаптывали святыню, монастырь вновь возродился. Интерес-но, что он еще был в развалинах, когда приехали космонавты. Они привезли фото, сделанное из космоса. На нем руины монастыря, и они светятся! Представляешь?

Вот это да... — Рыжий не знал, верить ли услышанному.

Теперь тебе понятней стало, для чего надо освящать дома?

Рыжий неопределенно пожал плечами.

И не только дома, но свою душу прежде всего, чтобы Бог поселился в ней. Если Бог будет с нами, то никакие вражьи напасти нам не опасны.

Учитель

Чему решил Семён научить деревенских ребят? (Столярничать и плотничать)

- А дом под что отдать? (Под воскресную школу)

Учитель

Что за тайный голос появился рядом с Лёней?

(— Да, да, такое нельзя простить. Особенно Чудику, — диктовал ему знакомый голос.

К этому тайному советнику Леонид уже привык. Первые дни удивлялся: кто-то постоянно разговаривает с тобой и руководит твоими мыслями, особенно транслирует их по ночам.

Леонид четко засек, когда у него появился этот беззвучный голос. Да, это было после встречи с Комарихой, последней встречи. Старуха долго мучилась, ее кидало из стороны в сторону. Она упрашивала его:

Возьми у меня! Возьми!

Что взять?

Дар мой, от бабки моей полученный. Возьми, ну, возьми...

Комариха пробовала дотянуться до Лёни. Наконец ей удалось скрюченными пальцами вцепиться в него.

Ну, возьми, Лёнечка, возьми.

Как взять?

Лишь согласись, лишь согласись...

Он чувствовал, как какая-то невероятная сила сковала его. Да, ему хотелось получить доступ к тайным знаниям, к власти. Однако что-то сдерживало, даже противилось в глубине сердца. Он колебался. Но когда от мертвой хватки сжалась его рука, ему показалось, что назад дороги нет. Да и зачем? Он давно хотел стать избранником неведомых сил. И вот этот миг настал.

Колдунья умерла у ту же ночь, а у Леонида тогда и появился тайный наставник, гид, указывающий ему пути-дороги, повелевающий им. Вот и теперь он услышал нашептывание:

Николая опозорь, чтоб он носа в деревню не смел сунуть. И Чудика сделай всеобщим посмеши-щем. Пусти слух, что он любовник своей тети. Вот тогда над его проповедями все будут потешаться.

Подкинь записку Семену, что пока он где-то пропадал, у его невесты, из-за которой он и угодил за решетку, появился молодой любовник. Да не тяни, не то Семен еще свадьбу сыграть задумает. А, прочтя записку, он, конечно, вспылит. Тут и очередной скандал. Чудика из дома вышвырнет, да и Тамаре достанется... Кроме записки, слушок пусти. Он мгновенно облетит деревню.

Учитель. А вы обратили внимание, в какой момент под Лёней сломалась табуретка?

(Не спросив моего согласия, квартиру освятила, когда я где-то шлялся. Вернулся — книги нет. На стенах какие-то знаки с крестами. Помню, вспылил тогда, в ярости кричал матерно, залез на табурет, чтобы кресты уничтожить, и тут-то грохнулся, потеряв сознание. Теперь я в нокауте, а кресты остались.)

Отец Павел часто повторял:

Нет ничего случайного. Все дается Господом для чего-то. Может, и табуретка развалилась не случайно?

? От чего стала выть по ночам Лёнина собака?

(мать там спрятала колдовскую книгу)

? А почему мать её сама не уничтожила?

(Должен был сделать сам Лёня. —Вот и не скажу. В ней одно колдовство, я заглядывала. Перед людьми позор: сын в колдуны подался. Ох, Лёня, Лёня, за что мне такое наказание?! И не только мне, на Страшном суде и тебе отвечать придется.

Где книга, спрашиваю?

Спалила.

Что-о-о?

Да нет, пока нет. Я так поразмыслила: мало толку будет, если кто-то другой сожжет. Надо б тебе самому ее в огонь бросить. Господь тогда многие грехи простит, сынок. )

? Сделал? (Да. Позже)

? О чём был разговор Лёни с матерью? (я заговорила, о женитьбе твоей...

Мать, ты безнадежно устарела. Теперь время другое. Нынче в моде гражданские браки или гостевые.

Это еще что придумали?

Гражданские, когда попробуют пожить вместе, пока не выяснят, подходят ли друг другу по всем параметрам.

Каким еще параметрам?

Как сексуальные партнеры, по характерам, привычкам.

Ох, ох, ох! Прости нас, Господи!

А гостевые еще проще: зайдет он к ней или она к нему на ночку-другую... Если надоело, гуд бай, милая.

Как Господь нас еще терпит?!

Мать, ты совсем темная. Теперь в некоторых странах даже однополые браки узаконены.

Что ж это творится, люди добрые, что творится?! Это ж Содом и Гоморра!

Какие Содом и Гоморра?

Неужели не знаешь?

Нет.

Так это ты темный, а не я. Об этом же в Библии написано. Брось дурь, Лёня, о семье позаботься. Без нее ничего доброго быть не может.

О семье? — зло процедил сын. — А что с твоей семьей стало? Где муж твой, отец мой?

Я его не осуждаю, сынок. Он поддался на агитку: “великая стройка, великая стройка”! Жили мы, еле-еле перебиваясь. Время было трудное. Вот он и поехал за большими деньгами. Ну а там... Еще же молод был...

Не надо родное гнездо никогда покидать. Ты же знаешь: у нас под горкой родничок был. Водичка там текла такая чистая, прозрачная. Ее целебной считали. Теперь все заросло. Никому ничего не нужно, только бы подкалымить где. Ну, зашибут денежку, пропьют — и что? Даже память о доме затуманят. А родные места — это же наши истоки.

18.В чём суть истории про Петров сад?

? А смысл жизни по определению Серафима?

(Я долго искал, куда себя направить, думал, читал, Бога просил. Однажды услышал подсказку, совет, где искать смысл.

 Где?

В познании. Что есть добро и что зло.

Ну, для Николая — это сад выращивать. А что может быть для меня?

В добрых делах во имя Господа. Начнешь их творить — и в твоей душе сад расцветет, жить захочется.

Красиво говоришь, Серафимчик. Что конкретно посоветуешь?

А ты попробуй, на ночь молясь, попросить Господа подсказать, что тебе делать и как. Утром проснешься и... Только доверь всю себя Богу, тогда Он все и устроит.

? Что узнала Рая о распутстве?

- Не могу догадаться, кому нужно себя сдерживать? Ведь ты молод. Кровь, поди, играет. Зачем тормоза включать?

Затем, что один создан для другого, у каждого своя половинка, найдут друг друга — их счастье.

Как искать?

Бога проси.

На это годы могут уйти. А ласки сейчас хочется. Кому это нужно — томить себя?

Тебе, мне, каждому. Иначе разменяешь себя, растратишь. Пошлет Господь тебе твою половинку, а у тебя в душе уже пустота. Теперь даже ученые изучают, как пагубно распутство. Они вывели закон, называется телегония. Заметили: собачка с прекрасной родословной побудет разок с бродячим псом — и чистота породы нарушена. Это в биологическом плане; известно: свяжется невинная девушка с волокитой, переболевшим пагубными страстями, и тот всю свою духовную заразу передаст ей. Он заразит ее и пороками всех тех, с которыми был когда-то близок и с которыми были близки их прежние любовники и любовницы. Возникает эпидемия.

? Что ответил Серафим на вопрос Лёни, зачем все с ним возятся?

 Не пойму: на фига вам возиться со мною?

Вместо ответа последовал вопрос Серафима:

Знаешь ли, что сделал Господь на тайной вечери перед распятием?

Нет.

Он умыл ноги Своим ученикам. С кого же нам брать пример, как не с Бога?

? Что удивило всех сельчан, когда к лагерю подъехал автомобиль?

- ОТЕЦ ПАВЕЛ СОБРАЛСЯ читать молитвы перед исповедью, но заметил подъезжающий к лагерю автомобиль. Он остановился, ожидая. Каково же было изумление всех присутствующих, когда увидели Серафима и Раю, помогающих выбраться из машины Леониду.

Опираясь на костыли, явно смущаясь и что-то преодолевая в себе, Лёня подошел к исповедникам. Ему подставили стульчик, но он отказался.

Отец Павел кивнул головой и начал молиться. Обычные молитвы и предваряющие великое таинство слова здесь, под бездонным небом, звучали особо значимо и впечатляюще.

Собравшихся оказалось не просто много, а очень много: и деревенские жители от мала до велика, и молодежь из летнего лагеря.

Все стояли благоговейно. При наименовании грехов сначала тихо и нестройно, а потом все стройней и стройней раздавалось:

 Каюсь, Господи, прости мя, грешного.

Отец Павел, завершив молитву, направился к палатке и предложил последовать за ним Леониду. Но Лёня, прежде чем приступить к исповеди, попросил прощения у всех, подошел к костру и, перекрестившись, бросил в него книгу Комарихи.

Все замерли, наблюдая. В наступившей тишине было слышно легкое потрескивание разгорающегося огня. Потом черный густой дым взвился в вышину, и, наконец, яркое пламя торжествующе осветило лицо Леонида.

? Как прощались ребята с Серафимом?

(Каково же было их изумление, когда они увидели ребят, парней и девчат, пришедших проститься с их сыном. Деревенские жали ему руку и звали приезжать к ним. Родители не верили своим глазам. Особенно поразила их Рая.

? Что она сказала Серафиму:

Нет, ты не Чудик, а чудо. Ты помог мне наполнить смыслом мою жизнь.

Учитель

Вот вам и ответ на то, почему автор ТАК назвал книгу.

Ее поправил Николай, посмотрев на провожающих:

И не только твою.

Учитель. Чему же учит книга?

Учащиеся отвечают, какие уроки она вынесли для себя.

Вопросы к повести «Чудик»

1.     Почему Серафим обрадовался, что будет жить у тёти в деревне всё лето?

2.     Какой наказ дал отец сыну перед отъездом?

3.     Что перед возвращением домой из деревни сказал отец сыну?

4.     Что узнал юноша из подчёркнутых тётей в книге слов о силе молчания:

5.     Без чего Серафим не начинал ни одного дела?

6.     Рассказать о первом столкновении Серафима с деревенскими подростками (инсценировка.)

7.     Что заставляли читать деревенские Серафима?

8.     Как вы понимаете, что такое о б е т ?

9.     Как тётя охарактеризовала деревенских ребят?

10.   Что рассказал Серафим о своём небесном покровителе Серафиме Саровском?Прочитать по ролям.

11.   . Что мы узнали о поминках?

12.   Вы слышали о городе Помпее? Его в несколько минут накрыла огненная лава вулкана Везувий. Город засыпало пеплом. Ф о т о.

13.   В какой момент под Лёней сломалась табуретка?

14. От чего стала выть по ночам Лёнина собака

15. А почему мать её сама не уничтожила?

16. Сделал?

17.О чём был разговор Лёни с матерью?

18.В чём суть истории про Петров сад?

19. А смысл жизни по определению Серафима?

20. Что узнала Рая о распутстве?

21. Что ответил Серафим на вопрос Лёни, зачем все с ним возятся?

22. Что удивило всех сельчан, когда к лагерю подъехал автомобиль

23.Как прощались ребята с Серафимом?

24. Чему же учит книга?


 

Урок в 8 классе по книге Б. Ганги «Чудик»

Урок в 8 классе по книге Б. Ганги «Чудик»

Что перед возвращением домой из деревни сказал отец сыну? (—Мы будем молиться за тебя

Что перед возвращением домой из деревни сказал отец сыну? (—Мы будем молиться за тебя

Ну, это мы тебе еще расскажем.

Ну, это мы тебе еще расскажем.

Ребята эти неплохие. Только не знают, чем себя занять, вот дурью и маются

Ребята эти неплохие. Только не знают, чем себя занять, вот дурью и маются

Это святой, который удалялся от мирской суеты, подальше от людей, и творил свои подвиги

Это святой, который удалялся от мирской суеты, подальше от людей, и творил свои подвиги

Лёня пробурчал: — У тебя интересно получается

Лёня пробурчал: — У тебя интересно получается

Святой Серафим предвидел события и наших дней

Святой Серафим предвидел события и наших дней

Господь каждого кающегося с радостью принимает

Господь каждого кающегося с радостью принимает

Возьми пьянство. Раньше любимым напитком был чай

Возьми пьянство. Раньше любимым напитком был чай

Вспомните разговор с тётей этим же вечером

Вспомните разговор с тётей этим же вечером

Тогда я оставлю вас, — предупредил

Тогда я оставлю вас, — предупредил

После рок-концерта семиклассники на время забывали таблицу умножения

После рок-концерта семиклассники на время забывали таблицу умножения

Но мы же не слушаем в обратном порядке! —

Но мы же не слушаем в обратном порядке! —

Итак, даже самое “легкое” увлечение православного христианина рок-музыкой есть от

Итак, даже самое “легкое” увлечение православного христианина рок-музыкой есть от

Смерть без покаяния для неподготовленных к ней радует бесов

Смерть без покаяния для неподготовленных к ней радует бесов

Нет. — Это древний монастырь

Нет. — Это древний монастырь

К этому тайному советнику Леонид уже привык

К этому тайному советнику Леонид уже привык

Не спросив моего согласия, квартиру освятила, когда я где-то шлялся

Не спросив моего согласия, квартиру освятила, когда я где-то шлялся

А гостевые еще проще: зайдет он к ней или она к нему на ночку-другую

А гостевые еще проще: зайдет он к ней или она к нему на ночку-другую

Красиво говоришь, Серафимчик. Что конкретно посоветуешь? —

Красиво говоришь, Серафимчик. Что конкретно посоветуешь? —

Серафима и Раю, помогающих выбраться из машины

Серафима и Раю, помогающих выбраться из машины

Вопросы к повести «Чудик» 1.

Вопросы к повести «Чудик» 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017