Урок внеклассного чтения в 10 классе в контексте изучения творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Оценка 5

Урок внеклассного чтения в 10 классе в контексте изучения творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
08.01.2017
Урок внеклассного чтения в 10 классе в контексте изучения творчества  М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Урок внеклассного чтения в 10 классе в контексте изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тема урока: «Нравственные уроки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»». Тип урока: урок-размышление на нравственную тему. Цели урока. Образовательные. Прочитать сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Совершенствовать навыки учащихся анализа текста, учить приёмам работы с текстом. Закрепить знания учащихся по данной теме. Развивающие. Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление. Продолжить работу со словарём. Учить давать характеристику литературному герою. Продолжить развитие познавательного интереса к литературе. Воспитательные. Воспитать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста. Формы проведения: беседа, работа в группах, интегрирование. Методы: –словесные (работа с текстом, цитаты, художественные приёмы); –наглядные (стенд, оформление доски, иллюстрации); –практические (групповая работа); –репродуктивные (работа с эпиграфом); –проблемно-поисковые (ответ на вопрос эпиграфа); –индуктивные (синтез) (умение обобщать, связать с современностью); –дедуктивные (анализ текста); –самостоятельная работа (работа в группах); –метод стимулирования и мотивации (дискуссия). Главный этап: анализ текста в группах (вопросы получены на уроке), текст прочитан заранее. Наглядные пособия: портрет писателя, сборники сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, словари, книга «Кладезь мудрости», проектор, интерактивная доска, эпиграф. Контроль усвоения ЗУН: беседа, групповая работа, работа с эпиграфом, эссе. Здоровье сберегающий элемент: атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности. Эпиграф Говори по делу, живи по совести. (Русская народная пословица)Урок внеклассного чтения в 10 классе в контексте изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тема урока: «Нравственные уроки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»».
Урок.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вербилковская средняя общеобразовательная школа

 

Урок внеклассного чтения в 10 классе в контексте изучения творчества

М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 

Тема урока: «Нравственные уроки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»».

 

 

Тип урока: урок-размышление на нравственную тему.

 

 

Цели урока.

Образовательные.

Прочитать сказку  М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».  Совершенствовать навыки учащихся анализа текста, учить приёмам работы с текстом.

Закрепить знания учащихся по данной теме.

Развивающие.

Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.

Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

 Продолжить работу со словарём.

Учить давать характеристику литературному герою.

Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

Воспитательные.

Воспитать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.

 

Формы проведения:

беседа, работа в группах, интегрирование.

 

 Методы:

–словесные (работа с текстом, цитаты, художественные приёмы);

–наглядные (стенд, оформление доски, иллюстрации);

–практические (групповая работа);

–репродуктивные (работа с эпиграфом);

–проблемно-поисковые (ответ на вопрос эпиграфа);

–индуктивные (синтез) (умение обобщать, связать с современностью);

 –дедуктивные (анализ текста);

 –самостоятельная работа (работа в группах);

 –метод стимулирования и мотивации (дискуссия).

 

Главный этап:

анализ текста в группах (вопросы получены на уроке), текст прочитан заранее.

Наглядные пособия:

портрет писателя, сборники сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, словари, книга «Кладезь мудрости», проектор, интерактивная доска, эпиграф.

 

 Контроль усвоения ЗУН:

 беседа, групповая работа, работа с эпиграфом, эссе.

 

Здоровье сберегающий элемент:

атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности.

 

 

Эпиграф

Говори по делу, живи по совести.

(Русская народная пословица)

 

Ход урока.

 

1.     Оргмомент.

2.     Беседа.

 

Работа с эпиграфом.

 

Говори по делу, живи по совести.

 

Самый главный вопрос, на который мы должны ответить: «Зачем человеку совесть?»

 

- А что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? 

 

(Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас).

 

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью.

 

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести? Это нормально или нет?

 

- Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть?

Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый, порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдиться своих плохих поступков, он никогда не станет ни честным, ни совестливым, ни порядочным. К сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда.

 

Морфемный анализ слова

Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.

(На доске: СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ)

 

Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути».

Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой.

 ( Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно…).

 

-Что эти слова обозначают? 

(Совместное действие).

-С кем совместно? 

(Совместно с другими людьми, с Богом).

-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? 

(О мире, добре, благих делах, честной жизни).

 

 

Работа со словарём.

Мудрейший (гласит устами народа) словарь В. И. Даля даёт такое определение совести:

 «Нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее осознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру и к истине, прирождённая правда».

 

 

- Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему? (Проблемный вопрос).

 

«Совесть- это не только нравственная категория, но и…Какая? (ответы учащихся)… общественная»,- говорит писатель.

 

Выберите и запишите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл.

 

За совесть да за честь - хоть голову снесть.

Без стыда лица не износишь.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Нечистая совесть спать не даёт.

Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

Богатый совести не купит, а свою погубит. http://doc4web.ru/uploads/files/9/8450/hello_html_7d8ea876.png

Где говорят деньги, там молчит совесть. http://doc4web.ru/uploads/files/9/8450/hello_html_7d8ea876.png

Совесть мучит, снедает, томит и убивает.

Сильнее совести суда нет.

Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.

Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.

Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.

Совесть без зубов, а грызет.

 

Анализ сказки «Пропала совесть»

Беседа:

-А в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мы встретили какое наименование совести?

(Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.).

-Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: 

нужна ли « надоедливая приживалка»?

 Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.

 

Обратимся к тексту сказки. Прослушайте 1 и 2 абзацы.

 

-Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? 

 

(Многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»).

 

-Как автор называет их (людей)?

(«Счастливцами», «мудрыми мира. Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени).

 

-Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.

 

Композиция сказки «Пропала совесть»..

 

Вступление.

Пьяница.

Прохорыч.

Ловец.

Бржоцский.

Ребёнок.

 

Работа в группах. ( Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).

 

Задания группам.

1.

-Как попадает совесть к пьянице?

-Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?

-Каким он выглядит?

-Каким образом расстаётся с совестью?

2.

-Кто такой Прохорыч?

-Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?

-Каким он выглядит?

-Каким образом расстаётся с совестью?

3.

-Кто такой Ловец?

-Какой приём использует автор при характеристике героя?

-Что сделала совесть с надзирателем?

-Меняется ли он?

-Каким образом расстаётся с совестью?

4.

-Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.

-Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?

-Как избавляется от неё?

-Что почувствовал, когда избавился от совести?

(Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда».).

 

 

М. Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести.

-Какими выглядят эти люди? 

(Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).

 

Беседа.

-А сейчас, как вы думаете, есть похожие люди? Приведите примеры из СМИ.

 

-Значит, это проблема вечная. Путь к своей совести очень трудный, конечно, легче идти по старой дороге, которая ещё иногда и доход приносит. (Герои сказки).

-А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос.

 

Зачитайте три последних абзаца сказки.

 

Эти слова, полные не только любви, но и надежды, — завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу.

 

-Как надо жить, чтобы человеком быть, а не пьяницей, Ловцом?

 

4. Вывод.

Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался.

 

В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков-Щедрин.

 

5. Рефлексия.

 

Какие мысли и ощущения возникли у вас во время сегодняшнего урока, выразите их, закончив предложения.

 

Мне понравилось…

Я понял, что…

Я научился…

Я бы хотел рассказать…

 

6. Итоги урока.

 

Совесть, Благородство и Достоинство –

вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

но зато умрёшь, как человек.

Б.Окуджава

 

7. Домашнее задание.

Написать продолжение сказки. Пофантазируйте! Каким будет этот ребёнок? А может быть, следующим человеком, к которому попадёт совесть после мещанина, будет школьник.

 

 

Список литературы:

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. Проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. В четырех томах. Т.IV, С-V.- М.: Цитадель, 1998 . Кладезь мудрости / Сост. Б. П. Корольков. Серия «Мир культуры, истории и философии» - Спб. Издательство «Лань», 1999.

Салтыков- Щедрин М. Е. Сказки. -М.: Худож. лит., 1980.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Главный этап: анализ текста в группах (вопросы получены на уроке), текст прочитан заранее

Главный этап: анализ текста в группах (вопросы получены на уроке), текст прочитан заранее

Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть?

Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть?

За совесть да за честь - хоть голову снесть

За совесть да за честь - хоть голову снесть

Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки

Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки

М. Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик

М. Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик

Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь

Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017