Уроки литературы- уроки творчества
Оценка 5

Уроки литературы- уроки творчества

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература +1
Взрослым
16.01.2017
Уроки литературы- уроки творчества
Методическая разработка, основанная на опыте работы учителя,который делится секретами, изюминками своей работы, призванными делать уроки интересными, приемами, которые побуждают детей к творчеству и вызывают интерес к литературе. Рассмотрены и формы организации внеклассной работы, внеурочной деятельности. Работа ведется системно, и она дает результаты.Научно-исследовательская разработка "Уроки литературы- уроки творчества" по опыту работы учителя
Уроки литературы-уроки творчества 1.doc
Содержание I.Введение. Современное общество и цели образования II. Уроки литературы – уроки творчества. 1.Аналитический обзор. Психология о способностях человека и творчестве. 2. Словесное рисование. 3. Творческий пересказ. 4. Работа над художественной деталью. 5. Нетрадиционные формы промежуточного контроля. 6. Обучение основам стихосложения. III. Заключение. IV. Литература. V. Приложение. 1 I.Введение. Современное общество и цели образования. Образование   является   ведущим   фактором   не   только   передачи   накопленной   культуры подрастающему поколению, но и активного преобразования и развития всех сторон жизни общества и государства. Обозначая тезис о том, что состояние образования сегодня­ это завтрашний день всего нашего общества и что будущее республики находится, прежде всего, в руках учительства, президент   Республики Башкортостан М.Г.Рахимов определил важнейшей для народного образования задачу формирования гражданина нового Башкортостана и демократической России,   подчеркнув,   что   «именно   система   образования   и   воспитания     находится   на переднем крае решения этой самой   важной, самой грандиозной, самой судьбоносной на сегодня задачи». В связи с этим сегодня, как никогда, требуется от педагогов пересмотр подходов, форм, методов обучения, создание условий, в которых школьник сформировался как личность, творческая, самостоятельная, свободная, способная ценить себя и уважать других. Что же, по­ нашему, способствует достижению этих целей?  Прежде всего – изменение всего   стиля   педагогической   деятельности.   Он   определяется   теперь   умением   учителя понимать   каждого   ученика,   доверять   ему,   стимулировать   его   личностное   развитие объективным   дифференцированным   подходом   к   оценке   качества   его   знаний   и квалифицированным владением новейшими педагогическими технологиями. Развитие   творческих   способностей   учащихся   в   процессе   обучения   ­   важнейшее   и сложнейшее звено в этой цепи. Каждый талантлив, и на уроках можно раскрыть и развить творческий потенциал  любого ребёнка – это гипотеза нашей работы. Цель данной работы ­ показать некоторые приемы пробуждения интереса у школьников к сотворчеству,   самостоятельному   творчеству   и   развития   творческих   способностей     на уроках литературы.  Методы и приёмы, используемые учителем: отражение собственного 30 – летнего опыта работы в школе, изучение опыта коллег, отражающих способы  анализа художественных   произведений, систему творческих работ, специально направленную на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Практическая значимость данной работы в том, что данный материал  можно применить на практике в любой школе на уроках  литературы. 2 II. Уроки литературы – уроки творчества. 1.Аналитический   обзор.   Психология   о   способностях человека и творчестве. Понятие   «способность»   употребляется   в   словаре   русского   языка   С.И.Ожегова   в   двух значениях.   В   первом   случае   данный   термин   отождествляется     с   понятием     «талант, дарование»,   свидетельствующим   о   наличии   у   человека   значительных   потенциальных возможностей   к   определённого   вида   занятиям.   Во   втором   словарном   значении «способность» обозначает умение, возможность производить какие­ либо действия и тем самым уподобляется   накопленному человеком опыту. В.Д.Шадриков,   дополняя данную характеристику, соотносит их со свойствами предметов объективной действительности, отмечая что понятие «способность» относится не только к человеку, но и к любой вещи неорганического и органического мира,…находящейся на разных ступенях эволюционного мира и применяется как категория качества вещи».При   этом необходимо отметить, что они   отождествляются   лишь   с   функциональными   свойствами   объекта   и   проявляются   в процессе его функционирования. Ряд авторов, как Ж.Пиаже, Я.Пономарёв, Р.Стренберг, В.Штерн и другие, рассматривают способности   с   позиций   приспособительного   механизма.   Согласно   такой   точке   зрения, способности определяют успешность адаптации человека к новым жизненным условиям существования.   Приспособление   к   новым   ситуациям   осуществляется   посредством приобретения знаний и их применения в процессе решения задач. Представители другой точки зрения на природу способностей определяют её как процесс материализации   исполнительными   органами   психомоторики   смысла   отражённого   в предметные конструкции (В.В.Клименко). В соответствии с данной мыслью выделяют три вида способностей: * способности к отражению внешнего мира с помощью органов чувств; *способности   к   проектированию   образов   внешнего   и   внутреннего   мира,   реализуемые   с помощью воображения; *способности к созданию продуктов и предметов в процессе собственной деятельности (способности к творчеству). Таким   образом,   способности   личности   определяются   как   индивидуальные   особенности личности, отличающие одного человека от другого, не сводящиеся к знаниям и навыкам и являющиеся субъективными условиями определённого рода деятельности. Среди   исследований   способностей   выделяется   креативность,   как   способность   к порождению оригинального продукта, в качестве которого могут выступать высказывания, гипотезы,   результаты   художественной   деятельности   в   музыке,   живописи,   литературе, технике и т д. Следовательно, в нашей работе речь пойдёт о развитии креативности как вида способностей, тем более, что у нас много делается в школах  в этом направлении в рамках Президентской программы «Одарённые дети». 3 Творчество,   по   мнению   Линды   Периджо   Мур,   является   наиболее   сложным выражением  интеллекта   ­ кульминационным   пунктом  воплощения умственных  навыков, взаимодействующих тысячами возможных вариантов, способом выживания в современном мире.   Оно   есть   решение   проблем,   порождение   идей   на   пользу   себе   и   окружающим, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. А гениальность, несмотря   на   свою   кажущуюся   сложность,   представляет   собой   то   же   самое,   только доведённое до совершенства. Исследования   психологов   показали,   что   в   творческом   поиске   новых   решений участвуют оба полушария головного мозга. Однако   специфика школьного образования состоит   в   том,   что   интенсивнее   нагружается   левое   полушарие,   отвечая   за   логическое мышление, и совсем мало правое, развивающее образное мышление. Это ещё один аргумент в   пользу   работы   над   развитием   творческих   способностей   человека,   особенно   в   юном возрасте. 2. Словесное рисование. Литература – вид искусства, развивающийся по своим специфическим законам и  представляющий  вечные нравственные ценности, путь освоения которых детьми и есть  основа и путь их духовного личностного становления и развития. Но чтобы это произошло, дети должны быть грамотными, заинтересованными  читателями. Путь приобретения ими читательской квалификации –  это прежде всего  самостоятельный, глубокий эстетический анализ художественного текста, умение  воспринимать его как знаковую систему, произведение – как систему образов, видеть  способы создания художественного образа, испытать наслаждение от восприятия текста,  хотеть и уметь создавать свои интерпретации художественного текста и свои посильные  произведения малого жанра. Вот почему сразу  после изучения  теории и анализа  произведения мы практикуем задания на пробу пера, так как первый акт творческой  деятельности человека при восприятии искусства – сотворчество. Словесное рисование  является начальным, подготовительным этапом развития творческого мышления учащихся. Оно развивает воссоздающее и творческое воображение учащихся, способствует  овладению  эмоционально – образной речью, влияет на литературное развитие школьников  в целом, содействует более глубокому восприятию литературного произведения. Обучать словесному рисованию нужно с пятого класса. Прежде всего, необходимо  разъяснить цели овладения этим приемом. Писатель стремится отразить жизнь в ярких   словесных картинах, художественных образах. Задача  читателя – представить себе эти  словесные картины как можно точнее, ближе к замыслу автора. Для этого нужно обладать  развитым воображением, уметь совершать умственную и духовную работу, близкую к той,  которую совершает писатель. Если мы научимся воссоздавать в своем воображении  картины ярко и точно описывать их в речи, мы научимся видеть и чувствовать то, что хочет передать нам автор. А чтобы создавать словесные картины, учащиеся должны владеть минимумом знаний об  образных средствах языка – эпитете, сравнении, метафоре и таких элементах словесной  картины, как художественная деталь и эмоционально­ личностная оценка изображаемого.  Поэтому на первоначальном этапе обучения нужно дать основные понятия и через серию  упражнений помочь учащимся  осознать их. Задания могут быть разными: найти в тексте  эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.; подобрать к данному слову эпитеты, сравнения и т.  д.; вставить в текст пропущенные образные средства и сравнить с авторскими; нарисовать  словесную картину по данному началу; описать картину так, чтобы их увидели другие:  закат солнца, восход, падающие листья; или описание должно быть таким, чтобы читатели  почувствовали запахи, шумы и т.д. Другой вид заданий будит воображение тем, что  учащиеся должны написать о том же самом, только от имени предмета, явления (см.  4 приложение №1 «Лужа»). Эффективным средством повышения творческой активности  учащихся являются  мини­сочинения: в двух­ трех предложениях описать образ, характер  предмета: старое крыльцо, рассохшийся пень,  исписанную школьную доску и т.д.  Сочинения – миниатюры читаются и обсуждаются, выбираются самые яркие и интересные  варианты, редактируются  неудачные. После занятий по словесному рисованию учениками по­ другому воспринимаются  литературные произведения. У них развивается способность входить в мир героев  литературного произведения, рисовать в воображении картины на основе выделенных в  тексте деталей. Выполняя подобные задания, мы  постепенно готовим учащихся к  реализации их творческого потенциала. Ребята с удовольствием сочиняют свои сказки,  басни, былины, песни (приложение №2). 3. Творческий пересказ Творческий пересказ­ это пересказ с изменением лица рассказчика. Читателей 5­7 классов   такой вид работы увлекает, делает ближе к произведению, герою, если он вызывает  симпатии. (Например, пересказать сказку «Царевна­лягушка» от лица Ивана­царевича,  Василисы Премудрой, других невестушек, ит.д.).  Каждому хочется хоть на минуту  почувствовать себя на месте героя. Одновременно приходится следить за тем, чтобы не  снять в пересказе историческую и культурную дистанцию между героем произведения и   юным современным читателем и чтобы стиль пересказа был свойствен речи героя.  Работа  эта трудна, потому что творческий пересказ обеспечивает не только развитие  определённых читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует  постижению смысла литературного произведения. Это побуждает учителя в несколько  изменённом виде сохранить такой приём работы и в старших классах. Творческий пересказ  в форме заочной экскурсии, построенной на материале изучаемого произведения, увлекает  школьников, заставляет ещё раз внимательно перечитать нужные страницы и обеспечивает  глубокое понимание ими текста. «Губернский город N»( «Мёртвые души» Гоголя,  «Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание», «Ты на балу у Фамусова»  – вот возможные темы пересказов, которые могут быть построены как экскурсии по  местам, описанным в произведении.   Побольше фантазии потребуют такие задания  «Твой портрет  Евгения Базарова»,  «Июль я провёл в городе Калинове» (продолжите письмо гимназиста однокласснику в  Петербург. Год 1859). Очень интересен прием, когда учащиеся становятся на место героя в какой­то определённой ситуации –  «вживание в героя». Например, «Вы Обломов.О чем вы  думаете, лёжа на диване?» ­помогает лучше понять героя, причины его поведения.  Привлекают учащихся задания написать эпилог к тексту художественного произведения, в  котором они домысливают судьбу любимых героев. Такие работы отражают их  собственные жизненные позиции (например, эпилог к роману А.С.Пушкина «Дубровский»,  В.Г.Короленко «В дурном обществе» («10 лет спустя») или по произведению  И.С.Тургенева «Ася» («Письмо господина Н.Н»), или счастливая концовка к сказке  Г.Х.Андерсена «Русалочка», «Девочка со спичками». При изучении комедии Грибоедова   «Горе от ума» мы предлагаем обдумать, что произойдёт в доме Фамусова на следующий  день после отъезда Чацкого, руководствуясь логикой развития характеров и сюжета  комедии. 5 Эта работа, проведённая после чтения и изучения  произведения, помогает выявить,  насколько верно усвоена авторская мысль. Таким образом, творческий пересказ является хорошим средством развития читательского  чутья,  творческих способностей учащихся и делает их соавторами великих. 4. Работа над художественной деталью. Художественная деталь – это художественная подробность, которая призвана представить  изображаемый характер, картину, действие, переживание в их своеобразии,  неповторимости. Она может заключать в себе большую смысловую и эмоциональную  информацию. Выразительная, счастливо найденная деталь – свидетельство мастерства  писателя, а умение замечать и ценить детали – свидетельство культуры, филологической  грамотности читателя. Будучи связанными с изображением различных сторон  действительности и выражением различного отношения автора к изображаемой  действительности, детали в тематическом и эмоционально­экспрессивном отношении  могут быть бесконечно разнообразны. По композиционной роли детали можно разделить на два основных вида: указывающие на движение, изменение, преобразование картины,  обстановки, характера (повествовательные)  и детали, изображающие рисующие картину,  обстановку, характер в данный момент (описательные).Повествовательные детали  единичны, они появляются в разных эпизодах повествования, подчеркивая развитие  сюжета. (Например, описание «смиренной обители »  Самсона Вырина   при первом  и  втором посещении рассказчика в  повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»).  Описательных деталей много у Бунина. Признанным мастером деталей был А.П.Чехов. Он  стремился уйти от однообразного прямого, непосредственного описания событий, явлений, предметов, характеров и разрабатывал приёмы выражения их сути через типичные  впечатляющие детали (к примеру,  в рассказе «Хамелеон» шинель Очумелова, которая то  снимается, то надевается, палец Хрюкина как знамение победы, конфискованный  крыжовник и т. д).  «Чувство текста» (Е.Ильин), без которого немыслим творческий читатель, обостряется и  развивается с помощью детали, поэтому работу над ней необходимо начать с  младших  классов, поощряя умение обнаруживать детали  в изучаемых произведениях и увлекая  юных читателей через  них в мир произведений писателей. 6 5. Нетрадиционные формы промежуточного контроля. Заинтересовать учеников самим процессом чтения, выработать потребность юного  человека читать умные, серьезные книги, вводить его в удивительный мир художественной  литературы, формировать эстетический вкус читателей – подростков и развивать их  творческую активность, обогащать словарный запас и совершенствовать грамматический  строй речи нам помогают, может быть, не совсем традиционные формы промежуточного  контроля, такие, как литературные игры, кроссворды, чайнворды, которые не только  решают, но и составляют сами учащиеся.  Это могут быть задания на представление героя и защиту  его идеалов, исправление «текстовых ошибок» в мифах, дополнение деталями  изваяния богов, придумывание экспозиции или морали к былинам.  Это также и  интегрированные, социоигровые  уроки, которые не только  не снижают стремление наших  учеников попытаться проникнуть в глубины творческой лаборатории писателя, а напротив, концентрируя внимание (в зависимости от поставленной  задачи) на сюжете, стиле  произведения, его композиции, художественной детали, учат ребят вниманию и уважению к слову великих мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в  осмыслении и анализе целого круга авторских проблем. Психологи давно установили, что у детей всех возрастов лучше всего развито  зрительное восприятие. Вот почему они любят книжки с картинками. У каждого ребенка  рука очень рано начинает тянуться к цветным карандашам  и краскам. В рисунках он  выражает себя, свое восприятие мира и представление о нем. С годами эта потребность как бы притупляется, но стоит дать ей толчок, как она может проявиться в новом качестве.  Вот почему на уроках литературы в средних классах  мы даем задание создать  иллюстрацию к тому или иному эпизоду произведения. Мы хотим вас познакомить с  такими видами работ в старших классах, которые требуют от учащихся осознания  7 произведения, темы в целом  или творчества и позволяют выразить это красками или  другими изобразительными средствами в сочетании со словом. В чем суть такой работы? В течение урока учащиеся должны в красках выразить своё  понимание той или иной темы и дать ему словесное обоснование. Можно пользоваться и  просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами. Таким образом решается проблема  неумения рисовать. В таких работах главное – увидеть, как воспринят смысл произведения, прочувствована его интонация, как построена композиция рисунка, какие образные  ассоциации возникли. Такая  словесно­изобразительная творческая работа, во­первых,  заставляет  ученика в целом продумать тему и средства её отражения в композиции  рисунка, для чего иногда требуется проанализировать весь творческий путь поэта. Во­ вторых, старшеклассник отбирает из своих впечатлений самые яркие зрительные образы  ( учителю их анализ помогает не только увидеть, как ученик понимает тему, но и дает  дополнительное представление о его личности), при этом в анализ текста включается  образное и ассоциативное видение. В­третьих, автор работы подбирает цветовую гамму,  обнаруживая тем самым глубину постижения темы и особенности её восприятия. В­ четвертых, ученик обосновывает свой выбор словесно, что делает его анализ произведения  или творчества поэта более точным, детальным и соответственно развивает его речь. Какие же темы могут быть предложены ребятам?  Проникновению в художественный мир автора и осмыслению его стиля  способствуют такие виды письменных работ, как Герб творчества писателя, медаль к  юбилею, экслибрис, обложку книги, «Мое представление о поэзии…» ( Блока, Цветаевой),  «Есенинская Русь», «Открытие поэтического мира» (Пастернака, Маяковского,  Ахматовой),  рассказы в манере изучаемого автора (например, Чехова, Зощенко). Прежде  чем выполнить эти задания, учащиеся должны познакомиться с особенностями создания  герба, экслибриса и др. и хорошо представлять творчество изучаемого автора.  Каждая  работа должна иметь письменное объяснение, обоснование. В итоге появляются кисть  рябины с виньеткой МЦ,­ экслибрис,  посвященный Марине Цветаевой, сложная  композиция с множеством дорог с поездами, пролетками, скамейками, усадьбами и  виньеткой Б, отражающая творчество Ивана Бунина ит.д. ( Экслибрис ­ книжный знак (художественно исполненный ярлычок, виньетка с именем  владельца книги или с символическим рисунком), помещаемый на внутренней стороне  переплета, обложки). Любят школьники рисовать гербы творчества двух авторов:  А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого. Помимо работы с красками, приветствуются коллажи. Этот  вид работы широко использовали и используют в своем творчестве художники­  авангардисты. Техника коллажа требует фантазии, поиска и  в то же время вкуса и чувства  меры. Одной из современных форм, обусловливающих развитие творческих способностей  и интереса к содержанию уроков литературы, является создание учащимися электронных  презентаций. Они могут быть всеобъемлющими тематически: творческая биография  писателя с актуализацией наиболее интересных с точки зрения ученика­ презентанта  эпизодов и иллюстраций к ним; увлекательное путешествие по страницам книг писателя;  презентация отдельного рассказа, новеллы, повести (рождение замысла, история создания;  факты дневника писателя, писем; отзывы критиков); презентация­портрет того или иного  героя, его поступков, достижений, качеств и т. д. Уроки такого типа развивают и образное видение, и творческое мышление, дают  общее представление об уровне понимания и восприятия учащимися той или иной темы.  Они являются прекрасным средством обобщения знаний ребят  о  произведении и его  авторе, но самое главное – формируют  творческую личность, и в этом их большое  достоинство. 8 6. Обучение основам стихосложения Лирика обладает удивительным педагогическим свойством: она способна активизировать  эмоционально­нравственные возможности учеников. У взрослого человека немалый  эмоциональный опыт, а у школьника его нет, поэтому от учителя потребуется много силы   для того, чтоб поэзия сначала расширила личный эмоциональный опыт подростка, а затем  приобщила к миру эстетических переживаний. Все это оказывает влияние на духовный  опыт личности: способствует формированию гражданского сознания, выработке  нравственных оценок, высокого идеала,  возникновению желания самовыражаться языком  поэзии. Обучить писать стихи возможно, считаем мы. Работа эта ведется в двух направлениях:  знакомство с теорией, практические упражнения. Для этих целей в качестве примеров  используем юмористические стихи О.Дриза, Г.Остера, Б.Заходера и других поэтов. Вначале тренируемся в умении видеть и подбирать рифмы. «Стихи – это дружная  компания слов, которые очень подходят друг к другу, одно слово поёт то же, что и другое.  Получается рифма. Чтобы найти её, надо послушать, что оно поет, какое у него эхо, и  вспомнить другое слово, которое будет на него отзываться»,­ говорим мы, начиная игру   «Эхо». Развитию навыка подбора рифм помогают и другие игры, как чистоговорки,  9 «Подскажи словечко», «Футбол», «Найди рифму». Чувство ритма воспитывают  упражнения «Смыло строчку», «Перепутанные строчки», «Смешались стихи». Любима детьми игра «Буриме». ( Все вместе придумывают две, четыре или шесть рифм. С  ними надо сочинить стихотворение, и желательно – весёлое.  Получившееся  читается  вслух и оценивается). Следующий этап работы – дописывание стихов поэтов. Это упражнение развивает вкус  ребенка и способность наслаждаться художественным словом других авторов. Это  завиралки­ задиралки: Это что! А вот у нас Было дело как­то раз… или А у нас в квартире газ, А у вас? Разновидность этой работы – стихотворения по данному началу (даются двустишия): Упало мыло в суп с лапшой В котле возник пузырь большой.. (  Авторская концовка:  «Красивый суп!,­ кричат друзья.­ Красивый суп, а есть нельзя!») Я сам себя в пальто одел И рукавом за нос задел… (авторский вариант:  Решил пальто я наказать И без пальто пошел гулять) Затем задания усложняются: написать стихотворение с чередованием мужских ­ женских  рифм, с разными видами рифмовок, с разными ритмами (марша, танца, романса и т.д.)­  этот вид  предлагается особо одарённым. Итог этой деятельности – оригинальные  самостоятельные стихи. 1.Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг? Посмотри, мой юный друг,  Что находится вокруг? А вокруг белым­бело, Все дорожки замело. Лошадь едет, снег скрипит, А в санях наш дед сидит. Сено вез в такой мороз, Весь до косточек промерз. Карцев Олег, 5 класс. 2. Здравствуй, лето! Здравствуй, лето!  Ты пришло! И с собою принесло 10 Солнце яркое на небе, Зелень, бабочек, цветы, Милым деткам всем веселья, Мамам, папам хлопоты. Мухаметкулова Гульназ,5 класс Здравствуй, лето!  Ты пришло, и зиму ты унесло. Все зеленеет, всё растёт, Всё красиво и цветёт. Думанский Руслан,5 класс В старших классах учащиеся поднимаются до уровня поэтических  подражаний.  Поэтические подражания А.Ахматовой («Это выжимки бессонниц»)                                                              *** Это – месяцы страданий, Это – время наших мук, Это те переживанья, Какие в будущем нас ждут. Это­ слезы, Это­радость, расставанье навсегда,  Это – наш последний праздник В рамках школьного двора. Фахретдинова Зульфия ,11а класс. Подражание Бунину. *** Деревья серебром покрылись, Мороз разрисовал дома, И люди по квартирам скрылись, Увидеть ночь им – не судьба… А звезды в небесах сверкают, И иней блещет в проводах, И месяц в вышине страдает, А я живу в волшебных снах. Каримова Айгуль ,11а класс.     Зима. Земля накрылась белым одеялом, Свежо, морозно, и легко дышать. И на душе легко так стало И хочется мечтать, мечтать… 11 Сверкает лес, как в зимней сказке, Деревья в белой бахроме. Зима, присев на белые салазки, С горы спешит навстречу мне. Хамидуллина Регина ,11а класс. *** Как приятно просыпаться, Когда лицо ласкают лучи, Когда не нужно ничего опасаться, Когда цветут у окна цветы, Когда матери улыбка  Греет сердце день за днём, Когда не одиноко сердце, Когда есть кто­то в нём… Хочется побольше смеха Слышать за своим окном, Чтобы солнце озаряло Ярко, радужно твой дом, Чтоб улыбок стало больше, Чтоб встречали все рассвет В мирном светлом городочке Без забот и без потерь, О чём мечтаешь, чтоб сбывалось, Людям радость, свет неся. Твори! Живи своею жизнью, Всех людей, весь мир любя! Зубаирова Аделя, 9 класс. Ш. Заключение. Уроки  литературы  должны быть интересными, разнообразными,  содержательными, будить воображение и побуждать к творчеству. Только  тогда они станут подлинными окнами в культуру и воспитают настоящих,  грамотных ценителей, носителей  и пропагандистов прекрасного. «Литературное же творчество (нельзя не согласиться с  Л.Мурзакаевой) – важный путь развития эстетического вкуса, творческой  индивидуальности, глубины миропонимания, внутреннего ощущения  художественного слова». Обнаружить же хоть в одном маленьком человеке  12 творческие задатки, дать им импульс к развитию, помочь в их раскрытии,  открыть ему дороги для восхождения к «царственному слову» в мир  творчества – великое счастье для учителя. . Одним  из видов насилия в школе является внеличностное, «чужое»  знание. Дети отвергают всё  ненужное, чуждое,  неинтересное им. Причем   если внеличностные знания, полученные на многих других  предметах, просто бесполезны, литературе и языку они наносят непоправимый вред, так как,  внушая нелюбовь к предмету, закрывают для ребят важнейший источник  духовной радости.  Данная система работы делает близким труд писателей и поэтов,   знания становятся личностными, ребята с увлечением составляют свои  тексты, прекрасные поэтические подражания. Это не значит, что они станут  поэтами и писателями, но самое ценное: они  научились видеть, понимать  прекрасное, значит, будут добрыми, чуткими людьми. А это,  нам кажется,  самое главное для учителя.   IV. Литература. 1.Т.С.Весельева Увлекать творчеством,­ см ж.ЛВШ№3 1988 2.В.Н.Дружинин Психодиагностика общих способностей М., 1996, с.280 3. А.И.Горшков Русская словесность М., 1996, с.111 13 4. А.А.Карачев  Как учить  школьников основам творческой деятельности –ж. «Школа и  производство» №3 1997,с.85­87. 5.Т.И.Мустафина, А.С.Мурзакаева  работа с художественным текстом как средство  развития читательских способностей учащихся старших классов Уфа, 2004 6.Т.И.Мустафина художественный текст на уроках литературы в старшей школе Уфа, 2005 7..В.Д.Шадриков Деятельность и способности М., 1994,с.320 8.Е.Я.Шейнина Энциклопедия символов – М., : АСТ; Харьков: Торсинг, 2006. 9.М.А.Рыбникова Очерки по методике литературного чтения М., 1977,с.384 10.З.Я.Рез Методика преподавания литературы М., «Просвещение», 1997 14 Приложение Лужа Привет! Я ­ весенняя лужа, и я очень весёлая. Моя поверхность изменяется в  зависимости от того, светит ли солнце или закрывается облаками. Я – зеркало, созданное самой природой. В меня смотрится солнце, едва выглянув из­ за горизонта. Во мне отражаются все предметы. С той лишь разницей, что они принимают  более нежный вид. А когда дует ветер, люди, животные и птицы путаются,  смешиваются,  пересекаются во мне. Так­то! Иногда у меня нет настроения. Это когда ко мне не бегают босоногие  ребятишки,  которые обожают меня. Нет настроения и тогда, когда по небу плывут темные, тяжелые  тучи и по крышам домов барабанят крупные, увесистые капли дождя. Я вообще думаю: что бы без нас  делали люди? Ведь это из нас, маленьких луж,  состоит океан. Хоть и некоторые люди нас не любят и не понимают, как велико наше значение в их  жизни, мы не обижаемся. Мы надеемся, что они в конце концов полюбят нас – маленьких,  грязных, ведь мы – тоже частичка природы.                                                                                        А.Каримова. Ручеек У дороги, возле большого дерева, пробился маленький, почти незаметный ручей.  Никто не знал о его существовании, пока однажды прохожий, шедший по тропинке,  не заметил, как наступил на что­то мокрое. Нагнувшись, он увидел, как из­под ног  струйками потекла вода. Это был тот самый ручеек, который никого не привлекал. С каждым днём солнце всё сильней грело, снег таял, и ручеек, который был  таким маленьким, становился всё больше и красивее. Прохожие останавливались и  любовались, как яркие лучи солнца, играя, переливаются разноцветными огнями в  прозрачной воде ручейка. Теперь вся улица знала, что возле дороги, у большого дерева,  бежит красивый, весёлый ручей.                                                                          Л.Ахмедова. Басня Нетерпеливый Мишка Увидя, что Алиса, трудясь над книгами, Оценками отличными богата, Миша задумал жить такими же трудами. Пошел по дому стук да треск, И слышно за версту ученье. Тетрадок, книжек и журналов Мой Мишка погубил несметное число, А не дается ремесло. Вот идет к Алисе он, чтоб попросить совета, И говорит: «Соседка, что за причина эта? Скажи, в чём есть тут главное уменье?» «В том,­ ответила соседка,­ Чего  в тебе, дружок, совсем и нет: в терпенье. Терпенье и труд – всё перетрут».                                                    М.Трифонова, 6 класс 15 Песня Не греми, не греми, гром сильнейший! Не буди моё горе, Оно в пещерке глубокой, Но чуткий сон у него. Как проснётся,  Так  и взвоет, что не жить мне, Что не жить мне, влюблённому, Не жить мне  без любимой моей, Без любимой моей красавицы. Отвергла она меня, Отвергла, голубушка. За что отвергаешь меня? За что не любишь меня? Не жить без тебя мне ни дня… …не греми, не греми, гром сильнейший, Не буди мое горе! А.Юрина, 8а класс. Продолжите стихотворение по его началу За рекой гудки слышны, За рекой огни видны. Тихо спит деревня наша, Хорошо, что нет войны… *** Пусть не будет её навеки, На самые долгие, долгие дни. И винтовки, и пистолеты Пусть исчезнут с нашей земли. А.Ртищев. *** Нет войны, и всюду тишина. Нет войны, не плачут тополя. Нет войны, но не забудем никогда Те ужасные года. Р.Мунасыпова. *** Будем весело мы жить, Не горевать и не тужить, Позабудем мы все войны, Будем жить теперь спокойно! 16 На земле мы все равны, Хорошо, что нет войны. А.Хамидуллина Хокку *** Летний день­ Это жара, Озарённая радостью. Т.Савельева. На улице холодно. Погода плохая Настроения нет у природы. Р.Хамидуллина *** Не ломайте деревья! Вчерашним весенним днем Там соловьи пели. Р.Ибрагимов. Мой Башкортостан Башкирия – прекрасная страна, Тот уголок, где проживаю я, Самый чудный и красивый, И с каждым днём я в нём счастливей. Шумливы реки, бархатны луга. Гор величавость радует меня. Как только  в глубь лесов ты забредешь, Обо всём забудешь, лишь вдохнешь Воздуха целебного – добудешь Рай на земле и просто счастлив будешь! А.Зубаирова. Рощинский – посёлок мой За широкими лесами, За высокими горами Есть поселок небольшой, Но уютный и родной. Как зовется мой поселок, Знает каждый в нем ребенок, Ведь поселок небольшой, 17 Знает даже пожилой. Там красиво и чудесно, Людям там совсем не тесно, Дружный в нем живет народ Без проблем и без забот. Погостить в нем будешь рад. Там огромный детский сад, Магазин, больница, клуб И большой, глубокий пруд. Приглашаю весь народ, Пусть танцует и поет. Не забудем про детей, Ведь сегодня юбилей. За широкими лесами, За высокими горами Есть любимый и родной Рощинский – поселок мой! Пожелать хочу я много: Счастья самого большого, Чтоб он так же процветал,  никогда не унывал! Чтоб с годами не старел,  А всё больше молодел! А.Терентьева. Былина О богатыре и красавице черноокой Из того ли то из города из Мурома, Из того ли то села да с Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Выезжал на чужую сторону На чужедальную сторонку, от матушки с батюшкой, За невестушкой­ душечкой, За желанной, любимою. Жеребчик его темно­карий, Темно­карий да нелегчёный. Скачет он  по полю чистому, Чистому да широкому. Во поле да широком пшеницу девушки жнут, Девушки да все красавицы. Смотрят на добра молодца, да все любуются. Кудри у него золотые покачиваются Что не скачен жемчуг осыпаются. У молодца кудри на глаза да ясна сокола падают, А брови у него да чёрна соболя. Едет да поглядывает: «Может, невеста да черноокая есть?!» Всё едет, уж да поле кончается. «Неужто ни одна не приглянется?» 18 Видит: в стороне стоит девица, Девица да черноокая. Слезал молодец с коня да тёмно­карего, С тёмно­карего да нелегчёного. А девица в ноги кланяется. Поднимает её богатырь: «Здравствуй, девица красная! Девица красная да прекрасная! Будь мне, девица, женою И спутницей дорогою». «Согласилась бы я замуж, Замуж за тебя, богатыря, Да нет приданого у меня, Ведь незнатного рода я!» «Не печалься, девица да возлюбленная, В том ли дело, что нет приданого? Выходи за меня. Будешь жить в белокаменных палатах, Одежду носить да красна бархата, В молоке купаться да детей растить!» Взял он красавицу писаную, Красавицу писаную да за белу руку. Сели на коня да темно­карего, И повёз он красавицу на родну сторону, На родну сторону ко родителям. У добра молодца кудри качаются, У красной девицы золотом рассыпаются. А я на свадьбе была да мед­пиво пила. Кучина Ирина,7 класс. Сочинение на тему  Проблема отцов и детей Кроха­сын к отцу пришёл И задал вопросик: «Жить – это хорошо Или это плохо?» И задумался отец Над вопросом сына. Рассмеялся: «Молодец, Вырастешь мужчиной!» Пролетели годы, Сыну восемнадцать, Но никак не может он В жизни разобраться. Целыми днями 19 Поёт магнитофон, Тёмными ночами Где­то бродит он. Быстро годы пролетели: Оглянуться не успел. У отца виски поседели, Дедом стал – внука имел. И в свободное время теперь Думает отец: «Я знаю, что такое жить: Значит иметь кучу проблем. Одна из самых главных­ Проблема отцов и детей, Произошла она из взглядов разных На жизнь людей». Вечно спорят двое: Отец и сын. Каждый свое говорить норовит, И не остановить мужчин. Сын: «Ты не хочешь понять, Говорю я не о том». Отец: «Сначала выслушай меня, А возникай потом». «Отец, пойми: ведь на  дворе  Давно двадцатый век, И под водой, и на Луне Бывал уж человек!» «Я знаю, что он там бывал, Но ты не спорь со мной. Я всё тебе отдал, тебя воспитал, Тебе я не чужой». Спор возник из­за пустяка, Но может долго продлиться. А в конце наверняка Они снова будут мириться. «Зачем же спорили?»­ Возникнет вопрос такой. Просто каждый хотел Отстоять право ценою любой. Обращаюсь к родителям От имени детей: «Дорогие наши, не хотите ли 20 Прекратить проблему наших дней? А может, вовсе  и  не стоит Всё это прекращать, Эти жизненные устои Во что­либо превращать? Пусть в жизни есть проблемы, Она всё равно прекрасна! Пусть будем чуточку разгневаны, Чем равнодушны – это опаснее. Вертится жизни колесо, И на нашу долю достанется. Проблем  будет ещё сто, И эта, возможно, останется. Не потому, что делать нечего, Дела всегда отыщутся, А потому, что проблема – вечная И жизнь                 благодаря этому                                              ДВИЖЕТСЯ!» Кинзябулатова Гульнара,11 класс Картина в Лувре работы неизвестного Его глаза – подземные озёра, Покинутые царские чертоги. Отмечен знаком высшего позора, Он никогда не говорит о боге. Его уста – пурпуровая рана От лезвия, пропитанного ядом. Печальные, сомкнувшиеся рано, Они зовут к непознанным усладам. И руки – бледный мрамор полнолуний, В них ужасы неснятого проклятья, Они ласкали девушек – колдуний  И ведали кровавые распятья. Ему в веках достался страшный жребий –  Служить мечтой убийцы и поэта. Быть может, как родился он – на небе Кровавая растаяла комета. В его душе столетние обиды, В его душе печали без названья. На все сады Мадонны и Киприды Не променяет он воспоминания. Он злобен, но не злобой святотатца, И нежный цвет его атласной кожи. Он может улыбаться и смеяться, 21 Но плакать…плакать больше он не может.                                  Н.Гумилёв. Поэтическое подражание Н. Гумилеву (11класс) Рассмотрите репродукцию картины Н.Крамского «Неизвестная» и напишите подражание Н.Гумилёву, соответствующее композиции и синтаксическому строю его произведения. Сочинение по картине Крамского «Неизвестная» (Цель:  показать через портрет внутренний мир героя) 1.Её глаза – два чёрные агата, В них скрыта  тайна и печаль. Какая гордая осанка, Из рода бедного едва ль. Размах бровей её прекрасен, Холодный взгляд из­под ресниц… Насквозь пронизывают душу, И хочется упасть мне ниц. В меха окутана – богата, Но счастье, видно, не в деньгах, Наверно, много бед когда­то Пережила она, но ах… В глазах её на всё обида, Холодный, но больной упрёк, И нет румянца на ланитах… Насмешка, будто злой намёк. Как будто наперёд всё знает, Но, зная, вам не скажет, нет. Ей кто ­ то не сказал когда ­ то, Ей на вопрос не дал ответ. Но что же всё­таки случилось В её душе, в её судьбе? Быть может, потеряла друга, Или жила в большой нужде, Или ждала откуда помощи, Но эта помощь не пришла, Или испытывала немощь, Кому­то не была мила… 22 Кто знает, кто теперь подскажет, Как злую рану залечить. Но верю: Бог ей путь укажет, И даст ей силы жить, любить!                              Каримова А. 2.Величава и прекрасна Дама в чёрном восседает. Очи её страстно Взгляд свысока бросают. Губы бледные блестят, Сомкнуты, как на замок, Словно что­то говорят, Только нам уж невдомёк. Стан её красиво отточен. Видно, создатель был в этом точен. Дама прекрасна и мила, Но портит её лишь та черта: Одежда слишком темна – Видно, строга была к ней судьба.                                        Хамидуллина Р. 23 24 Джек Лондон «Любовь к жизни».  Рисунок Яркеева Ильгиза, 8 класс 25 Герб творчества Пушкина А.С. Выполнил Денисов Владимир, 9 класс 26 Экслибрис «Марина Цветаева» Работа Вахитовой Эльмиры 11 кл. 27

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества

Уроки литературы- уроки творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017