ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
моисеенко ольга свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)
Файл:

Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди..rtf - урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)


Все файлы публикации > Становление и развитие человеческого ....rtf
урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

Вводная лекция по теме:
"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."

Это урок ­ обзорная лекция в форме заочной экскурсии в прошлое, с
опережающим заданием.
Цель: сформировать у школьников яркое образное представление об основных
исторических фактах изучаемой темы, обеспечить учащихся историческими
знаниями об опыте человечества, пробудить интерес уч­ся к истории.
Оборудование: д/ф "Жизнь первобытных людей", рисунки изображающие
фрагменты жизни первобытных людей, орудия труда, картины изображающие
первобытного человека. "Таблица геологического времени",презентация.
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
2. Экскурсия в прошлое:
а) выступление историка
б) выступление журналиста, просмотр диафильма (или видео).
в) знакомство с книгой Анны Маккорд "Доисторическая жизнь".
г) выступление археолога
д) выступление доктора исторических наук.
е) выступление учителя.
3. Закрепление. Выставление оценок.
ПЛАН ЛЕКЦИИ.
1. Расселение людей, изменение облика человека.
2. Орудия труда и основные занятия древнейших людей.
3. От стада к роду и соседской общине.
4. Происхождение искусства и религиозные представления.
5. Изобретения первобытных людей.
6. Начало сельского хозяйства.

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

ЛИТЕРАТУРА: Анна Маккорд "Доисторическая жизнь"
М. 1996 г.
Энн Миллард "Древний мир"
М. 1996 г.
Р. Ю. Виппер "История древнего мира"
Урок­лекция проводится в форме заочной экскурсии в прошлое. На урок были
приглашены гости ­ "ученые­историки, археолог, писатель, журналист, а также на
уроке класс знакомится с книгой Анны Маккорд "Доисторическая жизнь" ее
представляет ученик из этого класса. Всем участникам были даны задания
подготовить индивидуально материал и на уроке раскрыть один из пунктов плана
лекции. Перед уроком учитель познакомился с выступлениями "ученых".
Цель такого урока: 1. вырабатывать самостоятельную деятельность уч­ся по
нахождению и обработке нужных сведений из истории.
2. знакомство с работами ученых, с книгами исторической направленности.
3. более глубокое, целостное, логически стройное изложение фактологического и
теоретического материала темы в монологической форме, т.е. развитие
монологической речи, владение исторической терминологией. Всю лекцию уч­ся не
записывают, а только главное. Например: орудия труда ­ идет перечень.
1. Вступительное слово учителя. Знакомит класс с темой урока, ставит цель перед
классом. Рассказывает о зарождении жизни на земле, об изменениях, которые
происходили в жизни, быте, развитии человекоподобных обезьян. Знакомит класс с
гостями ­ "учеными­историками, журналистом, знакомит с литературой".
Предоставляет слово историку.
2. Выступление историка, который раскрывает первый вопрос лекции. Расселение
людей, изменения облика человека. Используя археологические данные, отвечает на
вопрос –« Где появился самый первый человек?» Используя наглядность "историк"

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

знакомит с бытом, обычаями древних людей.
3. Выступает журналист, который якобы во время поездки по территории, где
ранее обитали древние люди, снимает фильм "О жизни древних людей". Во время
просмотра диафильма ученики в свои тетради заносят основные факты,
терминологию ­ родовая община, каменный век и т.д. В конце фильма ребята
отвечают на вопросы журналиста, которые зафиксированы в последних кадрах
фильма.
4. Учитель знакомит класс с работой Анны Маккард ­ английского историка
"Доисторическая жизнь". С отрывками из этой книги выступает ученик, который
ведет рассказ о древних людях­ неандертальцах, о их быте, обычаях, занятиях,
рассказывает о погребальном захоронении.
5. Далее в разговор вступает "археолог", опираясь на археологические исследования
он рассказывает о "гомо сапиенсах"(людях разумных), которые пришли на смену
неандертальцев. "Ученый" рассказывает о жизни людей, знакомит с захоронениями,
с наскальной живописью.
6. Выступление "доктора исторических наук" с докладом "Жизнь первых
земледельцев", который раскрывает причины появления земледелия, знакомит
ребят с жизнью первых земледельцев и скотоводов.
7. Заключительная часть экскурсии. Учитель рассказывает о появлении
ремесленников, звучит сказка, которая объясняет появление гончарного ремесла.
8. Заключение:
в чем было главное отличие древнейших людей от животных? Назовите первые
орудия труда? Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? Что
изображали первобытные художники?

(ведущий)
Миллионы лет назад жизнь на Земле была совсем другой. Людей еще не было. Но
животные были: быки, лошади, львы, волки, обезьяны. Ученые считают, что около

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

12 мил. лет назад на Земле жили далекие предки людей­ ПРИМАТЫ. Размером
они были со среднюю обезьяну и по всей вероятности являлись отличными
верхолазами. Около 3 мил. лет назад на просторах африканских саванн жили
существа называвшиеся ГОМИНИДАМИ. Это были еще не люди. Медленно, очень
медленно преображалась Земля. Несколько раз на Земле происходило чередование
тепло, холод, тепло, холод... Исчезали и появлялись растения и животные. Сама
Земля рассказывает об этом. Все, что происходило когда­то на Земле, оставляет
на ней свой след. Скалистые горы и ущелья­ землетрясения. Куски застывшей лавы
­ вулкан, морская раковина посреди пустыни­ море или океан. Больше всех
изменились обезьяны. Сначала они жили на деревьях, потом появилась новая порода
обезьян, которые могли ходить на задних лапах. Где появился самый первый
человек? На этот вопрос трудно ответить. Сегодня в нашей заочной экскурсии в
прошлое принимают участие известные историки, писатели, журналисты, которые
помогут нам ярче увидеть картины прошлого. Назар Юрьевич, вы долгое время
занимались над проблемой, где является родина первого человека, что
представляет собой быт, обычаи. Расскажите, что вы узнали.
Выступление историка: Долгое время считали, что родиной первого человека
является Азия. Однако учеными сделано новое открытие, в ущелье Олдуваи,
английскими учеными найдены кости гораздо более древнего человека. Их называли
"гомо хабилис" (умелые люди). Но это не последнее открытие. Древний человек не
знал одежды. От холода он укрывался содранной с животного шкурой, длинные
волосы развевались на ветру. В жизни его не было постоянства, истребив дичь в
соседнем лесу, он вынужден был бросить жилище и искать новое. Часто он подолгу
голодал, говорил мало и отрывисто, издавая звуки. Он шумно радовался, когда была
удача, и тяжело стонал, когда его постигало несчастье. Рост гомо хабилиса­1,5 м.
Он строил жилища из веток, чтобы укрыться от хищников и пронизывающих
холодных ветров. Женщины вместе с детьми не отходили далеко от стоянки. Они
собирали птичьи яйца, ягоды и ловили небольших зверьков. Мужчины отправлялись

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

на охоту. Убивали жертву камнем, дубиной, острой костью. Мясо ели сырым,
поскольку еще не умели добывать огонь. Сурова и опасна была жизнь древнего
человека. Чтобы выжить люди жили группами, по ученому ­ человеческое стадо.
Люди собирали то, что им давала природа ­ такое занятие называлось
собирательством. Собирательство и охота были первыми занятиями человека. Те
времена, когда человек делал свои инструменты из камня, называют каменным
веком. Каменный век длился миллионы лет. Умение изготовлять орудия труда
было главным отличием человека от животного. Прошли тысячелетия, люди
изменились, стали ходить прямо, не сутулясь, мозг стал крупнее, возникла речь,
человек овладел огнем. Овладение огнем было второе главное отличие. Огонь помог
человеку при охоте. Для разделки туши охотники использовали специальные орудия
­ так называемые ручные рубила. По сути это был камень, заостренный с одного
конца и умещавшийся в ладонь охотника. Владимир Ильич из прессы мы знаем, что
вы долгое время проводите в путешествиях по территории, где ранее обитали
древние люди и даже сняли фильм. Не могли бы вы показать свою работу.
Дети коротко конспектируют.
Родовая община­ коллектив, который жил и трудился сообща, имел общее
имущество. Порядок жизни, при котором люди объединялись в стадо или родовую
общину, называется первобытнообщинным строем.
Первобытнообщинный строй характеризуется:
древние люди жили небольшими коллективами, совместно трудились и имели
общее, очень скудное имущество; продуктов труда едва хватало для существования
самих тружеников; не было угнетения одних людей другими;
Люди, которые жили первобытным строем, называют первобытными людьми.
Учитель: давайте сделаем небольшое обобщение по фильму, ответим на вопросы,
которые затрагивает автор фильма. Они необходимы для изучения истории
древности.
Учитель: Прошли тысячелетия.

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

Около 250 000 лет назад на смену человеку выпрямленному пришли неандертальцы,
жили они примерно 50 000 лет назад, когда обширные районы земной суши были
закованы в ледяной панцирь. В 1996 году вышла книга Анны Маккард
"Доисторическая жизнь". Сейчас мы познакомимся с отрывками из этой книги.
Вступление: Неандертальцы были невысокими коренастыми людьми с хорошо
развитой мускулатурой. Они были очень сильными и выносливыми, первыми, кто
приспособился к жизни в очень холодном климате. Эти люди охотились на крупных
животных вроде шерстистых мамонтов копьями. Они питались их мясом.
Неандертальцы, вероятно, жарили мясо на плоских камнях. Сперва они разводили
на камнях костер, чтобы они хорошенько раскалились. Когда камни нагревались,
горящие дрова отодвигались в сторону и на горячие камни бросали куски мяса. Жар,
исходивший от камней, постепенно прожаривал мясо. Это делало его мягче, и
жевать было легче. Именно неандертальцы делали каменные скребки, которыми
удаляли жир со шкур животных и сверла для отверстий. Древние люди жили в
пещерах или сооружали хижины из веток, покрытых звериными шкурами. Иногда
они строили хижины в сырых холодных пещерах или под нависающей скалой. По
мнению ученых­ человек заворачивался в шкуры и продевал сквозь дырки кожаные
ремешки, как бы зашнуровывая одежду. Возможно, также обматывали куски шкур
вокруг ступней. Неандертальцы охотились и на свирепых пещерных медведей.
Чтобы добыть медведя охотники шли по следам, которые приводили к пещере, где
жил медведь. Такая охота была сопряжена с немалым риском, так как медведи
достигали в длину свыше 3,5 м. и отличались крайне злобным нравом. Охотники,
выследив зверя, бросали в пещеру горящие ветки, чтобы выкурить из нее медведя.
Их товарищи стояли наготове, подняв деревянные копья с каменными
наконечниками. Медведь выскакивал из пещеры, и охотники набрасывались на него,
осыпая ударами копий. Когда медведь испускал дух, они отрезали ему голову и
уносили в свою пещеру. Там они помещали ее в специальную яму, где хранились
черепа других медведей. По всей видимости, первые люди никогда не задумывались

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

над тем, как они появились на свет и что происходит с ними после смерти.
Неандертальцы были первыми любыми, хоронившими своих покойников.
Палеонтолог обнаружил немало скелетов, которые были захоронены в могилах,
вырытых в земляном полу пещер, где жили неандертальцы. Иногда тела погребали
вместе с каменными орудиями, так что неандертальцы, судя по всему, верили в
загробную жизнь. По археологическим находкам ученые пришли к выводу, умершего
ложили на подстилку из сосновых веток и засыпали тело дикорастущими цветами,
принесенными с гор. В одной из пещер, в горах Ирака, палеонтологи обнаружили
могилу 40 летнего мужчины, умершего примерно 60 000 лет назад. Его уложили в
могилу в согнутом положении, так что колени оказались у самого подбородка. В
этой могиле ученые обнаружили окаменевшую пыльцу, а это говорит о том, что
покойник был погребен с цветами. К нам на встречу я пригласил археолога Захара
Ивановича, который расскажет нам о своих находках и исследованиях.
Выступление археолога: Около 40 000 лет назад неандертальцы исчезли с лица
Земли и им на смену пришли "гомо сапиенс" (разумный). Эти новые люди были
первыми людьми на Земле, имевшими ту же форму черепа и всего тела, что и
современный человек. Их называли кроманьонцами, они и были нашими
непосредственными предками. Кроманьонцы жили в пещерах или в хижинах в
самом конце из последних ледниковых эпох. В те времена климат был холодным, а
зимы снежными. Лишь невысокие травы и кустарники могли расти в подобных
условиях. Люди охотились на северных оленей и шерстистых мамонтов.
Кроманьонцы научились делать множество новых видов орудий и оружия. К своим
копьям они привязывали острые наконечники из оленьего рога с направленными
назад зубьями, чтобы копье глубоко застревало в боку раненого животного. А вот
рыбу они ловили при помощи гарпунов, вырезанных из оленьих рогов, с наконечниками
и загнутыми назад зубцами. Гарпуны привязывались к копьям и рыболовы
прокалывали ими рыбу прямо в воде. Гомо сапиенс носил штаны и куртки, сшитые
из мамонтовых шкур. В земляном полу хижин и пещер кроманьонцев было

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

обнаружено множество захоронений. Покойников, как правило, укладывали в
могилу в согнутом положении, с копьями, прижатыми к их подбородку. Иногда в
могилах находят различные орудия и оружия. Например, найдены иглы, вырезанные
из оленьего рога. Это говорит о том, что люди уже научились сшивать звериные
шкуры. На стенах своих пещер люди рисовали изображения животных, на которых
они охотились, используя краску­охру красного цвета. Они верили, что рисунки
защитят от злых сил и помогут во время охоты. Один из кроманьонских
художников приложил ладонь к скале, а затем напылил вокруг нее краску через
тростинку. Изображения людей или растений встречаются на ранних рисунках
крайне редко.
Перед вами высеченное на стене пещеры изображение шерстного мамонта. Так как
на рисунках изображены животные и сцены охоты, то можно заключить, что
художники были мужчинами. Пещера освещалась пучками горящей шерсти или
мха, омоченного в животном жире. Около 10 000 лет назад ледниковая эпоха
подошла к концу, и климат заметно потеплел, появились леса, многие животные ­
например, мамонты и шерстистые носороги полностью вымерли. Люди занимались
охотой и научились обрабатывать землю. Следы стоянок охотников были
обнаружены в Дании и Англии. Люди часто обустраивали стоянки возле озер на
лесных полянах. Если почва оказывалась слишком влажной и илистой, они
возводили свои жилища на платформах из стволов деревьев. У охотников появились
топоры, с помощью которых строили дома из деревьев, а крыши из веток покрывали
звериными шкурами, чтобы дождевая вода не попадала внутрь. Если земля была
влажной, пол устилали древесной корой. Охота в лесу была весьма нелегким и
опасным занятием. Охотились на оленей, косуль и диких кабанов. Лучшим оружием
в лесу были лук и стрелы. Охотники брали с собой прирученных собак(волков). А
женщины собирали в лесу плоды и ягоды. Широко распространено было и
рыболовство. Появились лодки. Люди выдалбливали стволы деревьев топорами и
мастерили из них лодки. Часто в рыболовстве использовали ловушки­ корзины,

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

гарпуны и рыболовные крючки.
Геннадий Иванович на конференции историков выступал с докладом "Жизнь
первых земледельцев" и сегодня он остановится на некоторых аспектах этой темы.
Около 11 000 лет назад люди, жившие на Ближнем Востоке, обнаружили, что
если посеять в землю семена дикорастущих растений, то можно вырастить
урожай, который обеспечит их пищей на долгое время. Эти люди и стали первыми
земледельцами. Они выращивали пшеницу, а также разводили овец и коз, которых
им удалось одомашнить. Теперь у них появилась постоянная еда, не нужно кочевать
с места на место. Они начали строить жилища возле обрабатываемых участков
земли, переходя к оседлому образу жизни. Так 10 000 лет назад появилось
земледелие. Люди охотились на коз, свиней, коров и овец, иногда приносили
маленьких ягнят и козлят к себе. Со временем эти животные становились
ручными. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре деревня обзавелась
целым стадом домашних животных. Крестьяне ухаживали за своим стадом и
защищали его от диких зверей. Они пили молоко домашних животных и забивали их,
когда нужны были мясо и шкуры. Поэтому надобность в охоте для них пропала.
Люди перешли к оседлому образу жизни. Селились там, где были хорошие условия
для земледелия. Если поблизости не было пещер, им приходилось самим строить.
Тип жилища зависел от того климата, в котором жили люди. Дома строились из
дерева ­ покрывали соломой или из смеси глины и соломы, которая, высыхая на
солнце, становилась прочной. Правда, дожди постепенно размывали такие стены
дома и весной им приходилось их ремонтировать. Крыши крыли соломой, которую
сверху покрывали слоем глины. Некоторые из домов имели по несколько комнат, а
полы устилались циновками, сплетенными из тростника. В теплом сухом климате
Ближнего Востока на склонах холмов в изобилии произрастала дикорастущая
пшеница. Люди собирали зерна пшеницы точно также, как плоды или орехи.
Собранные зерна приносили на стоянку, где их перетирали в муку двумя тяжелыми
камнями. Затем эту муку смешивали с водой и получали тесто, которое

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

раскатывалось в круглые плоские лепешки. Лепешки укладывали на камни,
раскаленные в печи и в итоге получался тонкий и твердый хлеб. По всей видимости,
во время перетирания некоторые зерна попадали на землю и прорастали рядом с
хижиной. Со временем люди заметили, что пшеница вырастает из упавших на
землю зерен. Они начали разбрасывать зерна по расчищенному участку земли и
ждать, когда из них вырастут колосья пшеницы. Когда урожай созревал, они
собирали зерно, обеспечивая себя пищей сразу на несколько месяцев. Чтобы удобней
было срезать колосья, они изобрели специальное орудие, именуемое СЕРПОМ. Такое
хозяйство стало называться присваивающие.
Учитель: Так появились земледельцы и скотоводы:
Перестав кочевать люди больше времени стали проводить за уже известными
ремеслами, например плетением корзин и циновок, и за освоением новых, таких как
прядение шерсти и гончарное дело. Но, чтобы стать настоящим мастером
гончарного дела, нельзя было отвлекаться на земледелие и скотоводство. Он
становился РЕМЕСЛЕННИКОМ. О ремесле вы познакомитесь по учебнику.
А сейчас я вам расскажу сказку племени акамба (Африка), которая
объясняет гончарное производство.
У древнейших людей были все съестные припасы, но им их приходилось есть
сырыми, невареными. Однажды одна женщина вышла из деревни на реку: она
хотела принести воды в нескольких листьях. На берегу она нашла камень странного
вида. Она наполнила его водой и отнесла к своему очагу. Готовя ужин для семьи,
она насыпала зерно в полый камень и сварила в нем и все нашли, что это несравненно
лучше обычной сырой пищи. На другое утро в гости к ней пришла соседка. Камень
привел всех в восхищение и она спросила женщину нет ли у нее другого такого же.
­ Нет, ­ сказала первая женщина, ­ я его нашла на реке, и там был только один
такой.
­ Пойдем, поищем, может, найдем еще такой, ­ сказала другая женщина.
Но такого же камня на реке не оказалось. Зато они увидели там жирную и мягкую

урок"Становление и развитие человеческого общества. Древнейшие люди."(5 класс)

глину и, взяв ее немного и смешав с водой, попытались ей придать форму полого
камня. Они слепили много маленьких сосудов, которые назвали глиняными
горшками. Они обожгли их на огне, и горшки стали твердыми и крепкими, как
камень. Так пришло к людям искусство изготовления глиняных горшков.
Иногда в огонь попадали кусочки самородков меди, которые в огне
размягчались и плавились. Было замечено, если расплавленную медь залить в форму,
то получится медное изделие нужного вида. Так около 9 000 лет назад в Западной
Азии обработка меди ­ была первым металлом, из которого люди научились делать
орудия труда.
Как медь облегчила жизнь людей мы познакомимся на последующих уроках.
Итоги урока. Рефлексия.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл