«Услышать дыхание совести…»: воспитательные возможности изучения житийной литературы
Оценка 5

«Услышать дыхание совести…»: воспитательные возможности изучения житийной литературы

Оценка 5
Разработки курсов +1
pdf
Междисциплинарный 3
8 кл—11 кл
05.01.2017
«Услышать дыхание совести…»: воспитательные возможности изучения житийной литературы
Жития святых - это скучно?... Житийная литература - единственное наследие, которое не перекраивалось и не переписывалось в угоду правящих и хотящих править, подобно литературе и истории. В житиях - пример высоты жизни, Любви, духовного возрастания, Победы, Успеха. Как читать жития? Как преподавать?
ВоспитатВозможностиЖитийнЛит_Лукашенкова.pdf

«Услышать дыхание совести…»:

воспитательные возможности изучения житийной литературы 

 

 

Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель православной культуры, русского языка и

литературы МБОУ «СШ №34» города Смоленска

 

Святые – это «живые камни», без которых не может строиться ни одна система духовнонравственного просвещения ребёнка

 

Школа занимает особое место в образовании и воспитании как один из важнейших институтов формирования личности. Ведь в нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой, человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются кардинально. Современная школа призвана через процесс обучения не только передавать учащемуся накопленные человечеством знания, методы научного познания и творческого поиска, но через учебные дисциплины способствовать формированию его внутреннего мира, воспитывать духовно и нравственно. Еще мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для общественной и государственной жизни. Платон в своем «Государстве» рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее. 

На каких же примерах воспитывать современное подрастающее поколение: литературных, исторических, жизненных? Вспоминая наше прошлое, следует заметить, что главное внимание на Руси было уделено житиям святых, обладающим большими дидактическими возможностями. Смысл обращения к образам святых, к примерам их жизни в том и состоит, что именно святые люди исторически определяли строй мысли русского человека, формировали его мироощущение, наполняли жизнь смыслом, утверждали бессмертие. Образам святых отдаём приоритет. Спросите «почему»? Причин несколько. Во-первых, примеры жизней святых людей представляют собой единственное наследие, вобравшее в себя отечественные ценности, т.е. ценности не сегодняшнего дня, а исторические. Во-вторых, святые православные образы – это единственное незыблемое наследие, которое, не переделывалось в угоду правящим. Согласно указаниям «идеологического верха» выхолащивается отечественная история, исключаются из программного материала очередные произведения литературы. И только святые православные образы русской культуры служили и служат не веку, не власти. Это наследие, которое не поддаётся перекрою и переписыванию.  Есть и третья причина. Светская наука, преподаваемая в современной школе, ограничивается вопросом «как устроен мир?», в то время как житийная литература, примеры святых людей дают ответ на вопросы «зачем этот мир устроен?», «каковы в нем место и роль человека?». То есть дают материал для размышлений духовных, нравственных, которые способствуют совершенствованию человека, его духовному возрастанию.

Сейчас в государственной школьной программе по литературе изучается самый малый ряд житий святых в разделе древнерусской литературы. Таких произведений всего три: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Педагоги Смоленской школы 34 предложили к изучению в классах гуманитарной направленности элективный курс «Подвижники благочестия», рассчитанный на 2 года. Этот ряд дополняют жития местных святых в курсе регионального компонента «История православной культуры земли Смоленской». 

Примеры жизней святых «зовут», учат созиданию земной жизни, передают духовный и нравственный опыт, знаменуют о более глубоком и более высоком, чем земное «жирное счастье». В них – всё значительно. В святых образах – высота жизни, Любовь, очищение, возрастание, умудрение, Победа, успех. Да-да, и успех. Для современной молодёжи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения.  Таков высочайший интеллект святых Авраамия Смоленского, Димитрия Ростовского, мудрость преподобного Сергия Радонежского…

Материалы элективного курса «Подвижники благочестия» раскрывают растущему человеку образ русского святого как образ духовной мощи, способности противостоять миру, а не как умилительный, смиренно принимающий все несправедливости мира в силу «пенсионной» немощи. Смирение – высшая правда христианства, это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимы сегодняшним школьникам образы русских православных святых – образы, которым они захотят подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. 

Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы Александр Невский, адмирал Феодор Ушаков, Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, княгиня Елизавета Феодоровна Романова и многие другие. На примерах жизни святых педагог показывает школьнику красоту подвига служения Отечеству, людям, Богу. Показывает, что и они сами могут строить жизнь в соответствии с духовными идеалами. И для этого важны не какие-то выдающиеся способности или исключительные условия – для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести. 

Образы святых подвижников нужны нашим детям. Они принимают и понимают примеры подвижничества, о чём пишут в своих работах. Приведём лишь некоторые выдержки: 

После всех ужасов XX века человеку, считаю, необходима вера. Вера в Высшую силу, способную уберечь и спасти человека от греха, отвратить от пропасти, спасти от самоуничтожения. … Только примеры жизней русских святых…способны показать высоту человеческого духа, истинное предназначение человека на земле…Святые видят смысл жизни в богопознании, в помощи нуждающимся, в творении добра, в деятельной любви ко всем. (Елизавета П.)

Наша жизнь быстра в движении, насыщена информацией. Многие люди понимают, что такой жизненный темп ослабляет и даже разрушает. Я уверен, что каждый из нас хоть на какую-то минутку хочет собственным опытом ощутить  духовный покой, духовный подъём. Я нашёл его в литературе о православной вере, о святых. За чтением забываю окружающую нас суету, расстаюсь с дисгармонией внутреннего и внешнего мира, обретаю крылья, покой … (Михаил К.)

 

Практика проведения уроков по житийной литературе показывает видимые изменения в детях: они становятся терпимее друг к другу и окружающим, начинают критически относиться к своим поступкам. Исследования показывают, что наряду с увеличением интереса к общечеловеческим и национальным ценностям, к отеческой истории и культуре (78% – в экспериментальной группе гуманитарного класса, 48% – в контрольной), у обучающихся наблюдается рост читательской заинтересованности и познавательности в отношении житийной литературы (81% учащихся экспериментальной группы гуманитарного класса, в контрольной группе – 58%).

Ныне перед учителем, преподающим житийную литературу, стоит методический вопрос как?: как донести до подрастающего поколения духовное сокровище подвига святых? Житийная литература – не художественная, «запоем» не читается. Средств немного – житийная литература, художественный фильм и художественное произведение, основой которых является подвиг святых, компьютерный фильм, созданный самим учителем или учащимися в ходе исследовательской, самостоятельной деятельности. Перед школьным учителем, выбравшим в качестве ведущего направления деятельности содействие духовно-нравственному воспитанию своих учеников, стоит проблема выбора «своих» тем, проблем, форм, методов работы.

Хороший воспитательный эффект приносит совместный с детьми поиск информации о новомученниках-земляках, чьи духовные подвиги ещё помнят их близкие родственники, готовые рассказать о выдающихся примерах совершенствования духовно-нравственной жизни. Это позволяет ребятам осознать, что и сегодня вокруг есть люди, стремящиеся подражать примеру святых, что они трудятся во многих сферах деятельности страны. Исследовательская работа помогает ребенку быть причастным национальной традиции не по политическим мотивам, но по велению души, по внутренним сердечным побуждениям. 

Самым важным для растущего человека в знакомстве с житийной литературой является то, что он помогает ему совершить собственный духовный путь. Воспитывает внимание сердца, что требует активной жизненной позиции. Этот путь вместе с детьми проходит и учитель. Личность учителя, характер его отношения к ученику являются значимым условием духовно-нравственного воспитания современного школьника. Прислушаемся к словам профессора А.И. Осипова: «Когда мы говорим о духовном образовании в современном российском обществе, то мне кажется, наша задача – чтобы мы стали примером, в своем образовании показали пример. Я думаю, что тогда мы принесем пользу всему нашему обществу». Важно учителю почувствовать себя активной частичкой своей страны, несущей ответственность за её настоящее, и могущей влиять на её будущее, причём влиять и как учитель, и как человек, участвующий в воспитательном процессе.

Содержание уроков, посвящённых теме святости, следует рассматривать в вертикальной и горизонтальной смысловой наполняемости. Что это значит? Вертикаль «строим» на ключевых понятиях: Бог, свобода, совесть. Бог (высшая ценность человеческой жизни) – это то, что делает меня личностью.  Свобода - дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13). Свобода по сути своей – духовно-нравственное, а не биофизиологическое состояние человека. В православном понимании быть свободным – значит быть свободным от греха, от зла, от самой смерти. На языке христианской антропологии это будет звучать так: свобода – это то состояние, когда человек не только не может грешить, но и не хочет грешить. 

Это вертикаль, сверху смотрящая в глубину моей личностной совести.

А по горизонтали – Родина и всё, что её представляет и наполняет. Родина – это то, что делает меня частью человечества.

Горизонталь и вертикаль вместе создают крест. А крест только тогда значим, когда человек свободно берет его, а не по приказу.

 

 

 

Услышать дыхание совести…»: воспитательные возможности изучения житийной литературы

Услышать дыхание совести…»: воспитательные возможности изучения житийной литературы

Во-вторых, святые православные образы – это единственное незыблемое наследие, которое, не переделывалось в угоду правящим

Во-вторых, святые православные образы – это единственное незыблемое наследие, которое, не переделывалось в угоду правящим

Материалы элективного курса «Подвижники благочестия» раскрывают растущему человеку образ русского святого как образ духовной мощи, способности противостоять миру, а не как умилительный, смиренно принимающий все…

Материалы элективного курса «Подвижники благочестия» раскрывают растущему человеку образ русского святого как образ духовной мощи, способности противостоять миру, а не как умилительный, смиренно принимающий все…

Михаил К.) Практика проведения уроков по житийной литературе показывает видимые изменения в детях: они становятся терпимее друг к другу и окружающим, начинают критически относиться к…

Михаил К.) Практика проведения уроков по житийной литературе показывает видимые изменения в детях: они становятся терпимее друг к другу и окружающим, начинают критически относиться к…

Самым важным для растущего человека в знакомстве с житийной литературой является то, что он помогает ему совершить собственный духовный путь

Самым важным для растущего человека в знакомстве с житийной литературой является то, что он помогает ему совершить собственный духовный путь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017