Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10
Оценка 4.7

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Оценка 4.7
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Великие географические  открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 10.doc
Раздел 5.  Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв. Тема 5.3.   Великие географические  открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10    Тема:     Великие географические  открытия  Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые знания, формирование умения работать с исторической картой, формирование умения обобщать имеющиеся знания. Учебные задачи:   научиться работать с источниками, научиться   обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться работать с контурной картой, научиться составлять хронологическую таблицу. Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике  Задачи практической работы 1.   Повторить материал по теме «Великие географические   открытия и начало европейской колониальной экспансии» 2. Ответить на вопросы 3.  Прочитать текст, составить и заполнить таблицу «Великие географические открытия» 4. Обозначить на контурной карте маршруты путешествий 5. Прочитать отрывки из дневника Колумба и ответить на вопросы Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме   Великие географические   открытия и начало европейской колониальной экспансии, открытия­завоевания   европейцев   в   начале  XV  –   середине  XVII  в.   в   Африке,   Азии,   Америке   и Океании.  Термин   «географические   открытия»   применительно   к   комплексу   заморских   экспедиций европейцев в 15–17 вв. достаточно условен, ибо охватывает два разных исторических явления: во­ первых,   собственно   открытие   новых   земель,   до   15   в.   совсем   не   известных   европейцам   либо «забытых»   (Австралия,   Океания,   большая   часть   Африки,   Америка),   и,   во­вторых,   установление 1 постоянных контактов или экономического и политического контроля над известными европейцам заморскими   территориями   (Азия).   Речь   идет   об   освоении   и   включении   в   орбиту   влияния европейских государств земель в других частях света. Естественно, что термин «открытия» верен только по отношению к европейцам: для «открываемых» народов речь шла о внешней агрессии и завоевании.    социально­демографические, Масштабная заморская экспансия европейского мира стала возможной, поскольку для нее возникли   экономические,   технические   и   психологические предпосылки. Отрицательный баланс торговли европейских стран с Востоком, резкое удорожание товаров   в   ходе   их   движения   через   цепь   многочисленных   посредников   (правитель   Малакки, индийские   раджи,   арабские   торговцы,   египетский   султан,   генуэзские   и   венецианские   купцы) порождали необходимость установления прямых связей со странами­производителями; возникший в 15 в. монетный  голод в Европе,  вызванный истощением серебряных и золотых рудников, резко усилил потребность в драгоценных металлах. Начавшийся  в середине 15 в. рост народонаселения давал   Западу   возможность   использовать   для   заморской   экспансии   значительные   человеческие ресурсы, тем самым снимая демографическую напряженность внутри самих европейских стран. В 15 в. был   создан новый  вид   судна, позволявший   совершать  путешествия   на дальние   расстояния,  – быстроходная и легкая однопалубная каравелла с большим трюмом и системой прямых и косых парусов, благодаря которым можно было плыть против ветра; усовершенствованы морские карты (портоланы) и навигационные приборы (компас, астролябия), что облегчало определение координат корабля в открытом море. И, наконец, Европа созрела для столь решительного выхода за свои собственные пределы и психологически: к концу классического средневековья распространяется «открытый»   тип   сознания;   европеец   преодолевает   традиционный   страх   перед   непонятным   и неизведанным, он готов проникать в «чужое» пространство и активно его осваивать.  Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1. Почему   и каким образом начало Нового времени   связано с Великими географическими открытиями? 2. Почему именно европейцы совершили Великие географические открытия? 3. Что сделало эти открытия нужными, что – возможными? 4. Какие последствия Великих географических открытий мы ощущаем  в нашей повседневной жизни? Задания для практического занятия Задание 1. Прочитайте текст. Составьте и заполните таблицу «Великие географические открытия» Бартоломеу Диаш.  Надежда на ограбление всего африканского побережья ускорило португальское продвижение на юг. В начале 80­х годов Диего Као совершил три путешествия на юг Золотого берега и у южного тропика поставил каменный столб, воздвигаемой на открытой территории в знак её присоединения к владениям   короля   Португалии,   наконец,   Бартоломеу   Диаш   в   1488   году   достиг   мыса   Доброй Надежды,   обогнул   его   и   вышел   в   Индийский   океан.   Однако   экипаж   его   кораблей,   утомлённый трудностями пути, отказался продолжать плавание, и Диаш был вынужден вернуться в Лиссабон, не 2 достигнув берегов Индии. Но он утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии.  Васко да Гама.  На поиски морского пути в Индию португальский король отправил новую экспедицию во главе с Васко да Гаммой. Через четыре с половиной месяца после отплытия португальцы обогнули Африку, и вышли к её восточному побережью. Где европейцы  ещё не были. Сильные бури, и встречные течения затрудняли плавание. В мае 1498 года португальские корабли бросили якоря у индийского города Каликут. Васко да Гама побывал на приёме у раджи и, получив от него разрешения, приказал матросам закупать на берегу пряности, жемчуг и драгоценные камни. Нагрузив корабли восточными товарами, португальцы двинулись в обратный путь.    Христофор Колумб. Поиски пути в Индию. Открытие нового материка.  Родился в Генуе в 1451 году. Дата рождения всё ещё вызывает сомнения. Спорны и факты из жизни  Колумба   в  Португалии.   Поселившись   в  70­х  годах  Лиссабоне,   он  продолжал   заниматься составлением   географических   карт   и   мореплаванием.   В   это   время   у   него   возникает   мысль   о существовании морского пути в Индию через западный (атлантический) океан. Существует версия, что   Фернандо   Мартинецу,   одному   из   приближённых   португальского   короля,   другу   Колумба, удалось   привлечь   внимание   Альфонса   V   к   проекту   Колумба   о   возможности   существования западного морского пути в Индию. Король поручил Мартинецу обратиться за советом к известному в то время космографу Пауло Тосканелли. Выдвинутый Колумбом проект не получил поддержки ни в Португалии, ни в Англии, ни в родной Генуе. Окончательно убедившись в этом, он в 1485 году переехал в Кастилию. Здесь в 1492г. королевой Изабеллой и королём Фернандом был утверждён договор с Колумбом о снаряжении кораблей, чтобы достичь Азии западным путём. 12 октября 1492 года корабли Колумба достигли берегов неизвестной земли.  Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.  Сын португальского рыцаря, участник экспедиции Ф. да Альменды, долго служил  в Индии, Софале и на Манокке. Бежав из Португалии в Испанию, заключил «капитуляцию» с королём и в сентябре 1519 года отправился в плавание. Он был убит 27 апреля 1521 года в стычке с туземцами на острове Макатан. Магеллан доказал своим путешествием не только шарообразность Земли, но и возможность обойти её кругом по водным просторам, а также наличие «часовых поясов» ­ разницы во времени, проистекающей из вращения Земли.  Задание   2.   Работа   с   контурными   картами:   обозначьте   маршруты   известных   вам путешествий.     Задание 3.  Познакомьтесь с фрагментами из дневника первого путешествия Колумба и ответьте на вопросы.  Из дневника Христофора Колумба  12 октября 1492 года после встречи с индейцами острова Гуанахани Колумб записал: «Поскольку они держали себя дружественно по отношению к нам и поскольку я сознавал, что лучше обратить их в нашу святую веру любовью, а не силой, я дал им красные колпаки и стеклянные чётки, что вешают на шею, и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие.   И   они   так   хорошо   отнеслись   к   нам,   что   это   казалось   чудом.   Они   вплавь 3 переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей, и обменивали всё это на другие предметы, которые мы им давали, как, например, на маленькие стеклянные чётки и погремушки. С большой охотой отдавали всё, чем владели.  Но мне казалось, что эти люди бедны и нуждаются во всём. Все они ходят нагие…и все люди, которых я видел, были ещё молоды, никому из них не было более 30 лет, и сложены они были хорошо, и тела у них были красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие… Некоторые разрисовывают себя чёрной краской...другие красной краской… они не носят и не знают железного оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведению обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет. Их дротики – это палицы без железа. Некоторые дротики имеют на конце рыбьи зубы, у других же наконечники из другого материала…  Они должны быть хорошими, и толковыми, и сметливыми слугами – я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось, и я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с Божьей помощью, я привезу отсюда для  ваших  высочеств  шесть  человек,  которых  возьму  при  отправлении   в обратный  путь,  чтобы научились они говорить по­испански. Тварей никаких, кроме попугаев, я на острове не видел».  Вопросы и задания  к документу: 1.   Какие   действия   аборигенов   позволили   Христофору   Колумбу   оценить   их   поступки   как дружественные?  2. Найдите в тексте доказательства того, что аборигены и испанцы принадлежали к разным формам человеческого общества.  3. Следует ли из характеристики Колумба, данной им аборигенам, что он отнёсся к ним как к равным? Свою точку зрения подтвердите текстом.  Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 2 балла Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 2 балла   Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 4 1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.     5

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Великие географические  открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Великие географические  открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Великие географические  открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Великие географические  открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10

Великие географические  открытия и начало европейской колониальной экспансии Практическая работа № 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017