При оценивании письменных работ мною введена знаковая система ( + !).
Дети сами решают , какой знак заслужила их работа, а впоследствии
сравнивают с отметкой учителя. Очень важен такой этап урока, как
рефлексия учебной деятельности , на котором фиксируется новое знание и
происходит самооценка учениками своей
индивидуальной степени
усвоенности материала и своей активности на уроке. Таким образом
происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий.
На этом этапе урока применяется знаковая система оценивания в виде
смайликов:
(« зелёный» – понял всё хорошо и могу объяснить товарищу,
« желтый» понял материал, но иногда затрудняюсь,
« красный» понял плохо, требуется помощь.)
Так же ввела для поощрения индивидуальных достижений учащихся жетоны.
Такой жетон ученик может получить , если сам разобрался в трудном задании,
стал лучше писать, лучше читать дал на уроке очень хороший ответ, активно
работал, выполнил по желанию задание творческого или поискового
характера . Эта система позволяет и слабому ученику видеть свои пусть и
небольшие , но достижения. Так ученик , у которого по пятибалльной
системе оценивания выше « тройки» почти никогда и не бывает, получает
жетон за то, что стал чище и аккуратнее писать, делать меньше ошибок, сам
решил задачу, справился с примерами, прибавил в технике чтения, работал в
группе и помогал товарищам.
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по
отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый
«Светофор». Я предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если
работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал
трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он
рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были
небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей
или чтото осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна
небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог
самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок:
«Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с
удовольствием пользуются.
Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить
результативность его деятельности, как в количественном, так и
качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку
собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения,
рисунки, поделки, зачетные работы и т. д. Одна из серьезных задач обучения,
которая может быть решена при использовании портфолио развитие
рефлексии школьника, как основы его дальнейшего индивидуального роста и
развития.
Практическая значимость данного оценивания состоит в том, что:
1. Повышается уровень профессионализма учителей начальной школы в