Влияние здорового образа жизни на школьную среду
Оценка 4.9

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
doc
физическая культура +2
5 кл—11 кл
07.04.2017
Влияние здорового образа жизни на школьную среду
В литературе, средствах массовой информации, на уровне бытового общения часто искажается понятие ЗОЖ. Как правило, под здоровым образом жизни понимается 3 -4 средства, что в корне неверно! Автор считает, что ЗОЖ школьника должен включать в себя: * Режим труда и отдыха * Режим дня * Режим питания * Оптимальную двигательную активность * Закаливание * Гигиена сна * Профилактика вредных привычек * Активное взаимодействие с природой * Самооздоровление * Оптимальные личностные взаимоотношения * Мотивация к ЗОЖ
Иваницкая А.Е. школьники.doc
ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СРЕДУ ШКОЛЬНИКОВ Иваницкая А.Е. МБОУ СОШ №1 г.Шарыпово Невозможно   переоценить   роль   здорового   образа   жизни   (ЗОЖ)   в современном   обществе,   с   избытком   наполненном   техническими   новинками, основное   действие   которых   направлено   на   снижение   физических   нагрузок «рядового» человека. Данная проблема весьма актуальна, особенно если речь идет о здоровье населения, которое будет не только трудиться на благо Родины, жить в соответствии  с собственными устремлениями, но и защищать  рубежи Отечества. Пожалуй, школьные годы – это то время, когда молодой человек формирует   свои   мировоззренческие   взгляды,   устремления   и   строит долгосрочные планы. Поэтому бесспорен тот факт, что здоровый образ жизни должен   быть   примером   и   идеалом   молодежного   сообщества   в   стране, стремящейся воспитать достойное поколение [1]. Словосочетание «здоровый образ жизни» не является новым, оно давно вошло   в   повседневный   обиход   и   воспринимается   как   известное,   понятное явление.   При   этом   общепринятого   представления   о   структуре   ЗОЖ   у современных школьников нет. У одних он ассоциируется с утренней зарядкой, своевременным   питанием,   у   других   –   с   отказом   от   вредных   привычек. «Гимнастика,   физические   упражнения,   ходьба   должны   прочно   войти   в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» – провозглашал Гиппократ. Малоподвижный образ   жизни   делает   организм   человека   беззащитным   при  развитии   различных заболеваний [2]. ЗОЖ – это комплекс активных, трудовых и закаливающих мероприятий позволяющих повысить защитные способности организма от неблагоприятных факторов воздействия окружающей среды, а так же позволяющий до глубокой старости   сохранять   нравственное,   психическое   и   физическое   здоровье. Актуальность   здорового   образа   жизни   вызвана   возрастанием   и   изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни,   увеличением   рисков   техногенного,   экологического,   психологического, политического и военного характера, провоцирующих ухудшение здоровья [3]. Значение   ЗОЖ   для   хорошего   самочувствия,   творческого   долголетия, воспитания потомков и других важных проявлений жизнедеятельности человека убедительно   подтверждается   как   множеством   примеров   из   личной   жизни выдающихся ученых, писателей, спортсменов, описанных в литературе, так и научными исследованиями прошлого и настоящего (Абу Али Ибн Сина, 1957; И.М. Саркизов­Серазини, 1957; А.А. Микулин, 1977; В.В. Фролькис, 1989; И.И. Брехман, 1990; Я. Говорка, 1990; А.М. Киршунов, 1990; В.С. Орлин, 1991; А.Ф. Бойко,1994;   М.   Гогулан,   1996;   Т.   Хана,   1996;   Н.М.   Амосов,   1997;   Н.А. Агаджинян,   В.А.   Ананьев,   Ю.А.   Андреев,   Г.Л.   Апанасенко   и   др.,   1999;   Р.С. Паффенбаргер, Е. Ольсон, 1999 и др.). Здоровый образ  жизни  отражает  обобщенную  типовую   структуру форм жизнедеятельности   школьников,   для   которой   характерны   единство   и целесообразность процессов самоорганизации, самодисциплины, саморазвития, направленных на полноценную реализацию своих сущностных сил, дарований и способностей. Он создает такую социокультурную микросреду для личности, в условиях   которой   возможны   высокая   творческая   самоотдача, работоспособность,   трудовая   и   общественная   активность,   психологический комфорт.   При   здоровом   образе   жизни   ответственность   за   свое   здоровье формируется   у   личности   как   часть   ее   общекультурного   развития   [2].  Это безусловно   подчеркивает   положительное   воздействие   соблюдения   ЗОЖ   на общекультурное развитие. В   литературе,   средствах   массовой   информации,   на   уровне   бытового общения   зачастую   искажается   понятие   ЗОЖ   так   такового.   Как   правило, обыватель   под   здоровым   образом   жизни   понимает   3­4   средства   (отказ   от вредных   привычек,   рациональное   питание, использование   разных   пищевых   добавок,   психотренинг   и   т.д.)   в   разных комбинациях.   двигательную   активность, Такой   подход   является   принципиально   неверным,   поскольку   не обеспечивает   в   полной   мере   оздоровительное   влияние   на   всю   совокупность функциональных   систем   организма   человека   и   его   защиту   от   разных неблагоприятных факторов окружающей среды – всего того, что в конечном итоге определяет здоровье человека. Исходя из этого положения, очень важно определить   оптимальный   набор   практико­деятельностных   компонентов   ЗОЖ [4]. Автор   считает,   что   здоровый   образ   жизни   школьников   должен   в обязательном порядке включать следующие основные практико­деятельностные компоненты:  режим труда и отдыха;  режим питания;  режим дня;  оптимальная двигательная активность;  закаливание организма;  гигиена сна;  профилактика вредных привычек. А также вспомогательные компоненты:  активное взаимодействие с природой;  самооздоровление;  оптимальные личностные взаимоотношения;  мотивацию к здоровому образу жизни. Такой   компонентный   состав   наиболее   полно   охарактеризовать   понятие ЗОЖ.  В   содержании   ЗОЖ   должны   быть   отрегулированы   и   оптимизированы следующие компоненты: режим труда и отдыха; режим дня; гигиена сна; режим питания;   оптимальная   двигательная   активность;   закаливание;   профилактика вредных   привычек     алкоголь, Охарактеризуем более подробно каждый из них. (курение,   наркотические   средства). Режим   труда   и   отдыха.  Строгий,   ритмичный   режим   –   одно   из важнейших   условий   высокой   работоспособности   организма   человека.   При правильном   и   строго   соблюдаемом   режиме   вырабатывается   четкий   и необходимый   ритм   функционирования   организма,   что   создает   оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья. Режим   дня  –   нормативная   основа   жизнедеятельности   для   всех школьников.   В   то   же   время   он   должен   быть   индивидуальным,   т.е., соответствовать   состоянию   здоровья,   физическому   состоянию,   интересам личности   и   т.д.   Необходимо   обеспечить   постоянство   того   или   иного   вида деятельности   в   пределах   суток,   не   допуская   значительных   отклонений   от заданной нормы. Для   оптимизации   режима   дня   необходимо   проанализировать   затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами. Относительно суточный бюджет времени школьника примерно состоит из   10­12   часов   учебных   занятий   (6   часов   аудиторных,   4­6   часов самостоятельных)   и   12   часов,   отведенных   на   восстановление.   Затем   следует распределить   разные   виды   деятельности   в   пределах   конкретного   дня,   их последовательность и правильное чередование учебы и отдыха. Гигиена   сна.  Сон   –   эффективный   способ   снятия   умственного   и физического   напряжения.   Недаром   ослабленный,   больной   человек   или находящийся   длительное   время   в   экстремальных   ситуациях   способен   спать длительное   время.  Это   физиологическая   защита   организма,  потребность,   как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Принято   считать,   что   молодым   необходимо   спать   7­9   часов   в   сутки. Наиболее приемлемым, точнее физиологичным, периодом является период с 23 до   7–8   часов   утра.   При   систематическом   недосыпании   у   них   снижается умственная   работоспособность   на   7­15   %.   Гигиеной   сна   предусматривается отход ко сну и подъем в одно и то же время, с незначительным отклонением.  Оптимальные условия сна:  тишина, желательно сосредоточиться на отдыхе, не нагружая себя мыслями, заботами и переживаниями прошедшего дня и будущего;   затемнение окон, приток свежего воздуха, но не сквозняка;  прием пищи, не возбуждающей организм – за 1,5­2 часа до сна. Режим  питания.  Вопросам   питания  в  настоящее   время,  как   фактору, влияющему   на   здоровье,   придается   огромное   значение.   «Никто   не   должен преступать меры ни в пище, ни в питье»,– провозглашал Пифагор, а мыслитель Сократ предостерегал: «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод и жажда. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Считается, что суточная норма белка в среднем составляет 100 г, жира – 80­90   г,   углеводов   –   350­400   г.   Важным   принципом   рационального   питания является сбалансированность приема основных пищевых веществ. Соотношение белков,   жиров,   углеводов   должно   составлять   соответственно   15­30­55   % суточной   калорийности   потребляемой   пищи.   Очень   важно   иметь   свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды   способствуют   пищеварению,   является   грубой   ошибкой.  Рациональное питание   обеспечивает   правильный   рост   и   формирование   организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Оптимальная двигательная активность. Систематическая двигательная активность, соответствующая полу, возрасту и состоянию здоровья – один из обязательных   факторов   здорового   образа   жизни   школьников.   У   большинства людей,   занятых   в   сфере   интеллектуального   труда,   двигательная   активность значительно   ограничена.   Это   присуще   и   школьникам.   Негативными последствиями этого являются гиподинамия и гипокинезия, которые являются причиной   многих   болезней.   Поэтому   возникает   важнейшая   социально­ педагогическая   задача   –   определение   оптимальных,   а   также   минимально   и максимально возможных режимов двигательной активности. Основной   формой   физического   воспитания   в   школе   являются обязательные учебные занятия в объеме не менее 6­ти часов в неделю. Однако этой   формой   менее   чем   на   50   %   реализуется   недельная   потребность   в двигательной  активности. Поэтому внеучебные формы занятий именно те, за счет   которых   реализуется   данная   потребность.   Следует   учитывать   сезонные колебания двигательной активности. Зимой она, как правило, снижается на 10­ 15 %. Профилактика   вредных   привычек.  Вредные   привычки   –   курение, употребление алкоголя и наркотиков – оказывают пагубное влияние на организм человека,   снижают   умственную   работоспособность.   Они   несовместимы   с занятиями физическими упражнениями, здоровым образом жизни. Закаливание  –  мощное   оздоровительное   средство.   Оно   позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность.   Закаливание   оказывает   общеукрепляющее   действие   на организм,   повышает   тонус   нервной   системы,   улучшает   кровообращение, нормализует обмен веществ.  Широко известны различные способы закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных   времен   известно,   что   ходьба   босиком  замечательное закаливающее   средство.   Зимнее   плавание  ­  высшая   форма   закаливания. Эффективность   закаливания   возрастает   при   использовании   специальных температурных воздействий  и процедур.  Основные  принципы  их  правильного применения   должны   знать   все:   систематичность   и   последовательность;   учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. ­ Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души   тренируют   нервно­сосудистый   аппарат   кожи   и   подкожной   клетчатки, совершенствуя   физическую   терморегуляцию,   оказывают   стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность [5]. Каждый   из   проанализированных   компонентов   в   той   или   иной   степени активно влияет на одну или несколько функциональных систем организма. В совокупности   они   создают   условия   для   нормального   функционирования организма   и   защиту   его   от   неблагоприятных   факторов   жизнедеятельности   и внешней среды. В литературе есть данные, которые говорят о том, что соблюдение ЗОЖ школьниками гарантированно оказывает содействие укреплению и сохранению физического   и   психического   здоровья,   успешному   обучению,   накоплению физических и духовных сил, а также  создает надежные предпосылки активной жизнедеятельности, семейного   благополучия, высокопроизводительной   профессиональной   работы,   успешной   карьеры   и творческого долголетия. При этом решающее значение имеет культура ЗОЖ [6].   материального   и   Список литературы: Кузин В.В. Научно­методический журнал «Физическая культура»,  1. 1996. – №1. 2. Ахмерова   С.Г.   Здоровый   образ   жизни   и   его   формирование в процессе обучения / С.Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. – №2. – С. 37­40. 3. Виноградов   П.А.,   Физическая   культура   и   здоровый   образ   жизни. Москва., 1990. – 140 с. 4. Фурманов А.Г. Здоровый образ жизни / А.Г. Фурманов, Ю.Н. Князев. – Мн.: Тесей, 2003. – 60 с. 5. Загревская А.И. Технология модульного обучения в физкультурном образовании   студентов:  Учебное   пособие   /   А.И.   Загревская,   В.Г.   Шилько.   – Томск: Томский гос. ун­т, 2009. – 234 с.  6. Казин   Э.М.   Основы   индивидуального   здоровья   человека:   Учеб. пособие   для   студ.   высш.   учеб.   заведений   /   Э.М.   Казин,   Н.Г.   Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Влияние здорового образа жизни на школьную среду

Влияние здорового образа жизни на школьную среду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017